СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ.
Педагогика должна стать
наукой для
всех- и для учителей, и для
родителей.
В.А.Сухомлинский.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка
необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими
учащимися, школой и семьей в целом. Семья- часть общечеловеческого коллектива,
важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону
развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его
эффективности на том или ином этапе играет семья. Изменились роль и место
родителей в образовательной политике школы. Мы рассматриваем семью как одного
из важнейших социальных партнеров образования, активно изучаем позицию
родителей, учитываем ее при организации дополнительных мероприятий, выборе
направления воспитательной работы. Регулярно проводим социально-педагогические
опросы, анкетирование родителей. Перечисленные выше направления совместной
деятельности классного руководителя и семьи эффективны тогда, когда они будут
использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Содержание
сотрудничества классного руководителя с родителями включают следующие
направления:
- психолого – педагогическое
просвещение родителей;
- вовлечение родителей в
учебно- воспитательный процесс.
Психолого- педагогическое
просвещение организуем через
v Родительские университеты, например,
«Нравственные уроки семьи- нравственные законы жизни», «Как избежать конфликтов
в семье»;
v Конференция «здоровье ребенка- залог
успешности учебной деятельности», «Роль отца в воспитании детей»;
v Родительские собрания «Роль семьи в
воспитании здорового поколения», «Роль семейного общения в профилактике
негативных привычек»;
v Фестивали детского творчества,
например «Посиделки», «Ярмарки»;
v Внеклассные мероприятия «Рыцарский
турнир», «Папа, мама, я – читающая семья»;
v «Семейный часовой бег», «Встреча трех
поколений»;
v Родительское общественное
патрулирование;
v Открытые уроки «Дни открытых дверей»;
v Заседание родительского комитета в
форме «круглого» стола, деловой игры.
v Одной из главных наиболее
распространенных форм работы со всеми родителями является родительское
собрание. Тематика собраний определяется классным руководителем на основе
изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей
класса.
Интересной и продуктивной
формой работы с родителями являются родительские университеты. Их проводят
специалисты. Формы занятий в родительском университете самые разные:
родительский ринг- «Семейные проблемы. Как их решать?», лекции «Терроризм- это
должен знать каждый», час вопросов и ответов «Осторожно, наркомания»,
конференция «Профилактика детского дородно- транспортного травматизма», почта
доверия «Роль матери в семье», диспут «Основной инстинкт» по теме «Воспитание в
школе глазами родителей».
Главными формами
взаимодействия классного руководителя с семьей являются групповые и
индивидуальные формы работы. За основу своего общения классный руководитель
берет корректировать, умение сдерживать свои эмоции. На методическом
объединении классных руководителей каждый из его участников принимает активное
обсуждение Правил эффективного взаимодействия с семьями учащихся:
v Не беседуйте с родителями второпях и
на бегу;
v Родителям нужна поддержка, помощь,
добрый совет;
v Умейте терпеливо выслушать родителей;
v То, что вам поведали родители, не
должно стать достоянием других родителей, учащихся, учителей;
v Каждая встреча с семьей ученика
заканчивается рекомендациями для родителей и самого ученика;
v Не спешите с выводами, обдумайте
хорошо то, что вы услышали от родителей;
v Если педагог не компетентен в
какой-то проблеме или ситуации, он должен извиниться перед родителями и
предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
Итак,
чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной
деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей
деятельности. Это незыблемое правило работы с семьей, которого должен
придерживаться творчески работающий классный руководитель.
Формы работы классных руководителей по просвещению
родителей (5 класс)
Форма работы
|
Тема
|
Лекция
|
«Проблемы
адаптации детей в 5 классе»
|
Деловая
игра
|
«Когда
в ответе родители или роль семьи в воспитании детей»
|
«Круглый
стол» (расширенное заседание родительского комитета, учителей, учкома)
|
«Наши
общие проблемы»
|
Ток-шоу «Основной инстинкт»
|
«Воспитание
в школе глазами родителей»
|
|
|
|
|
Семейный
клуб
|
«Роль
отца в воспитании детей»
|
Родительское собрание
|
«Профилактика
правонарушений дома и в семье»
|
Анкетирование
учащихся
|
«Мы и закон»
|
Рейды педагогов в неблагополучные семь
|
|
Беседы
инспектора ДН с детьми дев иантного поведения
|
|
Работа
«Почты доверия»
|
|
Анкетирование
|
«Какой
должен быть отец у ребенка?»
|
Расширенное
заседание родительского комитета
|
«Договор
между коллективом учителей и работников школы и родителями в организации
учебно- воспитательного процесса»
|
Родительский университет
|
«Как
уберечь ребенка от болезней?»
|
Практикум.
Разрешение ситуации
|
«Роль
семьи в подготовке домашнего задания»
|
Информационное
классное собрание
|
«Возрастные особенности детей 11-12 лет»
|
учитель истории и
обществознания
первой квалификационной
категории
Дергаевской СОШ № 23
Иванова О.В.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.