Главная / Другое / Социальный проект:"Музей истории поселка Белозерного"

Социальный проект:"Музей истории поселка Белозерного"

hello_html_2c07ee10.jpg









СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


hello_html_m59ec1fb7.gif


hello_html_m7ba2bd20.gif

hello_html_m6a49455e.gif



Авторы проекта: учащиеся 10 класса, классный руководитель Сухин А.А.

Координаторы проекта: Потапова Эмилия Федоровна заведующая музеем

Кащеева Евгения Геннадиевна зам. директора по УВР МОУ СОШ №77

hello_html_m1cb40857.jpg








2008 - 2009




Участники проекта: 10 «А» класс

Ф.И.О. учащегося

1

Алиев Яромир Гурбанович юрист проекта

2

Белова Виктория Артуровна

3

Газанчян Герман Борисович компьютерный дизайн

4

Горкунова Ксения Александровна.

5

Данилкина Оксана Викторовна

6

Дик Наталья Петровна экскурсовод

7

Захарченко Ксения Игоревна

8

Киреева Анастасия Вадимовна экскурсовод

9

Копач Наталья Петровна экскурсовод

10

Кузнецов Илья Игоревич

11

Кулиш Кристина Павловна президент ученического самоуправления

12

Мазур Герман Игоревич компьютерный дизайн

13

Марченко Анна Петровна

14

Муравьева Марина Александровна

15

Неяскин Василий Алексеевич

16

Озюмов Денис Игоревич

17

Степукова Алина Сергеевна связь с общественностью поселка

18

Терещенко Дарья Сергеевна связь с общественностью станицы Елизаветинской

19

Терещенко Екатерина Сергеевна связь с общественностью станицы Елизаветинской

20

Тихоненко Виктор Сергеевич

21

Хахлочев Виктор Васильевич

22

Чмеленко Владимир Александрович

23

Шалятова Виктория Леонтьевна экскурсовод


Задачи проекта:


  1. Знакомство с традициями своей малой Родины;

  2. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, создание самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России;

  3. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

  4. Развитие аналитических навыков критического и креативного мышления;

  5. Развитие коммуникативных навыков;

  6. Закрепление навыков групповой и индивидуальной работы;

  7. Привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества;

  8. Формирование гражданской инициативы и ответственности за окружающую социальную и нравственную обстановку;

  9. Освоение практического опыта социальной деятельности и взаимодействие с органами власти и общественным советом поселка Белозерного в целях решения актуальных проблем.



Состав участников проекта:

Группу, работающую над проектом, составили учащиеся 10 класса возраст 15 - 16 лет. Это учащиеся, которым не безразлична история и традиции школы и поселка Белозерного, которые заинтересованы в сохранении истоков своей малой Родины.


Актуальность данного проекта:

Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своем крае, школе; людях, которые жили и живут здесь, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей «Истории поселка Белозерного» - это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления « по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея - все это является важным средством документирования истории родного края.

В последнее время у учащихся школы заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.

Нам повезло, что в нашей школе были уже созданы экспозиции будущего музея. Это зал Боевой Славы, где имеется стендовая информация о военных событиях

Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. на территории Краснодарского края и города Краснодара. Имелись витрины с материалами переписки с защитниками нашего края в годы ВОВ, альбомы воспоминаний ветеранов поселка – участников ВОВ, материалы о выпускниках школы, принимавших участие в военных действиях в мирное время и посвятивших себя воинской службе. Важной частью музея станет Мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный односельчанам, погибшим в годы ВОВ и защитникам города Краснодара














Творческие группы: hello_html_dcf5a0d.gif











Инициативной группой по созданию музея было решено провести у нас в поселке и в нашей школе социологический опрос.

Цель опроса: проверить актуальность выбранной нами темы, необходимость ее решения не только для школы, но и для нашего поселка.

В социологическом опросе участвовало 500 человек. Были заданы вопросы, проанализировав которые мы получили ответы, представленные в диаграммах:

1. Как вы относитесь к идее создания школьного музея «Истории поселка Белозерного?

hello_html_m726fddca.gif

2.Хотели бы вы принять участие в создании школьного музея?

hello_html_m3eec4ce6.gif

3.Считаете ли вы, что проблема сохранения русских традиций является актуальной для современной России?

hello_html_m2c2dc067.gif

4.Будет ли способствовать работа школьного музея улучшению нравственного климата в школе?

hello_html_m45a6f219.gifВывод: Социологический опрос учащихся школы, их родителей, а так же жителей села Социологический опрос доказал, что выбранная тема нашего социального проекта «Школьный музей «Истории поселка Белозерного» является очень актуальной для нас и нашего поселка. Многие из опрошенных жителей поселка хотели бы, чтобы в школе был создан музей, многие желают помогать нам в создании музея, и считают, что создание музея будет способствовать улучшению нравственности в школе. Ведь именно школа была и остается культурным центром поселка Белозерного.


hello_html_2a164d22.gif




Шаги работы над проектом:

  1. Создали проектную (инициативную) группу ответственную за разработку и реализацию проекта. Определили руководителя проекта - Потапова Эмилия Федоровна заведующая музеем.


  1. Определили конкретную проблему, на решение которой будет направлен проект - поиск исторического материала и экспонатов для музея.



  1. Сформировали цель проекта.

Цель проекта – проанализировать историю поселка Белозерного, изучить его историю, собрать и оформить исторические материалы, наметить пути совершенства музея и его новых экспозиций.


  1. Определили задачи, которые позволят достичь цели проекта.

В ходе работы нам предстоит решить множество задач. Вот некоторые из них:

  • 1.      Обратиться к материалам архивного фонда и воспоминаниям очевидцев.

  • 2.      Собрать информацию об истории поселка и школы, института ВНИИ риса, о директорах, учителях, и о выпускниках школы, ученых ВНИИ риса, ветеранах войны и труда, знаменитых людях поселка Белозерного (списки, фото, документы, личные вещи).

  • 3.      Провести поисковую работу.

  • 4.      Научиться добывать информацию разными способами из разных источников, обрабатывать её, оформлять для передачи.

  • Создать Web – сайт музея истории поселка Белозерного.



  1. Определили первоочередные мероприятия, которые необходимы для решения задач.


  1. Разработали план - график реализации проекта:




План - график реализации проекта

Мероприятия

Где слушался вопрос

сроки

ответственные

1. Обоснование актуальности нашей проблемы.

педсовет

Сентябрь 2008

Кулиш Кристина и историческая лаборатория

2. Разбивка участников проекта на группы, назначение лидеров.

Совет лидеров школы

Октябрь

2008

совместно

3. Намечаем свои дальнейшие шаги.


Ноябрь - Декабрь 2008

лидер каждой группы

4. Изучение юридического аспекта проекта.

Заседание юридической группы

Ноябрь 2008

Юридическая группа

5. Добровольцы.

Заседание совета ветеранов поселка Белозерного

Ноябрь 2008

Группа поиска

6. Привлечение спонсоров

( походы по инстанциям).


Ноябрь август 2008

Юридическая группа

7.Сбор исторического материала. Планировочные решения по оформлению стендов музея

Заседание групп

Ноябрь

2008

Январь

2009

Историческая лаборатория, группа дизайна

8.Оформление стендов музея


Январь –Февраль

2009

Все участники проекта

7. Ожидание конечных результатов, оформление инвентаризационной книги музея.


Февраль – Апрель 2009

Историческая лаборатория, группа дизайна

8. Паспортизация музея.

Администрация школы, руководитель музея, ТОС поселка Белозерного

Май 2009

Руководитель музея Потапова Э.Ф.., директор школы Воробьева О.Н.



Определили необходимые ресурсы и составили бюджет проекта с учетом имеющихся собственных ресурсов и ресурсов, которые необходимо привлечь.


Ресурсы:


Добровольцы – школьники, учителя, родители, жители поселка


Будем искать везде, нужно только правильно искать и искренне благодарить.

Транспорт – личный или организаций

Уверены, что многие учителя и родители готовы предоставить к услугам свой транспорт, ведь многие заинтересованы в реализации проекта.

Канцтовары


Из средств школы.

Информационные - устные объявления, печатные объявления.



Данное средство очень действенно.

Надеемся, что поможет и на этот раз.

Административный ресурс - письма поддержки, участие представителей ТОС, депутатов мероприятиях.



Партнерство с представителями власти,

личные контакты, приглашения на мероприятия.

Офисная, компьютерная техника, электронная почта, Интернет


Школьники, имеющие дома компьютер и выход в Интернет, имеющие технику и компьютерная техника и Интернет школы.
















Расходов материалов на выполнение проекта


Наименование

Количество

Размеры

1. Брус

6 шт.

50х20

2. ДВП

11 шт.

1, 75х 3, 50

3. Краска пол.

20 банок

2, 4

4. Краска белая

10 банок

2

5.Обои

30 рулонов


6.Уголок декоративный

15 шт.

1 м

7.Мел

10 пакетов

1кг

8. Кисть малярная

10 шт.

15 см

9. Краска водоэмульсионная

20 кг

1

10. Пленка самокл.

2 рулона

11. Ватман

50 листов


12. Офисная бумага

3 упаковки


13. Клей ПВА

5 флаконов

150 мл

14. Пластиковый скоросшиватель

50 шт.


15. Файлы

2 упаковки

100 шт

16. Офисные папки

10


17. Маркеры

10


18. Гуашь

2 упаковки

12 цв.

19. Цифровой фотоаппарат

1 шт.


20.Шнур USB

1 шт.


21. Витрина для экспозиции

5шт.

2, х1

22. Мультимедийный проектор

1 шт.


23. Музыкальный центр

1 шт.


Итого




Ожидаемые результаты:

  • Работа призвана помочь каждому ребенку осмыслить его место в жизни;

  • Приобщение к целому ряду ценностных понятий: любви к малой Родине, гражданской ответственности и сопричастности каждого к истории и традициям своего поселка и народа;

  • Формирование собственных взглядов на жизнь, свое мировоззрение;

  • Знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи;

  • Достижения обучающихся на предметных олимпиадах и научно - практических конференциях;

  • Постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов;

  • Интерес учащихся к поисково - краеведческим экспедициям;

  • Разработка и реализация программы работы музея.










Вывод:


Мы мечтаем о современной школе, соответствующей духу времени. Мысль о возрождении новой России пробудила желание сделать грандиозный проект: объединенными усилиями учащихся, родителей, учителей, жителей села создать школьный краеведческий музей и средствами этого музея рассказать всем жителям поселка, ученикам, родителям о замечательных русских традициях, побудить интерес к родной истории, показать русский национальный характер, который выручал нас не один раз. Надеемся, что экспозиция нашего музея будет пополняться и в дальнейшем. Мы думаем, что наш музей поможет решить проблему сохранения русских традиций, духовности единой России, патриотического воспитания школьников и сохранения нашего поселка как единого культурного центра.










































Утверждаю:

Директор школы:___________ О.Н. Воробьева

Положение

о музее «История поселка Белозерного


1.Общие положения

    1. Школьный музей ( далее - музей) является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников культуры, истории и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.

    2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Деятельность музея регламентируется настоящим положением, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.

    3. Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности, общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно - познавательную ценность.

    4. Обязательными условиями для создания школьного музея являются:

  • наличие музейного актива из числа обучающихся и педагогов;

  • собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

  • помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов;

  • музейная экспозиция;

  • положение о музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.

    1. Основными направлениями деятельности музея являются:

  • сбор информации о природе, истории и культуре родного края;

  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию социализации учащихся

  • организация культурно- просветительской, методической, информационной работы;

  • содействие в развитии детского самоуправления.

В основе поисковой деятельности музея лежит краеведческий принцип.


2.Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с историей, бытом и культурой поселка.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно- вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы ( кспонаты).


3. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея.

3.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно- вспомогательному фондам:

  • учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

  • учет научно - вспомогательных материалов ( копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно- вспомогательного фонда.

3.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством РФ на праве оперативного управления.

3.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

3.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

3.5. Х ранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей или архив.


4. Руководство деятельностью школьного музея.

4.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

4.2. Директор школы:

  • осуществляет непосредственный контроль организации деятельности музея;

  • назначает приказом по школе руководителя музея из числа педагогических работников;

  • несет ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;

  • руководит формированием единой системы использования школьного музея в образовательном процессе.

  • 4.3. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.

4.4. Руководитель музея:

  • Занимается вопросами комплектования музейного фонда;

  • Организует работу активистов школьного музея, осуществляет поисковую, фондовую, экскурсионно-выставочную и научно- исследовательскую деятельность;

  • Ведет в инвентарной книге учет музейных предметов, обеспечивает их систематизацию, сохранность и экспонирование;

  • Обеспечивает связь школьного музея с музеями района, края, РФ, учредителем, образовательными учреждениями, общественными организациями.

4.5. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

5. Реорганизация (ликвидация) школьного музея.

Вопрос о реорганизации ( ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем в соответствии с уставом образовательного учреждения и по согласованию с вышестоящими органами управления образованием.
















Приложение

Программа мероприятий, проводимых в музее с учетом возрастных особенностей учащихся.


Тема экскурсии

Новые понятия

Место проведения

Форма проведения

Работа с учащимися 1-4 классов.

1. « Мы пришли в музей»

История, музей, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод

музей

Обзорная экскурсия по залу музея и посещение зала Боевой Славы

2.«Гости из прошлого»

память

музей

Беседа на тему:

« Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната».

Творческая работа на тему « Описание экспоната».

3.«Документальные свидетели жизни человека»

Документ, гражданин, гражданственность

зал Боевой Славы

Беседа на тему «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации».

Рассказ уч-ся « Что может рассказать обо мне мой дневник?»

4.«О чем рассказала реликвия»

Реликвия, патриотизм

зал Боевой Славы

На примере подлинного документа

(военного билета участника ВОВ, его наград) рассказ о судьбе человека, его боевом пути и наградах.

Творческое задание: интервью ближайших родственников на тему « Семейные реликвии».

5. «Школа, в которой я учусь».

Малая Родина, Отечество

музей

Экскурсия на тему

« Страницы истории школы».

Беседа на тему

« Наша школа сегодня, ее успехи и проблемы».

Практическое занятие на тему

« Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями уч-ся 70-х годов и ранее 20 в.»

задание: подготовить рассказ о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы.

6.«Моя родословная»

Род, родственники, родословие, личность

музей

Беседа на тему

« История страны - история семьи».

Практическое занятие на тему: « Составление моей родословной»

7. « Моя семья»

Сопереживание, сопричастность, уважение к старшим, поколение

музей

Беседа на тему

« Семья, ее роль в жизни человека».

Фотоэкспозиция

« Портрет моей семьи».

Мини- сочинение

« Моя семья».

8. « Герои вокруг нас»

Современник, герой, подвиг

зал Боевой Славы

Экскурсия по экспозициям

« Солдаты России, Герои России».

Практическое участие в поиске людей, принимавших участие в военных действиях любой из войн.

9. « Наш старый город - страж земли русской»


Г. Краснодар

Экскурсия по местам боевой славы города Краснодара

10. « Праздник, со слезами на глазах»


зал Боевой Славы

Посещение ветеранов ВОВ, изготовление поздравительных открыток, возложение венков к мемориалу и братской могиле.





Работа с учащимися 5- 9 классов.

1. « Страницы истории»

Патриотизм, гражданский долг, благодарность тем, кому мы обязаны своим существованием

музей

« Музей - хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, своего края, своей школы»

2. « Край мой - мое поселок»


музей

Экскурсия

« История и быт нашего поселка, его традиции».

3. « Предметы сердцу дорогие»

Предметы быта

музей

Беседа « Ремесла нашего поселка».

4. « Отчизны верные сыны»

Отчизна, долг, мужество, честь, патриот

Зал Боевой Славы

Урок мужества на тему « Встречи с выпускниками школы - участниками контртеррористических операций в Чеченской Республике»

5. « Детство, опаленное войной»

Пацифизм, мир, сострадание, уважение, толерантность

Зал Боевой Славы

Встречи с людьми, пережившими ужасы военного времени.

6. « Отзовись фотография»

Школьная дружба, трудолюбие, память, профессия, трудовой героизм

музей

Встречи с выпускниками школы

7. « Поклонимся великим тем годам»

Подвиг, долг, честь, свобода, воинское братство, отчизна

Зал Боевой Славы

Беседа « Величие подвига народа- победителя в ВОВ»

Работа с учащимися 10-11 классов.

1. Экология и краеведение: грани взаимодействия (научно - практическая конференция)


музей

План конференции:

  • изучении истории поселка;

  • изучение истории школы;

  • изучение ландшафта нашей местности;

  • охраняемые растения и животные нашей местности.

2. « Погиб, исполняя свой долг»


Зал Боевой Славы

Беседа «Со школьного порога шагнувшие в войну», встреча с участниками событий

3. « Портрет молодежи 21 в.»


музей

Диспут, на котором обсуждаются вопросы:

  • Критерии, по которым можно судить о формировании личности человека.

  • Чем отличаются интересы молодежи 70-80-х гг. и нашего времени?

  • Какое место в воспитании надо отвести идеологии?

  • Что для нас значит патриотизм?

  • Какие ценности являются главными для современной молодежи?

  • Как вырастают герои?

4. « Есть ли будущее у нашего края?»


музей

Обсуждение материалов местной печати, приглашение представителей администрации станицы и поселка.


