Содержание
программы
Человек и его
здоровье
8 класс
(68 часов, 2
часа в неделю)
Введение (2часа)
Науки,
изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их
становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ
1
Происхождение
человека (3 часа)
Место
человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных
факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение
человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2
Строение и функции
организма (58часов)
Тема 2.1.
Общий обзор
организма (1 час)
Уровни
организации. Структура тела. Органы и системы органов.
•
Лабораторная работа
Распознавание
на таблицах органов и систем органов человека
Тема 2.2.
Клеточное строение
организма. Ткани (3часа)
Внешняя и
внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче
наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы
клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль
ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиоло-гического
покоя и возбуждения.
Ткани.
Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Строение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы, системы органов, их
взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Демонстрация
разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
• Лабораторная работа
Рассматривание
клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной,
соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.
Рефлекторная
регуляция органов
и систем организма (1 час)
Центральная
и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и
нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения
и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны.
Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
• Лабораторные работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса
и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4.
Опорно-двигательная
система (7 часов)
Скелет и
мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы
костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой
деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений
костей: неподвижные, полу подвижные, подвижные (суставы).
Строение
мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и
синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной
единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика
мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины
нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и
исправление.
Первая
помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказание первой помощи
себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Предупреждение травматизма.
Демонстрация
скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков,
распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
• Лабораторные работы
Измерение массы и роста своего
организма
Изучение внешнего вида отдельных
костей. Микроскопическое строение кости.
Утомление при статической и
динамической работе.
Мышцы человеческого тела
(выполняется либо в классе, либо дома).
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Тема 2.5.
Внутренняя среда
организма (3 часа)
Транспорт
веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их
взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы
(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль
кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба
организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные
барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и
И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и
неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система.
Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и
паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни.
Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и
искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая
совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов
и тканей.
•
Лабораторная работа
Рассматривание
крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.
Кровеносная и
лимфатическая системы организма (7 часов)
Органы
кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и
лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца.
Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.
Артериальное давление крови, пульс. Значение лимфообращения. Связь
кровеносной и лимфатической систем. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при
кровотечениях
Демонстрация
моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по
методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
•
Лабораторные работы
Подсчет
ударов пульса в покое и при физической нагрузке
Измерение
кровяного давления
Изучение
приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
Положение
венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках,
затрудняющих кровообращение.
Определение
скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты,
выясняющие природу пульса.
Функциональная
проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.
Дыхательная
система (4 часа)
Значение
дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и
органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух,
профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха
и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха
как фактор здоровья. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности
дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и
предупреждение болезней органов дыхания. Предупреждение распространения
инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного
организма. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении
угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж
сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения
проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих
звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения
жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
• Лабораторная работа
Измерение обхвата грудной клетки в
состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания, на вдохе и
выдохе.
Тема 2.8.
Пищеварительная
система (7часов)
Пищевые
продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение
пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал,
пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного
тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования
И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика
гепатита и кишечных инфекций.
Заболевания
органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь
при пищевых отравлениях.
Демонстрация
торса человека.
•
Лабораторная
работа
Изучение
действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал
Действие
ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения:
определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема
2.9.
Обмен
веществ и энергии (3часа)
Обмен
веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и
энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.
Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в
обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энерготраты
человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен.
Энергетическая емкость пищи. типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение
совместимости шампуня с особенностями местной воды.
• Лабораторные работы
Установление
зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам
функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 2.10.
Покровные органы.
Теплорегуляция (4 часа)
Наружные
покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в
обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей,
ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины
кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение
у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и
окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Терморегуляция
организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация
рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения:
рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение
типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня
с особенностями местной воды.
Тема 2.11.
Выделительная
система (1час)
Значение
органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы
мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек.
Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и
их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для
сохранения здоровья.
Демонстрация
модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.
Нервная система
человека (5 часов)
Нейро-гуморальная
регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика.
Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная
система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного
мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста
и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших
полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.
Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий
головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический
и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический
подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация
модели головного мозга человека.
• Лабораторные работы
Изучение
строения головного мозга человека (по муляжам)
Пальценосовая
проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого
и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение
тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при
раздражении.
Тема 2.13.
Анализаторы (5часов)
Анализаторы
и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации.
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход
лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть
зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение
глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.
Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции
наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового
анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их
предупреждение.
Органы
равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы.
Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика,
палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха;
зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
• Лабораторная работа
Изучение
изменения размера зрачка.
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные
с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.
Высшая нервная
деятельность. Поведение.
Психика (5 часов)
Вклад
отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М.
Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможения.
Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон
взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные
программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность,
динамический стереотип.
Биологические
ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной
деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности
людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего
поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических
функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные
процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые
действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные
отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания,
его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли.
Развитие наблюдательности и мышления. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Демонстрация
безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
двойственных
изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и
внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
• Лабораторные работы
Выработка
навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового
динамического стереотипа.
Изменение
числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном
внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.
Железы внутренней
секреции
(эндокринная
система) (2 часа)
Железы
внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие
нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной
системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие,
обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.
Причины сахарного диабета.
Демонстрация
модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели
гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное
развитие организма
(5 часов)
Жизненные
циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового
размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки.
Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и
поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки,
укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние
наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье
человека.
Наследственные
и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД,
сифилис и др. Их профилактика.
Развитие
ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое
созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов
и абортов.
Индивид и
личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы,
склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических
упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на
состояние здоровья.
Человек и
окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности
собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Демонстрация
тестов, определяющих типы темпераментов.
Формы и средства контроля
Контроль
знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса,
выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В
структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с
содержанием учебного материала.
Для контроля
уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как
предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Используются такие
формы контроля как дифференцированный индивидуальный письменный опрос,
тестирование, самостоятельная проверочная работа, биологический диктант, письменные
домашние задания.
Для текущего
контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование,
биологические диктанты, диагностических заданий рабочей тетради
Каждый
раздел рабочей программы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать
знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Итоговые
тесты
1. по темам: «Общий обзор организма
человека. Клеточное строение организма. Ткани»
2. по темам: «Опорно-двигательная система. Скелет»
3. по теме «Внутренняя среда организма.
Кровеносная и лимфатическая система»
4. по теме « Дыхание»
5. по теме «Пищеварение»
6. по теме «Обмен веществ и энергии»
7. по темам Покровные органы.
Терморегуляция. Выделение»
8. по теме «Нервная система »
9. по теме «Анализаторы»
10. по темам «ВНД. Индивидуальное
развитие организма»
Лабораторные
работы
1. Распознавание на таблицах органов и
систем органов человека
2.
Рассматривание клеток их тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,
эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
3.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
4.
Изучение внешнего вида отдельных костей.
5.
Микроскопическое строение кости
6. Мышцы
человеческого тела
7. Утомление
при статической и динамической работе.
8. Выявление
нарушения осанки
9. Выявление
плоскостопия.
10
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
11.
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
12.
Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
13.Определение
скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа
14.Опыты,
выясняющие природу пульса
15.Функциональная
проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.
16. Изучение
приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
17. измерение
обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
18.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
19. Действие
ферментов слюны на крахмал.
20.
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по
результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
21.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат
22. Изучение
строения головного мозга человека (по муляжам)
24.
Штриховое раздражение кожи.
25. Опыты,
выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
26.
Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработка
нового динамического стереотипа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.