Содержание урока русского языка с применением ИКТ.
Тема: упражнение в распознавании
однокоренных слов.
- Организационный момент.
Учитель. Давайте настроимся на совместную дружную работу и улыбнемся друг
другу. Садитесь. Подготовим пальчики для красивой работы в тетрадях.
2 учащихся выходят к доске, вслух читают считалку наизусть, сопровождая
чтение одновременным показом движений пальчиковой разминки.
Дети.
Пой-ка,
подпевай-ка:
Десять
птичек стайка.
Эта
птичка- соловей,
Эта
птичка- воробей
Эта
птичка - совушка,
Сонная
головушка.
Эта
птичка – свиристель,
Эта
птичка – коростель,
Эта
птичка – скворушка,
Серенькое
перышко.
Это-
зяблик,
Это-стриж,
Это
- развеселый чиж.
Ну,
а эта злой орлан.
Птички,
птички по домам!
- Каллиграфическая разминка.
Учитель. Откройте тетради. Посмотрите на росчерки каллиграфической разминки
и сравните их с
изображениями этих птиц ( слайд № 1). Что общего у росчерков и рисунков?
Дети. В изображении каждой птицы есть строчная буква «г».
Учитель. Ниже строчкой напишите данные росчерки. Определите закономерность и
продолжите в ней письмо росчерков до конца строки.
Дети пишут в тетрадях.
Учитель. Какую закономерность установили?
Дети. Количество строчных букв «г» увеличивается на один.
Учитель. Верно.( демонстрация слайда 1), а вот, что должно получиться у вас в
тетрадях в итоге этой работы ( демонстрация слайда 2).Проверьте себя. Кто у нас
молодец?
Дети сверяются с образцом, поднимают вверх руки.
Учитель. Все были внимательны и это качество каждому из вас необходимо сохранить
до конца урока.
- Актуализация знаний.
Учитель. Только внимательные ученики без труда ответят на вопрос: о какой из
этих птиц не говорилось в считалочке-разминке? ( демонстрация слайда 3).
Дети. О гусе.
Учитель. Запишите это слово в тетради с красной строки и выполните его
звуко-буквенный анализ.
Дети записывают слово в тетрадь, определяют количество слогов, букв и
звуков, символами обозначают каждый звук.
Дети. В слове 1 слог и звуков меньше, чем букв, потому что
мягкий знак не обозначает звука.
Учитель. Объясните лексическое значение этого слова.
Дети. Словом «гусь» называют птицу с длинной шеей, которая издает звуки «
га-га-га».
Учитель. В
толковом словаре значение этого слова объясняется так (демонстрация слайда 4).
Дети читают словарную
статью.
Учитель. Что еще
можно сказать о слове «гусь»?
Дети. У этого
слова несколько значений, оно многозначное.
Учитель. Сегодня
на уроке мы работаем с первым значением этого слова. Прочитайте его еще раз.
Дети читают.
Учитель. Ребята,
гусь у нас на уроке сегодня неслучайно. У него сегодня день рождения.
К себе на пир он приглашает только близких
родственников. Вот список гостей ( демонстрация слайда 5). Кого пригласит гусь?
Посоветуйтесь в паре и запишите всех гостей гуся через запятую после слова
«гусь».
Дети работают в парах,
после обсуждения записывают слова в тетрадь.
Учитель.
Прочитайте слова, которые вы записали (по ходу чтения учитель
отмечает их на слайде). Почему вы
их выбрали?
Дети. Это
родственные, однокоренные слова.
Учитель. Какие
слова называются однокоренными?
Дети дают понятие однокоренных слов.
Учитель. Выделите
корень. Что такое корень? Назовите корень записанных слов.
Дети. Корень- это
общая часть всех родственных слов. У данных слов корень «гус».
- Постановка учебной задачи. Формулирование
темы урока.
Учитель. Но почему
же тогда в список гостей вы не включили гусеницу? У нее ведь тоже в слове есть
«гус»? Посмотрите, как она расстроилась (демонстрация слайда 6).
Дети. Слово
«гусеница» не является родственным, так как не имеет ничего общего в значении с
данными словами и корень в этом слове вовсе не «гус», а «гусен».
Учитель. Ребята,
вы- молодцы! Вы грамотно и доходчиво объяснили все гусенице и смогли не только
ее успокоить, но и поднять ей настроение. Смотрите, как она вам теперь
улыбается (демонстрация слайда 6), видимо, благодарит вас. А готов ли
кто-нибудь из вас определить о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чему вы будете
учиться на уроке?
Дети называют тему
урока.
Учитель точно
формулирует тему урока и демонстрирует слайд №7.
- Проверка выполнения домашнего задания.
Учитель. Дома вы работали
с однокоренными словами. Мне интересно какие однокоренные слова вы подобрали к
слову «звон»?
Дети называют
однокоренные слова.
Учитель. (демонстрирует
слайд №8) Откройте учебник на странице 76 и посмотрите, как правильно ставить
ударение в этом слове. Прочитайте это слово правильно.
Учитель. Почему слова, которые вы подобрали - это однокоренные слова?
Дети повторяют
понятие однокоренных слов.
Учитель. А вы не будете
возражать, если к этим словам я допишу вот это слово? ( на слайде появляется
слово «позвонит»). Прочитайте его правильно. Почему это слово сюда можно
дописать?
Дети дают необходимые
пояснения, вновь повторяя признаки однокоренных слов.
Учитель. А вот еще
однокоренное слово я нашла. (На слайде появляется слово «позвоночник»). Вы
согласны со мной? Принимаете его? Нет? Почему?
Дети дают необходимые пояснения.
- Работа по теме урока.
Учитель. Сколько
признаков у однокоренных слов? Назовите их.
Дети называют признаки
однокоренных слов
Учитель (демонстрирует слайд
9). Какой из этих признаков самый важный?
Дети высказывают
разные мнения.
Учитель.
Правильный ответ на этот вопрос вам поможет найти следующее задание (
Демонстрируется слайд 10).
Дети работают в
группах, находят лишние слова в каждом столбике, вслух объясняют свои мнения и
делают вывод о важности обоих признаков.
Учитель. Откройте
учебник на с.77 и прочитайте совет авторов.
Дети читают
информацию учебника, 1 ученик делает это вслух.
- .Закрепление изученного материала
Учитель
(демонстрирует слайд 11) Используя этот совет, выполните задание упражнения №
120 на 76 странице учебника.
Дети под руководством учителя в
тетрадях выполняют задание учебника, 1 ученик делает это у доски.
Учитель Думаю, что
вы уже научились определять однокоренные слова в отдельных группах слов. А вот
сможете ли вы сделать это в тексте? Прочитайте текст карточки №1.
Дети читают .
Учитель. Вы
согласны, что это текст? Почему? Работая в парах, найдите в нем однокоренные
слова и выделите в них корень.
Дети в парах устно
обсуждают и выполняют работу на карточке.
Учитель. Проверьте
себя.( Демонстрация слайда 12) Кто из вас без ошибок справился с этой работой?
Докажите, что слова однокоренные.
Дети обосновывают свои мнения.
Учитель. А теперь
озаглавьте этот текст, подобрав свое однокоренное слово к этой группе слов.
Дети работают
самостоятельно.
Учитель . Каким словом вы озаглавили текст?( на слайде возникает заголовок
«Чистюля» )Почему вы решили, что это слово будет
однокоренным?
Дети обосновывают свои мнения.
Учитель. Как
определить являются ли слова однокоренными?
Дети вновь повторяют признаки
однокоренных слов, указывая на важность обоих признаков.
- Проверка первичного усвоения
Учитель. Молодцы!
Вы вдумчиво работаете сегодня, и поэтому работа у вас спорится. Я уверена, что
сейчас вы без проблем справитесь. с заданиями самостоятельной работы. Будете
работать на карточках №2 и №3. Знакомьтесь с заданием и выполняйте его.
Дети работают
самостоятельно.
Учитель приглашает к себе группу учащихся с высоким уровнем
усвоения учебного материала и дает им задание повышенной сложности на карточке
№4.
Учитель. Итак,
пришло время проверить свою работу и оценить себя. Проверьте выполнение задания
карточки №2. (демонстрация слайда № 13). У кого это задание сделано на «5»?
Молодцы! А теперь проверяем задание карточки №3. (демонстрация слайда №14).Кто
справился с этим заданием на отлично? Умницы! А какие знания помогли вам
выполнить задания?
Дети вновь проговаривают вслух
признаки однокоренных слов.
Учитель. Именно эти знания
понадобятся вам при выполнении домашнего задания.
- Постановка домашнего задания.
Учитель. Откройте
учебники на с.76 и в № 121 познакомьтесь с ним. Какие вопросы хотите задать?
Как будете выполнять задание: что сначала, что потом? Я уверена, что вы все
справитесь с домашним заданием .
- Итог урока.
Учитель. Так что
же сегодня было важным на уроке? Кто научился распознавать однокоренные слова?
Ты ( называет имя ученика) можешь сказать, как это делать?
Молодцы ребята! Порадовали меня своей дружной
работой на уроке ! Спасибо за труд!
Примечание к пункту №8.
Проверка правильности выполнения задания карточки №4 у сильных учащихся может
быть проведена учителем в конце урока или по его окончании. Это зависит от
временного фактора.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.