Инфоурок Другое Другие методич. материалыСоциальный проект для учащихся школы:"Привычка, отнимающая жизнь"

Социальный проект для учащихся школы:"Привычка, отнимающая жизнь"

Скачать материал

МОУ СОШ № 6

 

 

 

 

 

 

 

Проект о вреде курения

 

 

 

 «Привычка, отнимающая жизнь»

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Леонтьева Дарья

Третьякова Анастасия

 

Руководитель:

 

                                                                                                     Курилова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новодвинск

 

2011 г.

Проект "Привычка, отнимающая жизнь"

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш  проект направлен на детей в возрасте от 14 до 15 лет, это ученики 8-9 классов. Мы взяли эти две параллели только по одной причине, так как это тот возраст, в котором дети начинают свое пристрастие к никотиновой зависимости. 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

·        исследовать факторы, влияющие на количество курящих подростков;

·        уменьшить процент курящих школьников.

 

 

Задачи:

 

Повысить уровень информированности школьников о воздействии табака на организм.

Скорректировать ошибочные представления о табакокурении и выработать к нему осознанное негативное отношение.

Развить личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: позитивное отношение к себе, возможностям своего развития, критическая самооценка своих поступков, умение исправлять ошибки.

Сформировать коммуникативную компетентность, способность противостоять давлению сверстников в принятии самостоятельного решения, преодолении жизненных проблем.

 

 

Предполагаемый результат:

·        снижение процента курящих школьников;

·        активизация личного участия в пропаганде здорового образа жизни;

·        пробуждение в душе учащегося ответственности за физическое и моральное здоровье своего социума

 

 

С о д е р ж а н и е

 

 

 

Введение                                                                                                            

 

Основная часть

 

Глава I. Курение табака – вредная привычка, заключающаяся

во вдыхании дыма тлеющего табака  

 

Глава II. Практическая часть.

1.Использование на классных часах и родительских собраниях адаптированные видеоролики по профилактике табакокурения.

2. Анонимное анкетирование учащихся.

3. Выпуск листовок по пропаганде здорового образа жизни   при родительской поддержке. Конкурс листовок «Каждый должен знать». Конкурс агитплаката «Мы против курения». Конкурс рисунков «Скажем курению «Нет!». 

4. Курение и его вред для здоровья (классный час для учащихся 8-9 классов).   

5. «В плену иллюзий». Урок вопросов и ответов.

6. Курите, но после…, а не до… но лучше – не курить! (классный час для 8-9 классов

девочек).

 

Заключение

Предложенные пути решения

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

                

 

Каждый человек имеет право на жизнь. На качественную и интересную, самую лучшую.         

    Ребёнок, который только постигает её законы, и умудрённый жизненным опытом  зрелый   

    человек. Мы такие разные и непохожие, но все мы хотим, чтобы наша жизнь была яркой,  

    красивой, доброй, нужной, безопасной. Ведь мы имеем право на ТАКУЮ жизнь!

Актуальность проблемы курения в современном мире сейчас стоит на первом месте, так как по последним данным число курильщиков превышает 1,1 миллиард. В России курят 58 % мужчин и 12 % женщин. И это соответственно сказывается на здоровье всей нации, всей страны. А при губительном воздействии табака на организм, встает вопрос о будущем нашей страны и наших детей.

Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма.  Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ. Но ни в коем случае не токсинов — в том числе и из табачного дыма.

Доказано, что курение – смертельно вредное пристрастие, прилипающее накрепко к человеку.  Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране много курящих людей. Курят, независимо от возраста и пола. На улице можно встретить просто шокирующие сцены: совсем не стесняющихся никого, курящих маленьких детей от 7-8 лет. Около школы, за углом, учительница и школьник, ведут разговор с «перекуром». На крыльце возле поликлиники две элегантные женщины с сигаретой в руке спокойно беседуют. В такси или в автобусе дальнего рейса, водитель не спрашивает у пассажиров разрешения закурить, и весь выдыхаемый табачный дым наполняет салон автомобиля…

Факты подтверждает статистика, ведь среди школьников старших классов курят до 59 % юношей и до 36,5% девушек. Почти все начавшие курить в возрасте до 18 лет, не могут избавиться от этого порока до конца своих дней.

  «И не потому, что какие-то злые дяди и тети хотят испортить подростку счастливую жизнь и лишить его атрибута взросления, запрещая курить, — комментирует доктор медицинских наук, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА России Галина Сахарова. — Сами подростки должны понимать ответственность перед собой и дать собственному организму вырасти».

Наша страна находится на 1 месте в мире по курению среди подростков.

Нас ужаснул факт позорного лидерства России, и мы решили исследовать эту проблему, постараться найти способы предупреждения табачной зависимости, ведь от курения тропинка ведет к наркомании.

 

 

                                                             

 

                                                            Основная часть

 

Глава 1

 

Тяжелое дыхание

 

 Формирование легких у ребенка анатомически завершается только к 12 годам. А физиологически и того позже — к 18, а у некоторых до 21 года. Да и все остальные органы начинают работать во «взрослом» режиме только после достижения человеком совершеннолетия.

  При курении в кровь ребенка поступает большое количество угарного газа, который вступает в контакт с гемоглобином. Основная задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода к клеткам тканей. Угарный газ проще присоединяется к гемоглобину, замещая кислород. При достаточной концентрации способен привести к смерти из-за кислородного голодания организма. Из-за чего у всех органов и тканей наступает «удушье» — недостаток кислорода. На этапе роста организма это становится большой опасностью.

  Очень тяжело курение сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка. Если ребенок закурил в младших классах школы, то уже к 12–13 годам у него могут появиться одышка и нарушение сердечного ритма. Даже при стаже курения в полтора года, по наблюдениям ученых, у подростков нарушаются механизмы регуляции дыхания.

  Именно у малолетних курильщиков врачи отмечают постоянное ухудшение самочувствия: кашель, одышку, слабость. Не редки среди таких детей частые простуды и ОРЗ, расстройства работы желудочно-кишечного тракта. Среди курящих часто встречаются подростки с периодически обостряющимся хроническим бронхитом.

 

 Опять двойка                                            

   Не менее сильно никотин и другие токсичные вещества табачного дыма сказываются на мозге ребенка. Чем младше курящие подростки, тем сильнее под действием никотина нарушается кровоснабжение мозга и, как следствие, его функции.

  Специалисты выяснили, что у курящих школьников ухудшаются внимание, объем кратковременной памяти, способности к логике и координация движений. Курящие подростки чаще переутомляются, хуже переносят обычные нагрузки в школе. Кстати, наибольшее количество двоечников ученые обнаруживали именно среди юных курильщиков.

  Раннее увлечение табаком может привести к тому, что человеку будет очень трудно отказаться от своей вредной привычки, став взрослым.

 

 

«Никотиновая зависимость у ребенка формируется очень быстро. Ведь нервная система в таком возрасте еще очень незрелая, — напоминает Сахарова, — и воздействие на нее любого психоактивного вещества, к которым относится и табак, будет вызывать более сильный эффект, чем у взрослого организма».

 

Подумать о будущем?

 

Под действием продуктов сгорания табака у подростка нарушается еще не успевший толком сформироваться гормональный статус. Никотин влияет практически на все железы внутренней секреции, в том числе и на половые железы у мальчиков и девочек. А это грозит недоразвитием всего организма, появлением лишнего веса и нарушением репродуктивных возможностей человека в будущем.

Например, у курящих школьниц вероятность болезненных менструаций увеличивается примерно в полтора раза по сравнению с девочками, не прикасавшихся к табаку.

Если первая затяжка сделана еще в детском возрасте, к тридцати годам человек может стать практически инвалидом: с хронической обструктивной болезнью легких, больным сердцем и избыточным весом. О вреде курения для школьников   говорит и то, что состояние его здоровья в таком случае будет намного хуже, чем в 50 лет у того, кто закурил гораздо позже совершеннолетия.

