Коррекционная
работа по формированию вербального общения у учащихся
второго отделения вспомогательной школы.
ДЕЙСТВИЯ
СОПРОВОЖДАТЬ РЕЧЬЮ:
НАЗЫВАТЬ
ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЬ РЕБЕНОК:
·
Будем
есть суп.
·
Будем мыть посуду.
·
Возьмем мыло.
·
Будем вытирать посуду.
РАЗВИТИЕ
НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
у
учащихся второго отделения вспомогательной школы:
v
Развитие у учащихся способности познавать себя.
v
v
Развитие у учащихся умения заботиться о себе.
v
Развитие у учащихся способности ориентироваться в окружающем
мире и воспринимать его адекватно.
v
Развитие у учащихся способности ориентироваться в социальных
отношениях и умения включаться в них.
·
Люди с умственной отсталостью являются такими же членами общества,
как и все остальные. Наша задача подготовить детей с особенностями в развитии жить
среди других людей, вместе с другими людьми.
·
Детей с нарушением интеллекта нужно учить воспринимать окружающих
как равных себе, без чувства собственной неполноценности.
v Развитие
у учащихся умения концентрировать свое внимание и реагировать на обращения
окружающих.
v
Развитие у учащихся умения воспринимать речь.
v
Развитие у учащихся умения подражать.
Как
учить умственно отсталого ребенка подражанию?
v Развитие
у учащихся умения соблюдать очередность в разговоре.
v Развитие
у учащихся умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.
Коррекционная
работа по формированию невербального общения у учащихся
второго отделения вспомогательной школы.
Особое
внимание нужно уделять таким элементам невербального общения, как:
В
работе по формированию невербального общения у учащихся второго отделения
вспомогательной школы педагог должен использовать:
§
Лица с нарушением интеллекта понимают жесты быстрее и легче, чем
слова, сопутствующие им. В своей работе мы можем использовать эту особенность
восприятия, чтобы помочь им в развитии речи.
§ В начале
обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные
для ребенка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда
говорят о ком-то. Постепенно ребенок освоит жесты, которые обозначают
интересующие его понятия. Позже при помощи жестов он сможет строить небольшие
предложения, например: «Пойдем туда» или «Это мое» и др.
§ Система
пиктограмм применяется в соответствии с возможностью человека понимать. Необходимо
научить детей опираться на имеющиеся понятия, а уже взрослый должен сам
комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.
Конечно, может
оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего
нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и
терпение, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие.
§ Только
применение символов позволяет детям начать говорить!
§ Чем
труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например
«веселый — грустный», тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов,
фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и
усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью
одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить
на многих других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т. п.).
§ В
системе символов зачастую могут быть выбраны только основные понятия, важно
переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент,
когда вводятся символы «да» и «нет». Эти символы имеют только два значения:
«да — хорошо» и «нет — плохо». На практике же значения «да» и «нет»
сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как
значения «хорошо» и «плохо» — при помощи изображения жеста большим пальцем
руки.
§
Недостаточно только показать символ, обязательно следует
произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.
§ Если у
умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у
больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.
§ Работа
по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном
сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, подросток тоже
мог общаться с окружающими его людьми.
Таким
образом: формирование
общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы должно
включаться во все виды деятельности детей:
·
Игру, обучение, режимные моменты.
·
Формирование общения реализуется на материале игр и
предложений, предлагаемых направлениями программ.
Повышение уровня
умения общаться представляет собой как самостоятельную цель, так и средство,
позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции
ребенка.
Общение
детей, как самостоятельный акт, или в ходе любой деятельности всегда должно
сопровождаться:
·
четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого;
·
необходимо побуждать детей к использованию доступных речевых
средств (звуков, слов и т.п.).
·
в работе с такими детьми мы используем доступную систему знаков
для общения (жесты, предметы-символы, фотографии, рисунки, пиктограммы),
количество их постепенно увеличивается по мере включения в активный словарь
ребенка.
Обучение строится
по следующим направлениям:
-развитие
эмоциональных реакций
-развитие
зрительно-слухового восприятия
-развитие
понимания речи и расширения пассивного словаря
-развитие органов
артикуляции и дыхания
-целенаправленное
формирование коммуникативной функции речи
В работу с не
говорящими детьми мы активно включаем язык жестов. Оптимальным
результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка
осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста
(необязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.
Работа с
пиктограммами:
·
Идентификация
символа. Ребенку последовательно демонстрируем пиктограмму, предлагаем
опознать и соотнести с реальным предметом или с его реалистическим изображением
на картинке либо фотографии.
·
Выбор
нужной пиктограммы из ряда других, когда ребенок узнает и показывает ту
пиктограмму, которую назвал взрослый.
·
Выбор
двух одинаковых пиктограмм из ряда других.
·
Выбор
такой же пиктограммы среди множества других.
·
Конструирование
фразы с помощью пиктограмм. Взрослый произносит фразу, а ребенок выбирает и
показывает пиктограмму в той последовательности, в которой произносятся слова,
чтобы получилась нужная фраза.
·
Работа
с коммуникативной книгой.
Альтернативная
коммуникация, применяемая на занятиях с детьми, имеющими множественные
нарушения развития, не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее
стимуляции, помогает ребенку сориентироваться в происходящем, создает основу
для развития коммуникативных навыков, обогащает его пассивный словарь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.