Главная / История / СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»



СЕТЕВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

«СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»


п/п

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Ключевые слова по содержанию консультации

Основная общеобразовательная программа образовательного учреждения, рабочая программа по учебному предмету, качество образования, методическое объединение, ФГОС, примерная программа по учебному предмету, ответственность за реализацию образовательной и рабочей программы.

2.

Краткая аннотация содержания консультации

Консультация содержит список и обзор нормативных документов для составления рабочей программы по предмету, направления деятельности методического объединения по обеспечению качества рабочих программ, рекомендации к составлению рабочей программы, указания на опыт издательств в создании рабочих программ по истории и обществознанию в соответствии с действующим законодательством.

3.

Запрос на консультирование

Учителя истории и обществознания просят разъяснить особенности составления рабочей программы по истории и обществознанию с учетом норм действующего законодательства

4.

Список источников и литературы, использованных для составления текста консультации

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 или http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/ (дата обращения: 10.11.2014)

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html (дата обращения: 10.11.2014)

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf - дата обращения: 10.11.2014

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 10.11.2014)

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт
    среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/?frame=1#p30 (дата обращения: 10.11.2014)

  6. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/#p10 (дата обращения: 10.11.2014)

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/ (дата обращения: 10.11.2014)

  8. Перечень примерных программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/t7-2-1.htm (дата обращения: 10.11.2014)

  9. Примерные программы основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/ (дата обращения: 10.11.2014)

  10. Примерные программы среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/ (дата обращения: 10.11.2014)

  11. Перечень поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 16 января 2014 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3969 (дата обращения: 10.11.2014)

  12. Иванов, С.А. Рабочая программа педагога. Информационно-методические материалы для педагогических и административных работников общеобразовательных учреждений. / С. А. Иванов. - Екатеринбург: ИРРО (Институт развития регионального образования Свердловской области), 2007. – 41 с.

  13. Методическая подсказка. Интервью c М. Р. Леонтьевой – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=29030 (дата обращения: 07.12.2014)

  14. Митина, А.А. Проектирование рабочей программы учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС (учебно-методический комплект для системы повышения квалификации). – Барнаул: КГБОУ АКИПКРО, 2012. – 61 с.

  15. Стукалова, И.Н. Разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО / И.Н. Стукалова. – Барнаул : АКИПКРО, 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bio-kl.ucoz.ru/Kabinet/met_rek_rab_pr13.pdf (дата обращения: 07.12.2014)

  16. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) / Руководитель проекта — доц. С.А.Степанов — СПб., 2005 - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/quality/mehtodic_recommendation/dictionary.pdf или http://www.twirpx.com/file/242770/ (дата обращения: 07.12.2014)

5.

Консультационный текст



Одна из основных задач, которую призвано решать методическое объединение, заключается в методической поддержке учителя при составлении рабочих программ по предмету с целью обеспечения качества образования. Под качеством образования понимается сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается (конкретизируется) качество образования в таких понятиях, как:

- качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности);

- качество научно-педагогических кадров;

- качество образовательных программ;

- качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;

- качество студентов, учащихся, абитуриентов;

- качество управления образованием;

- качество научных исследований и др. [16]. Как следует из приведенного определения, качество программ является одним из критериев определения качества образования. ФЗ «Об образовании» дает следующее определение качества образования - «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Глава 1, ст.2, п.29).

Содержание деятельности МО в направлении обеспечения качества через качество рабочих программ предполагает рассмотрение следующего круга вопросов:

1) нормативно-правовая база для составления рабочей программы;

2) понятие рабочей программы и структурные компоненты рабочей программы в соответствии с ФГОС;

3) алгоритм составления рабочей программы;

4) база рабочих программ по предмету: проблема выбора, опыт издательств в составлении рабочих программ в соответствии с ФГОС.


1) Нормативно-правовой базой для составления рабочей программы являются, в первую очередь, документы федерального уровня – ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 [1], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки №1894 от 17.12.2010 года [3], Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17.05.2012 № 413 [5], Федеральный перечень учебников [7], примерные программы по образовательным предметам [9].

