Главная / Другое / Содержание коррекционной работы по формированию общения (вербального и невербального) у учащихся II отделения вспомогательной школы.

Содержание коррекционной работы по формированию общения (вербального и невербального) у учащихся II отделения вспомогательной школы.

Общение –

Персональный сайт Балиной Маргариты - Памятки

hello_html_54754d07.gifhello_html_54754d07.gifhello_html_3c877eb9.gif



























важнейший фактор формирования личности,





один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.














Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка.










Развитие психики ребенка —

Саветы псіхолага






процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — носителями этого опыта.



















Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.







Все это поможет ребенку войти в большой мир.



Наименование учебного заведния - Отчего дети плохо едят Н. Р. ЭЙГЕС

Ребенка можно взять за ручку и подвести его ручку с ложкой ко рту;






Собираем. Ваш ребенок левша. Заходите сюда. Товары для Левшей и взрослых и детей. Подарки для взрослых Левшей. Совместные покупк




помочь нарисовать круг;









Драйвера для Gemix F6, скачать драйвер, Веб-камеры




указать на нужную картинку








но физически помочь ему заговорить вы не в силах!









TUT.BY : Общество - новости Wikidigger





Скороговорки для развития речи и дикции. Скороговорки для детей на











  • вербальное общение предполагает:

    • восприятие и понимание;

    • реакцию на речь окружающих;

    • умение соблюдать очередность в разговоре;

    • способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей — социальных, эмоциональных и материальных;

    • способность выражать свои желания — сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;

    • способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций;

    • способность отчетливо произносить самые разные звуки — разрабатывает артикуляцию;

    • способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова.



















невербальные средства общения:

  • Кинетика — система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта система предстает как свойство общей моторики различных частей тела (рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — мимику, позы — пантомимику). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмоциональные реакции.

  • Паралингвистика — система знаков, представляющая собой также «добавки» к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

  • Проксемика — это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.

  • Визуальное общение — специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций общения.


























Информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически всеми людьми, в том числе и людьми с нарушением интеллекта. Поэтому родителям и педагогам, работающим с «особыми» людьми, следует обращать внимание на развитие не только вербального, но и невербального общения.













Коррекционная работа по формированию вербального общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы.

Туры в Сан-Ремо, Италия

Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни — от рождения до взрослости — требует от педагогов, психологов и родителей много внимания и терпения. Родители и специалисты должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.





















Ребенок и детский сад








Умственно отсталого ребенка надо учить улыбаться.













Что делать, если дети не слушаются родителей. - FB.ru






С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться.













ДЕЙСТВИЯ СОПРОВОЖДАТЬ РЕЧЬЮ:


НАЗЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЬ РЕБЕНОК:

Общение — это не только произнесение слов. Это умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.

Будем есть суп.
  • Будем мыть посуду.

  • Возьмем мыло.

  • Будем вытирать посуду.











При обучении общению умственно отсталого ребенка следует воспитывать:

  • организованность и выдержку, подавляя желание «А я хочу!», отвлечение, убеждение — или игнорирование его требований;

  • умение адекватно вести себя дома и в общественных местах;

  • умение выполнять правила поведения на улице;

  • умение критически относиться к своим поступкам.
















РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

у учащихся второго отделения вспомогательной школы:


  • Развитие у учащихся способности познавать себя.

  • Знакомить ребенка с его частями на человеке, кукле, картинке, через различные действия с ними (например, подергать, погладить, расчесать волосы), а также через действия, производимые ими (например, кисть руки может держать, бросать, захватывать и др.).

Знакомить с телом возможно также с помощью восприятия раздражителей и их соотнесения с органами чувств:

- зрительных,

- слуховых,

- тактильных,

- вкусовых,

- обонятельных

  • Установление телесного, зрительного, речевого контакта — это начало взаимодействия ребенка и взрослого.

  • Необходимо также учить детей чувствовать состояние других людей.

  • Формировать способность у учащихся переживать различные настроения.







  • В процессе обучения важно добиваться того, чтобы ребенок осознанно относился к своим потребностям, умел контролировать их.



















ощущений









Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию — одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения.









Одна из форм осознанной потребности — это желание.






быть очень чутким



Педагог должен:bez / VFL.Ru это, фотохостинг без регистрации, и быстрый хостинг изображений.




тактичным






  • Развитие у учащихся умения заботиться о себе.

  • Необходимо научить детей заботиться о себе — это один из первых шагов на пути к интеграции, на пути к приобретению чувства собственного достоинства, доверия к себе.


  • Важно научить ребенка сообщать о своих потребностях понятными для других и доступными для него способами:

если ребенок умеет говорить, он должен сказать;

если ребенок не говорит, педагог должен узнать жесты или другие знаки ребенка;

если системы знаков нет, нужно разработать ее.


  • Формировать контроль над всеми физиологическими выделениями (в том числе слюноотделением, выделениями из носа) помогает развитию личности.





