Главная / Другое / Содержательная модель информационно-образовательной среды школьной библиотеки МБОУ

Содержательная модель информационно-образовательной среды школьной библиотеки МБОУ

Особенности создания содержательной модели информационно-образовательной среды библиотеки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «ЗСОШ№2»


Работая в детской библиотеке, мы, к сожалению, часто видим, что детей не радует книга. Возникает вопрос: почему иногда уже первая в жизни ребенка книжка не вызывает у него интереса? Ответ прост: потому что в первое время он еще не понимает прелесть чтения.

Если, читая книгу малышу, родители испытывают и не скрывают свои положительные эмоции, то у него складывается отношение к чтению, как к удовольствию. А если взрослые находят возможность вместе с ребенком посещать библиотеку, где поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем, сама обстановка — особый торжественный ритуал, то маленький человек станет большим читателем.

В библиотеке сама среда организована так, чтобы развить у ребенка не просто любовь к книге, а творческое отношение к чтению.

Следуя рекомендациям специалистов творческие библиотекари – практика стараются максимально информативно организовать свою библиотечную среду. Например, так оформить торцы стеллажей, чтобы показать и рекламировать их наполнение. В библиотеке школы №1552 г. Москвы – это функциональная находка библиотекарей – практиков при оформлении книжных разделителей. Она заключается в компьютерном наборе этикеток с надписями, которые наклеиваются на пластиковые разделители каждой читательской группе в открытом доступе фонда. Библиотекари – практики предлагают свой цвет разделителя и свой текст надписи.[26]

Организуя пространство детского чтения, екатеринбургские муниципальные библиотеки следуют принципам доступности и наглядности (притягательности) информации и фонда. Создаваемая библиотекарями «многоуровневая» модель максимально учитывает интересы, запросы и возможности всех детей и взрослых (родителей, педагогов). Каждая возрастная группа занимает свой уровень — определенную зону пространства. При этом зонирование не имеет «жестких» границ, и каждый читатель при желании может не только наблюдать за происходящим на всей территории библиотеки, но и свободно переходить с уровня на уровень.

Сейчас для школьных библиотек в новых школах предусмотрены более просторные помещения, что позволяет создать творческий интерьер открытого доступа. Здесь имеется возможность создать целую «Библиотечную улицу», как например, в московской школе № 1298. На стенах коридора художественно изображены окна книжных домов и прогуливающиеся под ними персонажи лучших детских книг. Здесь же рисунки детей по мотивам прочитанных произведений.[26]

В качестве базы исследования была выбрана библиотека МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа№2». Библиотека обслуживает учащихся с 1-11 класс, педагогов. Число читателей 579 человек, из них 496 учащихся. Фонд библиотеки составляет 17256 экз. В 2005 году в МБОУ «ЗСОШ№2» был произведен капитальный ремонт. Это коснулось и школьной библиотеки. Была заменена полностью мебель и техническое оснащение: стеллажи, кафедра, столы, стулья, книжные шкафы, был приобретен стол на 6 посадочных мест, диван, было выделено 2 компьютера (Приложение 1). В 2010 году администрацией школы было выделено 96 тыс. рублей на приобретение литературы для школьной библиотеки. Мы приобрели 414 экз. книг, 280 экз. из которых являются новейшими справочниками, словарями, энциклопедиями для всех категорий возрастов по разным отраслям знаний.

Но с приобретением всего нового, площадь библиотеки осталась неизменной - 98м2,что противоречит на данный момент «Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», где рекомендовано иметь площадь библиотеки не менее 0,6 м2. Также оформление библиотеки страдает бледностью оформления. Отсутствуют средства ориентации в библиотечном пространстве с учетом всех возрастных особенностей детей (стенды, плакаты, выставки). Поэтому была подготовлена и предложена своя модель – схема библиотеки (Приложение 2).

Для создания информационно-образовательной среды школьной библиотеки необходимо было выяснить: 1) что понимают под информационно-образовательной средой школьные библиотекари и что они делают по ее созданию и развитию; 2) в какой информации нуждаются дети, как они ориентируются в информационных ресурсах, какие формы поиска и представления информации они предпочитают, что они хотели бы получить в библиотеке.

В анкетирование приняло 21 библиотекарь. Анкетирование показало, что библиотекари по-разному понимают значение понятия «информационно-образовательная среда». Были такие ответы: информационно-образовательная среда – это «телевидение», «газеты, журналы», «то, что тебя окружает в библиотеке – это фонд», « помещение, где находится ребенок и для которого все организовано с его интересом», и т.д.

На вопрос что нравиться детям в библиотеке, большинство ответили. Что библиотекари (50%) и интерьер (60%), СБА назвали 5%. Для того что бы дети чувствовали себя комфортно, библиотекари предложили: расширить помещение, вынести книги из хранилища, расширить открытый доступ, побольше новых книг, новую мебель - (90%),остальные 8% - выделить место для чтения книг, 2% - оформить живой уголок.88% опрошенных пришли к выводу, что дети в школьной библиотеки ориентируются самостоятельно или с помощью библиотекаря,12% - с помощью наглядного материала – стенды, тематического оформления пространства библиотеки. Также, такие компоненты информационно-образовательной среды школьной библиотеки присутствуют не у всех библиотек: 61% - имеют, плакаты, стенды, открытый доступ, 39% - не имеют открытого доступа (только тематические ящики, из-за маленькой площади), каталогов.

Результаты анкетирования читателей 4-5 класса.

Было опрошено 44 читателя библиотеки.

Основной целью анкеты было выяснить мнение детей по ряду вопросов при создании модели информационно – образовательной среды библиотеки: легко ли им ориентироваться в библиотеке, нуждаются ли они в помощи библиотекаря или искать информацию самостоятельно.

Необходимую информацию в библиотеке находят:

всегда – 56%

не всегда – 34%

редко – 7%

иногда – 3%

На вопрос, какие стенды нужны в библиотеке. Дети могли выбрать предложенные варианты или высказать свое мнение. Большинство указало на стенды, отражающие правила пользования библиотекой 70%, многие также отметили на стенды отражающие структуру библиотеки – 65%. Были названы и другие: «объясняющие, как найти книгу», «где еще можно найти книгу, если в этой библиотеке нет».

Большинство опрошенных предпочитают библиотекаря подобрать им книги 65%, 35 % - выбирать книги в фонде открытого доступа. Результаты этой анкеты очень интересны – дети этого возраста все таки предпочитают посещать библиотеку для удовлетворения интересов по увлечениям, как - то провести свободное время и чтобы хотелось бывать в библиотеке - поставить кресла, оформить аквариум, клетку с попугайчиками.

9-11 классы.

Целью анкеты было выяснить, комфортно ли чувствуют ребята в библиотеке, и что нужно сделать, по их мнению, чтобы им стало там интересно.

Комфортно в библиотеке себя чувствуют 72% опрошенных. Под информационно-образовательной средой большинство детей (79%) все таки понимают использование компьютера в поиске информации, а у остальных - 21%- мнения разошлись.

Самостоятельно предпочитают находить информацию 66% опрошенных, с помощью библиотекаря – 24% и только 10% процентов с помощью СБА.

