Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«
Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»
Круглый
стол: « Школьный музей – мотивация исследовательской деятельности»
Тема
выступления « Мотивируя – создавай» (Социальный проект – как способ
исследовательской деятельности учащихся)
Руководитель музея: Смирнова
Любовь Тихоновна
Исследовательская деятельность обучающихся —
деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи с конкретно поставленной целью. Мы определяем исследовательскую деятельность учащихся как
творческий процесс совместной деятельности двух
субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.
Роль педагога важна и необходима, поскольку именно он
является направляющим вектором, ориентиром в данной работе. Я работаю в
сельской основной общеобразовательной школе, в которой, в конечном счете, не
так много обучающихся, у которых достаточно сформирован кругозор, аналитическое
мышление, навыки учебно-исследовательской работы, потребность в получении новых
знаний. Как искренне заинтересовать и привлечь ребят к исследовательской
деятельности? Считаем, что одним из способов мотивации данной деятельности
является социально- значимый проект. На примере нескольких проектов я хочу
рассказать о том, каким образом переплетаются стержни исследовательской
деятельности и практических реальных творческих дел. Прежде всего, отмечу, что
одним из решающих условий является – внутренняя потребность обучающихся в
реализации своей идеи, чтобы эта проблема, над которой они работают, была для
них субъективна интересна.
Итак,
выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом
интереса учителя и окружающего сообщества. Что еще важно при построении
исследовательской деятельности? Это хорошее осознание учеником сути проблемы,
иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен. В - третьих, - организация
хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и
взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом. Взаимопомощь, совместная
деятельность, результат, который приносит что-то новое – вот то, что необходимо
достигнуть в исследовательской деятельности. С возникновением вопросов « Я
хочу узнать, почему…» или « хочу выяснить, а как…», появляется желание,
которое и можно считать мотивацией. Но чтобы его усилить, считаем, что эти
знания необходимо превратить во что-то реальное, чтобы оставить след на этой
земле, чтобы об этом исследовании узнали и другие люди, те, которые с тобой
рядом, те, которым тоже это будет интересно. Цепочка
этапов исследовательской работы в этом случае выглядит так: социально значимая
проблема → изучение теории → сбор материала и анализ, обобщение своего
материала → собственные выводы (новый интеллектуальный продукт, имеющий
общественное значение).
В этом случае - мотивом становится не далёкая от
понимания «чистая» наука, не соображения личной выгоды ( например - победить в
каком - то конкурсе или олимпиаде, или в краеведческих чтениях, а социально
значимый результат.
Итак, пример. Исследовательская
работа «Происхождение названий деревень Гольчихинской сельской администрации». С 1997 года занимаются
ребята из краеведческого отряда «Поиск» под руководством Беззубова С.С. топонимикой
и ономастикой.
Отряд
Поиск начал свою работу в 1996 году и за это время проделал огромную работу в
исследовательской деятельности по истории родного края – Гольчихинского
сельского поселения. Работа начиналась с белого листа, так как до 1996 года
краеведческое направление школьной научной жизни было затронуто поверхностно и
неглубоко. Не было четкой программы действий по исследованию истории родного
края, хотя определенные поисковые изыскания велись. За 11 лет работа отряда
поиск была разбит на несколько основных направлений:
1.Наш
край до 1917 года
2.Промышленность
и сельское хозяйство после 1917 года.
3
Великая Отечественная война.
4
Культура и образование.
В
итоге была сделана попытка - обобщить все данные о деревнях на сегодняшний
день, проанализировать возникновение названия деревень, их прошлое; выяснить
самые распространенные фамилии. Эта работа стала
призером районных краеведческих чтений
2000г. Участник очного тура 9 краеведческих чтений ученик 6 класса Бродин
Владимир. Прошло 14 лет. А идея сохранения истории малой Родины получила новое
дыхание и продолжение в социальном проекте « Мы сохраняем память в камне».
Возле школы находится большой цветник, зона отдыха для обучающихся. Именно
здесь, в 2013 году был установлен камень – валун с надписью « В честь
исчезнувших деревень Октябрьского поселения». Перечислены названия этих
деревень.
Другой пример. Исследовательские работы:
Из истории переписей населения в России; Старообрядчество в деревне Старая
Гольчиха; Вичугские наркомы и министры; Жизнь и судьба. Замечательные люди
края А. К. Чуланова; Фабрики д. Старая Гольчиха стали основой социального
проекта « Дело, которым гордится школа», в результате которого в школе создана
новая музейная экспозиция « Времен, связующая нить». Школьный
музей стал одним из любимых мест посещения для ребят и гостей нашей школы. И
это не случайно – все, что собрано и хранится здесь – найдено и передано
ребятами, многие из которых уже выросли, получили образование, обзавелись
семьями и уже их дети узнают на стендах своих родителей, посещая наш музей.
Сегодня музейные
экспозиции располагаются в двух классах
В музей
народного быта, где есть разделы:
1. Русская
изба
2. Предметы
крестьянского быта
3. Мебель и
посуда
4. Ремесла
нашего края.
5. Деньги и
денежные знаки.
6. Литература
и периодические издания.
В отделе
краеведения размещены стенды по истории деревень Гольчихинского сельского
поселения, а также коллекция старинных предметов быта: прялки, ступы, жернова,
керамика и коллекция денежных ассигнаций и монет.
В кабинете №8
находятся разделы музея:
·
История
школы
·
Наши
односельчане в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
·
Учителя
- фронтовики
·
Женские
судьбы
·
Война
в фашистских застенках.
В отделе боевой славы,
фотостенды о генералах победы, Жукове, Баграмяне, маршале Василевском, маршале
авиации Жаворонкове, генерале Сандалове, о вичужанах - Героях Советского Союза,
чьи имена увековечены в Книге памяти. На стендах музея рассказывается о нашем
крае в годы В. О. В. альбомы, фотокопии документов, связанных с Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.
Исследовательская деятельность по теме « Семейная книга памяти» привела к
тому, чтоб в школе был реализован еще один важный проект под названием «
Чтобы помнили». Результатом его стало открытие еще 15 имен – фронтовиков,
участников Великой Отечественной войны. Все имена были увековечены на гранитной
плите памятника погибшим воинам, что находится в липовом саду школы. Другой
очень важной на наш взгляд работой – стала КНИГА ПАМЯТИ, в которой записаны
все имена участников Великой Отечественной войны – жителей нашего поселения.
С 2000 по 2013 годы исследовательские
работы учащихся нашей школы 10 раз становились лауреатами и призерами районных
краеведческих чтений. В 2001, 2003, 2005, 2006, 2009, 2010, 2011, 2012гг
исследования проходили на очный тур Областных краеведческих чтений. В 2007
доклад Беззубовой Анастасии
« Знаменитые земляки. П. И. Бухмиров» стал
победителем 17 областных краеведческих
чтений учащихся Ивановской области.
Весной 2013 ученица 9 класса нашей школы Володина
Екатерина заняла II место в областной
научно- исследовательской конференции «Герои земли Ивановской».
Очень важна, на наш взгляд, и
эмоциональная составляющая любой исследовательской деятельности. В этом году
в адрес нашей школы пришло письмо от уроженца деревни Старая Гольчиха
Шилова Н.В., которому 91 год . Летом довелось ему побывать на своей малой
родине, поклонится своим землякам, погибшим во время войны и он искренне
благодарит коллектив школы за сохранение исторической памяти о наших
односельчанах, павших на полях Великой отечественной войны.
Таким образом, на этих примерах можно
понять, что сама исследовательская деятельность интересна и увлекательна,
результатом ее становится общее коллективно-творческое дело. Отметим, что
историческое краеведение стало краеугольным камнем всей системы воспитательной
работы в школе, которая охватывает такие направления работы как духовно-
нравственное, гражданско- патриотическое, трудовое, экологическое. В
совокупности – исследовательская деятельность, работа краеведческого отряда по
сбору экспонатов для музея, путешествие по родному краю, архивная деятельность,
помощь ветеранам войны и труда, реализация значимых проектов для школьного
сообщества - дают огромный потенциал для решения важной задачи – научить детей
жить и работать на той земле, где родился.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.