Главная / История / Социальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся

Социальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»




Круглый стол: « Школьный музей – мотивация исследовательской деятельности»

Тема выступления « Мотивируя – создавай» (Социальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся)


Руководитель музея: Смирнова Любовь Тихоновна


Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с конкретно поставленной целью. Мы определяем исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

Роль педагога важна и необходима, поскольку именно он является направляющим вектором, ориентиром в данной работе. Я работаю в сельской основной общеобразовательной школе, в которой, в конечном счете, не так много обучающихся, у которых достаточно сформирован кругозор, аналитическое мышление, навыки учебно-исследовательской работы, потребность в получении новых знаний. Как искренне заинтересовать и привлечь ребят к исследовательской деятельности? Считаем, что одним из способов мотивации данной деятельности является социально- значимый проект. На примере нескольких проектов я хочу рассказать о том, каким образом переплетаются стержни исследовательской деятельности и практических реальных творческих дел. Прежде всего, отмечу, что одним из решающих условий является – внутренняя потребность обучающихся в реализации своей идеи, чтобы эта проблема, над которой они работают, была для них субъективна интересна.

Итак, выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя и окружающего сообщества. Что еще важно при построении исследовательской деятельности? Это хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен. В - третьих, - организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом. Взаимопомощь, совместная деятельность, результат, который приносит что-то новое – вот то, что необходимо достигнуть в исследовательской деятельности. С возникновением вопросов « Я хочу узнать, почему…» или « хочу выяснить, а как…», появляется желание, которое и можно считать мотивацией. Но чтобы его усилить, считаем, что эти знания необходимо превратить во что-то реальное, чтобы оставить след на этой земле, чтобы об этом исследовании узнали и другие люди, те, которые с тобой рядом, те, которым тоже это будет интересно. Цепочка этапов исследовательской работы в этом случае выглядит так: социально значимая проблема → изучение теории → сбор материала и анализ, обобщение своего материала → собственные выводы (новый интеллектуальный продукт, имеющий общественное значение).
В этом случае - мотивом становится не далёкая от понимания «чистая» наука, не соображения личной выгоды ( например - победить в каком - то конкурсе или олимпиаде, или в краеведческих чтениях, а социально значимый результат.

Итак, пример. Исследовательская работа «Происхождение названий деревень Гольчихинской сельской администрации». С 1997 года занимаются ребята из краеведческого отряда «Поиск» под руководством Беззубова С.С. топонимикой и ономастикой.

Отряд Поиск начал свою работу в 1996 году и за это время проделал огромную работу в исследовательской деятельности по истории родного края – Гольчихинского сельского поселения. Работа начиналась с белого листа, так как до 1996 года краеведческое направление школьной научной жизни было затронуто поверхностно и неглубоко. Не было четкой программы действий по исследованию истории родного края, хотя определенные поисковые изыскания велись. За 11 лет работа отряда поиск была разбит на несколько основных направлений:

1.Наш край до 1917 года

2.Промышленность и сельское хозяйство после 1917 года.

3 Великая Отечественная война.

4 Культура и образование.

В итоге была сделана попытка - обобщить все данные о деревнях на сегодняшний день, проанализировать возникновение названия деревень, их прошлое; выяснить самые распространенные фамилии. Эта работа стала

призером районных краеведческих чтений 2000г. Участник очного тура 9 краеведческих чтений ученик 6 класса Бродин Владимир. Прошло 14 лет. А идея сохранения истории малой Родины получила новое дыхание и продолжение в социальном проекте « Мы сохраняем память в камне». Возле школы находится большой цветник, зона отдыха для обучающихся. Именно здесь, в 2013 году был установлен камень – валун с надписью « В честь исчезнувших деревень Октябрьского поселения». Перечислены названия этих деревень.

Другой пример. Исследовательские работы: Из истории переписей населения в России; Старообрядчество в деревне Старая Гольчиха; Вичугские наркомы и министры; Жизнь и судьба. Замечательные люди края А. К. Чуланова; Фабрики д. Старая Гольчиха стали основой социального проекта « Дело, которым гордится школа», в результате которого в школе создана новая музейная экспозиция « Времен, связующая нить». Школьный музей стал одним из любимых мест посещения для ребят и гостей нашей школы. И это не случайно – все, что собрано и хранится здесь – найдено и передано ребятами, многие из которых уже выросли, получили образование, обзавелись семьями и уже их дети узнают на стендах своих родителей, посещая наш музей.