Большинство читателей предпочитают предметное расположение информации- 92%, алфавитное - 6%, систематическое – 2 %.

Анкетирование позволило выявить комфортно ли себя чувствуют дети в библиотеке, пользуются ли СБА, нуждаются ли в помощи библиотекаря и насколько часто обращаются к ним за помощью.

Ведь дети этого возраста посещают библиотеку за литературой в помощь учебе, с целью самообразования, а чтобы бывать в библиотеке почаще нужно: расширить помещение, вынести книги из хранилища и побольше новой литературы.

Чтобы в библиотеке школьников привлекла сама атмосфера, необходимо пересмотреть дизайн библиотеки. Создать особую атмосферу поможет книжная выставка, которую необходимо сделать красочной, яркой, используя природный материал с учетом назначения выставки. Создать благоприятные места для тихого чтения, "углы для чтения" - тихие, удобные комфортные, светлые. Учитывая, что в читальном зале школьной библиотеки имеется компьютерная зона, необходимо дать возможность школьникам создать свой банк данных по творчеству разных писателей или по различным жанрам литературы, интересам или особым темам, который будет использован в качестве рекомендательного чтения школьников.

В модели будущей библиотеки постаралась отразить все компоненты информационно-образовательной среды: средства ориентации в библиотечном пространстве (стенды, плакаты, путеводитель открытого доступа); книжная среда (открытость доступа, книжные выставки); средства пропаганды библиотечно – библиографических знаний, интерьер библиотеки.

Информационно-образовательная среда школьной библиотеки должна быть выстроена таким образом, чтобы создать максимум возможностей для формирования и проявления лучших качеств личности – активности, самостоятельности, творческого подхода. В качестве основы при разработке содержательной модели информационно-образовательной среды библиотеки школы №2 были использован публикации, отражающие передовой опыт в данной области. Материалы по психологическим и возрастным особенностям детей, а также результаты анкетирования библиотечных и читателей учащихся разного возраста. Как уже отмечалось информационно-образовательная среда школьной библиотеки – это окружающее читателя определенно организованное пространство. Компоненты этого пространства образуют оригинальную поисковую систему, соответствующую особенностям читательского развития ребенка.

Содержательная модель информационно-образовательной среды школьной библиотеки должна включать следующие компоненты:

  1. Интерьер библиотеки

  2. Средства ориентации в библиотечном пространстве школьной библиотеке

  3. Книжная среда (фонд), средства раскрытия фонда

  4. Открытый доступ

  5. Средства пропаганды библиотечно – библиографических знаний

  6. Информационные ресурсы

Рассмотрим каждый компонент более подробно.

  1. Интерьер библиотеки

Одна из задач школьной библиотеки – создание максимально комфортных условий для встречи участников образовательного процесса с информацией. Главнейшим элементом решения этой задачи считается организация интерьера, т.е. внутреннего пространства библиотеки. общеизвестно, что интерьер взывает в человеке либо положительные, либо отрицательные реакции. От того, в каком помещении человек трудится, зависит его объективное эмоциональное и порой даже физическое состояние, создаваемое в том числе эстетической организацией интерьера.

Удобство и красота – основные критерии современного оформления библиотечных интерьеров. При создании интерьера библиотеки специалисты предлагают учесть следующие принципы:

  • функциональность организации фонда и технических средств;

  • эстетическая выразительность целесообразность предметных форм, пропорциональность, масштабность, гармоничное сочетание всех элементов интерьера;

  • учет окружающей среды и конкретных условий;

  • единство формы и содержания;

  • информационная выразительность и насыщенность всех элементов интерьера.

Помещение школьной библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально – технологическую). В идеале в школьной библиотеке читательской зоне необходимо выделить подзоны: абонемент, читальный зал со столом для занятий, выставочными стендами и стеллажами открытого доступа к энциклопедиям, справочникам и словарям, прессе, компьютерная зона со специальными столами и техникой.

Четкое деление библиотеки на такие подзоны позволит максимально эффективно использовать пространство и при необходимости трансформировать читальный зал для проведения семинаров, уроков с использованием современной техники.

При оформлении интерьера библиотеки желательно уйти от дублирования обстановки школьных кабинетов, чтобы сделать ее привлекательной, уютной, располагающей к себе. Хорошее эстетическое оформление создает благоприятную среду для более эффективного использования информационных ресурсов, за счет продуманной расстановки фонда и современной рекламы источников информации. Библиотека также является комфортным местом для общения читателей, выполняя тем самым коммуникативную функцию.

  1. Средства ориентации в библиотечном пространстве школьной библиотеки.

Важнейшим элементом любой библиотеки является внутренняя библиотечная реклама, основная задача которой, по мнению специалистов, заключается в представлении пользователям ориентирующе - подсказывающей информации. Все средства, помогающие посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве, делают его доступным, комфортным, легко обживаемым. К таким средствам относятся объявления, стенды, буклеты, рекламные, «приглашающие», благодарственные, поздравительные и даже тематические стенные газеты, информационные листки на дверях библиотеки либо на стене возле нее.

Стенд – это визитная карточка библиотеки. Благодаря стендам читатели получают объективное, объемное, многогранное представление о реально существующих направлениях деятельности библиотеки. Стенды могут выступить как способ библиографического самообслуживания. Они должны информировать, убеждать, развивать любознательность. Информационный стенд «Библиотека информирует» выполнен в едином стилевом решении. Все материалы, представленные на нем, доступны и актуальны, т.е. содержат только необходимые оперативные сведения, информация на данном стенде располагается на трех уровнях, в том числе с учетом роста читателей разного возраста. Информация о графике работы библиотеки и выдаче литературы по классам, а также о сотруднике библиотеки расположена на кафедре, оформленная в виде информационной таблички.

Библиотечный плакат - это массовый вид изобразительного искусства. Одна из действенных средств наглядной агитации. Плакат представляет собой крупное. Яркое изображение, сопровождаемое кратким текстом. Главная цель плаката – рекомендация лучших книг с использованием литературных образов. Плакат является формой массовой наглядности. Плакаты – путеводители раскрывают структуру библиотеки, показывают местонахождение отделов. Плакат – указатель отражает состав СБА, назначение и расположение его частей. Плакаты – схемы информируют о структуре каталогов и картотек. Особое место занимают плакаты – алгоритм поиска литературы по каталогам и картотекам, библиографическим пособиям.

Каждый плакат содержит обычно текст и иллюстративный материал.

Многословие, пестрота оформления, пристрастие к цитатам снижают ценность плаката. Выделяют три разновидности плаката: рекламирующие книгу или группу книг (журналов, газет), библиотеку и ее отдельные услуги, формы деятельности, а также плакаты, оказывающие помощь в освоении информационных знаний, например, справочно – библиографического аппарата, при использовании компьютеров и т.д.

