Главная / История / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СПО

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СПО

Социокультурное значение краеведческой работы в среде студенчества.

Модернизация образования, проводимая сегодня в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. Поэтому особое внимание нужно уделить созданию условий для развития творческого личностного потенциала студентов и расширению возможностей углублённого образования, в том числе исторического. Такие условия складываются в процессе обучения на гуманитарной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определённой области на основе интеграции содержания различных гуманитарных дисциплин.

Первое знакомство с краеведческим материалом происходит,как правило,в школе, а мы полагаем, что студентам техникума целесообразно предложить для изучения в созданном творческом объединении элективный курс «Историческое краеведение как элемент гуманитарного воспитания и образования».Его освоение позволит повысить качество подготовки в предметной области за счёт расширения информационного поля и сферы более глубокого использования изучаемых гуманитарных предметов, расширить кругозор студентов посредством приобщения к истории, культуре, этнографии родного края и приобретения новых сведений о жизни народов Поволжья,расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культурологии, этнографии, истории родного края и, конечно, повысить мотивацию к овладению культурным наследием прошлого.Практика краеведческой работы имеет целью воспитание у студентов чувства собственного достоинства, национального самосознания, понимания ими своих прав и обязанностей, развитие умения строить межнациональные отношения, быть национально терпимым, мирно разрешать конфликты и споры.

Главная цель реализуемой программы творческого объединения студентов «Историческое краеведение» не только в том,чтобы дать им знания о своём родном крае, но и в том,чтобы воспитать любовь к нему, сформировать гражданскую позицию,а также раскрыть учащимся связь своего учебного заведения,родного края,его городов и сёл с великой родиной,помочь уяснить неразрывную связь,единство истории каждого города,села с историей и жизнью страны.Краеведческий курс призван сыграть существенную роль в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании студентов, и занять важнейшее место в формировании патриотизма молодого поколения, так как истоки любви к Родине лежат в стране нашего детства – родном крае, чей светлый образ остаётся навсегда в сердце каждого.

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются сегодня современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. Большое значение для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию. За минувшее десятилетие в обучении истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам» (о них мы скажем чуть ниже). Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

Уровни краеведческой работы

Когда речь идет о краеведении в образовании, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной обучающей практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности обучающихся). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов преподавателя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение учащимися истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.Очень важно,чтобы сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, использовались на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

Содержание краеведческих знаний по истории

Важная составляющая системы исторического краеведения в обучении -содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о познавательных кругах этих знаний.

  1. Родословная моей семьи.

  2. Моё учебное заведение: его история и традиции.

  3. Мой город: прошлое, настоящее, перспективы развития.

  4. История района, микрорайона.

  5. История области.

Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д. Нам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе, чтобы не выпадали из под внимания отдельные пласты краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села, города, района, что негативно сказывается на возможностях учебной и воспитательной работы. Важно, чтобы краевед-историк и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

Главная цель реализуемой программы творческого объединения студентов «Историческое краеведение» не только в том,чтобы дать студентам знания о своём родном крае, но и в том,чтобы воспитать любовь к нему, сформировать гражданскую позицию,а также раскрыть учащимся связь своего учебного заведения,родного края,его городов и сёл с великой родиной,помочь уяснить неразрывную связь,единство истории каждого города,села с историей и жизнью страны.Краеведческий курс призван сыграть существенную роль в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании студентов, и занять важнейшее место в формировании патриотизма молодого поколения, так как истоки любви к Родине лежат в стране нашего детства – родном крае, чей светлый образ остаётся навсегда в сердце каждого.

Поэтому основным принципом реализации программы «Историческое краеведение» является взаимосвязь истории края с историей страны.И в этом смысле особенно эффективными представляются такие способы формирования исторического знания и сознания молодых людей как:

1.Поисково-исследовательская деятельность, в ходе которой не только формируется определённый массив фактических данных, но и умение систематизировать отобранные материалы, делать определённые выводы.

2.Проектная деятельность, позволяющая реализовать конкретные цели и замыслы в осуществляемых разработках.

3.Создание творческих работ, сочинений, презентаций по исследуемым проблемам, позволяющих отобразить в письменных и электронных формах процесс поиска и его результаты.

4.Коллекционная деятельность, ставящая целью раскрыть особенность того или иного исторического явления посредством целенаправленного сбора предметов, документов, являющихся источниками конкретной информации.

В своей деятельности мы широко использовали названные методы, так как ставили следующие цели:

1.Осветить деятельность выдающихся людей нашей области и Поволжья в целом и показать её значение для развития региона.

2.Раскрыть проблемы и сущность исторических событий,с ними связанных.

3.Показать значимость исследуемых явлений для формирования истории-

ческого сознания и правильного их понимания в процессе воспитания.

Выполняя их,мы реализовали следующие проекты, используя как элек-

тронные, так и печатные формы.

Проект 1. «Топонимика Самарских улиц».Участники проекта собирали ма-

териал по истории наименований улиц Самары,в результате чего был реа

лизован печатный (доклад) и электронный вариант(презентация) об исто-

рии самарских улиц и практике их переименования

Проект 2. «Выдающиеся люди Самары» преследовал цель исследовать мате-риал о выдающихся людях Самарского края и представить его в виде творче

ского сочинения, презентации(что имеется в наличии).

Проект 3. «Мы разные,но не чужие.»(национальная политика) ставил своей

целью показать особенности многонационального населения Самарской об

ласти и реальную возможность мирного решения национальных проблем.

Он реализован в электронном варианте(презентации).

Проект 4.Культурологический (история формирования русской культуры).

ставил своей целью показать истоки русской культуры. Реализован в виде презентации,на основе которой можно подготовить и другие мероприятия

Проект 5. «Мы патриоты России» имеет своей целью на примере событий

Великой Отечественной войны и истории России воспитать чувство любви и гордости за свою Родину. Реализован в виде презентаций и докладов.

Проект 6. «Россия в знаках истории» имеет целью методом коллекциониро-вания значков приобщить студентов к важным событиям истории Отечест-ва,научить систематизации приобретённых знаний, воспитать чувство гор-

дости за Отечество. Реализован в виде коллекции значков о России.

Работа творческого объединения только разворачивается и учащиеся приоб

ретают начальные умения и навыки поисковой и творческой работы,воспи-тывают целеустремлённость,настойчивость в намеченных заданиях,получают всё большие исторические знания посредством исследований.Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего города, области, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного микрорайона,города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Рассмотрим содержание исторического краеведения в процессе обучения под несколько иным ракурсом. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю. Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах обучающиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Студенты выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Они имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Студенты знакомятся на занятиях и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в области, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения краеведения или преподносились искаженно. В результате, подростки не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов. Ученики знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе. Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике все внимание краеведов-следопытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). История края, местные события и явления нами изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая с ребятами историю микрорайона,города важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами его обновления и развития. Подобный подход учит их более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления. Одна из проблем, связанных с изучением в техникуме прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени. Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.







СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СПО
  • История
Описание:

Модернизация образования, проводимая сегодня в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. Поэтому особое внимание нужно уделить созданию условий для развития творческого личностного потенциала студентов и расширению возможностей углублённого образования, в том числе исторического. Такие условия складываются в процессе обучения на гуманитарной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определённой области на основе интеграции содержания различных гуманитарных дисциплин.

Первое знакомство с краеведческим материалом происходит,как правило,в школе, а мы полагаем, что студентам техникума целесообразно предложить для изучения в созданном творческом объединении элективный курс «Историческое краеведение как элемент гуманитарного воспитания и образования».Его освоение позволит повысить качество подготовки в предметной области за счёт расширения информационного поля и сферы более глубокого использования изучаемых гуманитарных предметов, расширить кругозор студентов посредством приобщения к истории, культуре, этнографии родного края и приобретения новых сведений о жизни народов Поволжья,расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культурологии, этнографии, истории родного края и, конечно, повысить мотивацию к овладению культурным наследием прошлого.Практика краеведческой работы имеет целью воспитание у студентов чувства собственного достоинства, национального самосознания, понимания ими своих прав и обязанностей, развитие умения строить межнациональные  отношения, быть национально терпимым, мирно разрешать конфликты и споры.

Автор Андреев Михаил Константинович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 572
Номер материала 43195
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