Инфоурок Другое Другие методич. материалыСодержание коррекционной работы по формированию общения (вербального и невербального) у учащихся II отделения вспомогательной школы.

Содержание коррекционной работы по формированию общения (вербального и невербального) у учащихся II отделения вспомогательной школы.

Скачать материал

Овал: Общение –
 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: важнейший фактор фор¬мирования личности,
Прямоугольник: скругленные углы: один из главных видов деятельности человека, устрем¬ленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Прямоугольник: скругленные углы: Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Выноска: стрелка вправо: Эта способность будет тем средством, с помо¬щью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прямоугольник: скругленные углы:

 

 

Свиток: вертикальный: невербальные средства общения:
•	Кинетика — система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантоми¬мику. Эта система предстает как свойство общей моторики различных частей тела (рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — мимику, позы — панто-мимику). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмо¬циональные реакции.
•	Паралингвистика — система знаков, представляющая собой также «добав¬ки» к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его диапа¬зон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например, по¬кашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.
•	Проксемика — это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.
•	Визуальное общение — специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представ¬ляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций об-щения.
•
Прямоугольник: скругленные углы: Информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически все¬ми людьми, в том числе и людьми с нарушением интеллекта. Поэтому родите¬лям и педагогам, работающим с «особыми» людьми, следует обращать внима¬ние на развитие не только вербального, но и невербального общения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Коррекционная работа по формированию вербального общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы.

Выноска: стрелка вправо:  Прямоугольник: скругленные углы: Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни — от рождения до взрослости — требует от педагогов, психологов и родителей много внимания и терпения. Родители и специалисты должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прямоугольник: скругленные углы:
Выноска: стрелка вправо: Умственно отсталого ребенка надо учить улыбаться.
Прямоугольник: скругленные углы:
Выноска: стрелка вправо: С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДЕЙСТВИЯ СОПРОВОЖДАТЬ РЕЧЬЮ:

 

НАЗЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЬ РЕБЕНОК:

·         Овал: Общение — это не только произнесение слов. Это умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в раз-говоре, умение завязывать и поддерживать беседу.Будем есть суп.

·         Будем мыть посуду.

·         Возьмем мыло.

·         Будем вытирать посуду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: При обучении общению умственно отсталого ребенка следует воспитывать:
•	организованность и выдержку, подавляя желание «А я хочу!», отвлече¬ние, убеждение — или игнорирование его требований;
•	умение адекватно вести себя дома и в общественных местах;
•	умение выполнять правила поведения на улице;
•	умение критически относиться к своим поступкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

у учащихся второго отделения вспомогательной школы:

 

v Развитие у учащихся способности познавать себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся умения заботиться о себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·         Люди с умственной отсталостью являются такими же членами общества, как и все остальные. Наша задача подготовить детей с особенностями в развитии жить среди других людей, вместе с другими людьми.

·         Детей с нару­шением интеллекта нужно учить воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности.

 

Прямоугольник: скругленные углы: Умение жить в обществе и найти там свое место — это одна из важнейших предпосылок са¬мостоятельной жизни!

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся умения концентрировать свое внимание и реагировать на обращения окружающих.

 

Прямоугольник: скругленные углы: Очень важно научить ребе¬нка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему.
Прямоугольник: скругленные углы:
Прямоугольник: скругленные углы: Необходимо рассказывать ребенку о том, что мы в данный момент делаем. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов.
Разговаривать с ребенком, нужно улыбаясь и прикасаясь к нему. Это усилит его воодушевление от лица и голоса.
Давать ребенку время на ответ.
Взрослым нужно отвечать на любые звуки, произносимые ребенком, как бы случайны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения.
Во время общения необходимо убрать все, что отвлекает внимание ребенка.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся умения воспринимать речь.

Прямоугольник: скругленные углы: Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, педагог должен помнить, что именно из этого ребенок хочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является умение внимательно слушать.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся умения подражать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как учить умственно отсталого ребенка подражанию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся умения соблюдать очередность в разговоре.

Прямоугольник: скругленные углы: Разговаривая с ребенком, необходимо не только делать паузы, но время от времени вообще прерывать беседу, давая ему возможность произнести звуки в подра-жание взрослого.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


v Развитие у учащихся умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Коррекционная работа по формированию невербального общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы.

Прямоугольник: скругленные углы:
Прямоугольник: скругленные углы: Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ре¬бенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невер¬бальное общение.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Особое внимание нужно уделять таким элементам невербального общения, как:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В работе по формированию невербального общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы педагог должен использовать:

 

 

 

§  Лица с нарушением интеллекта понимают жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. В своей работе мы можем использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь им в развитии речи.

 

§  В на­чале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные для ребенка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда говорят о ком-то. Постепенно ребенок освоит жесты, которые обозначают интересующие его понятия. Позже при помощи жестов он сможет стро­ить небольшие предложения, например: «Пойдем туда» или «Это мое» и др.

 

§  Система пиктограмм применяется в со­ответствии с возможностью человека понимать. Необходимо научить детей опираться на имеющиеся понятия, а уже взрослый должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.

 

Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение, чтобы объяснить своему собеседнику дан­ное понятие.

§  Только при­менение символов позволяет детям начать говорить!

 

§  Чем труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например «веселый — грустный», тем больше конкретных ситуаций и приме­ров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: ябло­ко, груша, банан, апельсин и т. п.).

 

§  В системе символов зачастую могут быть выбраны только основные понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент, когда вводятся символы «да» и «нет». Эти символы име­ют только два значения: «да — хорошо» и «нет — плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значения «хорошо» и «плохо» — при помощи изоб­ражения жеста большим пальцем руки.

 

§  Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

 

§  Если у умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.

 

§  Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, под­росток тоже мог общаться с окружающими его людьми.

 

Прямоугольник: скругленные углы: •	Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индиви-дуально для каждого ученика, нуждающегося в них. 
•	Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходи¬мые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разно¬образных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Таким образом: формирование общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы должно включаться во все виды деятельности детей:

·         Игру, обучение, режимные моменты.

 

·         Формирование общения реализуется  на материале игр и предложений, предлагаемых направлениями программ.

Повышение уровня умения общаться представляет собой  как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции ребенка.

Общение детей, как самостоятельный акт, или в ходе любой деятельности всегда должно сопровождаться:

·         четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого;

·         необходимо побуждать детей к использованию доступных речевых средств (звуков, слов и т.п.).

·         в работе с такими детьми мы используем доступную систему знаков для общения (жесты, предметы-символы, фотографии, рисунки, пиктограммы), количество их постепенно увеличивается по мере включения в активный словарь ребенка.

Обучение строится по следующим направлениям:

 

-развитие эмоциональных реакций

-развитие зрительно-слухового восприятия

-развитие понимания речи и расширения пассивного словаря

-развитие органов артикуляции и дыхания

-целенаправленное формирование коммуникативной функции речи

 

В работу с не говорящими детьми мы активно включаем язык жестов. Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста (необязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.

 

Работа с  пиктограммами:

·         Идентификация символа. Ребенку последовательно демонстрируем пиктограмму,  предлагаем опознать и соотнести с реальным предметом или с его реалистическим изображением на картинке либо фотографии.

 

·         Выбор нужной пиктограммы из ряда других, когда ребенок узнает и показывает ту пиктограмму, которую назвал взрослый.

 

·         Выбор двух одинаковых пиктограмм из ряда других.

 

·         Выбор такой же пиктограммы среди множества других.

 

·         Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый произносит фразу, а ребенок выбирает и показывает пиктограмму в той последовательности, в которой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

 

·         Работа с коммуникативной книгой.

Альтернативная коммуникация, применяемая на занятиях с детьми, имеющими множественные нарушения развития, не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции, помогает ребенку сориентироваться в происходящем, создает основу для развития коммуникативных навыков, обогащает его пассивный словарь. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Содержание коррекционной работы по формированию общения (вербального и невербального) у учащихся II отделения вспомогательной школы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содержание:

1.     Общение.

2.     Средства общения.

3.     Коррекционная работа по формированию вербального общения у учащихся II отделения вспомогательной школы.

4.     Развитие навыков общения у учащихся II отделения вспомогательной школы.

5.     Коррекционная работа по формированию невербального общения у учащихся II отделения вспомогательной школы.

 

6.     Заключение по данной теме.

Список используемой литературы:

1.     Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. – М.:  Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.

2.     Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. – метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцевой, С.Ф. Левяша, И.Н. Ясовой. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

3.     «Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

4.     Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман – 4-е изд. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. – 114 с.

5.     Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. –  272 с.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 788 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 387
    • DOCX 2.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чигрецкая Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чигрецкая Наталья Николаевна
    Чигрецкая Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 58672
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 455 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов