1. Название проекта
|
Школа за здоровый образ жизни
|
2. Слоган проекта
|
Здоровый образ жизни – это сила! Ведь без здоровья в жизни никуда.
|
3. Основная идея проекта
|
Проект
«Школа за здоровый образ жизни!» предназначен для учащихся МОУ Великовражская
СОШ и направлен на формирование у них позитивного опыта ведения здорового
образа жизни. Проект организуется в рамках программы «Здоровье», программы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для
нас», которые разработаны в нашей школе, в рамках районной целевой программы
«Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их
незаконному обороту на 2011 - 2014 гг.
В команду проекта входят участники школьной волонтерской общественной
организации «ШАНС». Мероприятия проекта проводятся по принципу
«равный-равному», то есть их проводят работники, ребята, имеющие опыт и
достижения в активном здоровом образе жизни, творчестве, учебе и спорте. Все
мероприятия носят позитивный оптимистичный характер.
Данный проект предусматривает создание
методических и дидактических материалов для реализации
программы «Здоровье», направленных на профилактику
вредных привычек, пропаганду здорового образа
жизни и на обучение умению противостоять различным факторам риска.
Данный проект востребован в реальной
педагогической практике, так как учителя используют в своей работе представленные
методические и дидактические материалы, поэтому актуальность работы
очевидна.
|
4.Стадия проекта
|
Проект находится в стадии реализации.
|
5. Проблема
|
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность
обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в
первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и
компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих
семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд
других факторов, являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит –
оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического,
психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.
Мы заинтересовались этой проблемой и решили провести
собственное социологическое исследование. В одном из социологических опросов,
проводимых на общешкольном родительском собрании, на вопрос: «Что, по Вашему
мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?» 86% родителей отметили:
«
Крепкое здоровье». Более половины опрошенных родителей считают, что для
счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее
образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье”
здесь выступает абсолютным лидером.
Аналогичное
исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным
школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В
то же время, для большинства опрошенных, безусловно важными жизненными
ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.
Какова же реальная картина здоровья детей в нашей школе?
Состояние
здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной
медицинской документации по различным направлениям.
Соответствие количества практически
здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье на 2005-2006 и
2006-2007 уч.года
Соответствие количества практически
здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье на 2010-2011 и 2011-2012
уч.года
Анализ данных, приведенных на диаграммах, показывает, что количество детей,
имеющих отклонения в здоровье уменьшилось. Но число больных детей среди
учащихся увеличилось (из-за перегрузки, физических, экологических
изменений). Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их
физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье
многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные
тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания.
Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также курение
школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить
проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным
привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
За прошедший год простудные заболевания и обращаемость детей в медицинские
учреждения снижается. Это достигнуто в результате совместных усилий
педагогического коллектива школы, родителей и детей по сохранению и
укреплению здоровья.
Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения
все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением,
нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ.
Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в
применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват
обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить
мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует
отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с
ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только
прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования
позитивных установок по охране своего здоровья.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья
детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей
школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд,
путем реализации проекта
|
6. География проекта
|
МОУ Великовражская СОШ
|
7. Срок проекта
|
Сентябрь 2012 года – май 2014 года
|
8. Цель проекта
|
Формирование и развитие у подрастающего
поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров
и сохранение здоровья школьников через организацию
комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных
показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни
|
9. Основные задачи проекта
|
v
Пропаганда
здорового образа жизни;
v
Повышение двигательной
активности обучающихся;
v
Формирование осознанного
отношения школьников к своему здоровью;
v
Воспитание активной жизненной позиции;
v
Организация полезного
проведения свободного времени;
v
Профилактика асоциального
поведения;
v
Развитие волонтёрского
движения;
v
Формирование и развитие
социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
v
Формирование потребности
коллективной работы.
|
10. Целевая аудитория проекта
|
Все обучающиеся
школы (6-17 лет), при этом учащиеся 1-7 класса выступают
в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а подростки
( ученики 8 – 11 классов) действуют как организаторы мероприятий и наставники
младших товарищей, так и участники мероприятий.
|
11. Календарный план реализации проекта
|
Наименование и
описание мероприятия
|
Сроки начала и
окончания
|
Ожидаемые итоги
|
Подготовка школьного волонтерского
объединения «Шанс» к участию в данном проекте
|
Сентябрь-октябрь
2013год
|
Овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию.
Участие в мероприятиях по здоровому образу жизни, организуемых в школе,
районе.
|
Буклеты, листовки, ролики о здоровом образе жизни
|
В течение срока проекта
|
Изготовление, выпуск и
распространение буклетов, листовок, роликов в школе с целью пропаганды ЗОЖ.
|
Выступление агитбригад «Наш выбор – здоровая жизнь»
|
декабрь
|
Подготовка и
выступление агитбригад, которые кратко и четко объясняют учащимся принципы
здорового образа жизни.
|
Дни здоровья
|
Февраль, апрель
|
Подготовка и
проведение спортивно-оздоровительных игр, направленных на закрепление
спортивных умений и навыков, формирование необходимых физических качеств.
|
Профилактические беседы с
детьми группы риска
|
В течение всего срока проекта
|
Проведение бесед с детьми группы
риска для привлечения их к занятию спортом и уменьшению злоупотребления
вредными привычками.
|
Динамическая пауза для учащихся 1 класса
|
1 полугодие
|
Проведение динамических пауз
с целью снятия напряжения, вызванное утомлением; развитие
двигательных навыков у учащихся 1 класса.