В главе 1 ФЗ «Об образовании» раскрываются понятия федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа, примерная основная образовательная программа. Остановимся на них подробнее:

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Глава 1, ст.2, п.6).

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Глава 1, ст.2, п.9).
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (Глава 1, ст.2, п.10).

Образовательные программы определяют содержание образования (Глава 2, ст.12, п.1), образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если действующим Федеральным законом «Об образовании» не установлено иное (Глава 2, ст.12, п.5). Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (Глава 2, ст.12, п.9). Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (Глава 2, ст.13, п.1). Реализация содержания образовательной программы осуществляется на основе учебной литературы из Федерального перечня учебников.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке (Глава 2, ст.18, п.5). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (Глава 3, ст.28, п.7). Вопросы реализации образовательной программы регулируются локальными актами образовательной организации (Глава 3, ст.28, ст.30). Ответственность за реализацию в полном объеме программ учебных предметов, курсов закон возлагает на педагогических работников (Глава 5, ст.48, п.1.1,4).

Прямого определения понятия рабочая программа по учебному предмету ФЗ «Об образовании» не содержит, а лишь указывает на то, что она является составной частью образовательной программы учебного учреждения и рабочим инструментом учителя.

2) Основой для составления рабочей программы являются требования ФГОС, примерная рабочая программа по предмету, локальные акты образовательной организации.

ФГОС содержит характеристику не только основной образовательной программы для каждого уровня образования (начального, основного и среднего), но и задает структурные компоненты программ учебных предметов [подробнее см.: 3, 5, 6].

В соответствии с ФГОС программы учебных предметов должны содержать [3, Раздел III , п.18.2.2 ФГОС ООО; 5, Раздел III, п.18.2.2]:

- пояснительную записку, конкретизирующую общие цели основного или среднего (полного) общего образования с учетом специфики учебного предмета;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

- планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы – личностным, метапредметным, предметным [3, Раздел II, п.8, 9, 10, 11 ФГОС ООО, п.11.2 – требования к предметным результатам изучения предметной области «Общественно-научные предметы»; 5, Раздел II, п.7, 8, 9 ФГОС С(П)ОО, п.9.2 - требования к предметным результатам изучения предметной области «Общественно-научные предметы»].

Примерные программы по учебному предмету [8, 9, 10] конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, рабочая программа учителя по учебному предмету – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий содержание и организацию образовательной деятельности по учебному предмету, курсу [15].

Структура, оформление рабочей программы определяется локальным актом образовательного учреждения на основе действующего законодательства в области образования и, как правило, содержит [15]:

- титульный лист (наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом; гриф утверждения программы в образовательном учреждении в соответствии с Положением о рабочей программе; название курса, для изучения которого написана программа; уровень программы (базовый, профильный уровень); указание класса, в котором изучается курс; фамилия, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы; год составления программы);

- пояснительную записку (перечень нормативных документов, на основе которых составлена рабочая программа; указание на авторскую программу; общее количество часов в соответствии с учебным планом; цели и задачи изучения учебного предмета, определяемые на основе примерной программы, авторской программы для данного класса с учетом специфики образовательного учреждения; особенности рабочей программы; внесенные изменения и их обоснование; ведущие формы, методы и средства обучения, технологии и т.п., которые будут использоваться учителем для реализации рабочей программы);

- тематический поурочный план (таблица, в которой отражены: название раздела (темы) и продолжительность ее изучения; номер урока; темы уроков; контрольные, практические (лабораторные) работы; виды деятельности обучающихся; планируемые результаты изучения раздела – личностные, метапредметные, предметные результаты);

- планируемые образовательные результаты обучающихся;

- способы оценивания образовательных результатов обучающихся;

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (основная и дополнительная учебная литература для обучающегося и учителя);

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса (учебное оборудование);

- лист внесения изменений.



3) Алгоритм составления рабочей программы

1. Познакомиться с нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы составления образовательных программ (примерная программа, ФГОС).

2. Выбрать УМК по предмету в соответствии федеральным перечнем и количеством часов отведенных по учебному плану.

3. Сравнить содержание авторской (т.е., входящей в состав УМК) и примерной программы, определить соответствие авторской программы требованиям ФГОС.

4. Составить тематический поурочный план.

5. Оформить текст рабочей программы.

6. Осуществить рефлексию (самоэкспертизу) на соответствие составленной рабочей программы локальным актам образовательной организации.



4) Книжный рынок, сеть Интернет предлагает огромный выбор рабочих программ по учебным предметам. Прежде чем воспользоваться предложенным продуктом, всегда рекомендуется выяснить его соответствие предъявляемым со стороны законодательства требованиям!

Издательства, выпускающие учебную литературу, входящую в Федеральный перечень, включают в УМК и рабочие программы по предмету, отражающие содержание примерной программы и требования ФГОС. Часть из них размещается в открытом доступе:

  1. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников сферы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.] М.: Просвещение, 2012. 176 с. URL: http://spheres.ru/history/method Рабочая программа по всеобщей истории для 5–9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Про- свещение». Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения всеобщей истории, содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности на уроках и перечнем ресурсов УМК для каждого урока, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  2. Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс. URL: http://русское-слово.рф/methodical/programs/istor5-9prp.zip Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного стандарта общего образования по истории. Содержит Пояснительную записку, тематическое планирование курса с указанием планируемых результатов в соответствии с ФГОС.

  3. Рабочая программа к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание», 5 класс. URL: http://русское-слово.рф/methodical/programs/Obs_CheAg_Rp_5_FGOS_Ver.pdf (рабочая программа), http://русское-слово.рф/methodical/programs/Obs_Agafo_P_5-6_FGOS_Ver.pdf (программа курса). Рабочая программа к учебнику «Обществознание» раскрывает требования к уровню подготовки учащихся по данному предмету в 5 классе общеобразовательной школы. Программа создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г., Примерной программы основного общего образования и Примерного базисного учебного плана.

  4. Рабочая программа: к учебникам А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 10—

  1. классы. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 56 с. URL: http://русское-слово.рф/methodical/programs/Obs_Cheba_P_10-11_Ver.pdf (рабочая программа), http://русское-слово.рф/methodical/programs/Obs_Agafo_P_10-11_Ver.pdf (программа курса)

Рабочая программа к учебникам «Обществознание» раскрывает требования к уровню подготовки учащихся по данному предмету с 10 по 11 класс. Программа создана с учетом требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года и Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

  1. Рабочие программы по истории и обществознанию издательства «Дрофа». URL: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/method_service/2014/

6.

Консультант

Шрейдер Светлана Николаевна, руководитель районного методического объединения учителей истории и обществознания Косихинского района Алтайского края, учитель истории и обществознания МБОУ «Контошинская СОШ» Косихинского района.



14


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
  • История
Описание:

 Консультация содержит список и обзор нормативных документов для составления рабочей программы по предмету, направления деятельности методического объединения по обеспечению качества рабочих программ.

Также даны рекомендации к составлению рабочей программы, указания на опыт издательств в создании рабочих программ по истории и обществознанию в соответствии с действующим законодательством.  

Одна из основных задач, которую призвано решать методическое объединение, заключается в методической поддержке учителя при составлении рабочих программ по предмету  с целью обеспечения качества образования. Под качеством образования понимается сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается (конкретизируется)  качество образования  в таких понятиях, как:

- качество преподавания  (учебного процесса, педагогической деятельности);

- качество научно-педагогических кадров;

- качество образовательных программ;

- качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;

- качество студентов, учащихся, абитуриентов;

- качество управления образованием;

- качество научных исследований и др. [16]. Как следует из приведенного определения,  качество программ является одним из критериев определения качества образования. ФЗ «Об образовании» дает следующее определение качества образования -  «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе,  степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Глава 1, ст.2, п.29). 

Автор Шрейдер Светлана Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 357
Номер материала 17884
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