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Подходы и способы борьбы с курением в мире.

 

  Человечество уже имело сотни лет на то, чтобы убедиться, что «борьба с курением»,  а точнее было бы сказать, управление и воздействие на избыточное табакокурение (с точки зрения данной страны, учреждения, человека и в данное время) — дело куда более сложное, чем может показаться на первый взгляд.

   Это утверждение подтверждается эволюцией подходов к управлению избыточным табакокурением в их временном развитии, а именно:

 

1-й подход. Разъяснительный.                                

  Исходит из того, что достаточно  неопровержимо с научной точки зрения установить наиболее существенные факты вредоносности табакокурения, особо обратив при этом внимание на последствия курения для молодёжи, беременных женщин и т. п., донести это в ярких красках до населения, чтобы оно, будучи «грамотным и сознательным», само перестало курить.

  Этому подходу уже много десятков лет даже в России, а фраза «капля никотина убивает лошадь» — из довоенных приёмов доходчивого объяснения вреда никотина недавнему крестьянину, для которого лошадь — это «наше всё».

   Разъяснительный подход по-прежнему позволяет предупредить и отвратить от курения некоторое число людей, но в целом он определённо не срабатывает. Поэтому общественность, всё более обеспокоенная поистине эпидемическим характером и почти военными по потерям последствиями распространения табакокурения (и это на фоне истощающихся природных запасов) переходит к более решительным мерам, а именно:

  

 2-й подход. Ограничительно-запретительный.

  В его основу положено признание того, что одно лишь знание о вреде курения (причём уже не опровергаемое большинством курильщиков) почему-то не останавливает возобновление и дальнейшее распространение табакокурения. Поэтому введены и продолжают вводиться различные ограничения на курение табака в определённых местах и в известное время. Весьма доходчивой разновидностью данного подхода является повышенный размер медицинской страховки для курящих,  введённый в конце 60-х годов ХХ века в США, и, вкупе с другими мерами, позволивший остановить падение средней продолжительности жизни в этой стране.

   Приходится признать, что в тех странах, где ограничительно - запретительные меры не слишком продуманы и выверены, проводятся вне связи с иными мероприятиями по обеспечению более здорового образа жизни населения, это приводит к тому, что «суровость законов сочетается с низкой обязательностью их исполнения». Общеизвестные российские примеры — массовое несоблюдение запрета на курение в электричках и ставшие обычными перекуры для учащихся (в том числе начальных классов) общеобразовательных школ на переменках.

   Поэтому в тех странах мира, которые на деле и уже сейчас дорожат здоровьем своего населения, всё более выраженным становится сначала осознание, а затем и всё более последовательное применение третьего подхода, которого следовало бы назвать

 

  3-й подход. Всестороннее устранение (в том числе замещение) потребностей в табакокурении

   Всесторонне устранение и замещение личных, общественных и общегосударственных потребностей в избыточном  табакокурении на основе всестороннего научного, культурного, хозяйственного, общественно-бытового, административного и правового воздействия.

    В современной России (а до этого и в СССР), к сожалению, приходится отметить лишь достаточно разрозненные и малосвязанные меры административно-правового и научно-разъяснительного воздействия на избыточное курение, что и объясняет их крайнюю малодейственность. Очевидная причина этой малодейственности — в неспособности (или даже в нежелании) признать тот факт, что в определённых условиях курение (хотя и весьма ущербным образом), удовлетворяет целый ряд существенных, жизненно важных потребностей человека, прежде всего молодого. При этом потребности удовлетворяются «здесь и сейчас», а расплата в сознании подростка носит вероятностный (не совсем обязательный) характер и мысленно относится куда-то на конец жизни. Эти потребности следующие (см. статью в «УГ»):

Потребность выделиться (особенно на фоне всеобщей уравниловки в школе и крайней ослабленности кружковой работы);

Потребность в общении (для подростков обоего пола с трудностями в общении сигарета — отличный повод познакомиться и пообщаться);

Потребность в поддержании эмоционального тонуса (при фактическом прекращении удовлетворения её средствами народной песни, танцев, игр) и т. п.

  Иными словами, пока сами люди (возможно, с посильной помощью государства) не научатся удовлетворять подобные потребности без сигареты, они, эти потребности, будут удовлетворяться с её помощью и никакими разъяснениями (и даже сколько-нибудь соразмерными запретами) дело поправить не удастся. Как человек не может отказаться от дыхания воздухом, даже зная, что он загрязнён выхлопными газами промышленности и автомобилей, или от питья, даже если вода не идеальна и не вкусна (но другой при этом нет вовсе), так и курение в этом случае будет продолжать своё победное шествие. Иначе говоря, основная сложность в освобождении населения от курения лежит не столько в мягкости карательных мер и повмесеместном их небрежении, сколько в построении того же школьного дела и внешкольных занятий молодёжи. Не подлежит сомнению, что широкое использование системы того же А. С. Макаренко внесло бы качественно больший вклад в освобождении российских учащихся от курения, чем десятки тысяч дополнительных и самых строгих милиционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

Для того, чтобы снизить процент курящих и создать негативное отношение к табакокурению, в школе мы  предлагаем проводить  профилактическую работу, включающую  в себя следующие мероприятия:

 

 

 

 

2. АНКЕТА  «Причины курения»

 

Дорогой друг! Предлагаем Вам дать ответы на перечень вопросов, которые помогут более полно представить Ваш взгляд на проблему никотиновой зависимости. Внимательно прочитайте вопросы и напишите свой вариант ответа. Важно, чтобы выбранная позиция наиболее полно отражала Ваш личный взгляд на данную проблему. Заранее благодарим за участие.

 

 

 

Расскажите, пожалуйста, о себе:

Ваш возраст, пол?_____________________________________________________

1.      Не возражаете ли вы, если мы поговорим о курении?_____________________________

(объяснить, что мы будем заниматься исследованием проблем курения. Опрос проводится анонимно)

2. Вы курите?___________________________________

Если вы курите, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

3. Когда вы выкурили первую сигарету?

А)   до 10 лет___________

Б)   10 - 12 лет__________

В)   12-14 лет  __________

4. Почему вы начали курить?

А)   потому что ваши друзья курили__________

Б)   потому что ваши родители курили_________

В)   потому что курил ваш старший брат или сестра_______

Г)   для того, чтобы изменить свой имидж____________

Д)   чтобы выглядеть старше____________

Е)   мой любимый киногерой курит________

Ж)   другое_________

З)    не знаю ________

5. Сколько сигарет в день вы выкуривали вначале?______________________________

6. Сколько сигарет  вы выкуриваете сейчас?____________________________________

7. Большинство ваших друзей курит?_________________________________________

8. Курит ли ваш друг (подруга)?______________________________________________

9. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить? _______

     Если да, то сколько раз?________

10. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?____________________

11. Если бы вы знали о курении все, что знаете сейчас, до того, как пристрастились к сигарете, начали бы вы курить? ______________________________________________

12. Хотели бы вы быть некурящим, если бы бросить курить не было так трудно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выпуск листовок по пропаганде здорового образа жизни   при родительской поддержке. Конкурс листовок «Каждый должен знать». Конкурс агитплаката «Мы против курения». Конкурс рисунков «Скажем курению «Нет!». 

 

Провести   неделю «Мы против курения!». Плюс игры, сценки, спектакли, показы миниатюр о вреде курения.

 

 

4. Курение и его вред для здоровья (классный час для учащихся 8-9 классов).

 

 

         Курение является довольно распространенной вредной привычкой людей разного возраста и пола. У курильщиков формируется психологическое привыкание к процессу курения, многие из них периодически ощущают сильную потребность закурить. Истинная химическая зависимость от никотина, содержащегося в табаке, и связанное с этим болезненное влечение  курению, подобное токсикомании, возникают примерно у трети курильщиков.