5. « Дороги выпускников школы»


музей

Вечер воспоминаний на тему

« Знакомство с судьбами выпускников школы, ставших ее гордостью» с использованием дневников, тетрадей, фотографий бывших учеников, их воспоминаний

6. « В дни испытаний»


Зал Боевой Славы

Беседа и экскурсия

« История края в годы ВОВ» по материалам походов по местам Боевой Славы района

7. « Моя малая родина»


Зал музея, экскурсия по территории поселка

Беседа « Исторические места родного края».

































Приложения

Фотографии

Творческие работы

Документы












Храним традиции отцов

Экскурсия по музею











Авторы работы:

Кулиш Кристина

Алиев Яромир


Руководитель:

Сухин А.А.


Хранитель музея:

Потапова Э.Ф.












2009 г.








Деятельность музея.

15 февраля 2006 года в нашей школе был открыт музей истории поселка Белозерного. В настоящее время в музее собрано 1182 экспоната (основных и вспомогательных).

За время работы музей посетило 2200 человек. Инициатор открытия музея ─ Потапова Эмилия Федоровна. Она же является экскурсоводом и хранителем. Эмилия Федоровна проводит выставки, конкурсы поделок, встречи с ветеранами и многие другие мероприятия. Сейчас музей готовится к выставке работ учащихся, посвященной Дню Победы.


1. Из глубины веков.

1 ноября 2003 года приказом директора в СОШ № 77 была создана поисковая группа, задачей которой было собирание материалов об истории нашего поселка.

Начали эту работу 7-8 лет назад бывшие учащиеся (нынешние выпускники), которые раскрыли на берегу реки Кубани, на территории поселка Белозерного, старое меото-сарматское городище.

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж

Своей прошедшей славою горды,

Где нашу землю посохом не тронешь,

Повсюду есть минувшего следы.

Нас дарит кладами былое время:

Копни лопатой и найдешь везде ─

Тут – в Данцыге откованное стремя,

А там стрелу, каленую в Орде.

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас попировал в гостях!

Как памятник стоит на пьедестале,

Так стала Русь на вражеских костях.

За многие века на территории нынешнего Белозерного жили и меоты, и итальянцы, и греки, здесь прошли тотаро-монголы, половцы и др.

В музее собрали материалы: карта, где показаны народы, сменившие друг друга; здесь отмечены сторожевые пикеты, каменные бабы, меотское поселение, стоянки древних людей, Боспорское государство. Интересным для нашего поселка является то, что в X или XI века здесь было Тмутараканское княжество. Особое внимание уделено XVIII, когда при Екатерине II сюда было переселено казачество. В три этапа было переселено более 100 тыс. украинцев. Поэтому традиции наших жителей перекликается с украинской культурой (прялка, горшки, утюги).

При подготовке этого стенда помогли книги: "Суворов на Кубани" и др.


2. Прошлое поселка Белозерного.

В 1930 году здесь впервые появился поселок Водники. Поселок Водники связи с ирригационными работами, которые проводил Дмитрий Петрович Жлоба. Он перевез сюда 10 семей из Калининского колхоза, и они выращивали овощи для строителей рисовых систем. Этот поселок существовал 7 лет. Но в 1938 году народный комиссариат обороны занял часть этой территории для создания здесь подсобного хозяйства городского ипподрома. Началась новая жизнь, новое строительство. Здесь возвели столовую, школу, коксосные установки, клуб, в котором была библиотека, проводились все праздники и. т.д.

Многие жители поселка занимались выращиванием овощей и цветов, готовили семена для всего края. Выращивали жеребцов, которые участвовали в скачках и которых наряжали на праздники, как богатырских лошадей. Многие выезжали на скачки в город, занимали призовые места. Лошадей использовали для продажи, для работы в колхозах, для армии. Перед войной сюда завезли 60 жеребят. Когда они уже подросли, началась война, и один из наших жителей отправил лошадей в военные корпуса.

В первой поселковской школе было 7 учеников, 4 класса. Преподаватель Мария Ивановна Бабенцова.

В каждой семье была прялка.

Поэты и писатели: Т.И. Литовченко, ее отец (наблюдается преемственность поколений); В.К. Сорокин, Э.А. Актемирова, Г.П. Тенетко, В.К. Сопелкин.

17 мая 1972 года поселок Ипподромный был переименован в Белозерный. Решением городской Думы города Краснодара стало присвоение библиотеке-филиалу № 30 имени А.Д. Знаменского, в ней проходил краевой семинар сельских библиотекарей. 20 лет назад был создан хор " Горлица".

В 1955 году был открыт памятник Воину-освободителю (скульптор ─ Н.А. Бугаев), 5 лет назад был построен храм «Утоли моя печали», а озеро лотосов является достопримечательностью не только нашего поселка, но и края.


3. Флагман Российской науки - ВНИИ риса.

Создание нашего поселка связанно с созданием рисовых систем. ВНИИ риса является институтом всероссийского значения, в нем работает более 300 человек. Он богат своими традициями. В этом году ему исполняется 75 лет. Руководителем института является Дмитрий Петрович Жлоба, он и начинал рисовые системы на Кубани, доказал, что рис здесь можно выращивать: плавни можно превратить в плодоносящие земли для "белого золота" Кубани.

На сегодняшний день в институте большое количество людей стало призерами и лауреатами различных конкурсов, их фотографии были на городских досках почета. Чирков Владимир Константинович ─ кандидат технических наук, рационализатор, (проработал в КНИИОКХ 18 лет над созданием техники для уборки риса, 15 лет проработал в институте овощеводства). У него есть значок ─ "Изобретатель СССР". Лауреатами премии газеты "Краснодарские известия" стали ученые, проработавшие десятки лет в институте: Шиловский Валентин Николаевич, Ковалев Виктор Савельевич, Веленский Григорий Леонидович. В институте часто проходят встречи с иностранными делегациями. Институт получил высокую оценку, появились статьи: «Россия – достойная преемница в области селекции риса». Наши ученые работают над 34 сортами риса и вывели уже 26 новых сортов, 6 ─ в сотрудничестве с учеными других институтов. Ученые обещают создать суперрис. О том, как они осуществляют свои задумки, рассказывал на международном форуме директор института риса, заслуженный деятель Кубани ─ Евгений Михайлович Харитонов (член-корреспондент РАСХН, доктор социологических наук, профессор). В прошлом году был награжден особой медалью ─ международная награда имени Сократа ─ за личный вклад в интеллектуальное развитие современного общества. Приложением к медали является стилизованная скульптурка небольшого размера, сделанная под роденовского мыслителя. Это самая высокая награда для ученого.

В институте риса побывал президент России ─ Владимир Владимирович Путин. Он объявил благодарность сотрудникам института.

Первый директор Института риса ─ Геннадий Романенко написал статью "У кубанцев есть чему поучиться". 2 года назад институт был награжден медалью Всероссийского выставочного центра. В 2005 году с полей собрали 550 тысяч тонн риса. Это небывалый урожай.


4. КНИИОКХ.

В августе этого года институт отмечал 75-летие. В нем остался небольшой контингент ученых. На стенде рассказано о начале работы нашего института. Сначала ученные создавали экспериментальную станцию, затем хозяйственники внесли свой вклад с 1950 по 1980 гг. в развитие овощеводства на Кубани. Здесь работали люди достойные больших наград, например Балахоненко Виталий Ефимович ─ доктор с/х наук, бывший директор КНИИОКХ (с 1995 г. по 2002 г.), профессор КГАУ, награжденный 3-мя медалями выставки достижений народного хозяйства СССР (2 серебряные, 1 золотая). Сегодня он работает в аграрном университете. Грушанин Алексей Иванович ─ кандидат с/х наук, старший научный сотрудник. Больше 30 лет он отдал работе, занимается селекцией фасоли, томатов, перца. В настоящее время работает заместителем директора по научной работе.


5. И помнит мир спасенный.

Великая Отечественная война не прошла стороной и наш маленький поселок. Все мужское население ушло на войну. Вернулось только 16 человек. Их здоровье было подорвано войной, боевыми ранениями. На сегодняшний день многих из них нет в живых. В годы Великой Отечественной войны фронтовики были участниками практически всех сражений, которые проходили на территории нашей страны.

Жители поселка, участвовавшие в обороне Москвы: сержант Луценко Николай Дмитриевич (минометчик, воевал с 1941 г. по 1945 г.; участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, на Северном Кавказе, в Крыму, на Украине, Венгрии; награжден орденами Славы 3-й степени, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За Москву», «Северный Кавказ» и др.), капитан Ворожбит Василий Кондратьевич (кавалерист, воевал с 1941 г. по 1945 г.; 6 раз был ранен; награжден 6-ю орденами, многими медалями), Литовченко Иван Захарович (разведчик танкового корпуса, воевал с ноября 1941 г. по 1945 г., был ранен в лицо; награжден Орденом Отечественной Войны, Орденом Красной Звезды, многими медалями), капитан Горбачев Борис Емельянович (летчик, воевал с 1941 г. по 1945 г.; награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, многими медалями), рядовой Карась Петр Васильевич (телефонист, стрелок, был участником парада советских войск в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 г., оттуда он сразу ушел на фронт; награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, 8-ю медалями).

В нашем поселке жили необыкновенные люди: они перенесли испытания блокадой, воевали под Ленинградом. Этот город не был сдан фашистам. Блокада длилась 900 дней и ночей. Ленинград защищали: майор Иванов Павел Петрович (краснофлотец, воевал под Сталинградом, под Ленинградом, в Прибалтике; награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, 5-ю боевыми и всеми юбилейными медалями), сержант Рыжков Федор Лукич (радист артиллерийского полка, воевал с 1941 г. по 1945 г.; награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и всеми юбилейными медалями). Через всю войну прошли: Солонская Антонина Александровна (писарь, служила в действующей армии; награждена орденом Отечественной войны 2-й степени и юбилейными медалями), Иванова Вера Павловна (в действующую армию попала в 15 лет, была прачкой, санитаркой, освобождала Ленинград, Прибалтику, Польшу; награждена 8-ю медалями), Амелина Елена Романовна (краснофлотец, шофер, служила в действующей армии, участвовала в обороне Ленинграда; награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, 11-ю медалями; испытала все ужасы дороги жизни).

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим

Еще не знают на Земле

Страшней и радостней дороги.

Елена Романовна рассказывала нашим жителям о том, что пришлось пережить, когда из Ленинграда на большую землю вывозили детей, раненых бойцов. Когда по Ладожскому озеру сюда завозили снаряды, многие машины с детьми и ранеными остались на дне озера.

Узниц фашистских лагерей детьми угнали в Германию: Руденко Надежда Васильевна (в 15 лет стала узницей концлагеря, затем работала на немецкого хозяина), Бугназей (Кундинова) Марцелина Францевна (угнана в Германию, работала на военном заводе в Галле, попала в концлагерь за то, что писала стихи о Родине), Бугназей Нина Францевна (угнана в Германию, работала на военном заводе в г. Мессельбурге), Малыхина Евдокия Корнеевна (угнана в Германию, работала на заводе в г. Венцлер до 1945 г.).

В борьбе за Кавказ прославились: рядовой Мельников Дмитрий Кириллович (конный разведчик в Пластуновской дивизии, воевал с 1941 г. по 1945 г., был тяжело ранен; награжден орденом Отечественной войны и 7-ю медалями), рядовой Мендель Петр Степанович (участвовал в боях за Слвянск-на-Кубани, в 1943 г. был тяжело ранен; награжден орденом Отечественной войны и 10-ю медалями), рядовой Каламай Пантелей Дмитриевич (на фронте с 1942 г., освобождал Новороссийск, воевал на Малой Земле, был тяжело ранен; награжден орденом, Отечественной войны и 7-ю медалями), Шиш Сергей Иванович (эвакуировал лошадей из поселка Ипподромного, для кавалеристского корпуса, погиб 19 января 1943 г.), подполковник Мазко Николай Семенович (в 17 лет стал солдатом, освобождал Краснодар, Прибалтику, закончил войну в Германии; награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За оборону Кавказа» и 17 другими медалями), Бублик Федор Никитович (матрос-торпедист, работал на эсминце «Бодрый», затем на лидере «Москва», в Феодосии, Новороссийске, на Малой Земле; ранен, контужен, на его глазах затонул корабль с женой и двумя детьми, он выплыл на берег и продолжил борьбу с врагами на другом корабле).

В боях на Курской дуге участвовали: старшина Панчишко Иван Семенович (воевал с апреля 1943 г. в 4-м Кубанском казачьем кавалерийском корпусе, с боями прошел от Ставрополя до Чехословакии; награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и 10-ю медалями), рядовая Деркач Екатерина Николаевна (зенитчица; награждена орденом Отечественной войны и 8-ю медалями).

За Белоруссию, за Украину многие из наших земляков пролили свою кровь: полковник Буслов Андрей Филиппович (воевал с марта 1943 г. , освобождал Белоруссию, форсировал Вислу на Сандомирском направлении, был тяжело ранен; награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и 15-ю медалями), младший сержант Белоус Михаил Павлович (воевал с декабря 1944 г. по апрель 1945 г., освобождал Житомир, Ровно, Львов; награжден медалями «За победу над Германией» в ВОВ 1941-1945 гг., «Ветеран труда» и 9-ю юбилейными медалями), гвардии старшина Титаренко Георгий Леонтьевич (танкист, до ноября 1941 г. воевал, был тяжело ранен; награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и 11-ю медалями), Рыло Екатерина Ивановна (с 1941 г. по 1945 г. работала санитаркой в госпитале г. Североморска; награждена медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941 ─ 1945 гг.», 4-я юбилейными медалями), Лысенко Алексей Иванович (призван в ряды Красной Армии 1939 г., участвовал в войне с Финляндией, в ВОВ с июня 1941 по 1944 г., командир взвода, под Киевом тяжело ранен; награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и 9-ю медалями), лейтенант Кульпанович Евгений Савельевич (командир кавалерийского эскадрона, призван в армию 26 мая 1941 г., участвовал в боях под Ростовом, Харьковом; награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и 8-ю медалями), лейтенант Здоровец Григорий Федотович (командир кавалерийского эскадрона; награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени и 13-ю медалями), старшина Мариничев Дмитрий Иванович (с 17 лет летчик, воевал с 1942 г. по 1945 г.; награжден орденами Славы 3-й степени, Красной Звезды и многими медалями).

О ветеранах собрано много фотографий, документов, партийных билетов. Через партию, комсомол прошли миллионы бойцов. Перед важнейшими сражениями они стремились вступить в партию или комсомол. «Хочу быть коммунистом», были призывы: «Коммунисты, вперед!». Этот призыв выполняли те, кто перед боями вступал в ряды партии, комсомола. Многие из наших ветеранов имеют гвардейские значки. Этот знак был утвержден правительством в 1942 г. Начиная от Сталинградской битвы, пройдя всю войну, до Западной Европы, бойцы носили звание гвардейцев.

В музее собраны вещи: кобура Иванова П.П., его ремень, фуражка, планшет, много интересных документов Девятилова В.М. Он был профессиональным разведчиком (с1941 г. по 1944 г. был заброшен в немецкий тыл, где добывал сведения для нашего командования, а когда выполнил свое задание в тылу врага, он воевал в партизанском отряде Белоруссии до 1944 г., затем ему были даны другие задания, как профессиональному разведчику).

Нашими поисковиками собрано: котелок, прошедший с солдатами всю войну, кружка, фляжки, книги о ветеранах, о подразделениях, где они воевали, значки. Гармонь сержанта Мащенского Николая Игнатовича (артиллерист, наводчик, войну прошел с гармонью, на привалах он веселил души солдат).

6. Поклонимся великим тем годам.

Большой стенд посвящен полководцам победы (Г.К. Жуков, И.В. Сталин, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Р.А. Малиновский, С.К. Тимошенко, Л.А. Говоров, Ф.И. Толбухин, К.А. Мерецков, А.И. Антонов).

Многие кубанцы получили высокое звание Героя Советского Союза. Один из них ─ Бреус Степан Лаврентьевич (ушел на войну простым шофером, затем стал танкистом, в Молдавии совершил подвиг, за который был награжден званием Героя Советского Союза; одержал победу один в сражении с 16 немецкими танками: он приостановил движение немецких войск в глубь нашей страны).

Мельников Николай Иванович ─ сын полка (когда поезд, в котором он ехал из Ленинграда в сторону Сибири, разбомбили фашисты, его семья погибла, он остался одиннадцатилетним мальчишкой, долго скитался, пока не пристал к одной полевой группе солдат-летчиков, стал сыном полка, до конца войны он сначала помогал им заряжать самолеты, а затем и сам был стрелком; в 14 лет был награжден медалью «За боевые заслуги», воевал на Сталинградском фронте). Сейчас Николай Иванович живет в нашем поселке.

В освобождении Сталинграда участвовали: гвардии старший лейтенант Неменко Анатолий Тимофеевич (воевал с 1942 по 1945 г.; служил под командованием Рубена Ибаррури; награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За оборону Сталинграда» и 10-ю другими медалями), гвардии старший лейтенант Рубен Ибаррури (сын испанского народа, сражавшийся за Сталинград, в бою за хутор Власовка был смертельно ранен; похоронен в г. Сталинграде; присвоено звание Героя Советского Союза). Они были настоящими друзьями. Перед смертью Р. Ибаррури наказал, чтобы их не разлучали. Поэтому их фотографии на стенде помещены рядом. Вышла книга воспоминаний матери Р. Ибаррури, где она очень тепло отзывается о Неменко А.Т.

В освобождении Европы участвовали: старший сержант Тертычный Петр Антонович (воевал в составе 1-го гвардейского кавалерийского корпуса; освобождал Варшаву, Венгрию; награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени и 10-ю медалями), рядовой Никульшин Владимир Федорович (участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, 4 медалями), сержант Мащанский Николай Игнатович (артиллерист, наводчик, воевал с 1941 года по 1945 год, освобождал Польшу, Венгрию, был тяжело ранен, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и многими медалями), младший сержант Стяжков Николай Дмитриевич (участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, Красной звезды, 10 медалями), рядовая Чурсина Клавдия Кирилловна (регулировщица, воевала с августа 1943 г. по июнь 1944 г.; освобождала Крым, Украину, Чехословакию; награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, 6-ю медалями), подполковник Ржевский Алексей Иванович (воевал с декабря 1941 г. по август 1945 г.; освобождал Венгрию, Югославию; награжден 3-мя орденами Отечественной войны, 2-мя орденами Красного Знамени и 12 медалями).

«Они дошли до Берлина»: капитан Ефимов П. И. (политрук, с 1941 по 1945 годы прошел всю войну, неоднократно был ранен, но всегда шел в первых рядах, поднимал бойцов в атаку, писал благодарственные письма командованию для награждения военных), старший лейтенант Солодрай Константин Емельянович (летчик-бомбардировщик, воевал с 1941 г. по 1945 г.; дошел до Берлина; участник парада Победы в Москве; награжден орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красного знамени и 11-ю медалями), гвардии старшина Солодрай (Водяник) Софья Демьяновна (штурман, воевала с сентября 1943 по октябрь 1945 г. в 4-й воздушной армии; за 3 года войны осуществила 571 вылет в ночное время; расписалась на Рейхстаге; участница парада Победы в Москве; награждена 6-ю орденами и 13-ю орденами), подполковник Ольхин Михаил Иванович (летчик, воевал с 27 сентября 1944 г. по 9 мая 1945 г.; освобождал Белоруссию, Польшу, Германию; награжден орденом Красного знамени, Отечественной войны и 10-ю медалями), Ольхина (Каткова) Тамара Семеновна (разведчица, воевала с 18 февраля 1944 г. по 30 августа 1945 г.; награждена орденом Красного знамени, Отечественной войны и 16-ю медалями), гвардии старший сержант Чуйков Пантелей Сергеевич (пулеметчик в кавалерийском полку; освобождал Украину, Польшу, Германию; награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и 17-ю медалями; в настоящее время он прикован к постели). В нашей школе работает учитель музыки старший сержант Романько Владимир Васильевич (радист, воевал с июня 1943 г. по октябрь 1945 г.; награжден 2-мя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», всеми юбилейными медалями).

Одна из витрин музея посвящена письмам с фронта. Здесь хранятся письма, в которых ушедшие на фронт мужья давали обещания: «Жди меня, и я вернусь». Все, кто присылал письма с фронта, цитировали эти строчки.

Целая витрина посвящена Герою Советского Союза ─ Бреусу Степану Лаврентьевичу. Здесь его партийный билет, учетная карточка, колодки его наград, удостоверения, книга «Кубани славные сыны», где о нем ведется рассказ, есть фото 1941 года, когда он был призван в армию; фото, где показан бой с немецкими танами. Он был ранен в голову, но не оставил место боя, а, сорвав повязку с головы, первый вступил в схватку с врагами и был награжден Золотой звездой и удостоен званием Героя Советского Союза.

В музее есть газета «Комсомольская правда» 1945 года, где можно прочитать акт о Военной капитуляции фашистов, указ об объявлении 9-ого мая праздником Победы, статьи «Исторический день победы», приказ верховного главнокомандующего войсками 4-ого Украинского фронта генерала Еременко начальнику штаба, где говорится о том, каким воинским частям, подразделениям, фронтам вынесена благодарность. Здесь от советского информбюро передаются сводки за 8-ое мая, печатаются стихи, посвященные воину-победителю: «Рубеж радости», «Утро Земли» и т. д. Есть материалы, связанные с подписанием акта о безоговорочной капитуляции. Есть фотография, где на Красной площади советские воины бросают немецкие флаги, штандарты.

В войне с Японией принимали участие: сержант Курбет Сергей Антонович (награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, 11-ю медалями), Опарин Петр Иванович (призван в ряды Советской армии с 1940 г.; награжден орденом «Трудового Красного Знамени», 8-ю медалями), рядовой Федоров Аркадий Константинович (награжден 3-мя медалями; в настоящее время проживает в поселке), Саяпин Леонид Андреевич (воевал на Халкин-Голе; награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Славы 3-й степени, медалями). Война с Японией длилась с9-ого по 2-ое сентября 1945 г. Вернувшиеся воины рассказывали о войне с японскими самураями, которые очень жестоко обращались с пленными солдатами, санитарками. Много материала собрано о том, какие события предшествовали дню 9-ого мая. Также есть информация, кому посвящен памятник воину-освободителю в Германии. Конечно, этот воин ─ русский солдат, а девочка на его руках ─ освобожденное человечество. Немецких детей русские солдаты спасали, рискуя своей жизнью. Подсчитано, что было спасено примерно 197 детей.

В том, что Великая Отечественная война закончена, большая заслуга русских воинов, женщин, детей (о них ведется рассказ в книге «Вечно живые»).

Великая Отечественная война закончилась, но многие из погибших бойцов не найдены. Многие женщины разыскивают своих родственников. Из 800 тысяч еще более 600 тысяч не получили документов о том, где захоронены их родные. Благодаря поисковым работам останки бойцов находят.

7. У подвига забвенья нет.

Традиции воинов Великой Отечественной войны продолжают сегодня военнослужащие, бывшие ученики нашей школы.

В Афганских событиях участвовали 13 человек (жители поселка): майор Музыченко Михаил Иванович, Свиточ Владимир Владимирович и многие другие. К счастью, все они живы. Многие из них были ранены.

В разделе «Чечня ─ наша боль и тревога» рассказано о выпускниках нашей школы ─ в чеченских событиях участвовал 31 человек, 3-ое из них погибли: рядовой Андреев Олег Михайлович (был старшим разведчиком, пулеметчиком, погиб 22-ого апреля 2002 г.), старший лейтенант милиции Кулиш Павел Анатольевич (был старшим оперуполномоченным СОБР УБОП Краснодарского края, награжден медалью «За отвагу», нагрудным знаком «Отличник милиции», погиб 16 марта 2000 г.), рядовой Лысенко Алексей Борисович (был награжден орденом мужества, погиб 22 августа 1999 г.). Ребята, которые вернулись из Чечни, приходят на встречи в школу, рассказывают о тех событиях, которые им пришлось пережить, воюя с чеченскими боевиками. Мы помним и чтим наших выпускников, которые являются примером выполнения воинского долга перед своей Родиной.




