Социокультурное значение краеведческой работы в среде студенчества.
Модернизация
образования, проводимая сегодня в нашей стране, подразумевает, прежде всего,
обновление его содержания. Поэтому особое внимание нужно уделить созданию
условий для развития творческого личностного потенциала студентов и расширению
возможностей углублённого образования, в том числе исторического. Такие условия
складываются в процессе обучения на гуманитарной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определённой
области на основе интеграции содержания различных гуманитарных дисциплин.
Первое знакомство с краеведческим материалом
происходит,как правило,в школе, а мы полагаем, что студентам техникума
целесообразно предложить для изучения в созданном творческом объединении
элективный курс «Историческое краеведение как элемент гуманитарного воспитания
и образования».Его освоение позволит повысить качество подготовки в предметной
области за счёт расширения информационного поля и сферы более глубокого
использования изучаемых гуманитарных предметов, расширить кругозор студентов
посредством приобщения к истории, культуре, этнографии родного края и
приобретения новых сведений о жизни народов Поволжья,расширить кругозор
обучающихся, углубить их знания в области культурологии, этнографии, истории
родного края и, конечно, повысить мотивацию к овладению культурным наследием прошлого.Практика краеведческой работы
имеет целью воспитание у студентов чувства собственного достоинства, национального самосознания, понимания ими своих прав и
обязанностей, развитие умения строить межнациональные
отношения, быть национально терпимым, мирно разрешать конфликты и споры.
Главная цель реализуемой программы творческого
объединения студентов «Историческое краеведение» не только в том,чтобы дать им знания
о своём родном крае, но и в том,чтобы воспитать любовь к нему, сформировать
гражданскую позицию,а также раскрыть учащимся связь своего учебного
заведения,родного края,его городов и сёл с великой родиной,помочь уяснить
неразрывную связь,единство истории каждого города,села с историей и жизнью
страны.Краеведческий курс призван сыграть существенную роль в нравственном,
трудовом, эстетическом воспитании студентов, и занять важнейшее место в
формировании патриотизма молодого поколения, так как истоки любви к Родине
лежат в стране нашего детства – родном крае, чей светлый образ остаётся
навсегда в сердце каждого.
Важным условием развития
краеведения, в первую очередь исторического, являются сегодня современные
социально-политические перемены, когда укрепляется российская
государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян,
молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям,
проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. Большое значение
для совершенствования исторического краеведения и в целом исторического
образования в школе имеют новые труды по истории. Исследования ученых-историков
оказали значительную помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных
программ, учебников истории, в том числе по истории родного края, содействовали
в применении на практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию.
За минувшее десятилетие в обучении истории значительно расширилось «поле»
краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно
обратиться к ранее «запретным темам» (о них мы скажем чуть ниже). Одним из
ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение
конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и
членов семьи, изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми
подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших
закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Появилась
возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы
вынужден был молчать.
Уровни краеведческой работы
Когда речь идет о краеведении в образовании, следует различать уровни
познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех
уровнях (в реальной обучающей практике они, естественно, тесно, органически
связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности
обучающихся). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов
преподавателя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для
более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного
исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже
известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).
Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и
научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати,
материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень — изучение учащимися истории родного края в ходе
углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом
случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно
это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели
факультативов.Очень важно,чтобы сведения по истории края, собранные юными
следопытами, найденные ими документы, использовались на уроке в процессе
изучения и усвоения программного материала.Урочные и внеклассные занятия по
историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к
своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт
следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и
воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико
и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к
отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению
ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей;
корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом
родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются
вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость,
совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами,
уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд —
основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека,
условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает юным глубже
уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый
обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья
58).
Содержание краеведческих знаний по истории
Важная составляющая системы
исторического краеведения в обучении -содержание краеведческих знаний по
истории. Можно условно говорить о познавательных кругах этих знаний.
1. Родословная моей
семьи.
2. Моё учебное
заведение: его история и традиции.
3. Мой город: прошлое,
настоящее, перспективы развития.
4. История района, микрорайона.
5. История области.
Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы,
квартала и т д. Нам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов
знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе, чтобы не выпадали из под
внимания отдельные пласты краеведческих знаний, например, по истории своей
семьи, школы, села, города, района, что негативно сказывается на возможностях
учебной и воспитательной работы. Важно, чтобы краевед-историк и учащиеся не
только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их
единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость
постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой,
важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от
далекого к близкому.
Главная цель реализуемой
программы творческого объединения студентов «Историческое краеведение» не
только в том,чтобы дать студентам знания о своём родном крае, но и в том,чтобы
воспитать любовь к нему, сформировать гражданскую позицию,а также раскрыть
учащимся связь своего учебного заведения,родного края,его городов и сёл с
великой родиной,помочь уяснить неразрывную связь,единство истории каждого
города,села с историей и жизнью страны.Краеведческий курс призван сыграть
существенную роль в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании студентов,
и занять важнейшее место в формировании патриотизма молодого поколения, так как
истоки любви к Родине лежат в стране нашего детства – родном крае, чей светлый
образ остаётся навсегда в сердце каждого.
Поэтому основным принципом реализации программы «Историческое
краеведение» является взаимосвязь истории края с историей страны.И в этом смысле
особенно эффективными представляются такие способы формирования исторического
знания и сознания молодых людей как:
1.Поисково-исследовательская деятельность, в ходе которой не только
формируется определённый массив фактических данных, но и умение систематизировать
отобранные материалы, делать определённые выводы.
2.Проектная деятельность, позволяющая реализовать конкретные цели и
замыслы в осуществляемых разработках.
3.Создание творческих работ, сочинений, презентаций по исследуемым
проблемам, позволяющих отобразить в письменных и электронных формах процесс
поиска и его результаты.
4.Коллекционная деятельность, ставящая целью раскрыть особенность того
или иного исторического явления посредством целенаправленного сбора предметов,
документов, являющихся источниками конкретной информации.
В своей деятельности мы широко использовали названные методы, так как
ставили следующие цели:
1.Осветить деятельность выдающихся людей нашей области и Поволжья в
целом и показать её значение для развития региона.
2.Раскрыть проблемы и сущность исторических событий,с ними связанных.
3.Показать значимость исследуемых явлений для формирования истории-
ческого сознания и правильного их понимания в процессе воспитания.
Выполняя их,мы реализовали
следующие проекты, используя как элек-
тронные, так и печатные формы.
Проект 1. «Топонимика Самарских
улиц».Участники проекта собирали ма-
териал по истории наименований
улиц Самары,в результате чего был реа
лизован печатный (доклад) и
электронный вариант(презентация) об исто-
рии самарских улиц и практике их
переименования
Проект 2. «Выдающиеся люди
Самары» преследовал цель исследовать мате-риал о выдающихся людях Самарского
края и представить его в виде творче
ского сочинения, презентации(что
имеется в наличии).
Проект 3. «Мы разные,но не
чужие.»(национальная политика) ставил своей
целью показать особенности
многонационального населения Самарской об
ласти и реальную возможность
мирного решения национальных проблем.
Он реализован в электронном
варианте(презентации).
Проект 4.Культурологический
(история формирования русской культуры).
ставил своей целью показать
истоки русской культуры. Реализован в виде презентации,на основе которой можно
подготовить и другие мероприятия
Проект 5. «Мы патриоты России»
имеет своей целью на примере событий
Великой Отечественной войны и
истории России воспитать чувство любви и гордости за свою Родину. Реализован в
виде презентаций и докладов.
Проект 6. «Россия в знаках
истории» имеет целью методом коллекциониро-вания значков приобщить студентов к
важным событиям истории Отечест-ва,научить систематизации приобретённых знаний,
воспитать чувство гор-
дости за Отечество. Реализован в
виде коллекции значков о России.
Работа творческого
объединения только разворачивается и учащиеся приоб
ретают начальные
умения и навыки поисковой и творческой работы,воспи-тывают
целеустремлённость,настойчивость в намеченных заданиях,получают всё большие
исторические знания посредством исследований.Так, например, изучая свою
родословную, учащиеся связывают ее с историей своего города, области, возможно,
страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они
возвращаются к фактам истории родного микрорайона,города, семьи. Такой принцип
организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника
Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся,
возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы, из
года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои
историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых
источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Рассмотрим содержание исторического краеведения в процессе обучения под
несколько иным ракурсом. Предметом исторического краеведения являются
общественные процессы в местном крае — жизнь людей в ее развитии, во всех
многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории
(город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся
знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность
многих поколений жителей края, их социально-экономические,
общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет
изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо
утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит
понять саму эпоху, саму историю. Изучение родного края включает познание
этнонационалъных процессов. На конкретных примерах обучающиеся знакомятся с историей
и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в
данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных
духовных черт, экономической жизни, труда. Студенты выясняют, как в горниле
исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание
духовного единства, принадлежности к российскому народу. Они имеют возможность
увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что
особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они
стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности
и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры
по преодолению этих причин. Предметом историко-краеведческих изысканий и
поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках,
оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье. Неотъемлемой
частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни
являются религия, история церкви. Студенты знакомятся на занятиях и во
внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных
конфессий в области, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния
местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства;
обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.
При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная.
Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. С сожалением
приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы
фактически выпадали из поля зрения краеведения или преподносились искаженно. В
результате, подростки не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в
частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия
народов. Ученики знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и
близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще
встречающуюся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе. Вряд
ли можно признать правильным подход, когда в практике все внимание
краеведов-следопытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о
жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с
их регионом. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных
людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего.
Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные
социальные группы и общности (например, сословия городских жителей),
общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы,
местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные,
молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). История края, местные
события и явления нами изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое —
настоящее — будущее. Так, изучая с ребятами историю микрорайона,города важно
познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами его
обновления и развития. Подобный подход учит их более глубоко осмысливать
последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует
формированию исторического мышления. Одна из проблем, связанных с изучением в
техникуме прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, —
разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности
людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур.
Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с
учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей,
разделяемых людьми того времени. Организуя работу по историческому краеведению,
важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое
нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое
и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует
идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой
вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах,
событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий,
объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и
приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.