В библиотеках часто используют буклеты для рекламы. Но ведь они тоже несут информацию о библиотеке и могут дополнить информационную среду школьной библиотеке важными сведениями применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета. Буклетом называют согнутое в один или несколько раз «гармошкой», треугольником. «домиком» и т.п. многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание. Самый распространенный буклет посвящается библиотеке – это «Правила пользования школьной библиотекой», а также конкретному отделу или направлению работы, обычно новое, которое только предстоит «осваиваивать» посетителям. Среди других жанров можно выделить пригласительные билеты на массовые программы, рекомендательные списки литературы, памятки «Сохраним учебник», «Родителям о чтении», с которыми могут посетители библиотеки, а это и учащиеся и их родители, ознакомится при посещении школьной библиотеки самостоятельно. Не прибегая к помощи библиотекаря.

3.Книжная среда (фонд), средства раскрытия фонда.

Пространство, окружающее ребенка в библиотеке состоит из множества компонентов, но самым главным является книжная среда, фонд библиотеки.

Книжную среду в библиотеке библиотекари всегда стремились организовать в порядке удобном для собственного пользования, изобретая при этом сложные ББК, УДК и др. Любая принята в библиотеке библиографическая классификация обладает большой степени условности, и ее логика, как показывает зарубежный и отечественный опыт, с трудом постигается детьми, а нередко и взрослыми. Не обладающими специальными знаниями в области библиографии. Вместе с тем, многие читатели предпочитают пользоваться фондом и каталогами без посторонней помощи, в силу склада характера, психологических барьеров при общении с библиотекарями; некоторые читатели находят особое удовольствие в том, чтобы побродить между стеллажей, перебрать книги на полках. Раскрытие и оформление фонда становятся творческой задачей, связанной с созданием индивидуального, не похожего на аналоги привлекательного образа библиотеки. Для облегчения читателям возможности самостоятельно ориентироваться в книжном фонде, выбирать отдельные издания и расширять представление об имеющейся информации по теме, проблеме применяются давно опробованные и новые приёмы. Многие из них - и в этом отличие от прежнего опыта - базируются на психологии визуального восприятия.
Рассматривая организацию фонда как визуальный проект, библиотекари ориентируются на усиление одновременно эстетического, коммуникативного, рекреационного, релаксационного и других эффектов. Так, визуальную статичность прежнего открытого доступа преодолевают с помощью ярких, зрелищных, игровых по своей сути приёмов и интерактивных выставок с использованием мультимедийных средств.

Мера свободы выбора возрастает и за счёт этнокультурного аспекта раскрытия и оформления ресурсов. В национальных республиках и округах, а также полиэтнических регионах (районах компактного проживания диаспор) применяется двуязычный способ оформления; здесь в постоянной и временных экспозициях представлены не только печатные источники, но и национальные костюмы, предметы народно-декоративного искусства, этнографические экспонаты. Использование соответствующей цветовой гаммы, начертаний шрифтов, линий, фактуры предметов, имен и облика любимых героев национального фольклора - все эти элементы дизайна призваны выявлять этническую специфику района обслуживания.
По-новому продумываются схемы размещения книжных фондов: в виде чертежей, где отображение соответствующего раздела фонда отличается от другого не только местом на схеме, но и цветом. Это может быть яркий, метафоричный рисунок в виде дерева, каждая веточка которого соответствует конкретному разделу книжного фонда. При оформлении стеллажей и разделителей подбирается цветовая гамма насыщенных, тёплых тонов с разнообразными оттенками бежевого и розового цвета или пастельные мягкие краски (светло-серый, оливковый, нежно-голубой).
Разделители на стеллажах выступают не только способом ориентации в фонде, указывая информацию в виде наименования раздела/подраздела, как при прежнем открытом доступе. В детских и школьных библиотеках и нередко в отделениях для взрослых - это маркеры, притягивающие внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу (чаще всего видному писателю либо учёному, о котором в библиотеке имеется немало книг). Поэтому разделители здесь цветные, с крупными рисунками, портретами, фотографиями и пр. Встречаются и объёмные разделители - в форме домика, животного, героя сказки.
Формы ориентации в фонде сочетаются с элементами рекламы; броские заголовки и/или рисунки на торцах стеллажей, планшеты или даже мягкие холщовые сумки с логотипом (элемент фирменного стиля библиотеки). В них вкладываются аннотированные закладки с кратким рекомендательным списком документов (книг, статей, адресов Интернет-сайтов), буклеты, приглашения на библиотечные и общегородские праздники, другая рекламная продукция.
Уровень комфортности обслуживания зависит также от размещения стеллажей. Тесное помещение, узкие проходы между стеллажами, расставленными строгими параллельными рядами, могут вызывать ассоциации с туннелем, из которого хочется поскорей выбраться. У пользователей появляется ощущение несвободы. От принятой при прежнем открытом доступе расстановки по периметру помещения или последовательными рядами под углом примерно в 25-30 градусов библиотеки переходят к другим схемам. Изучение законов эргономики, особенностей визуального восприятия, опыт зарубежных коллег приводят к использованию круговой или зигзагообразной композиции, что снимает ощущение монотонности.
Овал в явном (круг) или иллюзорном варианте (мягко закруглённый зигзаг) зрительно воспринимается более благоприятно, чем прямоугольные формы. При просмотре книг появляется возможность побыть наедине с собой, отдохнуть, расслабиться после уроков, лекций, трудового дня. Эффект уединенности, разговора с самим собой, что психологи рассматривают как одну из разновидностей общения, играет важную релаксационную роль…
3. Открытый доступ.

Методические приёмы современной организации фонда учитывают не только собственно читательские интересы, но и многообразную поведенческую мотивацию посетителя. Это шаги на пути к свободному выбору человеком поведенческих сценариев пребывания в библиотеке. И, безусловно, переход от открытого к свободному доступу.
В свободном доступе воссоздаются приёмы дифференцированной по разным признакам адресной рекомендации книги, в том числе с помощью рекомендательной библиографии. Заново переосмысливается опыт продвижения литературы, маркируются книги, наиболее значимые для развития интереса к проблеме, конкретному жанру, книжной серии, отдельному изданию. Плюс к этому расширяется пространство книжной рекомендации за счет ориентации в ресурсах мультимедиа: ссылок и отсылок к адресам соответствующих сайтов, указателей компакт-дисков…
[Уникальное свойство библиотеки] – создавать любознательным читателям условия для проявления поисковой интуиции…

Открытый доступ – одна из форм опосредованного воздействия на развитие навыков и умений самостоятельно искать и находить нужную книгу. Формирование у читателей навыков ориентирования в библиотеке способствует продуманное оформление фонда, которое отличается от оформления фонда в книгохранилищах.

В большинстве школьных библиотек практикуется частично открытый доступ к фондам. Характерными показателями такой расстановки фонда является размещение в читательской зоне ряда тематических стеллажей для различных возрастных категорий, подборки изданий на столах и стендах.

Умело организованный свободный доступ обеспечивает пользователям комфортное пребывание в библиотеке, большую свободу в выборе любого документа, найденного документа в фонде самостоятельно или по рекомендации библиотекаря. При создании комфортной среды библиотекарь обязан не оставлять читателя наедине с проблемой поиска информации. Очевидно. Что свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем. Специалисты особо отмечают: свободный доступ выступает как развивающее и обучающее пространство.

В фондах открытого доступа для детей могут быть использованы двусторонние и пристенные - четырехполочные (более низкие) стеллажи, столы – ящики для книг, стеллажи – вертушки, которые создают достаточно комфортную обстановку. Книжное пространство должно быть не просто открытым, но интересным. Кроме того, расстановка фонда должна создавать обоим участникам библиотечного диалога максимальный комфорт при поиске нужного документа. Специалисты утверждают, что расположение стеллажей или застекленных шкафов с книгами вдоль стен – успокаивает. Особенно оправдан такой вариант расстановки в читальных залах школьных библиотек, расстановка располагает к вдумчивому восприятию информации. Среди стеллажей открытого доступа, если есть возможность, рекомендуется предусмотреть места для просмотра выбираемой литературы.

Кроме того, известный библиотековед Слава Григорьевна Матлина утешает школьных библиотекарей, как правило, страдающих от наличия маленьких помещений, что малое помещение не так плохо. В нем легче организовать комфортную, уютную обстановку. Как правило, бывает выверен и продуман каждый метр занимаемой площади. Так, например, кафедра выдачи библиотекаря располагается недалеко от входа, за его спиной (потому что функционально) располагается справочный аппарат. Два – три стола, имитирующих мини – читальный зал, как правило, заманивают читателя обложками ярких журналов или книг. Этому же служат и тематические выставки. Следуя рекомендация специалистов, библиотекари стараются максимально информативно организовать свою библиотечную среду, например, так оформить торцы стеллажей, чтобы показать и рекламировать их наполнение. Функциональна находка при оформлении книжных разделителей. Она заключается в компьютерном наборе этикеток с надписями, которые наклеиваются на пластиковые разделители. Каждой читательской группе в открытом доступе фонда библиотекари предлагают свой цвет разделителя и свой цвет надписи.

5.Средства пропаганды библиотечно – библиографических знаний.

В рамках информационно – образовательной среды может функционировать постоянно действующая обучающая выставка как выразительный визуальный акцент. Она может включать такие разделы, как: - литература, не заданная на дом;

- загадки старых переплетов (библиографические находки);

- сюрприз (самая любимая книга).

Особый интерес у детей вызывают, конечно же, сказки. Поэтому использование сказки как эффективного средства обучения детей библиотечно - библиографическим знаниям позволит научить пользоваться СБА библиотеки. В таких поучительных сказках героями выступают книги, каталоги, картотеки, каталожные карточки, мудрые словари, добрые волшебники библиотекари.

Библиотечно – библиографические знания читатели могут получит также посредством плакатов, схем, стендов, компьютерных обучающих игр.

Большую роль в пропаганде книг имеют библиографические списки. Списки могут составляться для конкретного и «отвлеченного» читателя. Библиографические списки могут быть выполнены в виде простейшего списка, положенного на кафедру или вывешенного на стенде или в виде печатного издания небольшим тиражом. Если нет возможности издания списка по постоянным запросам читателей, то можно в открытом доступе выделить тематическую полку. Где собирается литература на одну тему, но включающая в себя книги из разных отделов.

Многие дети в анкетах указали, что хотели бы получать информацию в библиотеке с интернета, чтобы был доступ к мультимедийным изданиям. Мультимедийные выставки также для многих представляют интерес. Вообще детям интересно все, что связано с компьютером.

6.Информационне ресурсы.

В информационно-образовательной среде школьной библиотеки книга и электронный ресурс дополняют друг друга, предоставляют по-настоящему комфортные информационные услуги. Особое внимание должно быть уделено качеству коллекции.
В федеральном стандарте отмечается также: школьная библиотека «должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР - информационные продукты, для воспроизведения которых используется компьютер.
По исполнению выделены следующие электронные ресурсы:
- электронные издания на оптических носителях;
- сетевые информационные ресурсы (ресурсы телекоммуникационных сетей, самая популярная - сеть Интернет);
- комбинированные (диск/сеть) ЭОР.
Для практиков имеет большое значение классификация ЭОР по содержанию:
• информационно-справочные источники – энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические и астрономические атласы. Эти ресурсы ориентированы на использование в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач;
• учебные электронные издания и ресурсы – электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Включают все виды учебной деятельности- получение информации, практические занятия и аттестацию;
• издания/ ресурсы общекультурного характера – для расширения культурной среды. Это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, материалы о классиках мировой культуры.
В информационные ресурсы школьной библиотеки сегодня все активнее входит вся библиографическая информация, отражающая не только фонд данной конкретной библиотеки, но и фонды ряда других библиотек ( в том числе сводных и электронных), т.е. в информационных ресурсах библиотеки все большее место занимает виртуальная информация. В информационном пространстве пока превалируют традиционные носители, но доля электронных ресурсов растет.
Все активнее в школьных библиотеках к традиционным источникам информации присоединяются образовательные компакт-диски (СД и DVD), электронные базы данных, электронные каталоги, ресурсы Интернета. Компьютерная зона в школьной библиотеке становится местом творческой работы и критического освоения информации.
Сейчас учащиеся с большим удовольствием осуществляют поиск информации по электронным каталогам и в Интернете. Педагоги констатируют: эффективная работа с информационно-коммуникационными средствами позволяет разнообразить методы и формы обучения, помогает формированию творчески мыслящего человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и создавать свое.[12]

Данное исследование показало и можно с уверенностью сказать, что при всех существующих трудностях и проблемах, библиотека остается для детей, пожалуй, самой благоприятной средой общения, центром которой является библиотекарь. Школьные библиотекари стараются выстраивать отношения с читателем – ребенком как с равноправным партнером. Дети стали более раскованными, контактными, с ними довольно легко вступить в диалог, и компьютер, при всей его привлекательности, все же не вытеснит из библиотечного пространства самого библиотекаря и книгу. Представляется, что для школьной библиотеки лучше иметь гостеприимную атмосферу, чем изысканный интерьер и богатую «начинку ». Она должна быть местом, где учащимся просто приятно заниматься. Именно таким образом школьная библиотека лучше выполнит свою наиболее очевидную функцию: информационное обеспечение учебной программы, привлечение учащихся к активному чтению, привитие им читательской независимости, развитие у них грамотности и языковых навыков, помощь в поиске и оценке личных и общественных ценностей зафиксированных в книгах.

Какой они видят свою библиотеку? Обобщенный вариант ответов может быть представлен следующим образом: она должна иметь абонемент и читальный зал, это должно быть уютное, светлое, просторное, удобное для пользователя помещение со специальной современной мебелью, телевизором, хорошо оснащенное технически. В нее своевременно, регулярно поступают методические и дидактические материалы, учебники и учебные пособия, в ее фонде содержатся в достаточном объеме справочные и энциклопедические издания, периодика.

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы школьной библиотеки - в расширении ассортимента производимых ею информационных продуктов и услуг, превращение ее в информационный центр школы. Библиотека в школе - это не просто пункт выдачи учебников; работающие здесь специалисты убеждены, что «она является информационным сердцем школы» и деятельность всего школьного организма зависит от «состояния здоровья этого органа».





















