Главная / Другое / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Содержание учебного материала – это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению обучающимися. Содержание выступает как своеобразная основа занятия, на базе которой осуществляется вся образовательная деятельность педагога и воспитанника.

Содержание учебного материала делится на две части: необходимый материал, непосредственно связанный с темой занятия, и материал второстепенный, который вводится в занятие с целью усиления умственной активности воспитанников; воспитательного влияния на них, или с целью подготовки к какой-либо работе на следующем занятии и т. д.

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.

Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности. Именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем - на продуктивный (творческий) уровень.

Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации, она предполагает следующие действия:

• в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переизбыток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);

• отобранное содержание затем продуманно «дозируется» для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изучения;

• необходимо «перевести» профессиональное содержание изучаемого предмета в доступную для детей данного возраста информацию, при этом, не допуская примитивизма (т.е. полной замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);

• следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности;

• регулярно возвращаться к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.

Некоторые наиболее важные аспекты содержания теоретической подготовки учащихся детского творческого объединения внешкольного образования:

• основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние;

• направления и стили, жанровое разнообразие;

• выдающиеся деятели прошлого и настоящего;

• специальная терминология;

• инструменты и материалы;

• основные технические приемы, технологии;

• требования и правила, принятые в данном виде деятельности;

• возможность получения профессиональной подготовки;

• области применения полученных знаний и умений.

Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» теоретической и практической подготовки учащихся, ведь все, что детям объясняют, они, естественно, сразу же применяют в своей самостоятельной работе. Попробуем дать один практический совет: условно к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике - все, что самостоятельно делают дети.

Методика теоретической подготовки

Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся детского объединения дополнительного образования максимально результативной и эффективной, необходимо:

1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»);

2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;

3) продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;

4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализаторы);

5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 задания на закрепление изученного теоретического материала;

6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и практики);

7) изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.

Практическая подготовка - основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.

Попробуем выделить основные содержательные аспекты практической подготовки детей:

• основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);

• знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);

• освоение технологического процесса (определенной последовательности связанных между собой действий);

• специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;

• подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моделей, танцев, спектаклей и др.).

Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:

1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;

2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;

3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);

4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;

5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата - концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;

6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;

7) не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).


3


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Другое
Описание:

"СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ" - памятка для педагогов дополнительного образования школы-комплекса № 2.

Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности. В методичке рассмотрена методика теоретической подготовки и основные содержательные аспекты практической подготовки детей: основные технические приемы работы, знакомство с разным материалом, тренинговые и общеразвивающие упражнения и т.д..

 

Автор Сосновских Ирина Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 383
Номер материала 52462
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