Экспозиция музея посвященная Герою Советского Союза

Степан Лаврентьевич Бреус


Родился в 1913 году в станице Елизаветинской Краснодарского края. С 1922 года по 1925 год учился в начальной школе (Восточной) в ст.Елизаветинской, с 1925 по 1930 годы работал в хозяйстве отца Бреус Л.Ф. В 1930 году вместе с отцом поступил в колхоз им. Сталина в ст. Елизаветинской, где работал конюхом до 1932 года; 1932 – 1933гг. работал учеником в плотницкой мастерской бригаде. С октября 1933г. По апрель учился на краевых курсах трактористов при Пашковской МТС. С 1934 года по 1939 работал трактористом в Марьянской МТС в колхозе им. Сталина. С октября 1939 года по август 1941 года работал трактористом в кормовом хозяйстве Краснодарского госипподрома, в первых числах августа 1941года по мобилизации призван в ряды Советской Армии для формирования 353-й Новороссийской стрелковой дивизии. Служил в составе 619 отдельного саперного батальона рядовым солдатом в качестве подрывника минера. С 10 октября 1941 года участвовал в составе действующей армии в боях под городом Таганрогом в районе реки Миус и при защите города Ростов в упорных боях с превосходящими силами противника был оставлен, наши войска отошли за реку Дон и Аксай. В декабре 1941г. во время сильных декабрьских морозов 56 ударная Армия переходит в контрнаступление в составе 56 Армий, участвует в ожесточенных боях и 353 Новороссийская стрелковая дивизия. В сильные декабрьские морозы все бойцы и командиры в ожесточенных боях проявляли мужество и отвагу, днем и ночью вражеская авиация непрерывно бомбила нас, контратаковали вражеские танки, артиллерия и минометы вели непрерывный огонь, но ни контратаки, ни бомбежки не могли сломить дух и порыв советских воинов и на 20-е декабря наши войска, выбив немцев из Аксая и Ростова-на-Дону, и отбросить их к городу Таганрог, за реку Миус. В конце декабря 1941 года 353 Новороссийская стрелковая дивизия перебрасывается на новый участок фронта в Домбае, в район Красный Луч, города Дебальцево в составе 18-й Армии, где и ведет ожесточенные оборонительные бои, временами атакуя противника. Не дав противнику захватить левый берег реки Миус, в июле 1942 года 18 Армия и в ее составе 353 стрелковая дивизия под натиском превосходящих сил противника отходила на юг. Северный Кавказ во время отходов на юг ведет ожесточенные бои с превосходящими силами противника. В тяжелых боях с дивизиями противника, такими как дивизия СС «Адольф Гитлер», «Мертвая Голова» и танковая дивизия СС генерала Клейста. В этих боях, особенно за город Ростов и Батайск, ст.Кущевская и другие, потеряла очень много своего личного состава и отошла через город Тихорецк и Белую Глину на Усть-Лабинскую, Некрасовскую, Рязанскую, Суздальскую, Мартанскую и ст.Кутаисскую. В ходе боёв пополнялась людским составом и переходит в контрнаступление в районе ст.Ставропольской, Смоленской, где и останавливает дальнейшее наступление противника и ведёт ожесточённые оборонительные бои. В октябре 1942 г. получаю ранение, после этого прихожу на пополнение в феврале месяце 32й артиллерийский полк 31 Сталинградской стрелковой дивизии в должности водителя-механика на Ти-5 и участвую в боях на Кубани до 10 марта. 31 стрелковая Сталинградская дивизия в марте месяце 1943 года в составе 46 Армии перебрасывается на степной военный фронт в районе Миллерова на Донбассе, где ведёт переформировку, пополняется людской силой и полностью новой материальной частью, 32 артполк упорные боевые тактические занятия по уничтожению живой силы и танков противника, а также огненных средств противника. В начале августа 1943 года 31 Сталинградская Краснознамённая стрелковая дивизия вступает в бой в районе г. Харькова под г. Змиев, прорывает оборону противника и ведёт тяжёлые бои в районе села и станции Тарановка. Я в этих боях был ранен и опять находился на излечении в госпитале в селе Малая Глиница, затем выписан в выздоровительный батальон, но я в него не пошёл, а ушёл прямо на передний край боёв, в свою часть. Артполк в боях за реку Днепр в конце октября месяца 1943 года становлюся орудийным наводчиком, формирем реку Днепр и ведём ожесточённые бои на плацдарме на правом берегу Днепра, в районе села Ауле, развевая наступательнне бои. В ожесточенных боях освобождаем от врага село Верхне – Днепровское районный центра Кринички, село Одаровку, Кудашовку, Софеевку, Покровку, Большую Софеевку и Кривой Рог. После чего в первых числах января 1944 года дивизия перебрасывается на правый фланг в район города Киривограда.В это время ведем ожесточенные бои за город и шахты Криворожья и во второй половине января в 1944г. 31-я Краснознаменная Сталинградская стрелковая дивизия перебрасывается на самый правый край 3-го Украинского фронта и входит в состав 4 Гвардейской армии и вступает в бой с войсками 2-го Украинского фронта и в порыве ожесточенных боев в начале февраля 1944г. Войска 3-го и 2-го Украинских фронтов окружили немецкие войска на Киевском выступе в районе Корсунь Шевченковский в количестве 16 дивизий, которые были сосредоточены немецким командованием для контрудара против наших войск, освободивших город Киев. После полного окружения войск противника, Советским командованием был предъявлен ультиматум окруженным немецким войскам капитулировать. Ровать. После их отказа гитлеровское командование приняло все меры для спасения своих войск, обрушив большую часть своей авиации и танков. Кровопролитные бои шли днем и ночью, шли ожесточенные дуэли орудийных расчетов с танками. Танки таранили один другого в упор. Наш расчет тоже понес потери, танк раздавил орудие. Первый расчет тоже понес большие потери. Мой лучший товарищ, тоже наводчик, смертельно ранен, я получил приказ перейти наводчиком на первое орудие и уже первыми выстрелами подбил немецкий танк, который контратаковал наше орудие, в результате многодневных ожесточенных боев все немецкие войска, находившиеся в окружении, были уничтожены полностью к утру 23 февраля Дню Советской Армии в районе Шендеровки и Звенигородки, после завершения этой операции дивизия перебрасывается там же в район села Безводное. В этом районе снова начинает боевые действия. В этом районе, прорвав сильно укрепленную оборону противника и преследуя его освобождает город Умань и форсирует реку Южный Буг. Март. Сильная распутица, неимоверные трудности движения артиллерии. Передвижение орудий только на конной тяге. Все три дивизиона полка ведут упорные бои лишь по одному орудию с каждой батареи и только легкими орудиями 76 мм. И в третьей декаде марта 1944 года выходим к водному рубежу реки Днестр, форсируем ее и ведем бои в Молдавии. Освобождаем много населенных пунктов, в том числе крупные: Сороки, Цалград, Бельцы, Филешти и вновь на первое апреля в условиях кровопролитных боев выходим на государственную границу с Румынией. 1 апреля утром ,овладевая сильно укрепленным пунктом Мисто Пирлица и железнодорожным узлом-станцией Пирлици. Немецкое командование бросает в бой все имевшиеся в резерве танки и бронетранспортеры,контратакует наши войска всеми имеющимися силами. Немецким танкам удается прорваться на правом фланге, чем создали угрозу окружения наших стрелковых подразделений на этом фланге находилось два орудия первый расчет первой батареи орудие второй батареи. Этот расчёт оставляет орудие, но мы своим орудийным расчётом решили принять бой. Хорошо укрытое орудие виноградной лозой, противник не обнаружил, и когда немецкие танки приблизились к нам на расстояние 250-300 метров и остановившись для снятия своих стрелков десантов, мы в это время открываем губительный огонь из орудия и пулемётов. В одно мгновение поджигаем три головных танка и прижимаем к земле стрелков и расстреливаем их в упор. Немецкие танки стали отходить назад, но их машины горели одна за другой и атака немцев захлебнулась. Противник понес большие потери в живой силе и танках. Восемь танков, два бронетранспортера и одна автомашина с живой силой. После того как была отбита танковая атака, к нам на огневую позицию прибыл член Военного Совета Узнав с какого мы подразделения, поблагодорив за смелость и героизм. За отличное ведение огня , сделал нам свои указания, если атака противника не повторится, то отойти и занять огневые позиции на Вскоре к нам на огневую прибыл командир дивизиона капитан Горохов Г. И. и командир батареи Сурмач М. М. Командир дивизиона со своими связистами захватил оставленное оружие и в это время началась новая контратака танков. Первым открыл огонь Горохов, и одновременно открыли огонь мы и прибывший на помощь к нам орудийный расчет сержанта Сергеева. На этот раз немецкие танки попали в кинжальный огонь. Слева Горохов, Справа Сергеев и в центре мы. Атака захлебнулась, потеряв еще 16 танков. Немцы отошли и заняли оборону. И с этого дня наши войска на этих высотах заняли глубоко эшелонированную оборону, где и вели бои оборонительного значения до 22 августа 2944 года.

2 августа 1944 года 2-й Украинский Фронт переходит от обороны к решительному наступлению. 31-я Сталинградская дивизия ведет ожесточенные бои за пограничный город Унгены, освобождает Унгены, захватив железнодорожный мост, освобождает все села района и ведет ожесточенные бои в сторону города Кишинева и по окружению Ясско-Кишеневской группы немецко-фашистских войск в районе Кишинева. После полного окружения немецких войск, 22 дивизии противника. Этим войскам был предъявлен ультиматум о бесполезном сопротивлении. Этим войскам был предъявлен

Ультиматум о бесполезном сопротивлении. Эти войска в короткий срок условие капитуляции и полностью сложили оружие и сдались в плен нашим войскам. В этих

боях было присвоено звание Кишеневских 32 артиллерийскому полку и 243 стрелковому