Содержательная модель информационно-образовательной среды школьной библиотеки МБОУ
  • Другое
Описание:

Особенности создания содержательной модели  информационно-образовательной среды  библиотеки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «ЗСОШ№2»

 

          Работая в детской библиотеке, мы, к сожалению, часто видим, что детей не радует книга. Возникает вопрос: почему иногда уже первая в жизни ребенка книжка не вызывает у него интереса? Ответ прост: потому что в первое время он еще не понимает прелесть чтения.

Если, читая книгу малышу, родители испытывают и не скрывают свои положительные эмоции, то у него складывается отношение к чтению, как к удовольствию. А если взрослые находят возможность вместе с ребенком посещать библиотеку, где поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем, сама обстановка — особый торжественный ритуал, то маленький человек станет большим читателем.

В библиотеке сама среда организована так, чтобы развить у ребенка не просто любовь к книге, а творческое отношение к чтению.

Следуя рекомендациям специалистов творческие библиотекари – практика стараются максимально информативно организовать свою библиотечную среду. Например, так оформить торцы стеллажей, чтобы показать и рекламировать их наполнение. В библиотеке школы №1552 г. Москвы – это функциональная находка библиотекарей – практиков при оформлении книжных разделителей. Она заключается в компьютерном наборе этикеток с надписями, которые наклеиваются на пластиковые разделители каждой читательской группе в открытом доступе фонда. Библиотекари – практики предлагают свой цвет разделителя и свой текст надписи.[26]

Организуя пространство детского чтения, екатеринбургские муниципальные библиотеки следуют принципам доступности и наглядности (притягательности) информации и фонда. Создаваемая библиотекарями «многоуровневая» модель максимально учитывает интересы, запросы и возможности всех детей и взрослых (родителей, педагогов). Каждая возрастная группа занимает свой уровень — определенную зону пространства. При этом зонирование не имеет «жестких» границ, и каждый читатель при желании может не только наблюдать за происходящим на всей территории библиотеки, но и свободно переходить с уровня на уровень.

Сейчас для школьных библиотек в новых школах предусмотрены более просторные помещения, что позволяет создать творческий интерьер открытого доступа. Здесь имеется возможность создать целую «Библиотечную улицу», как например, в московской школе № 1298. На стенах коридора художественно изображены окна книжных домов и прогуливающиеся под ними персонажи лучших детских книг. Здесь же рисунки детей по мотивам прочитанных произведений.[26]

         В качестве базы исследования была выбрана библиотека МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа№2». Библиотека обслуживает учащихся с 1-11 класс, педагогов. Число читателей 579 человек, из них 496 учащихся. Фонд библиотеки составляет  17256 экз. В 2005 году в МБОУ «ЗСОШ№2» был произведен капитальный ремонт. Это коснулось и школьной библиотеки. Была заменена полностью мебель и техническое оснащение: стеллажи,  кафедра, столы, стулья, книжные шкафы, был приобретен стол на 6 посадочных мест, диван, было выделено 2 компьютера (Приложение 1). В 2010 году администрацией школы было выделено 96 тыс. рублей на приобретение литературы для школьной библиотеки. Мы приобрели 414 экз. книг, 280 экз. из которых являются новейшими справочниками, словарями, энциклопедиями для всех категорий возрастов по разным отраслям знаний.

         Но с приобретением всего нового, площадь библиотеки осталась неизменной -  98м2,что противоречит на данный момент  «Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», где рекомендовано иметь площадь библиотеки не менее 0,6 м2. Также оформление библиотеки страдает бледностью оформления. Отсутствуют средства ориентации в библиотечном пространстве с учетом всех возрастных особенностей детей (стенды, плакаты, выставки). Поэтому была подготовлена и предложена своя модель – схема библиотеки (Приложение 2).   

         Для создания информационно-образовательной среды школьной библиотеки необходимо было выяснить: 1) что понимают под информационно-образовательной средой  школьные библиотекари и что они делают по ее созданию и развитию; 2) в какой информации нуждаются дети, как они ориентируются в информационных ресурсах, какие формы поиска и представления информации они предпочитают, что они хотели бы получить в библиотеке.

    В анкетирование приняло 21 библиотекарь. Анкетирование показало, что библиотекари по-разному понимают значение понятия «информационно-образовательная среда». Были такие ответы: информационно-образовательная среда – это «телевидение», «газеты, журналы», «то, что тебя окружает в библиотеке – это фонд», « помещение, где находится ребенок и для которого все организовано с его интересом»,  и т.д.

    На вопрос что нравиться детям в библиотеке, большинство ответили. Что библиотекари (50%) и интерьер (60%), СБА назвали 5%. Для того что бы дети чувствовали себя комфортно,  библиотекари  предложили: расширить помещение, вынести книги из хранилища, расширить открытый доступ, побольше новых книг, новую мебель - (90%),остальные 8% - выделить место для чтения книг, 2% - оформить живой уголок.88% опрошенных пришли к выводу, что дети в школьной библиотеки ориентируются самостоятельно или с помощью библиотекаря,12% - с помощью наглядного материала – стенды, тематического оформления  пространства библиотеки. Также, такие компоненты информационно-образовательной среды школьной библиотеки присутствуют не у всех библиотек: 61% - имеют, плакаты, стенды, открытый доступ, 39% - не имеют открытого доступа (только тематические ящики, из-за маленькой площади), каталогов.

Результаты анкетирования читателей 4-5 класса.

         Было опрошено 44 читателя библиотеки.

         Основной целью анкеты было выяснить мнение детей по ряду вопросов при создании модели информационно – образовательной среды библиотеки: легко ли им ориентироваться в библиотеке, нуждаются ли они в помощи библиотекаря или искатьинформацию самостоятельно.

         Необходимую информацию в библиотеке находят:

         всегда – 56%

         не всегда – 34%

         редко – 7%

         иногда – 3%

         На вопрос, какие стенды нужны в библиотеке. Дети могли выбрать предложенные  варианты или высказать свое мнение. Большинство указало на стенды, отражающие  правила пользования библиотекой 70%, многие также отметили на стенды отражающие структуру библиотеки – 65%.  Были названы и другие: «объясняющие, как найти книгу», «где еще можно найти книгу, если  в этой библиотеке нет».

     Большинство опрошенных предпочитают библиотекаря подобрать им книги 65%, 35 % - выбирать книги в фонде открытого доступа. Результаты этой анкеты  очень интересны – дети этого возраста все таки предпочитают посещать библиотеку для удовлетворения интересов по увлечениям,  как - то провести свободное время и  чтобы  хотелось бывать в библиотеке -  поставить кресла, оформить аквариум, клетку с попугайчиками.

     9-11 классы.

     Целью анкеты было выяснить, комфортно ли чувствуют ребята в библиотеке, и что нужно сделать, по их мнению, чтобы им стало там интересно.

     Комфортно в библиотеке себя чувствуют 72% опрошенных. Под информационно-образовательной средой  большинство детей  (79%) все таки понимают использование  компьютера в поиске информации, а у остальных -  21%- мнения разошлись.

     Самостоятельно предпочитают находить информацию 66% опрошенных, с помощью библиотекаря – 24% и только 10% процентов с помощью СБА.

     Большинство читателей предпочитают предметное  расположение информации- 92%, алфавитное -  6%, систематическое – 2 %.

     Анкетирование позволило выявить комфортно ли себя чувствуют дети в библиотеке, пользуются ли СБА, нуждаются ли в помощи библиотекаря и насколько часто обращаются к ним за помощью.

Ведь дети этого возраста посещают библиотеку  за литературой в помощь учебе, с целью самообразования, а чтобы бывать в библиотеке почаще нужно: расширить помещение, вынести книги из хранилища и побольше новой литературы.

Чтобы в библиотеке школьников привлекла сама атмосфера, необходимо пересмотреть дизайн библиотеки. Создать особую атмосферу поможет книжная выставка, которую необходимо сделать красочной, яркой, используя природный материал с учетом назначения выставки. Создать благоприятные места для тихого чтения, "углы для чтения" - тихие, удобные комфортные, светлые. Учитывая, что в читальном зале школьной библиотеки имеется компьютерная зона, необходимо дать возможность школьникам создать свой банк данных по творчеству разных писателей или по различным жанрам литературы, интересам или особым темам, который будет использован в качестве рекомендательного чтения школьников.

В модели будущей библиотеки постаралась отразить все компоненты информационно-образовательной среды: средства ориентации в библиотечном пространстве (стенды, плакаты, путеводитель открытого доступа); книжная среда (открытость доступа, книжные выставки); средства пропаганды библиотечно – библиографических знаний, интерьер библиотеки.

    Информационно-образовательная среда школьной библиотеки должна быть выстроена таким образом, чтобы создать максимум возможностей для формирования и проявления лучших качеств личности – активности, самостоятельности, творческого подхода. В качестве основы при разработке содержательной модели информационно-образовательной среды библиотеки школы №2 были использован публикации, отражающие передовой опыт в данной области. Материалы по психологическим и возрастным особенностям детей, а также результаты анкетирования библиотечных и читателей учащихся разного возраста. Как уже отмечалось информационно-образовательная среда школьной библиотеки – это окружающее читателя определенно организованное пространство. Компоненты этого пространства образуют  оригинальную поисковую систему, соответствующую особенностям читательского развития ребенка.

         Содержательная модель информационно-образовательной среды  школьной библиотеки должна включать следующие компоненты:

1.     Интерьер библиотеки

2.     Средства ориентации в библиотечном пространстве  школьной библиотеке

3.     Книжная среда (фонд), средства раскрытия фонда

4.     Открытый доступ

5.     Средства пропаганды библиотечно – библиографических знаний

6.     Информационные ресурсы

Рассмотрим каждый компонент более подробно.

1.     Интерьер библиотеки

Одна из задач школьной библиотеки – создание максимально комфортных условий для встречи участников образовательного процесса с информацией. Главнейшим элементом решения этой задачи считается организация интерьера, т.е. внутреннего пространства библиотеки. общеизвестно, что интерьер взывает в человеке либо положительные, либо отрицательные реакции. От того, в каком помещении человек трудится, зависит его объективное эмоциональное и порой даже физическое состояние, создаваемое в том числе эстетической организацией интерьера.

Удобство и красота – основные критерии современного оформления библиотечных интерьеров. При создании интерьера библиотеки специалисты предлагают учесть следующие принципы:

·        функциональность организации фонда и технических средств;

·        эстетическая выразительность целесообразность предметных форм, пропорциональность, масштабность, гармоничное сочетание всех элементов интерьера;

·        учет окружающей среды и конкретных условий;

·        единство формы и содержания;

·        информационная выразительность и насыщенность всех элементов интерьера.

Помещение школьной библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально – технологическую). В идеале в школьной библиотеке читательской зоне необходимо выделить подзоны: абонемент, читальный зал со столом для занятий, выставочными стендами и стеллажами открытого доступа к энциклопедиям, справочникам и словарям, прессе, компьютерная зона со специальными столами и техникой.

    Четкое деление библиотеки на такие подзоны позволит максимально эффективно использовать пространство и при необходимости трансформировать читальный зал для проведения семинаров, уроков с использованием современной техники.

При оформлении интерьера библиотеки желательно уйти от дублирования обстановки школьных кабинетов, чтобы сделать ее привлекательной, уютной, располагающей к себе. Хорошее эстетическое оформление создает благоприятную среду для более эффективного использования информационных ресурсов, за счет продуманной расстановки фонда и современной рекламы источников информации. Библиотека также является комфортным местом для общения читателей, выполняя тем самым коммуникативную функцию.

2.  Средства ориентации в библиотечном пространстве школьной библиотеки.

Важнейшим элементом любой  библиотеки является внутренняя библиотечная реклама, основная задача которой, по мнению специалистов, заключается в представлении пользователям ориентирующе - подсказывающей информации. Все средства, помогающие посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве, делают его доступным, комфортным, легко обживаемым. К таким средствам относятся объявления, стенды, буклеты, рекламные, «приглашающие», благодарственные, поздравительные и даже тематические стенные газеты, информационные листки на дверях библиотеки либо на стене возле нее.

Стенд – это визитная карточка библиотеки. Благодаря стендам читатели получают объективное, объемное, многогранное представление о реально существующих направлениях деятельности библиотеки. Стенды могут выступить как способ библиографического самообслуживания. Они должны информировать, убеждать, развивать любознательность.        Информационный стенд «Библиотека информирует» выполнен в едином стилевом решении. Все материалы, представленные на нем, доступны и актуальны, т.е. содержат только необходимые оперативные сведения, информация на данном стенде располагается на трех уровнях, в том числе с учетом роста читателей разного возраста. Информация о графике  работы библиотеки  и выдаче литературы по классам, а также о  сотруднике  библиотеки расположена на кафедре, оформленная в виде информационной таблички.

Библиотечный плакат  - это массовый вид изобразительного искусства. Одна из действенных средств наглядной агитации. Плакат представляет собой крупное. Яркое изображение, сопровождаемое кратким текстом. Главная цель плаката – рекомендация лучших книг с использованием литературных образов. Плакат является формой массовой наглядности. Плакаты – путеводители раскрывают структуру библиотеки, показывают местонахождение отделов. Плакат – указатель отражает состав СБА, назначение и расположение его частей. Плакаты – схемы информируют о структуре каталогов и картотек. Особое место занимают плакаты – алгоритм поиска литературы по каталогам и картотекам, библиографическим пособиям.

Каждый плакат содержит обычно текст и иллюстративный материал.

Многословие, пестрота оформления, пристрастие к цитатам снижают ценность плаката. Выделяют  три разновидности плаката: рекламирующие книгу или группу книг (журналов, газет), библиотеку и ее отдельные услуги, формы деятельности, а также плакаты, оказывающие помощь в освоении информационных знаний, например, справочно – библиографического аппарата, при использовании компьютеров и т.д.

В библиотеках часто используют буклеты для рекламы. Но ведь они тоже несут информацию о библиотеке и могут дополнить информационную среду школьной библиотеке важными сведениями  применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета. Буклетом называют согнутое в один или несколько раз «гармошкой», треугольником. «домиком» и т.п. многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание. Самый распространенный буклет посвящается библиотеке – это «Правила пользования школьной библиотекой», а также конкретному отделу или направлению работы, обычно новое, которое только предстоит «осваиваивать» посетителям. Среди других жанров можно выделить пригласительные билеты на массовые программы, рекомендательные списки литературы, памятки «Сохраним учебник», «Родителям о чтении», с которыми  могут посетители библиотеки, а это и учащиеся и их родители, ознакомится   при  посещении школьной библиотеки самостоятельно. Не прибегая к помощи библиотекаря.

3.Книжная среда (фонд), средства раскрытия фонда.

Пространство, окружающее ребенка в библиотеке состоит из множества компонентов, но самым главным является книжная среда, фонд библиотеки.

Книжную среду в библиотеке  библиотекари всегда стремились организовать в порядке удобном для собственного пользования, изобретая при этом сложные ББК, УДК и др. Любая принята в библиотеке библиографическая классификация обладает большой степени условности, и ее логика, как показывает зарубежный и отечественный опыт, с трудом постигается детьми, а нередко и взрослыми. Не обладающими специальными знаниями в области библиографии. Вместе с тем, многие  читатели предпочитают пользоваться фондом и каталогами без посторонней помощи, в силу склада характера, психологических барьеров при общении с библиотекарями; некоторые читатели находят особое удовольствие в том, чтобы побродить между стеллажей, перебрать книги на полках. Раскрытие и оформление фонда становятся творческой задачей, связанной с созданием индивидуального, не похожего на аналоги привлекательного образа библиотеки. Для облегчения читателям возможности самостоятельно ориентироваться в книжном фонде, выбирать отдельные издания и расширять представление об имеющейся информации по теме, проблеме применяются давно опробованные и новые приёмы. Многие из них - и в этом отличие от прежнего опыта - базируются на психологии визуального восприятия.
         Рассматривая организацию фонда как визуальный проект, библиотекари ориентируются на усиление одновременно эстетического, коммуникативного, рекреационного, релаксационного и других эффектов. Так, визуальную статичность прежнего открытого доступа преодолевают с помощью ярких, зрелищных, игровых по своей сути приёмов и интерактивных выставок с использованием мультимедийных средств.

Мера свободы выбора возрастает и за счёт этнокультурного аспекта раскрытия и оформления ресурсов. В национальных  республиках и округах, а также полиэтнических регионах (районах компактного проживания диаспор) применяется двуязычный способ оформления; здесь в постоянной и временных экспозициях представлены не только печатные источники, но и национальные костюмы, предметы народно-декоративного искусства, этнографические экспонаты. Использование соответствующей цветовой гаммы, начертаний шрифтов, линий, фактуры предметов, имен и облика любимых героев национального фольклора - все эти элементы дизайна призваны выявлять этническую специфику района обслуживания.
По-новому продумываются схемы размещения книжных фондов: в виде чертежей, где отображение соответствующего раздела фонда отличается от другого не только местом на схеме, но и цветом. Это может быть яркий, метафоричный рисунок в виде дерева, каждая веточка которого соответствует конкретному разделу книжного фонда. При оформлении стеллажей и разделителей подбирается цветовая гамма насыщенных, тёплых тонов с разнообразными оттенками бежевого и розового цвета или пастельные мягкие краски (светло-серый, оливковый, нежно-голубой).
Разделители на стеллажах выступают не только способом ориентации в фонде, указывая информацию в виде наименования раздела/подраздела, как при прежнем открытом доступе. В детских и школьных библиотеках и нередко в отделениях для взрослых - это маркеры, притягивающие внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу (чаще всего видному писателю либо учёному, о котором в библиотеке имеется немало книг). Поэтому разделители здесь цветные, с крупными рисунками, портретами, фотографиями и пр. Встречаются и объёмные разделители - в форме домика, животного,         героя          сказки.
         Формы ориентации в фонде сочетаются с элементами рекламы; броские заголовки и/или рисунки на торцах стеллажей, планшеты или даже мягкие холщовые сумки с логотипом (элемент фирменного стиля библиотеки). В них вкладываются аннотированные закладки с кратким рекомендательным списком документов (книг, статей, адресов Интернет-сайтов), буклеты, приглашения на библиотечные и общегородские праздники,         другая       рекламнаяпродукция.
         Уровень комфортности обслуживания зависит также от размещения стеллажей. Тесное помещение, узкие проходы между стеллажами, расставленными строгими параллельными рядами, могут вызывать ассоциации с туннелем, из которого хочется поскорей выбраться. У пользователей появляется ощущение несвободы. От принятой при прежнем открытом доступе расстановки по периметру помещения или последовательными рядами под углом примерно в 25-30 градусов библиотеки переходят к другим схемам. Изучение законов эргономики, особенностей визуального восприятия, опыт зарубежных коллег приводят к использованию круговой или зигзагообразной композиции, что снимает ощущение      монотонности.
         Овал в явном (круг) или иллюзорном варианте (мягко закруглённый зигзаг) зрительно воспринимается более благоприятно, чем прямоугольные формы. При просмотре книг появляется возможность побыть наедине с собой, отдохнуть, расслабиться после уроков, лекций, трудового дня. Эффект уединенности, разговора с самим собой, что психологи рассматривают как одну из разновидностей общения, играет важную релаксационную роль…
         3. Открытый доступ.

Методические приёмы современной организации фонда учитывают не только собственно читательские интересы, но и многообразную поведенческую мотивацию посетителя. Это шаги на пути к свободному выбору человеком поведенческих сценариев пребывания в библиотеке. И, безусловно, переход от открытого к свободному доступу.
В свободном доступе воссоздаются приёмы дифференцированной по разным признакам адресной рекомендации книги, в том числе с помощью рекомендательной библиографии. Заново переосмысливается опыт продвижения литературы, маркируются книги, наиболее значимые для развития интереса к проблеме, конкретному жанру, книжной серии, отдельному изданию. Плюс к этому расширяется пространство книжной рекомендации за счет ориентации в ресурсах мультимедиа: ссылок и отсылок к адресам соответствующих сайтов, указателей компакт-дисков…
[Уникальное свойство библиотеки] – создавать любознательным читателям условия для проявления поисковой интуиции…

Открытый доступ – одна из форм опосредованного воздействия на развитие навыков и умений самостоятельно искать и находить нужную книгу. Формирование у читателей навыков ориентирования в библиотеке способствует продуманное оформление фонда, которое отличается от оформления     фонда         в        книгохранилищах.

В большинстве школьных библиотек практикуется частично открытый доступ к фондам. Характерными показателями такой расстановки фонда является размещение в читательской зоне ряда тематических стеллажей для различных возрастных категорий, подборки изданий на столах и стендах.

Умело организованный свободный доступ  обеспечивает пользователям комфортное пребывание в библиотеке, большую свободу в выборе любого документа, найденного документа в фонде  самостоятельно или по рекомендации библиотекаря. При создании комфортной среды библиотекарь обязан не оставлять читателя наедине с проблемой поиска информации.  Очевидно. Что свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем. Специалисты особо отмечают: свободный доступ выступает как развивающее и обучающее пространство.

В фондах открытого доступа для детей могут быть использованы двусторонние и пристенные - четырехполочные (более низкие) стеллажи, столы – ящики для книг, стеллажи – вертушки, которые создают достаточно комфортную обстановку. Книжное пространство должно быть не просто открытым, но интересным. Кроме того, расстановка фонда должна создавать обоим участникам библиотечного диалога максимальный комфорт при поиске нужного документа. Специалисты утверждают, что расположение стеллажей или застекленных шкафов с книгами вдоль стен – успокаивает.  Особенно оправдан такой вариант расстановки в читальных залах школьных библиотек, расстановка располагает к вдумчивому восприятию информации. Среди стеллажей открытого доступа, если есть возможность, рекомендуется предусмотреть места для просмотра выбираемой литературы.

Кроме того, известный библиотековед Слава Григорьевна Матлина утешает школьных библиотекарей, как правило, страдающих от наличия маленьких помещений, что малое помещение не так плохо. В нем легче организовать комфортную, уютную обстановку. Как правило, бывает выверен и продуман каждый метр занимаемой площади. Так, например,  кафедра выдачи библиотекаря располагается недалеко от входа, за его спиной (потому что функционально) располагается справочный аппарат. Два – три стола,  имитирующих мини – читальный зал, как правило, заманивают читателя обложками ярких журналов или книг. Этому же служат и тематические  выставки. Следуя рекомендация  специалистов, библиотекари стараются максимально информативно организовать свою библиотечную среду, например, так оформить торцы стеллажей, чтобы показать и рекламировать их наполнение. Функциональна находка при оформлении книжных разделителей. Она заключается в компьютерном наборе этикеток с надписями, которые наклеиваются на пластиковые разделители. Каждой читательской группе в открытом доступе фонда библиотекари предлагают свой цвет разделителя и свой цвет надписи.

5.Средства пропаганды библиотечно – библиографических знаний.

В рамках информационно – образовательной среды может функционировать постоянно действующая обучающая выставка как выразительный  визуальный  акцент. Она может включать такие разделы, как: - литература, не заданная на дом;

- загадки старых переплетов (библиографические находки);

- сюрприз (самая любимая книга).

Особый интерес у детей вызывают, конечно же, сказки. Поэтому использование сказки как эффективного средства обучения детей библиотечно  - библиографическим знаниям позволит научить пользоваться СБА библиотеки.  В таких поучительных сказках  героями выступают книги, каталоги, картотеки, каталожные карточки, мудрые словари, добрые волшебники библиотекари.

Библиотечно – библиографические знания читатели могут получит также посредством плакатов, схем, стендов, компьютерных обучающих игр.

Большую роль в пропаганде книг имеют библиографические списки. Списки могут составляться для конкретного и «отвлеченного» читателя. Библиографические  списки могут быть выполнены в виде простейшего списка, положенного на кафедру или вывешенного на стенде или  в виде печатного издания небольшим тиражом. Если нет возможности издания списка по постоянным запросам читателей, то можно в открытом доступе выделить тематическую полку. Где собирается литература на одну  тему, но включающая в себя книги из разных отделов.

Многие дети в анкетах указали, что хотели бы получать информацию в библиотеке с интернета, чтобы был доступ к мультимедийным изданиям. Мультимедийные выставки также для многих представляют интерес. Вообще детям интересно все, что связано с компьютером.

6.Информационне ресурсы.

В информационно-образовательной среде школьной библиотеки книга и электронный ресурс дополняют друг друга, предоставляют по-настоящему комфортные информационные услуги. Особое внимание должно быть      уделено         качеству     коллекции.
         В федеральном стандарте отмечается также: школьная библиотека «должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР - информационные продукты, для воспроизведения которых используется компьютер.
По исполнению выделены следующие электронные ресурсы:
            -      электронные издания на оптических носителях;
           -       сетевые информационные ресурсы (ресурсы телекоммуникационных            сетей,         самая                   популярная -      сеть   Интернет);
           -       комбинированные       (диск/сеть)ЭОР.
         Для практиков имеет большое значение классификация ЭОР по содержанию:
               • информационно-справочные источники – энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические и астрономические атласы. Эти ресурсы ориентированы на использование в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач;
                  • учебные электронные издания и ресурсы – электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Включают все виды учебной деятельности- получение информации, практические занятия и аттестацию;
                  • издания/ ресурсы общекультурного характера – для расширения культурной среды. Это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, материалы о классиках мировой культуры.
         В информационные ресурсы школьной библиотеки сегодня все активнее входит вся библиографическая информация, отражающая не только фонд данной конкретной библиотеки, но и фонды ряда других библиотек ( в том числе сводных и электронных), т.е. в информационных ресурсах библиотеки все большее место занимает виртуальная информация. В информационном пространстве пока превалируют традиционные носители, но       доля  электронных       ресурсов    растет.
         Все активнее в школьных библиотеках к традиционным источникам информации присоединяются образовательные компакт-диски (СД и DVD), электронные базы данных, электронные каталоги, ресурсы Интернета.    Компьютерная зона в школьной библиотеке становится местом творческой работы и критического освоения информации.
Сейчас учащиеся с большим удовольствием осуществляют поиск информации по электронным каталогам и в Интернете. Педагоги констатируют: эффективная работа с информационно-коммуникационными средствами позволяет разнообразить методы и формы обучения, помогает формированию творчески мыслящего человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и создавать свое.[12]

         Данное исследование показало и  можно с уверенностью сказать, что при всех существующих трудностях и проблемах, библиотека остается для детей, пожалуй, самой благоприятной средой общения, центром которой является библиотекарь. Школьные  библиотекари стараются выстраивать отношения с читателем – ребенком как с равноправным партнером. Дети стали более раскованными, контактными, с ними довольно легко вступить в диалог, и компьютер, при всей его привлекательности, все же не вытеснит из библиотечного пространства самого библиотекаря и книгу. Представляется, что для школьной библиотеки лучше иметь гостеприимную атмосферу, чем изысканный интерьер и богатую «начинку ». Она должна быть местом, где учащимся просто приятно заниматься. Именно таким образом школьная библиотека лучше выполнит свою наиболее очевидную функцию: информационное обеспечение учебной программы, привлечение учащихся к активному чтению, привитие им читательской независимости, развитие у них грамотности и языковых навыков, помощь в поиске и оценке личных и общественных ценностей зафиксированных в книгах.

Какой они видят свою библиотеку? Обобщенный вариант ответов может быть представлен следующим обра­зом: она должна иметь абонемент и читальный зал, это должно быть уютное, светлое, просторное, удобное для пользователя помещение со специальной современной мебелью, телевизором, хорошо оснащенное технически. В нее своевременно, регулярно поступают методические и дидактические материалы, учебники и учебные пособия, в ее фонде содержатся в достаточном объеме справочные и энциклопедические издания, периодика.

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы школьной библиотеки - в расширении ассортимента производимых ею информационных продуктов и услуг, превращение ее в информационный центр школы. Биб­лиотека в школе - это не просто пункт выдачи учебников; работающие здесь специалисты убеждены, что «она является информационным сердцем школы» и деятельность всего школьного организма зависит от «состояния здоровья этого органа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Семенова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2221
Номер материала 25166
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