|
Тренинги для учащихся
|
В течение всего срока проекта
|
Проведение тренингов для
привлечения активности детей к ведению здорового образа жизни и развитие
выработки у подростков практических навыков по отказу от вредных привычек.
|
Анкетирование учащихся,
родителей
|
Октябрь, май
|
Проведение анкетирования учащихся с
целью выявления уровня знаний о ЗОЖ.
|
Спортивные кружки и секции
|
В течение всего срока
|
Работа спортивных кружков и секций
для привлечения детей к занятию физкультурой и спортом.
|
Медицинский осмотр учащихся
|
По графику
|
Выявление детей по состоянию
здоровья.
|
Беседы о здоровом образе жизни
|
В течение всего срока
|
Проведение бесед с целью
заинтересованности детей вести здоровый образ жизни.
|
Участие в районных, областных конкурсах по пропаганде ЗОЖ
|
По плану работы
|
Участие в конкурсах и выявление
претендентов на лучшие достижения.
|
Участие в районных спортивных соревнованиях
|
По плану работы
|
Привлечение детей к занятию физкультурой и
спортом, повышение уровня физической
подготовленности школьников, выявление сильнейших школьных команд и претендентов на лучшие показатели.
|
Работа родительских патрулей с семьями детей, оказавшихся в
социально-опасном положении.
|
В течение учебного года
|
Проведение
профилактической работы с семьями детей, оказавших в социально-опасном
положении, выяснения условий содержания
и воспитания детей в семье, контроль
детей во внеурочное время,
посещаемость и занятие учащихся в кружках и
секциях.
|
Проведение родительских собраний по здоровому образу жизни
|
По плану работы школы
|
Предоставить
родителям информацию о направлениях сохранения здоровья школьников.
Показать родителям
необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
Убедить родителей в
важности формирования у ребенка привычки вести здоровый образ жизни.
Убедить родителей,
что их личный пример является ключевым в формировании у ребенка
здорового образа жизни.
|
Конкурс рисунков, презентация «Я и мое здоровье»
|
В течение всего срока проекта
|
Все работы
пропагандируют здоровый образ жизни: занятие спортом, закаливание, полезное
времяпровождение.
Самые маленькие
участники, 6-10 лет, рисуют здоровых, спортивных жизнерадостных людей без
вредных привычек. Дети старшего возраста отражают трагизм людей, попавших под
влияние вредных привычек и страдания не только их самих, но и окружения.
Участники конкурса призывают
быть благоразумным, не сдаваться, если ты попал в беду, не быть равнодушным к
проблемам близких вам людей.
|
Просмотр и обсуждение фильмов по профилактике асоциального
поведения
|
В течение всего срока проекта
|
Организация
просмотра фильмов и дальнейшее обсуждение актуальной тематики, пропаганда
здорового образа жизни.
|
Проведение классных
часов по ЗОЖ и о вреде ПАВ.
|
В течение всего срока проекта
|
Проведение классных
часов мотивируют учащихся вести здоровый образ жизни.
|
Планирование летнего
отдыха детей в
детском оздоровительном лагере на базе школы
|
Каникулярное время
|
Приобщение детей к
здоровому образу жизни через активные виды отдыха: подвижные игры на свежем
воздухе, спортивные эстафеты, спортивные праздники и др.
|
12. Команда проекта
|
Завуч по ВР, педагог-психолог,
учитель физкультуры, классные руководители, волонтерское объединение «ШАНС».
|
13. Партнеры проекта
|
Участковый инспектор, учреждение культуры, сельская библиотека,
фельдшер.
|
14. Результаты проекта
|
После воплощения
этого проекта в школе предполагается, что у детей повысится мотивация к
двигательной активности, спортивным мероприятиям, ведению здорового образа
жизни.
Увеличится число
учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и спортивных
секциях.
Снизится уровень
заболеваемости детей в школе.
Возрастет
активность участия детей группы риска в спортивно-оздоровительных
мероприятиях, проводимых школой.
В школе ежегодно,
согласно плану работы, проводится анкетирование для оценки уровня отношения
учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни. За прошлый год
данные показали, что повышается количество детей, занимающихся в спортивных
секциях и в кружках. Почти все опрошенные знают, какой вред организму наносят
употребление вредных привычек.
|
15. Методы оценки проекта
|
Основным методом
оценки результата деятельности в процессе осуществления проекта будет
выступать критерий сформированности у школьников правильного понимания
здорового образа жизни.
Основными показателями
такого критерия будут служить:
- Активизация
познавательной деятельности учащихся.
-
Информированность по теме проекта.
- Активный образ
жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам,
спортивных секций).
Предполагаемые методы
регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся и
родителей на разных этапах реализации проекта, анализ
результатов.
|
16.Дальнейшая реализация проекта
|
В ходе подготовки и реализации проекта мы (команда проекта)
получим огромное кол-во полезной информации и постараемся помочь увидеть все
плюсы и минусы агитации здорового образа жизни. И мы считаем, что наш проект
можно:
Ø
реализовывать циклично;
Ø
расширить географию проекта;
Ø
основывать новые виды деятельности;
Ø
увеличить качественные и количественные результаты;
Ø
использовать онлайн формы тестирования и диагностики;
Ø
организовать работу активных групп по пропаганде здорового
образа жизни в социальных сетях Интернета и размещать публикации
материалов проекта;
Ø увеличить опору на интересы и инициативу подростков.
По завершении
действия проекта планируется публичная презентация полученных результатов.
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.