полку,31 Сталинградской стрелковой дивизии. Таким оброзом было закончено полное

освобождение Молдавии от немецко-фашистских захватчиков. После окончания Ясско-Кишенёвской операции, форсиранным маршем перебрасывает Румынию и ведёт бои по уничтожению Немецко-Румынских войск и в начале сентября 1944 года 31 Сталингратская стрелковая дивизия по железной дороге перебрасывает из Румынии в Польшу на Василинский плоцдар и по 12 января 1945 года переходит в наступление после трёхчасовой ортиллерийской обработки переднего края противника и его тылов, где учавствовало много тысяч стволов разных калибров от 76 мм. Пушек до 302мм. Пушек-гаубийц. На один квадратный километр участвовало 660 орудий и миномётов. 31-я Сталинградская стрелковая дивизия прорывает сильно укреплённый передний край противника, и преследуя его, развивает наступление на Краков. 32 артполк и1-й дивизион 32-го артполка вместе с другими мото-механизированными частями получили приказ уйти в глубокий тыл врага и захватить плоцдарн на реке Одер, в самой Германии наши войска к коцу янворя 1945 года вели жестокие бои в Польше 248 стрелковый полк и 32 артелирийский в количестве одного дивизиона, который поддерживал своим огнём 248 с/п совместно с другими механизированными частями к тому времени уже были в Германии, форсировали реки Варти и Лнда, вчили и реке Одер в районе г. Бреславу. 248 с/п и первый дивизион 32 артполка сходу при наступлении темноты форсировали реку Одер и завязали ожесточённые бои на сравнительно малом плацдарме левее г.Бреслау и в течении пяти дней и ночей вели ожесточенные бои с противником до подхода наших войск. В этих жестоких боях мы понесли большие потери в живой силе. Противник все время контратаковал всеми силами, чтобы сбросить нас с плацдарма в реку, но мы прочно удерживали плацдарм и одновременно контратаковали противника. По мере подхода наших войск нас сменили и вывели в резерв для пополнения людским составом, после чего 31-я Сталинградская стрелковая дивизия перебрасывается на плацдарм правее Бреслау и вступает в бой с противником. Прорвав оборону противника, ведет успешное наступление по территории Германии, захватывая село за селом противника. Города Тост, Бештоста, Познань, Бунцлау, Зачин, Зарау и выходит с территории Селезии на территорию Саксонии, выходят к реке Нейса в районе города Ротенбург. Там дивизия выводится во второй эшелон на пополнение. Но отдых был недолгим, на второй день, к вечеру, дивизия форсированным маршем перебрасывается на Чехословатскую границу под город Тарлица и с ходу вступает в бой с Власовскими войсками, которые воевали на стороне немцев. Из-под города Гарлицы я 14 апреля 1945 года по приказу командующего 1-м Украинским фронтом. Коневым направлен на офицерские курсы мл. лейтенант командиров огневых взводов, где и учился. В связи с тем, что война окончилась 9 мая 1945 года, я учился по сентябрь 1945 года. По окончании курсов мне было присвоено звание мл. лейтенанта. Я был направлен для дальнейшего прохождения службы в 116 тяжологалбичную бригаду РГК. 1946 год. 1 января наша часть прибыла из-за границы в Прикарпатский военный округ, в город Жмеринка. 10 января 1946 года я был назначен на должность начальника гарнизона по борьбе с бандеровскими бандами и украинскими националистами. С марта месяца ставкой главного командования откомандирован в Северо-Кавказский военный округ, откуда и демобилизовался в 1946 году 30 июля. За активное участие в боях и умелое ведение артиллерийского огня а также уничтожения немецких танков и бронемашин мне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением золотой звезды, ордена Ленина, кроме того я был награжден правительственными наградами: орденом Красная звезда, орденом Славы второй и третьей степени, медалью «За отвагу» и медалью «За победу над Германией».

На гражданке работал на восстановление народного хозяйства, хозяйстве Краснодарского ипподрома по 1952 год. С 1952 года на кожевенном заводе, после объединения кожевенно-сырьевой базы с кожзаводом в 1962 году начальником смены, а с 1973 года на общественной работе. Член бюро ветеранов войны и труда кожзавода им. Калинина. А с 1984 года член бюро Совета ветеранов войны и труда Ленинского райисполкома города Краснодара.








































Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 77

О.Н.Воробьева



План работы

музея истории поселка Белозерного на 2008-2009 учебный год

Сентябрь 2008г.

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

4.09

Собрания актива. Рассмотрение и утверждение плана работы.

Зав. музеем

2

6.09

Участие в юбилейных торжествах, посвященных 75 – летию ВНИИ риса.

Актив

3

8.09

Участие в научно – практической конференции в честь 100 – летнего юбилея Н.Г.Чернышова.

Актив

4

11.09

Работа с экспонатами.

Актив

5

13.09

Экскурсии для учащихся 1-х классов.

Экскурсоводы

6

16.09

Работа с фотографиями для альбома музея.

Актив

7

18.09

Оформление сборников стихов поэтов п. Белозерного.

Зав. музеем

8

20.09

Экскурсии по разделу, посвященному ВНИИ риса.

Экскурсоводы

9

22.09

Экскурсии по разделу, посвященному КНИИОКХ.

Экскурсоводы

Октябрь 2008

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

2.10

Экскурсии, посвященные Дню пожилого человека.

Актив

2

4.10

Беседы о начале космической эры. 1967год.

Зав. музеем

3

6.10

Международный день учителя. Беседы об учителях МОУ СОШ № 77

Зав. музеем

4

9.10

Работа над альбомом.

Актив

5

11.10

Подготовка материалов к знаменательным датам.

Зав. музеем

6

13.10

Экскурсии по разделу “Белозерный сегодня”

Экскурсоводы

7

16.10

Экскурсии по разделу “Прошлое Белозерного”

Экскурсоводы

8

18.10

Работа над новыми экспонатами.

Зав. музеем

9

20.10

Встречи с жителями поселка.

Зав. музеем

10

23.10

Обзор периодической печати. Поисковая работа.

Зав. музеем

11

25.10

Экскурсии по разделу: “Флагман российской науки – ВНИИ риса”.

Экскурсоводы

12

27.10

Экскурсии по разделу: КНИИОКХ

Экскурсоводы

13

30.10

Беседы о подвигах комсомольцев в годы войны и в мирное время

Зав. музеем

Ноябрь 2008

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

01.11

Беседа на тему: “Участники Великой Отечественной войны – разведчики – жители п. Белозерного”.

Зав. музеем

2

03.11

Беседы на тему: “Ордена Победы”.

Зав. музеем

3

06.11

Беседы на тему: “Ордена Победы”.

Зав. музеем

4

08.11

Беседы на тему: “Ордена Славы”.

Зав. музеем

5

10.11

Подготовка к экскурсиям.

Зав. музеем

6

13.11

Работа над материалами музея.

Зав. музеем

7

15.11

Экскурсии по теме: “День ракетных войск”.

Зав. музеем

8

17.11

Экскурсии по теме: “День матери – казачки ”.

Зав. музеем

9

20.11

Подготовка к вечеру “Казацкому роду нет переводу”.

Зав. музеем

10

22.11

Подготовка к вечеру “Казацкому роду нет переводу”.

Зав. музеем

11

24.11

Экскурсия на тему: “День матери”.

Зав. музеем

12

27.11

Работа в музее над материалами о Г.К.Жукове.

Зав. музеем

Декабрь 2008

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

01.12

Экскурсии по выставке, посвященной 110 – летию маршала Г.К.Жукова.

Зав. музеем.

Экскурсоводы

2


04.12

Экскурсии по выставке, посвященной 110 – летию маршала Г.К.Жукова.

Зав. музеем

Экскурсоводы

3

06.12

Беседы на тему: “Г.К.Жуков и Кубань”.

Зав. музеем

4

08.12

Беседы на тему: “Г.К.Жуков и Победа”.

Зав. музеем

5

11.12

Беседы, посвященные “Битве под Москвой”. Кубанские казаки в битве под Москвой.

Зав. музеем

6

15.12

День конституции.

Зав. музеем

7


18.12

Беседы, посвященные “Битве под Москвой”. Кубанские казаки в битве под Москвой.

Зав. музеем

8


20.12

Беседы, посвященные “Битве под Москвой”. Кубанские казаки в битве под Москвой.

Зав. музеем

9

22.12

Беседы. 310 лет казачьему Кубанскому войску.

Зав. музеем

10

25.12

Беседы. 310 лет казачьему Кубанскому войску.

Зав. музеем

11

29.12

Экскурсии в музей Г.К.Жукова в г. Краснодаре

Зав. музеем

Январь 2009

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

10.01

Работа с фотоматериалами.

Зав. музеем

2


12.01

Подготовка к проведению бесед к 100 – летнему юбилею С.П.Королева.

Зав. музеем

3

15.01

Беседы в музее о С.П.Королева.

Зав. музеем

4

17.01

Беседы в музее о С.П.Королева.

Зав. музеем

5

19.01

Подготовка к месячнику героико – патриотической работы.

Зав. музеем

6


22.01

Урок мужества с участником Великой Отечественной войны Мельниковым Н.И.

Классный руково-дитель 10-х кл. Крюкова О.А.

7

24.01

Просмотр кинофильма о Сталинградской битве.

Учитель истории Томшина С.А.

8

26.01

Беседы в музее об участниках Сталинградской битвы – жителях поселка Белозерного.

Зав. музеем


Февраль 2009

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

2.02

Экскурсии по музею для выпускников прошлых лет.

Зав. музеем

2

5.02

Земляки – кубанцы в боях за Сталинград.

Зав. музеем

3

7.02

Тематическая выставка “ Вещи солдата “.

Классные руководители

4Б и 5Б классов

4

12.02

Провести беседы о создании гвардии в годы войны. Земляки – гвардейцы.

Зав. музеем

5

14.02

Беседы об освобождении г. Краснодара от фашистских захватчиков.

Классные руково-дители 1-11 кл.

6

19.02

Подготовка к празднику “Вам, защитники Отечества”.

Классные руково-дители 5-11 кл.

7


21.02

Экскурсии в музее для гостей и жителей п.Белозерного.

Зав. музеем

8

23.02

Участие в торжествах, посвященных Дню защитника Отечества.

Классные руково-дители 1-11кл.

9

26.02

Подведение итогов участия музея в месячнике героико-патриотической работы.

Зам. директора по

ВР Кощеева Е.Г.

Март 2009

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

2.03

Подготовка материалов к празднику 8 Марта.

Зав. музеем

2

5.03

Экскурсии на тему: “Женщины – ученые “, “Женщины в годы войны”.

Зав. музеем

3

7.03

Экскурсии на тему: “Женщины – ученые “, “Женщины в годы войны”.

Зав. музеем

4

12.03

Экскурсии на тему: “Дети в годы войны”

Зав. музеем

5

16.03

Экскурсии на тему: “Дети в годы войны”

Зав. музеем

6

23.03

Встреча с лауреатом Государственной премии в области метеорологии Богушевой Н.В.

Зав. музеем

7

26.03

Работа с экспонатами музея.

Зав. музеем

8

28.03

Экскурсии на тему: “Девушки в годы войны”.

Зав. музеем

9

30.03

Работа над архивными материалами.

Зав. музеем


Апрель 2009

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

2.04

Работа по подготовке материалов к выставке, посвященной Дню космонавтики.

Зав. музеем

2

4.04

Беседы о космонавтах – земляках.

Зав. музеем

3

6.04

Участие актива музея в городских Гагаринских чтениях.

Актив музея

4

9.04

Беседы о выдающихся ученых космической науки.

Зав. музеем

5

13.04

Музыкальная гостиная «Слушаем песни о космосе и космонавтах».

Зав. музеем

6

18.04

Экскурсии “Их подвиги будут жить в наших сердцах”. (Афганистан и Чечня).

Экскурсоводы

7

20.04

Встречи с бывшими пионерами, выпускниками МОУ СОШ № 77.

Зав. музеем

8

23.04

Встречи с интересными людьми поселка.

Зав. музеем

9

30.04

Беседы о празднике 1-е Мая.

Классные руково-дители 1-11 кл.


Май 2009

п/п

Дата

Содержание работы

Ответственные

1

4.05

Беседы о битве за Берлин.

Зав. музеем

2

7.05

Жители п.Белозерного – участники битвы за Берлин.

Зав. музеем

3

9.05

Участие в митинге, посвященном празднику Дню Победы.

Актив

4


11.05

Встреча с дочерью Героя Советского Союза

Бреуса С.Л.

Зав. музеем

5

16.05

Экскурсии на тему: “Они дошли до Берлина”.

Зав. музеем

6

18.05

Беседы на тему: “Люди из легенды”.

Зав. музеем

7

28.05

Работа над альбомом. Подведение итогов.

Актив музея.




Заведующая музеем Э.Ф.Потапова

Краеведческий  музей истории поселка Белозерного


Музей организован с целью:

- изучения истории своей малой родины  - поселка Белозерного;

-  воспитания гражданственности и любви к Родине, гордости достижениями известных жителей поселка;

- формирования мировоззренческой, нравственной, социальной , экологической культуры;

- расширения знаний об окружающем мире и о самом себе;

-  формирования гражданской позиции, патриотизма, социализации школьников в современной среде региона.

              По его экспонатам можно проследить некоторые этапы  пребывания человека с доисторических времен до наших дней. Экспонаты музея объективно отражают историческое прошлое, судьбы людей, живших на территории поселка в довоенное  и настоящее время.

              Своим названием поселок Белозерный обязан Всероссийскому научно - исследовательскому институту риса (белое зерно - Белозерный).


               В музее представлены следующие экспонаты:


- живопись местных художников;

- скульптуры политических деятелей;

- произведения декоративно - прикладного искусства;

- исторические  предметы быта;

- книжный фонд - 35 экземпляров;

- предметы нумизматики;

- военное обмундирование;

- знамена, пионерская атрибутика;

- фронтовые письма;

- наградные удостоверения;

- музыкальные пластинки, диски.


Музей истории поселка Белозерного открыт 15 февраля 2006 года.

Руководитель музея: Потапова Эмилия Федоровна, МОУ СОШ № 77,  лаборант, педагогический стаж 40 лет, руководит музеем 4 года.


Руководитель музея: Потапова Эмилия Федоровна

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЕЯ


                 1.  Музей истории поселка Белозерного.

                 2.  Краеведческий.

                 3.  В  основных и вспомогательных фондах музея  в книге регистрации зафиксировано 1195 экспонатов.

                  4. Экспозиция музея расположена в одном зале  площадью 30 м2 -  9 стендов и 11 трехярусных витрин.

В музее представлена следующая тематика разделов экспозиций:

-  " Из глубины веков";

- "Прошлое поселка" - (1930 - 1971 гг.);

- "Белозерный сегодня";

- "Территориальное общественное самоуправление";

- "И помнит мир спасенный";

- "Поклонимся великим тем годам";

- "У подвига забвенья нет"  - выпускники школы  -   участники военных действий в Афганистане и Чечне;

- "Краснодарский научно - исследовательский институт овощного и картофельного хозяйства";

- "Флагман российской науки - Всероссийский научно - исследовательский институт риса".

                  5. Важным направлением работы музея является его связь с ныне живущими ветеранами ВОВ, краеведами, государственными и общественными организациями.

      Организуются встречи ветеранов с учащимися в музее.  В связи с тем, что ныне живущие ветераны Великой Отечественной войны  из - за болезней, преклонного возраста в основном  не  в состоянии вести активный образ жизни, учащиеся школы осуществляют работу с ними на дому: запись воспоминаний о героических событиях, оказание посильной помощи ветеранам, поздравления к праздникам, дням рождения и т.д.

      Музей поддерживает тесную связь с  историко - археологическим музеем им. Е.Д.  Фелицина, краевой станцией юных туристов, музеями станиц Елизаветинской и Марьянской.

                   6. На базе музея истории поселка Белозерного проводятся воспитательные классные часы, уроки мужества ко всем знаменательным датам  государственного и краевого значения: День Победы,  освобождение г. Краснодара от фашистских захватчиков,  освобождение  городов Сталинграда и  Ленинграда,  День Космонавтики; встречи с кубанскими писателями  - В. Архиповым, Г. Пошатаевым,  скульптором памятника Воину - освободителю в поселке Белозерном Бугаевым Н.А.  Была организована встреча с дочерью кубанского писателя А.Д.Знаменского - Знаменской О.А.

                    7. Экскурсионная и просветительская деятельность на базе музея истории поселка Белозерного.

                 С 1 сентября 2005 было проведено 205  обзорных и тематических экскурсий. Музей посетило 4200 человек. Активисты музея постоянно ведут просветительскую деятельность, выступая с сообщениями на школьных научно - практических конференциях ("История поселка Белозерного", "Космонавты Кубани", "Создатели космической техники и топлива Чернышов Н.Г., Кодратюк Ю.В., Глушко В.П.), выступали  перед учащимися младших классов по различным  разделам экспозиции : "Ученые ВНИИ риса", "Работа на полях КНИИОКХ", "Кубанское - значит отличное", "Меото - сарматское городище на территории поселка Белозерного", "Узники концлагерей", "Белозерный сегодня", "Экологическая экспедиция учащихся школы в поселке Белозерном", "Наша боль - Чечня"  об ученике нашей школы Кулише П. , погибшем  при исполнении служебного долга.


                   8.О музее истории поселка Белозерного было сообщение  в средствах массовой информации:  18 февраля 2006 года  на базе музея проводилась презентация книги жительницы поселка Белозерного  В.В.Аверченко "Вечно живые". Это событие освещалось по телевидению РБК - Е и в газете "Кубань сегодня" от 21 февраля 2006г.,№ 26, "Краснодар" от 27 февраля 2006 ; в газете  "Над Кубанью" № 8 от 17 - 23 февраля 2006 г.  напечатана статья о жителе поселка Белозерного участнике Сталинградской битвы, которому посвящен раздел в экспозиции музея.

                 9.Постоянно действующий актив музея насчитывает 15 учащихся

8 - х классов, которые проводят исследовательскую работу по разделам экспозиций, осуществляют просветительскую работу с учащимися школы, являются активными участниками поселковых, окружных, городских мероприятий.

                 10. За заслуги в героико  - патриотическом воспитании подрастающего поколения руководитель музея Потапова Эмилия Федоровна  отмечена Благодарственными письмами городского Совета ветеранов, библиотеки им. А.Д.Знаменского. За активную творческую работу по развитию детского и молодежного движения в округе   награждена Почетной грамотой  отдела образования, ее портрет помещен на окружной Доске Почета Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара.


Социальный проект:"Музей истории поселка Белозерного"
  • Другое
Описание:

Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своем крае, школе; людях, которые жили и живут здесь, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей «Истории поселка Белозерного» - это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

 

Автор Сухин Анатолий Анатольевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 678
Номер материала 35553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