Сегодня музейные экспозиции располагаются в двух классах

  В музей народного быта, где есть разделы:

  1. Русская изба

  2. Предметы крестьянского быта

  3. Мебель и посуда

  4. Ремесла нашего края.

  5. Деньги и денежные знаки.

  6. Литература и периодические издания.

В отделе краеведения размещены стенды по истории деревень Гольчихинского сельского поселения, а также коллекция старинных предметов быта: прялки, ступы, жернова, керамика и коллекция денежных ассигнаций и монет.

В кабинете №8 находятся разделы музея:

  • История школы

  • Наши односельчане в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

  • Учителя - фронтовики

  • Женские судьбы

  • Война в фашистских застенках.

  В отделе боевой славы, фотостенды о генералах победы, Жукове, Баграмяне, маршале Василевском, маршале авиации Жаворонкове, генерале Сандалове, о вичужанах - Героях Советского Союза, чьи имена увековечены в Книге памяти. На стендах музея рассказывается о нашем крае в годы В. О. В. альбомы, фотокопии документов, связанных с Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Исследовательская деятельность по теме « Семейная книга памяти» привела к тому, чтоб в школе был реализован еще один важный проект под названием « Чтобы помнили». Результатом его стало открытие еще 15 имен – фронтовиков, участников Великой Отечественной войны. Все имена были увековечены на гранитной плите памятника погибшим воинам, что находится в липовом саду школы. Другой очень важной на наш взгляд работой – стала КНИГА ПАМЯТИ, в которой записаны все имена участников Великой Отечественной войны – жителей нашего поселения.

С 2000 по 2013 годы исследовательские работы учащихся нашей школы 10 раз становились лауреатами и призерами районных краеведческих чтений. В 2001, 2003, 2005, 2006, 2009, 2010, 2011, 2012гг исследования проходили на очный тур Областных краеведческих чтений. В 2007 доклад Беззубовой Анастасии

« Знаменитые земляки. П. И. Бухмиров» стал победителем 17 областных краеведческих чтений учащихся Ивановской области.

Весной 2013 ученица 9 класса нашей школы Володина Екатерина заняла II место в областной научно- исследовательской конференции «Герои земли Ивановской».

Очень важна, на наш взгляд, и эмоциональная составляющая любой исследовательской деятельности. В этом году в адрес нашей школы пришло письмо от уроженца деревни Старая Гольчиха Шилова Н.В., которому 91 год . Летом довелось ему побывать на своей малой родине, поклонится своим землякам, погибшим во время войны и он искренне благодарит коллектив школы за сохранение исторической памяти о наших односельчанах, павших на полях Великой отечественной войны.

Таким образом, на этих примерах можно понять, что сама исследовательская деятельность интересна и увлекательна, результатом ее становится общее коллективно-творческое дело. Отметим, что историческое краеведение стало краеугольным камнем всей системы воспитательной работы в школе, которая охватывает такие направления работы как духовно- нравственное, гражданско- патриотическое, трудовое, экологическое. В совокупности – исследовательская деятельность, работа краеведческого отряда по сбору экспонатов для музея, путешествие по родному краю, архивная деятельность, помощь ветеранам войны и труда, реализация значимых проектов для школьного сообщества - дают огромный потенциал для решения важной задачи – научить детей жить и работать на той земле, где родился.











5


Социальный проект – как способ исследовательской деятельности учащихся
  • История
Описание:

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с конкретно поставленной целью. Мы определяем исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

 Роль  педагога важна и необходима, поскольку именно он является направляющим вектором, ориентиром в данной работе. Я работаю в сельской основной общеобразовательной школе, в которой, в конечном счете, не так много обучающихся, у которых достаточно сформирован кругозор, аналитическое мышление, навыки учебно-исследовательской работы, потребность в получении новых знаний. Как искренне заинтересовать и привлечь ребят к исследовательской деятельности?  Считаем, что одним из способов  мотивации данной деятельности является социально- значимый проект.  На примере  нескольких проектов я хочу рассказать о том, каким образом переплетаются стержни исследовательской деятельности и практических реальных творческих дел. 

Автор Смирнова Любовь Тихоновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 341
Номер материала 45858
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