  • Важно научить детей видеть не только положительные моменты при контактах с людьми и предметами, но и отрицательные, то есть опасности, исходящие от действий, ситуаций, незнакомых людей и предметов, продуктов питания, медикаментов, никотина, алкоголя, наркотиков.



























Если ребенок научится контролировать себя, то окружающим будет приятнее с ним общаться. А это даст чувство уверенности в себе.












Подумай - Картинка 2739/52



Взрослым необходимо научить ребенка самому видеть опасность и соответственно реагировал на нее.


















  • Развитие у учащихся способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно.

Клуб экологов - TEENTERRA



Важно познакомить учащихся с неизвестным миром!











  • Необходимо научить учащихся воспринимать окружающий мир всеми органами чувств.


  • Взрослым необходимо научить детей различать окружающих людей по их роли в его жизни (семья, друзья, учителя, врач, посторонний человек и т. д.).















































  • Необходимо школьников знакомить с общественными местами.


  • Умственно отсталым детям необходимо передать умение общаться с живой (охранять, ухаживать, остерегаться опасных животных и ядовитых растений) и неживой природой (быть способным эмоционально воспринимать явления и объекты природы), а также с традициями и обычаями (календарные праздники, школьные традиции, дни рождения и т. д.).


  • Обучение восприятию времени должно проводиться постепенно, маленькими шагами, при этом отвлеченные понятия связываются с конкретными событиями, действиями, которые происходят в определенные временные отрезки.


  • Если жизнь ребенка протекает в определенном ритме, то у него формируется свой «часовой механизм», свой опыт!




















Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие важны и актуальны, и нужны. И ты скорее подрастай - Професс






Учить ребят наблюдать за этими людьми, рассказывать, что они делают (что делает мама, повар и т. д.).














  • Ребят надо научить пользоваться дорогами у дома и школы (узнавать путь самим); для лучшей ориентировки обращать их внимание на особые приметы (почтовый ящик, реклама); видеть опасность на дороге; различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево, затем направо; знать назначение «зебры», светофора; узнавать основные дорожные знаки и ориентироваться в них (пешеходный переход, «зебра», остановка автобуса); узнавать виды городского транспорта; уметь ими пользоваться и вести себя в автобусе, трамвае и другом транспорте; управлять собой в незнакомой ситуации (не бояться, не метаться, попросить о помощи, обратиться к милиционеру за помощью, советом); узнавать специальный транспорт (милиция, пожарная, скорая помощь).






Детский сад 1392



































  • Развитие у учащихся способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них.

В Ульяновске состоится флешмоб





Способность жить в обществе — это способность к взаимным отношениям, к взаимодействию!














  • Люди с умственной отсталостью являются такими же членами общества, как и все остальные. Наша задача подготовить детей с особенностями в развитии жить среди других людей, вместе с другими людьми.

  • Детей с нарушением интеллекта нужно учить воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности.



Умение жить в обществе и найти там свое место — это одна из важнейших предпосылок самостоятельной жизни!











  • Развитие у учащихся умения концентрировать свое внимание и реагировать на обращения окружающих.


Очень важно научить ребенка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему.




ОБРАЩЕНИЕ К МИРОВОМУ ТАЙНОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, ИЛЛЮМИНАТАМ, МАСОНАМ 32 И 33 ГРАДУСА - ГМО продукты чипизация чипирование прививки в


Необходимо рассказывать ребенку о том, что мы в данный момент делаем. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов.

Разговаривать с ребенком, нужно улыбаясь и прикасаясь к нему. Это усилит его воодушевление от лица и голоса.

Давать ребенку время на ответ.

Взрослым нужно отвечать на любые звуки, произносимые ребенком, как бы случайны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения.

Во время общения необходимо убрать все, что отвлекает внимание ребенка.





















  • Развитие у учащихся умения воспринимать речь.

Это умение необходимо для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними. Мы пользуемся этим умением, когда выполняем просьбы, участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.






March 2013 Archive - NIH Research Matters - National Institutes of Health (NIH)
















ЗАНЯТИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА:

умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета;








умение слушать то, о чем говорят;





умение реагировать на разные грамматические формы.






умение реагировать на жесты и выполнять простые указания;








умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно;







умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия;






умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета;













Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, педагог должен помнить, что именно из этого ребенок хочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является умение внимательно слушать.










  • Развитие у учащихся умения подражать.


Приложения - позволяет импортировать скачанные мобильные приложения на - 20 Января 2014 - Blog - Navifon






Подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем — составлять слова и предложения.


















Как учить умственно отсталого ребенка подражанию?


Нужно сопровождать звуки действиями.

Начинать работу надо с тех звуков и действий, которые ребенок уже умеет производить.








Необходимо копировать ребенка.

Звук или действие, над которым мы работаем, следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к чему-то другому.















  • Развитие у учащихся умения соблюдать очередность в разговоре.

Первый раз в детский сад. Объявления. МКДОУ детский сад 2





Соблюдение очередности — главное условие нормального разговора.









Делать что-то по очереди — один из способов игры и способ поддержания беседы.






Разговаривая с ребенком, необходимо не только делать паузы, но время от времени вообще прерывать беседу, давая ему возможность произнести звуки в подражание взрослого.













  • Развитие у учащихся умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.



Умение требовать.





Умение просить о помощи.





Игры лучшая няня - Мега сайт игр

Умение отказываться.





Умение здороваться и прощаться.





Умение делиться информацией.





Умение давать.





Умение завязывать и поддерживать разговор.






Коррекционная работа по формированию невербального общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы.

Программы :: donbass.ua - новости Донбасса







Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.













Особое внимание нужно уделять таким элементам невербального общения, как:





Мимика, жесты, пантомимика являются важными помощниками в общении у лиц с умеренными нарушениями интеллекта.








Понимание средств невербального общения и овладение ими помогают детям с нарушениями интеллекта стать интересными в общении, познавать людей, завоевывать друзей.













Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновременно. Если одно из средств общения «выходит из строя» по какой-либо причине, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания.









В работе по формированию невербального общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы педагог должен использовать:





  • Лица с нарушением интеллекта понимают жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. В своей работе мы можем использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь им в развитии речи.


  • В начале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные для ребенка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда говорят о ком-то. Постепенно ребенок освоит жесты, которые обозначают интересующие его понятия. Позже при помощи жестов он сможет строить небольшие предложения, например: «Пойдем туда» или «Это мое» и др.



  • Система пиктограмм применяется в соответствии с возможностью человека понимать. Необходимо научить детей опираться на имеющиеся понятия, а уже взрослый должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.



Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие.

  • Только применение символов позволяет детям начать говорить!


  • Чем труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например «веселый — грустный», тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т. п.).



  • В системе символов зачастую могут быть выбраны только основные понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент, когда вводятся символы «да» и «нет». Эти символы имеют только два значения: «да — хорошо» и «нет — плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значения «хорошо» и «плохо» — при помощи изображения жеста большим пальцем руки.


  • Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.


  • Если у умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.



  • Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, подросток тоже мог общаться с окружающими его людьми.



  • Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающегося в них.

  • Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.



























Таким образом: формирование общения у учащихся второго отделения вспомогательной школы должно включаться во все виды деятельности детей:

  • Игру, обучение, режимные моменты.



  • Формирование общения реализуется на материале игр и предложений, предлагаемых направлениями программ.

Повышение уровня умения общаться представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции ребенка.

Общение детей, как самостоятельный акт, или в ходе любой деятельности всегда должно сопровождаться:

  • четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого;

  • необходимо побуждать детей к использованию доступных речевых средств (звуков, слов и т.п.).

  • в работе с такими детьми мы используем доступную систему знаков для общения (жесты, предметы-символы, фотографии, рисунки, пиктограммы), количество их постепенно увеличивается по мере включения в активный словарь ребенка.

Обучение строится по следующим направлениям:


-развитие эмоциональных реакций

-развитие зрительно-слухового восприятия

-развитие понимания речи и расширения пассивного словаря

-развитие органов артикуляции и дыхания

-целенаправленное формирование коммуникативной функции речи


В работу с не говорящими детьми мы активно включаем язык жестов. Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста (необязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.


Работа с пиктограммами:

  • Идентификация символа. Ребенку последовательно демонстрируем пиктограмму, предлагаем опознать и соотнести с реальным предметом или с его реалистическим изображением на картинке либо фотографии.


  • Выбор нужной пиктограммы из ряда других, когда ребенок узнает и показывает ту пиктограмму, которую назвал взрослый.



  • Выбор двух одинаковых пиктограмм из ряда других.



  • Выбор такой же пиктограммы среди множества других.



  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый произносит фразу, а ребенок выбирает и показывает пиктограмму в той последовательности, в которой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.



  • Работа с коммуникативной книгой.

Альтернативная коммуникация, применяемая на занятиях с детьми, имеющими множественные нарушения развития, не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции, помогает ребенку сориентироваться в происходящем, создает основу для развития коммуникативных навыков, обогащает его пассивный словарь.

Содержание коррекционной работы по формированию общения (вербального и невербального) у учащихся II отделения вспомогательной школы.
  • Другое
Описание:

Содержание:

1.     Общение.

2.     Средства общения.

3.     Коррекционная работа по формированию вербального общения у учащихся II отделения вспомогательной школы.

4.     Развитие навыков общения у учащихся II отделения вспомогательной школы.

5.     Коррекционная работа по формированию невербального общения у учащихся II отделения вспомогательной школы.

 

6.     Заключение по данной теме.

Список используемой литературы:

1.     Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. – М.:  Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.

2.     Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. – метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцевой, С.Ф. Левяша, И.Н. Ясовой. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

3.     «Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

4.     Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман – 4-е изд. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. – 114 с.

5.     Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. –  272 с.

Автор Чигрецкая Наталья Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 932
Номер материала 22900
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