Проект "Наш здоровый образ жизни"
База
реализации проекта: учащиеся 3 – А класса
МБОУ «Самусьский
лицей им. акад. В. В. Пекарского»
Сроки
реализации проекта: 2013 – 2014 уч. год
• Актуальность
Проблема
здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной
системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие
свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и
человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному
поведению.
Ведущими
задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование
нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными
направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из
первых мест стоит здоровье школьников.
Проблема охраны здоровья детей в школе стоит очень остро. Анализ состояния
здоровья наших учащихся показал, что в классе залогом хорошего самочувствия
детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний.
Организм ребенка интенсивно растет и
развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Формирование здоровья ребенка в школьном
возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в
этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к.
здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение
имеет организация пространства в школе. Правильно организованная развивающая
среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить
определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими
детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически
здоровы, активны, коммуникабельны. Учитывая все вышеизложенное, перед нами
появилась необходимость разработки и реализации проекта о пропаганде здорового
образа жизни, используя современные образовательные технологии.
• Степень разработанности проблемы:
Учебные пособия, существующие на
сегодняшний день, недостаточно широко развивают знания учащихся о здоровом
образе жизни. Поэтому мы решили раскрыть ее более полно с помощью созданного
проекта.
• Объект проектной деятельности:
Процесс
приобщения детей к здоровому образу жизни.
• Предмет проектной деятельности:
Инновационные
технологии; проектный метод; условия, созданные для проведения проекта.
Краткое описание проекта:
Проект подразумевает совместную
деятельность учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных
организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование
навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и
знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования
и правилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит
приемам самопознания и саморегуляции.
•
Цель проекта:
развитие наглядно-действенного мышления,
стимулирование поиска новых способов решения практических задач при помощи
различных идей, создание условий в классе для полноценной работы по сохранению
и укреплению здоровья детей.
•
Задачи:
1.
Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой
учащихся и условия для организации двигательной активности.
2.
Осуществлять просвещение родителей по вопросам использования инновационных
технологий и проведения физкультурно-оздоровительной работы.
3.
Формировать представления о красоте природного мира, о положительном и
отрицательном влиянии воздействия человека на атмосферу земли.
4.
Формировать и развивать способы деятельности работы с информацией: способность
разработать стратегии поиска информации, систематизировать, обрабатывать и
воспроизводить информацию, воспитывать культуру обмена мнениями, развивать
навыки упорядоченного, структурированного мышления.
5.
Развивать дизайнерские и творческие способности детей, поисковую деятельность
детей, развивать представление о том, что здоровье – главная ценность
человеческой жизни.
6.
Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
•
Гипотеза:
Процесс приобщения детей к здоровому
образу жизни будет более эффективным и продуктивным если реализация идеи и
замысла проекта будет производиться с помощью средств ТСО;
художественно-иллюстративного материала; бесед; наблюдений; экскурсий;
продуктивной деятельности.
Содержание
курса
"Наш здоровый образ жизни"
Теория
|
Практика
|
Знать:
определение здоровья, ЗОЖ ; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье;
о необходимости заботиться о своем здоровье; о значении здоровья для успешной
учебной деятельности
|
Уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его,
Овладеть:
приемами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, саморегуляции
|
"Физическое здоровье"
Теория
|
Практика
|
Двигательная активность и физическое состояние
|
Знать: о
значении физических упражнений, физических качеств (гибкость, выносливость,
ловкость, быстрота) для здоровья человека; упражнения для развития физических
качеств; простейшие способы самоконтроля физического состояния; простейшие
средства профилактики умственного и физического утомления
|
Уметь:
выполнять физические упражнения для развития физических качеств; осуществлять
простейшие приемы самоконтроля физического состояния; выполнять комплекс
утренней гимнастики
|
Закаливание
|
Знать: о
значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры
и правила их выполнения
|
Уметь:
выполнять простейшие закаливающие процедуры
|
Питание
|
Знать:
всё о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о
"полезных" и "вредных" продуктах; значение режима
питания; правила приема пищи
|
Уметь:
различать "полезные" и "вредные" продукты
|
Физическое здоровье и окружающая среда
|
Знать: о
влиянии окружающей среды, о влиянии объектов природы на здоровье человека; об
ответственности человека за здоровье природы
|
Уметь: в
доступной форме пропагандировать знания о природе, об ответственности за здоровье
природы
|
Профилактика заболеваний
|
Знать: о
причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний,
заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), о
причинах нарушения зрения, о заболевании зубов; о наследственной
предрасположенности к заболеваниям
|
Уметь:
использовать средства профилактики наиболее распространенных заболеваний;
|
• Поэтапный план
реализации проекта:
Первый этап -
Выявление проблемы
Создание мотивов к деятельности учащихся по проблеме.
Второй этап -
Организация работы над проектом.
Систематизирование информации, планирование совместной деятельности.
Третий
этап -
Практическая деятельность по решению проблемы.
Знакомство учащихся с понятием здоровый образ жизни, его функциями и значением,
расширение знаний о профилактике заболеваний, о влиянии вредных привычек на
здоровье человека. Закрепление знаний о влиянии физкультуры и спорта в жизни
людей.
Четвертый этап -
Подготовка к работе с презентаций. Активизация
языкового материала. Воспитание заботливого отношения к своему здоровью.
Пятый этап - Защита
проекта.
Применение умений и навыков на практике.
Конечный продукт –
презентации о здоровье, созданные учащимися класса.
Защита проекта.
Круглый стол: «Единственная
красота – это здоровье».
• Конечный
результат
Сформированость у
учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и
сознательной заботы о своём здоровье.
• Ресурсы:
Материально-технические:
ТСО; материалы для создания
презентаций.
Литература
для педагога:
1. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся
молодёжи: учебное пособие
Авторы: Губа
В.П., Морозов О.С., Парфененков
В.В.
Издательство: Советский спорт, 2008 г.
2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие
Авторы: Айзман
Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов
М.А.
Издательство: Сибирское университетское издательство, 2010 г.
3. Здоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для
учащихся 1–11 классов средней общеобразовательной школы: учебное пособие
Издательство: Флинта, 2011 г.
4. Продукты здорового питания: новые технологии, обеспечение качества,
эффективность применения
Авторы: Позняковский
В.М., Австриевских А.Н., Вековцев
А.А.
Издательство: Сибирское университетское издательство, 2005 г
5. Принципы здоровьетворящего образования и их реализация в
условиях педагогического процесса школы. Методические указания для студентов и
учителей: учебное пособие
Издательство:
Флинта, 2011 г.
Календарно – тематическое планирование
№
|
Дата
|
Тема
занятия
|
Кол-во
часов
|
Кто
проводит
|
1 – 3
|
|
Выявление
проблемы
Что
такое здоровый образ жизни?
Факторы,
благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своем
здоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности
|
3
|
|
4 - 5
|
|
Анкетирование
учащихся начальных классов по проблеме ЗОЖ
|
2
|
Учащиеся
3 А класса
|
6 - 7
|
|
Планирование
работы по проблеме
|
2
|
|
8
|
|
Составление
индивидуального
режима дня и его соблюдение
|
1
|
|
9 - 11
|
|
Двигательная
активность и физическое состояние:
о
значении физических упражнений, физических качеств (гибкость, выносливость,
ловкость, быстрота) для здоровья человека; упражнения для развития физических
качеств; простейшие способы самоконтроля физического состояния; простейшие средства
профилактики умственного и физического утомления
|
3
|
Рук.
физ. воспитания
|
12
|
|
Разработка
комплекса утренней гимнастики для младших школьников
|
1
|
|
13 - 14
|
|
Закаливание:
о
значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры
и правила их выполнения
|
2
|
Мед.
работник
|
15
|
|
Комплекс
простейших закаливающих процедур
|
1
|
|
16 – 17
|
|
Питание
всё о
питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о
"полезных" и "вредных" продуктах; значение режима
питания; правила приема пищи
|
2
|
|
18 - 20
|
|
Физическое
здоровье и окружающая среда
о
влиянии окружающей среды, о влиянии объектов природы на здоровье человека; об
ответственности человека за здоровье природы
|
3
|
Биолог.
эколог
|
21 - 26
|
|
Профилактика
заболеваний
о
причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний,
заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), о
причинах нарушения зрения, о заболевании зубов; о наследственной
предрасположенности к заболеваниям
|
6
|
Педагог,
мед.
работник
|
27 – 29
|
|
О
влиянии вредных привычек на здоровье человека (курение, алкоголь, наркотики)
|
3
|
Педагог,
мед.
работник
|
30 - 32
|
|
Подготовка
презентаций
|
3
|
|
33 – 34
|
|
Защита
проекта.
Круглый
стол: «Единственная красота – это здоровье».
|
2
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.