         Табак на Русь завезли английские купцы еще в XVI в., в эпоху правления Ивана IV Грозного. Однако широкого распространения табакокурение  в те времена не получило, так как за него полагалось наказание. В XVIII в. был даже издан указ о том, чтобы сечь курильщиков кнутом и палками, а у наиболее злостных отрезать уши и нос. К еще более суровой мере – смерти – приговаривались торговцы табаком. Наши предки не знали механизма действия табакокурения на организм, но  принимали суровые меры к его пресечению.

          В процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензпирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец, органические кислоты ( муравьиная, синильная, уксусная), эфирные масла, ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы) и другие химические соединения. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота. Их смертельные дозы равны 0, 08 г, однако в организм человека смертельная доза (20-25 сигарет в день) поступает постепенно, небольшими дозами. Дозированная форма приема ядовитых веществ способствует привыканию к яду. Вместе с тем постоянное курение, т.е. прием ядовитых веществ, наносит организму постепенные, но последовательные как физические, так и психические травмы.

         Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, у них появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память и нарушается умственная активность. Следует отметить, что наибольший вред приносит «тайное курение», сопряженное с быстрыми затяжками, так как при этом происходит стремительное сгорание табака, и в дым переходят до 40% никотина.

         Частое и продолжительное курение может привести к возникновению Физической зависимости, физического влечения к табакокурению. Оно выражается в проявлении физического дискомфорта: утреннего кашля, головной боли («тяжелой головы»), резких неприятных (болевых) ощущений в области желудка, сердца, потливости, колебаний артериального давления, потери сна, аппетита, снижении памяти, появления желания выкурить сигарету натощак. Человек, тем более молодой, не чувствует себя физически здоровым, страдает и его психика. Он становится нервозным, чрезмерно раздражительным, теряет работоспособность. Все его мысли подчинены потребности выкурить сигарету. Однако это лишь приглушает дискомфорт в организме, а отнюдь не способствует восстановлению здоровья. В это же время закрепляется привыкание- физическая зависимость организма, что, в свою очередь, приводит к возникновению ряда опасных заболеваний.

         Данные многочисленных медицинских исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показали, что табачный дым является отрицательным фактором, способствующим возникновению серьезных заболеваний различных органов и их систем. Влияние табачного дыма на органы дыхания, в том числе при систематическом пассивном курении, приводит к воспалению и разрушению слизистой оболочки проводящих путей органов дыхания. Появляется «кашель курильщика».

         Большую опасность представляет попадание в организм такого компонента табачного дыма, как изотоп полоний-210, так как он создает опасные уровни альфа-излучения в легких, что увеличивает возможность возникновения раковых заболеваний как у курильщиков, так и у лиц, подвергающихся окуриванию (пассивных курильщиков). Не менее опасны компоненты, входящие в состав табачной смолы: изопрен и бензпирен, так как они являются канцерогенными веществами, вызывающими раковые заболевания.

         Особенно опасна перегрузка сердца за счет курения для молодого, растущего организма, а также для лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

         В ходе исследований, проведенных за последние годы, установлено, что никотин оказывает и непосредственное влиянии на сужение коронарных сосудов сердца, повышает свертываемость крови. Это значит, что у курящего в любой момент может произойти закупорка сосудов, ведущая к омертвлению участка сердечной мышцы – инфаркту миокарда.

         Курение угнетает жизнедеятельность желез внутренней секреции, особенно у растущего организма, снижает половую функцию, резко повышает риск раковых заболеваний губ, языка, гортани, трахеи, легких.

         Не менее важным для сохранения здоровья и предупреждения появления вредной привычки к курению сведения о влиянии табачного дыма и его составной части – никотина - на  органы пищеварительного тракта. При попадании никотина  организм через кровь и слюну в первую очередь страдают вкусовые рецепторы языка. У курильщиков постепенно утрачивается тонкость вкусового восприятия. Кроме тог, поражаются клетки слизистой оболочки полости рта и пищевода, нарушается целость зубной эмали: она покрывается трещинами и желтеет.

         Курение имитирует утоление голода, и молодые люди (прежде всего девушки) иногда прибегают к нему, чтобы «исправить» фигуру. В результате многочисленных медицинских наблюдений установлено, что никотин уменьшает перистальтику желудка, и это резко снижает аппетит. Однако курение приводит к возникновению гастрита (особенно быстро в молодом возрасте). Эта болезнь характеризуется не только пониженным аппетитом, но и другими неприятными симптомами: тошнотой, неприятным запахом изо рта, нездоровым землистым цветом лица, быстрой утомляемостью, болями в желудке с возможным переходом в язвенную болезнь. Это чрезмерная цена для сохранения своей фигуры.

         Наибольшую опасность частое курение представляется для организма молодой женщины, так как женский организм менее приспособлен к выведению токсических веществ.

         Проблема борьбы с табакокурением является очень острой во всех странах мира. Курение табака рассматривается как форма привыкания к средству, не сильно отличающемуся от наркотиков. Поэтому в отдельных случаях курение рассматривается как болезнь – синдром хронического курения.

         Учитывая изложенное, каждый здравомыслящий человек должен понять и честно признать, что курение может привести к развитию многих тяжелых болезней и даже к ранней смерти.

         Сила воли и ума крайне необходимы в повседневной жизни. Люди часто сталкиваются с жизненными трудностями и неблагоприятным окружением, которым нужно уметь  противостоять.

         Кроме вреда, приносимого пристрастием к вредной привычке, курильщик теряет около 500 мин, т.е. 8 ч 20 мин в неделю на перекуры. Это время можно использовать рационально и с пользой для организма: на прогулки, занятия спортом, физкультурой, интеллектуальные беседы и т. д.

         Убедительным подтверждением вредных последствий для здоровья являются данные Всемирной организации здравоохранения:    

·        вероятность инфаркта миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность от инфарктов выше в 5 раз;

·        каждая сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5-15 мин;

·        смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих;

·        от 11 до 20% злостных курильщиков страдают половой слабостью (импотенцией), курение – одна из причин бесплодия;

·        каждый пятый погибший ребенок остался бы жить, если бы их матери не курили или не окуривались бы окружающими;

·        ежегодно отмечается 300 тыс. преждевременных смертей в США и 100 тыс. в Великобритании, причиной которых являются: рак легких, болезни, связанные с курением;

·        в России от курения умирает 375 тыс. ежегодно.

Курение является одной из наиболее злостных привычек, так как ее приобретение не только отрицательно отражается на здоровье, но и создается наиболее благотворительный фон для приема наркотизирующих средств. Поэтому прекращение курения является обязательным условием здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «В плену иллюзий». Урок вопросов и ответов.

 

         Цель: формирование четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркомании.

         Задачи:

1.     Выяснить, насколько значима проблема наркомании с точки зрения самих подростков.

2.     Оценить степень информированности учащихся по проблеме.

3.     Создать условия, при которых каждый ребенок получает возможность высказывать свое мнение.

 

Х о д   у р о к а

 

         В е д у щ и й. В одном из рекламных роликов звучит вопрос: «Почему люди курят?». Ответ: «Чтобы у нас работа была». И работа есть. Причем не только у жевательной резинки, но и у целой табачной индустрии. А если есть работа, значит, есть и доходы. Огромные доходы. Достаточно закурить пару сигарет, и ты гарантированный поставщик денег на много лет вперед. Почему?

      О т в е т: Никотин – наркотическое вещество. Попадая в организм, он становится частью обмена веществ, как, например, витамины и белки. Что произойдет, если в организм перестанет поступать белок – главный  строительный компонент  клеток? Появится недомогание, слабость, истощение, нарушение нормальной работы всего организма. Нечто похожее происходит, если в организм какое-то время не поступает никотин: из-за физического недомогания  человек становится нервным, раздражительным, впадает в депрессию. Не каждый может выдержать такое напряжение. Не остановят ни разговоры об инфарктах или раке легких, ни даже опасность, которая грозит близким людям. Так, американец Г. Миллер подсчитал, что жены курильщиков умирают на 4 года раньше среднестатистических сроков. Как вы думаете, с чем это связано?

         О т в е т: Женщина, муж которой курит, очень часто сама становится пассивным курильщиком. При этом, вдыхая табачный дым, она получает ни чуть не меньше токсичных и ядовитых веществ, чем ее курящий супруг. Еще более восприимчив к табачному дыму организм ребенка. А курение беременной женщины вообще можно назвать преступным. Почему?

         О т в е т: Никотин и прочие вредные вещества через кровеносную систему попадают в организм плода. И не надо потом удивляться выкидышам, врожденным уродствам, болезненности, нервным расстройствам. То же самое касается и кормящих мам. Только в этом случае отрава попадет в организм ребенка с грудным молоком.

         В е д у щ и й. Фраза «люди курят не потому, что хотят, а потому что не могут бросить» уже стала крылатой. Действительно, избавиться от этой вредной привычки не так то просто. Да и не привычка это, как, например, постоянное желание есть перед телевизором, а биологическая зависимость от никотина. Но нет предела совершенству. Вот откровение одного, уже пожилого, курильщика со стажем: «Курильщики, как известно, бывают разные. Можно выкуривать одну сигарету в 2-3 дня, а я курил по 20-30 в день, тем более, что курил без фильтра. Согласитесь, многовато для одного человека, да и кашель замучил по утрам. Поэтому я критично пересмотрел свой стиль курения и придумал ряд четких правил. Помогло, хотя иногда, в напряженные моменты, и об этих разумных правилах. Но жить хочется, а значит, надо сдерживать себя как можно жестче».

 

 В е д у щ и й. Возможно, кто-то из вас тоже не прочь хоть немного сбавить темпы курения. Прочитайте внимательно эти правила и найдите в себе силы выполнить хоть несколько из них (раздает листовки).

 

 

 

 

    6. Курите, но после…, а не до… но лучше – не курить! (классный час для 8-9 классов

девочек).

         Каждый родившийся человек на Земле должен стремиться оставить потомство, как и все живое на нашей планете. И если весь растительный и животный мир борется за продолжение рода, за сохранение жизни потомства, то человек нередко поступает так, что сам себя часто лишает продолжения рода.

         Причины бесплодия разные: это генетический фактор, гормональные нарушения, фактор перенесенных в детстве заболеваний, последствия перенесенного аборта, заболевания женской половой сферы. Возросло количество мужчин, которые «виноваты» в бесплодии женщин. В настоящее время количество мужчин, от которых женщина не может забеременеть, составляет 4 миллиона. Но, даже исключив все эти факторы, есть женщины, которые не беременеют, казалось бы, беспричинно.

         Ученые выявили эту причину. Проанализировав совокупность сведений, полученных при медицинском обследовании путем опроса женщин, обратившихся по вопросу бесплодия, врачи-специалисты обнаружили следующую закономерность: страдают бесплодием прежде всего те девушки, которые закурили в возрасте 12-14-16 лет. Природа как будто мстит им, лишая возможности забеременеть и познать счастье материнства.

         В чем тут дело? Ведь раньше женщина тоже курила, однако беременела. Все дело в том, когда она начинала курить, в каком возрасте. Обычно – не ранее 20-22 лет. Потому что в прежние времена девушка, которая могла позволить себе закурить в 16-17 лет (не говоря уже о более раннем возрасте), считалась девушкой легкого поведения и не рассматривалась юношей как предполагаемая жена. Курящая девушка рассматривалась  как девушка на один день, а не на всю жизнь. Однако каждая девушка, влюбившись в юношу, мечтала стать его женой и создать с ним семью.

         Но это мораль, нравы, поведение, которым руководствуется общество и человек. Природа же к морали никакого отношения не имеет. Так почему же, если женщина закурила после 20 лет, природа не лишала ее детородной функции, а как только девушка закурила в 12-14-16 лет, так она лишила ее этой функции? В чем тут дело?

         Как известно, несмотря на век акселерации ( а это значит, и 30 лет тому назад, и в настоящее время) каждая клетка нашего организма становится «взрослой» к 18-20 годам. Что значит взрослой? Это значит: клетка к этому возрасту человека имеет плотные грани. Чтобы было понятно, представим конфигурацию клетки, достигшей «взрослого» состояния, в виде шестиугольника, вершины которого соединены прямыми линиями. Прямые линии, в данном случае, и есть плотные грани, препятствующие проникновению во внутрь клетки всевозможных шлаков, имеющихся в крови.

         Кровь питает каждую клетку нашего организма, в том числе и ядро, находящееся внутри клетки. Именно ядро ответственно за жизнеспособность клетки, за ее множительную функцию. Ядро не терпит шлаков. Если во внутрь клетки кровь проникнет со шлаком, ядро тут же погибнет. Если ядро погибло, то клетка не даст подобную себе клетку. Поэтом клетка делает все возможное, чтобы защитить ядро от шлаков.

         Эту способность каждая клетка приобретает только к 18-20 годам. К этому возрасту клетка имеет плотные грани, которые и срабатывают как фильтры, защищающие ядро клетки от шлаков при прохождении крови через них внутрь клетки. И если девушка, женщина закурила после двадцати лет, то за счет плотных, сформировавшихся к этому возрасту граней яйцеклеток (яйцеклетка – это тоже клетка, только более крупная), шлак от выкуренных сигарет не проникает внутрь яйцеклеток. Шлак остается за гранями клеток, а внутрь пройдет кровь без шлаков. Поэтому, несмотря на курение, яйцеклетки останутся жизнеспособными, с ядром и при встрече со сперматозоидом каждая из них может быть оплодотворена.

         Другое дело, что шлак, который не прошел внутрь любой клетки и остался за ее гранями, накапливается и при определенных условиях является причиной возникновения онкологических заболеваний. Вот почему и говорят о зависимости между раком и курением.

         Теперь рассмотрим, что происходит с яйцеклеткой, если девушка закурит в столь юном возрасте, как 12-14-16 лет? В этом возрасте яйцеклетки (в данном случае именно они нас интересуют) еще не стали по своей конфигурации взрослыми. Для примера представим одну из яйцеклеток в возрасте 14-16 лет тем же шестиугольником. Яйцеклетка по своей форме еще «подросток». Конфигурация «яйцеклетки-подростка» имеет чередование мягких и плотных граней ( в то время как взрослые яйцеклетки со всех сторон имеют только плотные грани). Мы знаем, что внутри яйцеклетки, способной к оплодотворению, находится ядро. Девушка закурила в 14-16 лет (уже не говоря о более раннем возрасте). Кровь со шлаком направилась во внутрь яйцеклетки. С той стороны яйцеклетки, где грань мягкая, фильтр не срабатывает и кровь вместе со шлаком проникает через мягкую грань во внутрь яйцеклетки. Ядро от шлака тут же погибает. Яйцеклетка становится пустышкой, там нечему оплодотвориться. Отсюда и бесплодие.

        Посмотрим, сколько сохранилось яйцеклеток с ядром у девушки к 20 годам, если она к этому времени курила уже несколько лет.

         К началу первой менструации яйцеклетки как бы «выстраиваются в очередь», каждая из которых ждет своего месяца созревания. Обычно эта «первая очередь» состоит из 200-250 яйцеклеток, имеющих ядро («вторая очередь» из оставшихся яйцеклеток с ядром – 150-200 «выстраиваются» после 30-35 лет). Девушка закурила в 12-14-16 лет. К этому возрасту яйцеклетки еще не стали взрослыми, а значит и не смогли себя защитить. В результате, примерно 100-120 яйцеклеток из этой «первой очереди» лишаются ядра в течение тех 4-5 лет, что девушка курит до 20-летнего возраста.

         В месяц созревает одна яйцеклетка, в год – 12 яйцеклеток. 100-120 яйцеклеток, лишенных ядра, - это 10 лет бесплодия. Эти яйцеклетки-пустышки будут давать менструацию (так как Природа заложила их с ядрами в организм девочки), однако к оплодотворению способны уже не будут. Ни одно лечение не сможет восстановить погибшие ядра в яйцеклетках. В 35 лет эта женщина может забеременеть, так как подойдет «очередь» второй партии яйцеклеток. Она счастлива, вот ее долгожданное дитя. Но… рожать надо тоже вовремя. Первый ребенок в 35-38 лет несет очень много сложностей, как в период беременности и родов, так и в психическом контакте во взаимоотношениях с родителями.

         Когда девушки спрашивают, какова вероятность бесплодия, если они курили не постоянно и понемногу, однозначного ответа нет. Мы не можем определить, сколько яйцеклеток лишились ядра. Ведь даже девочки, выросшие среди курящих родителей (так называемое пассивное курение), также подвержены бесплодию.

         Так во многих странах врачи не берутся за  лечение курящего больного. В учреждениях этих стран у курящих (при прочих равных условиях с некурящими работниками) зарплата ниже. Запрещено курить в общественных местах, в поездах, в школах, лечебных учреждениях.  Облик курящей женщины приближен УК облику женщины-алкоголички, так как все они курят. Курение стало признаком отсталости и интеллектуальной ограниченности. Чего достигли этим? Число курящих в начале 70-х годов – было 60%, в середине 90-х годов, то есть в настоящее время – 21%.

         Интересные данные были получены  при опросе 500 юношей 11-х классов школ г. Москвы. Среди вопросов, связанных с курением, был такой: «Как вы относитесь к тому, что девушки вашего возраста курят?» Ответ большинства (93%) был однозначен: «Безразлично»; 7% юношей высказали свое резко отрицательное отношение к курящей девушке. В этой же анкете был вопрос: «Как вы относитесь к тому, что Ваша жена будет курить?» Практически все юноши (98%) ответили категорически: «Нет, моя жена курить не будет!». Таким образом, пока юноша не рассматривает девушку как свою будущую жену – ему безразлично, что она курит. К будущей жене у него уже сложились определенные требования, так как в настоящее время курение перестало быть важным компонентом облика «современного человека» и эмансипированной женщины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Для достижения более высокого результата, мы предлагаем принять следующие меры Федерального уровня.        

 

Предложенные пути решения проблемы

 

 •         запрет на рекламу табачной продукции;

•         поднятие цен и таможенных пошлин на сигареты;

•         запрет на продажу табачных изделий лицам младше 21 года;

•         поддержка желающих бросить курить;

•         запрет на курение в общественных местах и государственных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социальный проект для учащихся школы:"Привычка, отнимающая жизнь""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



МОУ СОШ № 6

Проект о вреде курения

 «Привычка, отнимающая жизнь»

                             

Выполнили:

Леонтьева Дарья

Третьякова Анастасия

 

Руководитель:

                                                               Курилова Н.А.

 

Новодвинск

2011 г.

Наш  проект направлен на детей в возрасте от 14 до 15 лет, это ученики 8-9 классов. Мы взяли эти две параллели только по одной причине, так как это тот возраст, в котором дети начинают свое пристрастие к никотиновой зависимости. 

Цель проекта:

·        исследовать факторы, влияющие на количество курящих подростков;

·        уменьшить процент курящих школьников.

Задачи:

Повысить уровень информированности школьников о воздействии табака на организм.

Скорректировать ошибочные представления о табакокурении и выработать к нему осознанное негативное отношение.

Развить личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: позитивное отношение к себе, возможностям своего развития, критическая самооценка своих поступков, умение исправлять ошибки.

Сформировать коммуникативную компетентность, способность противостоять давлению сверстников в принятии самостоятельного решения, преодолении жизненных проблем.

Предполагаемый результат:

·        снижение процента курящих школьников;

·        активизация личного участия в пропаганде здорового образа жизни;

·        пробуждение в душе учащегося ответственности за физическое и моральное здоровье своего социума

 

С о д е р ж а н и е

 

Введение                                                                                                          

Основная часть

Глава I. Курение табака – вредная привычка, заключающаяся

во вдыхании дыма тлеющего табака  

Глава II. Практическая часть.

1.Использование на классных часах и родительских собраниях адаптированные видеоролики по профилактике табакокурения.

2. Анонимное анкетирование учащихся.

3. Выпуск листовок по пропаганде здорового образа жизни   при родительской поддержке. Конкурс листовок «Каждый должен знать».Конкурс агитплаката «Мы против курения». Конкурс рисунков «Скажем курению «Нет!». 

4. Курение и его вред для здоровья (классный час для учащихся 8-9 классов).   

5. «В плену иллюзий». Урок вопросов и ответов.

6. Курите, но после…, а не до… но лучше – не курить! (классный час для 8-9 классов

девочек).

Заключение

Предложенные пути решения

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение             

Каждый человек имеет право на жизнь. На качественную и интересную, самую лучшую.         

    Ребёнок, который только постигает её законы, и умудрённый жизненным опытом  зрелый   

    человек. Мы такие разные и непохожие, но все мы хотим, чтобы наша жизнь была яркой,  

    красивой, доброй, нужной, безопасной. Ведь мы имеем право на ТАКУЮ жизнь!

Актуальность проблемы курения в современном мире сейчас стоит на первом месте, так как по последним данным число курильщиков превышает 1,1 миллиард. В России курят 58 % мужчин и 12 % женщин. И это соответственно сказывается на здоровье всей нации, всей страны. А при губительном воздействии табака на организм, встает вопрос о будущем нашей страны и наших детей.

Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма.  Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ. Но ни в коем случае не токсинов — в том числе и из табачного дыма.

Доказано, что курение – смертельно вредное пристрастие, прилипающее накрепко к человеку.  Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране много курящих людей. Курят, независимо от возраста и пола. На улице можно встретить просто шокирующие сцены: совсем не стесняющихся никого, курящих маленьких детей от 7-8 лет. Около школы, за углом, учительница и школьник, ведут разговор с «перекуром». На крыльце возле поликлиники две элегантные женщины с сигаретой в руке спокойно беседуют. В такси или в автобусе дальнего рейса, водитель не спрашивает у пассажиров разрешения закурить, и весь выдыхаемый табачный дым наполняет салон автомобиля…

Факты подтверждает статистика, ведь среди школьников старших классов курят до 59 % юношей и до 36,5% девушек. Почти все начавшие курить в возрасте до 18 лет, не могут избавиться от этого порока до конца своих дней.

  «И не потому, что какие-то злые дяди и тети хотят испортить подростку счастливую жизнь и лишить его атрибута взросления, запрещая курить, — комментирует доктор медицинских наук, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА России Галина Сахарова. — Сами подростки должны понимать ответственность перед собой и дать собственному организму вырасти».

Наша страна находится на 1 месте в мире по курению среди подростков.

Нас ужаснул факт позорного лидерства России, и мы решили исследовать эту проблему, постараться найти способы предупреждения табачной зависимости, ведь от курения тропинка ведет к наркомании.

                                                       

                                                            Основная часть

Глава 1

Тяжелое дыхание

 Формирование легких у ребенка анатомически завершается только к 12 годам. А физиологически и того позже — к 18, а у некоторых до 21 года. Да и все остальные органы начинают работать во «взрослом» режиме только после достижения человеком совершеннолетия.

  При курении в кровь ребенка поступает большое количество угарного газа, который вступает в контакт с гемоглобином. Основная задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода к клеткам тканей. Угарный газ проще присоединяется к гемоглобину, замещая кислород. При достаточной концентрации способен привести к смерти из-за кислородного голодания организма. Из-за чего у всех органов и тканей наступает «удушье» — недостаток кислорода. На этапе роста организма это становится большой опасностью.

  Очень тяжело курение сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка. Если ребенок закурил в младших классах школы, то уже к 12–13 годам у него могут появиться одышка и нарушение сердечного ритма. Даже при стаже курения в полтора года, по наблюдениям ученых, у подростков нарушаются механизмы регуляции дыхания.

  Именно у малолетних курильщиков врачи отмечают постоянное ухудшение самочувствия: кашель, одышку, слабость. Не редки среди таких детей частые простуды и ОРЗ, расстройства работы желудочно-кишечного тракта. Среди курящих часто встречаются подростки с периодически обостряющимся хроническим бронхитом.

 

 Опять двойка                                            

   Не менее сильно никотин и другие токсичные вещества табачного дыма сказываются на мозге ребенка. Чем младше курящие подростки, тем сильнее под действием никотина нарушается кровоснабжение мозга и, как следствие, его функции.

  Специалисты выяснили, что у курящих школьников ухудшаются внимание, объем кратковременной памяти, способности к логике и координация движений. Курящие подростки чаще переутомляются, хуже переносят обычные нагрузки в школе. Кстати, наибольшее количество двоечников ученые обнаруживали именно среди юных курильщиков.

  Раннее увлечение табаком может привести к тому, что человеку будет очень трудно отказаться от своей вредной привычки, став взрослым.

«Никотиновая зависимость у ребенка формируется очень быстро. Ведь нервная система в таком возрасте еще очень незрелая, — напоминает Сахарова, — и воздействие на нее любого психоактивного вещества, к которым относится и табак, будет вызывать более сильный эффект, чем у взрослого организма».

 

Подумать о будущем?

 

Под действием продуктов сгорания табака у подростка нарушается еще не успевший толком сформироваться гормональный статус. Никотин влияет практически на все железы внутренней секреции, в том числе и на половые железы у мальчиков и девочек. А это грозит недоразвитием всего организма, появлением лишнего веса и нарушением репродуктивных возможностей человека в будущем.

Например, у курящих школьниц вероятность болезненных менструаций увеличивается примерно в полтора раза по сравнению с девочками, не прикасавшихся к табаку.

Если первая затяжка сделана еще в детском возрасте, к тридцати годам человек может стать практически инвалидом: с хронической обструктивной болезнью легких, больным сердцем и избыточным весом. О вреде курения для школьников   говорит и то, что состояние его здоровья в таком случае будет намного хуже, чем в 50 лет у того, кто закурил гораздо позже совершеннолетия.

Подходы и способы борьбы с курением в мире.

  Человечество уже имело сотни лет на то, чтобы убедиться, что «борьба с курением»,  а точнее было бы сказать, управление и воздействие на избыточное табакокурение (с точки зрения данной страны, учреждения, человека и в данное время) — дело куда более сложное, чем может показаться на первый взгляд.

   Это утверждение подтверждается эволюцией подходов к управлению избыточным табакокурением в их временном развитии, а именно:

 

1-й подход. Разъяснительный.                                

  Исходит из того, что достаточно  неопровержимо с научной точки зрения установить наиболее существенные факты вредоносности табакокурения, особо обратив при этом внимание на последствия курения для молодёжи, беременных женщин и т. п., донести это в ярких красках до населения, чтобы оно, будучи «грамотным и сознательным», само перестало курить.

  Этому подходу уже много десятков лет даже в России, а фраза «капля никотина убивает лошадь» — из довоенных приёмов доходчивого объяснения вреда никотина недавнему крестьянину, для которого лошадь — это «наше всё».

   Разъяснительный подход по-прежнему позволяет предупредить и отвратить от курения некоторое число людей, но в целом он определённо не срабатывает. Поэтому общественность, всё более обеспокоенная поистине эпидемическим характером и почти военными по потерям последствиями распространения табакокурения (и это на фоне истощающихся природных запасов) переходит к более решительным мерам, а именно: 

 2-й подход. Ограничительно-запретительный.

  В его основу положено признание того, что одно лишь знание о вреде курения (причём уже не опровергаемое большинством курильщиков) почему-то не останавливает возобновление и дальнейшее распространение табакокурения. Поэтому введены и продолжают вводиться различные ограничения на курение табака в определённых местах и в известное время. Весьма доходчивой разновидностью данного подхода является повышенный размер медицинской страховки для курящих,  введённый в конце 60-х годов ХХ века в США, и, вкупе с другими мерами, позволивший остановить падение средней продолжительности жизни в этой стране.

   Приходится признать, что в тех странах, где ограничительно - запретительные меры не слишком продуманы и выверены, проводятся вне связи с иными мероприятиями по обеспечению более здорового образа жизни населения, это приводит к тому, что «суровость законов сочетается с низкой обязательностью их исполнения». Общеизвестные российские примеры — массовое несоблюдение запрета на курение в электричках и ставшие обычными перекуры для учащихся (в том числе начальных классов) общеобразовательных школ на переменках.

   Поэтому в тех странах мира, которые на деле и уже сейчас дорожат здоровьем своего населения, всё более выраженным становится сначала осознание, а затем и всё более последовательное применение третьего подхода, которого следовало бы назвать

  3-й подход. Всестороннее устранение (в том числе замещение) потребностей в табакокурении

   Всесторонне устранение и замещение личных, общественных и общегосударственных потребностей в избыточном  табакокурении на основе всестороннего научного, культурного, хозяйственного, общественно-бытового, административного и правового воздействия.

    В современной России (а до этого и в СССР), к сожалению, приходится отметить лишь достаточно разрозненные и малосвязанные меры административно-правового и научно-разъяснительного воздействия на избыточное курение, что и объясняет их крайнюю малодейственность. Очевидная причина этой малодейственности — в неспособности (или даже в нежелании) признать тот факт, что в определённых условиях курение (хотя и весьма ущербным образом), удовлетворяет целый ряд существенных, жизненно важных потребностей человека, прежде всего молодого. При этом потребности удовлетворяются «здесь и сейчас», а расплата в сознании подростка носит вероятностный (не совсем обязательный) характер и мысленно относится куда-то на конец жизни. Эти потребности следующие (см. статью в «УГ»):

Потребность выделиться (особенно на фоне всеобщей уравниловки в школе и крайней ослабленности кружковой работы);

Потребность в общении (для подростков обоего пола с трудностями в общении сигарета — отличный повод познакомиться и пообщаться);

Потребность в поддержании эмоционального тонуса (при фактическом прекращении удовлетворения её средствами народной песни, танцев, игр) и т. п.

  Иными словами, пока сами люди (возможно, с посильной помощью государства) не научатся удовлетворять подобные потребности без сигареты, они, эти потребности, будут удовлетворяться с её помощью и никакими разъяснениями (и даже сколько-нибудь соразмерными запретами) дело поправить не удастся. Как человек не может отказаться от дыхания воздухом, даже зная, что он загрязнён выхлопными газами промышленности и автомобилей, или от питья, даже если вода не идеальна и не вкусна (но другой при этом нет вовсе), так и курение в этом случае будет продолжать своё победное шествие. Иначе говоря, основная сложность в освобождении населения от курения лежит не столько в мягкости карательных мер и повмесеместном их небрежении, сколько в построении того же школьного дела и внешкольных занятий молодёжи. Не подлежит сомнению, что широкое использование системы того же А. С. Макаренко внесло бы качественно больший вклад в освобождении российских учащихся от курения, чем десятки тысяч дополнительных и самых строгих милиционеров.

Глава 2 

Для того, чтобы снизить процент курящих и создать негативное отношение к табакокурению, в школе мы  предлагаем проводить  профилактическую работу, включающую  в себя следующие мероприятия:

2. АНКЕТА  «Причины курения»

Дорогой друг! Предлагаем Вам дать ответы на перечень вопросов, которые помогут более полно представить Ваш взгляд на проблему никотиновой зависимости. Внимательно прочитайте вопросы и напишите свой вариант ответа. Важно, чтобы выбранная позиция наиболее полно отражала Ваш личный взгляд на данную проблему. Заранее благодарим за участие.

Расскажите, пожалуйста, о себе:

Ваш возраст, пол?_____________________________________________________

1.      Не возражаете ли вы, если мы поговорим о курении?_____________________________

(объяснить, что мы будем заниматься исследованием проблем курения. Опрос проводится анонимно)

2. Вы курите?___________________________________

Если вы курите, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

3. Когда вы выкурили первую сигарету?

А)   до 10 лет___________

Б)   10 - 12 лет__________

В)   12-14 лет  __________

4. Почему вы начали курить?

А)   потому что ваши друзья курили__________

Б)   потому что ваши родители курили_________

В)   потому что курил ваш старший брат или сестра_______

Г)   для того, чтобы изменить свой имидж____________

Д)   чтобы выглядеть старше____________

Е)   мой любимый киногерой курит________

Ж)   другое_________

З)    не знаю ________

5. Сколько сигарет в день вы выкуривали вначале?______________________________

6. Сколько сигарет  вы выкуриваете сейчас?____________________________________

7. Большинство ваших друзей курит?_________________________________________

8. Курит ли ваш друг (подруга)?______________________________________________

9. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить? _______

     Если да, то сколько раз?________

10. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?____________________

11. Если бы вы знали о курении все, что знаете сейчас, до того, как пристрастились к сигарете, начали бы вы курить? ______________________________________________

12. Хотели бы вы быть некурящим, если бы бросить курить не было так трудно?

3. Выпуск листовок по пропаганде здорового образа жизни   при родительской поддержке. Конкурс листовок «Каждый должен знать». Конкурс агитплаката «Мы против курения». Конкурс рисунков «Скажем курению «Нет!».         

Провести   неделю «Мы против курения!». Плюс игры, сценки, спектакли, показы миниатюр о вреде курения.

4. Курение и его вред для здоровья (классный час для учащихся 8-9 классов).

         Курение является довольно распространенной вредной привычкой людей разного возраста и пола. У курильщиков формируется психологическое привыкание к процессу курения, многие из них периодически ощущают сильную потребность закурить. Истинная химическая зависимость от никотина, содержащегося в табаке, и связанное с этим болезненное влечение  курению, подобное токсикомании, возникают примерно у трети курильщиков.

         Табак на Русь завезли английские купцы еще в XVI в., в эпоху правления Ивана IV Грозного. Однако широкого распространения табакокурение  в те времена не получило, так как за него полагалось наказание. В XVIII в. был даже издан указ о том, чтобы сечь курильщиков кнутом и палками, а у наиболее злостных отрезать уши и нос. К еще более суровой мере – смерти – приговаривались торговцы табаком. Наши предки не знали механизма действия табакокурения на организм, но  принимали суровые меры к его пресечению.

          В процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензпирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец, органические кислоты ( муравьиная, синильная, уксусная), эфирные масла, ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы) и другие химические соединения. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота. Их смертельные дозы равны 0, 08 г, однако в организм человека смертельная доза (20-25 сигарет в день) поступает постепенно, небольшими дозами. Дозированная форма приема ядовитых веществ способствует привыканию к яду. Вместе с тем постоянное курение, т.е. прием ядовитых веществ, наносит организму постепенные, но последовательные как физические, так и психические травмы.

         Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, у них появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память и нарушается умственная активность. Следует отметить, что наибольший вред приносит «тайное курение», сопряженное с быстрыми затяжками, так как при этом происходит стремительное сгорание табака, и в дым переходят до 40% никотина.

         Частое и продолжительное курение может привести к возникновению Физической зависимости, физического влечения к табакокурению. Оно выражается в проявлении физического дискомфорта: утреннего кашля, головной боли («тяжелой головы»), резких неприятных (болевых) ощущений в области желудка, сердца, потливости, колебаний артериального давления, потери сна, аппетита, снижении памяти, появления желания выкурить сигарету натощак. Человек, тем более молодой, не чувствует себя физически здоровым, страдает и его психика. Он становится нервозным, чрезмерно раздражительным, теряет работоспособность. Все его мысли подчинены потребности выкурить сигарету. Однако это лишь приглушает дискомфорт в организме, а отнюдь не способствует восстановлению здоровья. В это же время закрепляется привыкание- физическая зависимость организма, что, в свою очередь, приводит к возникновению ряда опасных заболеваний.

         Данные многочисленных медицинских исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показали, что табачный дым является отрицательным фактором, способствующим возникновению серьезных заболеваний различных органов и их систем. Влияние табачного дыма на органы дыхания, в том числе при систематическом пассивном курении, приводит к воспалению и разрушению слизистой оболочки проводящих путей органов дыхания. Появляется «кашель курильщика».

         Большую опасность представляет попадание в организм такого компонента табачного дыма, как изотоп полоний-210, так как он создает опасные уровни альфа-излучения в легких, что увеличивает возможность возникновения раковых заболеваний как у курильщиков, так и у лиц, подвергающихся окуриванию (пассивных курильщиков). Не менее опасны компоненты, входящие в состав табачной смолы: изопрен и бензпирен, так как они являются канцерогенными веществами, вызывающими раковые заболевания.

         Особенно опасна перегрузка сердца за счет курения для молодого, растущего организма, а также для лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

         В ходе исследований, проведенных за последние годы, установлено, что никотин оказывает и непосредственное влиянии на сужение коронарных сосудов сердца, повышает свертываемость крови. Это значит, что у курящего в любой момент может произойти закупорка сосудов, ведущая к омертвлению участка сердечной мышцы – инфаркту миокарда.

         Курение угнетает жизнедеятельность желез внутренней секреции, особенно у растущего организма, снижает половую функцию, резко повышает риск раковых заболеваний губ, языка, гортани, трахеи, легких.

         Не менее важным для сохранения здоровья и предупреждения появления вредной привычки к курению сведения о влиянии табачного дыма и его составной части – никотина - на  органы пищеварительного тракта. При попадании никотина  организм через кровь и слюну в первую очередь страдают вкусовые рецепторы языка. У курильщиков постепенно утрачивается тонкость вкусового восприятия. Кроме тог, поражаются клетки слизистой оболочки полости рта и пищевода, нарушается целость зубной эмали: она покрывается трещинами и желтеет.

         Курение имитирует утоление голода, и молодые люди (прежде всего девушки) иногда прибегают к нему, чтобы «исправить» фигуру. В результате многочисленных медицинских наблюдений установлено, что никотин уменьшает перистальтику желудка, и это резко снижает аппетит. Однако курение приводит к возникновению гастрита (особенно быстро в молодом возрасте). Эта болезнь характеризуется не только пониженным аппетитом, но и другими неприятными симптомами: тошнотой, неприятным запахом изо рта, нездоровым землистым цветом лица, быстрой утомляемостью, болями в желудке с возможным переходом в язвенную болезнь. Это чрезмерная цена для сохранения своей фигуры.

         Наибольшую опасность частое курение представляется для организма молодой женщины, так как женский организм менее приспособлен к выведению токсических веществ.

         Проблема борьбы с табакокурением является очень острой во всех странах мира. Курение табака рассматривается как форма привыкания к средству, не сильно отличающемуся от наркотиков. Поэтому в отдельных случаях курение рассматривается как болезнь – синдром хронического курения.

         Учитывая изложенное, каждый здравомыслящий человек должен понять и честно признать, что курение может привести к развитию многих тяжелых болезней и даже к ранней смерти.

         Сила воли и ума крайне необходимы в повседневной жизни. Люди часто сталкиваются с жизненными трудностями и неблагоприятным окружением, которым нужно уметь  противостоять.

         Кроме вреда, приносимого пристрастием к вредной привычке, курильщик теряет около 500 мин, т.е. 8 ч 20 мин в неделю на перекуры. Это время можно использовать рационально и с пользой для организма: на прогулки, занятия спортом, физкультурой, интеллектуальные беседы и т. д.

         Убедительным подтверждением вредных последствий для здоровья являются данные Всемирной организации здравоохранения:    

·        вероятность инфаркта миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность от инфарктов выше в 5 раз;

·        каждая сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5-15 мин;

·        смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих;

·        от 11 до 20% злостных курильщиков страдают половой слабостью (импотенцией), курение – одна из причин бесплодия;

·        каждый пятый погибший ребенок остался бы жить, если бы их матери не курили или не окуривались бы окружающими;

·        ежегодно отмечается 300 тыс. преждевременных смертей в США и 100 тыс. в Великобритании, причиной которых являются: рак легких, болезни, связанные с курением;

·        в России от курения умирает 375 тыс. ежегодно.

Курение является одной из наиболее злостных привычек, так как ее приобретение не только отрицательно отражается на здоровье, но и создается наиболее благотворительный фон для приема наркотизирующих средств. Поэтому прекращение курения является обязательным условием здорового образа жизни.

5. «В плену иллюзий». Урок вопросов и ответов.

         Цель: формирование четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркомании.

         Задачи:

1.     Выяснить, насколько значима проблема наркомании с точки зрения самих подростков.

2.     Оценить степень информированности учащихся по проблеме.

3.     Создать условия, при которых каждый ребенок получает возможность высказывать свое мнение.

Х о д   у р о к а

         В е д у щ и й. В одном из рекламных роликов звучит вопрос: «Почему люди курят?». Ответ: «Чтобы у нас работа была». И работа есть. Причем не только у жевательной резинки, но и у целой табачной индустрии. А если есть работа, значит, есть и доходы. Огромные доходы. Достаточно закурить пару сигарет, и ты гарантированный поставщик денег на много лет вперед. Почему?

      О т в е т: Никотин – наркотическое вещество. Попадая в организм, он становится частью обмена веществ, как, например, витамины и белки. Что произойдет, если в организм перестанет поступать белок – главный  строительный компонент  клеток? Появится недомогание, слабость, истощение, нарушение нормальной работы всего организма. Нечто похожее происходит, если в организм какое-то время не поступает никотин: из-за физического недомогания  человек становится нервным, раздражительным, впадает в депрессию. Не каждый может выдержать такое напряжение. Не остановят ни разговоры об инфарктах или раке легких, ни даже опасность, которая грозит близким людям. Так, американец Г. Миллер подсчитал, что жены курильщиков умирают на 4 года раньше среднестатистических сроков. Как вы думаете, с чем это связано?

         О т в е т: Женщина, муж которой курит, очень часто сама становится пассивным курильщиком. При этом, вдыхая табачный дым, она получает ни чуть не меньше токсичных и ядовитых веществ, чем ее курящий супруг. Еще более восприимчив к табачному дыму организм ребенка. А курение беременной женщины вообще можно назвать преступным. Почему?

         О т в е т: Никотин и прочие вредные вещества через кровеносную систему попадают в организм плода. И не надо потом удивляться выкидышам, врожденным уродствам, болезненности, нервным расстройствам. То же самое касается и кормящих мам. Только в этом случае отрава попадет в организм ребенка с грудным молоком.

         В е д у щ и й. Фраза «люди курят не потому, что хотят, а потому что не могут бросить» уже стала крылатой. Действительно, избавиться от этой вредной привычки не так то просто. Да и не привычка это, как, например, постоянное желание есть перед телевизором, а биологическая зависимость от никотина. Но нет предела совершенству. Вот откровение одного, уже пожилого, курильщика со стажем: «Курильщики, как известно, бывают разные. Можно выкуривать одну сигарету в 2-3 дня, а я курил по 20-30 в день, тем более, что курил без фильтра. Согласитесь, многовато для одного человека, да и кашель замучил по утрам. Поэтому я критично пересмотрел свой стиль курения и придумал ряд четких правил. Помогло, хотя иногда, в напряженные моменты, и об этих разумных правилах. Но жить хочется, а значит, надо сдерживать себя как можно жестче».

 В е д у щ и й. Возможно, кто-то из вас тоже не прочь хоть немного сбавить темпы курения. Прочитайте внимательно эти правила и найдите в себе силы выполнить хоть несколько из них (раздает листовки).

    6. Курите, но после…, а не до… но лучше – не курить! (классный час для 8-9 классов девочек).

         Каждый родившийся человек на Земле должен стремиться оставить потомство, как и все живое на нашей планете. И если весь растительный и животный мир борется за продолжение рода, за сохранение жизни потомства, то человек нередко поступает так, что сам себя часто лишает продолжения рода.

         Причины бесплодия разные: это генетический фактор, гормональные нарушения, фактор перенесенных в детстве заболеваний, последствия перенесенного аборта, заболевания женской половой сферы. Возросло количество мужчин, которые «виноваты» в бесплодии женщин. В настоящее время количество мужчин, от которых женщина не может забеременеть, составляет 4 миллиона. Но, даже исключив все эти факторы, есть женщины, которые не беременеют, казалось бы, беспричинно.

         Ученые выявили эту причину. Проанализировав совокупность сведений, полученных при медицинском обследовании путем опроса женщин, обратившихся по вопросу бесплодия, врачи-специалисты обнаружили следующую закономерность: страдают бесплодием прежде всего те девушки, которые закурили в возрасте 12-14-16 лет. Природа как будто мстит им, лишая возможности забеременеть и познать счастье материнства.

         В чем тут дело? Ведь раньше женщина тоже курила, однако беременела. Все дело в том, когда она начинала курить, в каком возрасте. Обычно – не ранее 20-22 лет. Потому что в прежние времена девушка, которая могла позволить себе закурить в 16-17 лет (не говоря уже о более раннем возрасте), считалась девушкой легкого поведения и не рассматривалась юношей как предполагаемая жена. Курящая девушка рассматривалась  как девушка на один день, а не на всю жизнь. Однако каждая девушка, влюбившись в юношу, мечтала стать его женой и создать с ним семью.

         Но это мораль, нравы, поведение, которым руководствуется общество и человек. Природа же к морали никакого отношения не имеет. Так почему же, если женщина закурила после 20 лет, природа не лишала ее детородной функции, а как только девушка закурила в 12-14-16 лет, так она лишила ее этой функции? В чем тут дело?

         Как известно, несмотря на век акселерации ( а это значит, и 30 лет тому назад, и в настоящее время) каждая клетка нашего организма становится «взрослой» к 18-20 годам. Что значит взрослой? Это значит: клетка к этому возрасту человека имеет плотные грани. Чтобы было понятно, представим конфигурацию клетки, достигшей «взрослого» состояния, в виде шестиугольника, вершины которого соединены прямыми линиями. Прямые линии, в данном случае, и есть плотные грани, препятствующие проникновению во внутрь клетки всевозможных шлаков, имеющихся в крови.

         Кровь питает каждую клетку нашего организма, в том числе и ядро, находящееся внутри клетки. Именно ядро ответственно за жизнеспособность клетки, за ее множительную функцию. Ядро не терпит шлаков. Если во внутрь клетки кровь проникнет со шлаком, ядро тут же погибнет. Если ядро погибло, то клетка не даст подобную себе клетку. Поэтом клетка делает все возможное, чтобы защитить ядро от шлаков.

         Эту способность каждая клетка приобретает только к 18-20 годам. К этому возрасту клетка имеет плотные грани, которые и срабатывают как фильтры, защищающие ядро клетки от шлаков при прохождении крови через них внутрь клетки. И если девушка, женщина закурила после двадцати лет, то за счет плотных, сформировавшихся к этому возрасту граней яйцеклеток (яйцеклетка – это тоже клетка, только более крупная), шлак от выкуренных сигарет не проникает внутрь яйцеклеток. Шлак

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 015 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 6816
    • DOCX 792.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курилова Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11093
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек