Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы«Социальные проблемы трудоустройства современной молодёжи»

«Социальные проблемы трудоустройства современной молодёжи»

Скачать материал

                                                                         Исследовательская  работа по теме:

«Социальные проблемы трудоустройства  современной  молодёжи»

Подготовила: Юдина Галина Николаевна.

учащаяся  9 класса.

МБОУ  Луговская основная 

общеобразовательная  школа.

 

 

Руководитель:

Чикова  Лилия Николаевна

Учитель  истории  и обществознания.

Муниципальная  бюджетная общеобразовательная

Луговская  школа

347078   Ростовская  область

Тацинский  район

х. Луговой

Ул. Молодёжная №1.

Тел.:89286025133.

 

 

 

 

 

2014 г

 

 

Содержание работы:

 

I.Тезисы

II.Введение

III.Актуальность  темы  исследования.

IV.Цели  и задачи  темы.

V.Причины  безработицы  молодёжи:

-молодёжь

-безработица

-рынок труда

-особенности  положения  молодёжи  на российском  рынке труда.

VI.Проблемы занятости  молодёжи:

-специфика молодёжного  рынка труда

-предложения  для  преобразования  в  области  студенческой  занятости.

VII.Социальная поддержка  безработной  молодёжи.

VIII.Содействие  занятости  и  трудоустройство  молодёжи.

IX.Положение  на рынке  труда  Тацинского  района.

X. Результаты исследования и их обсуждение

XI.Заключение.

XII.Список литературы.

 

 

 

I.Тезисы

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Задача мастера – воспитать конкуретноспособного выпускника, которому будет рад работодатель. Обучая подрастающее поколение Вы задумываетесь, кому нужен нащ с Вам выпускник? Как помочь ему сделать шаг вперед? Как научить зарабатывать себе на жизнь?

II.Введение

Сегодня Россия находится на важном этапе своего экономического, политического и социального развития. Современный финансовый кризис породил множество проблем в разных сферах человеческих отношений, особенно остро это коснулось сферы занятости. Основным участником, которого затронул этот негативный процесс, должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни.

Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути. По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она в целом поддерживает демократию. Две трети молодых граждан признают свободу выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью.

В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.

По самооценке, молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в большинстве своем - движущей силой коренных преобразований в обществе. Российская молодежь - главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.

Для нормального функционирования системы современного общества потребуется новая волна управленцев и экономистов, формировавшихся на основе новых принципов. Вместе с тем в настоящее время в России еще не создана система формирования кадрового резерва, его обучения и использования. Наиболее предприимчивые представители молодежи, видя безразличие к себе государства, идут по пути продвижения через частные коммерческие структуры, "теневую экономику" и не рассматривают государственную службу, общественную деятельность в качестве своей вероятной перспективы.

Решающим условием национальной безопасности и успешного развития современной России является обеспечение ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления; обеспечение необходимого уровня обороноспособности.

Успешное решение этих задач невозможно без эффективного участия молодежи.

Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:

знает, разделяет, принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

обладает необходимыми физическими, личностными, образовательными, профессиональными качествами;

имеет необходимые возможности для активного участия в развитии страны.

При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей: во-первых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений; во-вторых, молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. При этом одновременно именно молодежь в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы; в-третьих, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества; в-четвертых, молодежь выполняет особые социальные функции.

III.Актуальность  темы  исследования.

 В  современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Раньше, когда все мы были уверены в своем будущем и могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.

Сегодня на рынке продается все, в том числе и знания, полученные в высших учебных заведениях. У выпускника третьего тысячелетия в отличие от студентов 70—80-х прошлого века есть как неоспоримые преимущества, так и очевидные проблемы. Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать, как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов, на которые попробуем вместе найти ответы.

 

IV.Цели  и задачи  темы.

Цель данной работы – рассмотреть проблемы трудоустройства молодежи

 Объект исследования — феномен занятости.

 Предмет – проблема трудоустройства молодых специалистов.

 Задачи:

· рассмотреть проблемы занятости и трудоустройства молодежи на современном рынке труда;

· изучить особенности молодёжного рынка труда;

· выявить спрос и предложения на молодежном рынке труда.

 

1. Причины безработицы молодежи

 

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за от­сутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

К безработным в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации относят трудоспособных граждан, не име­ющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней.

На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее числен­ность к настоящему времени составляет более 32 миллиона человек, или 22% населения страны.

В сфере образования молодежи состояние дел также не­однозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получив­ших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с професси­ональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возник­новению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмот­рение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление спе­цифики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью.

Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства; механизм спроса и предложения, который функцио­нирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Необходимость анализа положения молодежи на россий­ском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стар­товых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом опреде­ляет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Рынок труда молодежи является особым социально-демо­графическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустой­чивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (ин­валидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчи­ва ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудо­вой деятельности.

На рынке труда реализуется возможность:

•          свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и так далее);

•          найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

•          независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

•          свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета  квалификации  и образования, соблюдение установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулирование верхнего предела доходов через налоговую систему.

В условиях рыночных отношений проблема занятости мо­лодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объектив­ных и субъективных факторов: уровень материальной обеспе­ченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) раз­личаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизнен­ным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основ­ном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к сущест­вующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-эконо­мические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным резуль­татам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли экономики принимают моло­дые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном рабо­тодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринима­тельстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может услож­нить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудо­вого потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершаю­щие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и со­циального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных за­ведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют опре­деленный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (рас­паду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).

Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаи­моотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влия­ния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адап­тации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе бу­дущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значи­тельной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользу­ются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значи­тельной материальной выгоды. Все это, конечно, не может спо­собствовать подъему экономики страны.

Анализ наиболее востребованных вакансий для моло­дежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информаци­онных технологий, далее — необходимы молодые специалис­ты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, — это все, что связано с бухгалтерией, долж­ностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием.

Для рынка труда молодежи характерны высокая мобиль­ность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработ­ных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объектив­ными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая соци­ализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, обра­зовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

VI.Проблемы занятости  молодёжи:

 

 -специфика молодёжного  рынка труда

 

Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для регионов Российской Федерации приток молодежи за счет мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам . Молодежный рынок труда имеет свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, к концу 2013 года ее численность в целом по России превысила миллион.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Решение этой проблемы участники группы видят в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно - принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи3.Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров.

Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока несовершенна из-за недостатка бюджетных средств, но идея продвигается уже сейчас.

Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.

Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. Проблема «вуз-армия-рынок» состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда. В качестве возможных путей решения было предложено разработать на муниципальном уровне через департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии4.Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами.

Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

Рынок -труд –молодежь- безработица

Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

Необходимо проводить специальные курсы для родителей с тем, чтобы способствовать включению данного механизма на уровне семьи.

В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

-предложения  для  преобразования  в  области  студенческой  занятости.

 

 

Занятость студентов не только на временной, но на регулярной работе во время их учебы в вузе – это реальность тех экономических и социальных условий, в которых оказалась к концу XX века сфера высшего образования и рынка труда нашей страны. Об этом говорят и численность работающих студентов, и причины начала трудовой деятельности во время учебы в вузе.

Среди таких причин есть общие для всех групп населения - масштабность и глубина структурной перестройки в экономике, большее разнообразие экономической практики; снижение уровня материального благополучия основной части населения – и специфические для студенчества - резкое и значительное по величине ухудшение экономического положения вузов, сокращение государственного распределения выпускников вузов по местам работы и возможностей для студентов получить опыт работы во время обязательной практики; отказ большинства вузов от ответственности за организацию досуга студентов.

Сегодня работа для студента – получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа – возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

Есть основания предполагать, что недавний экономический кризис 2010 года  внес определенные коррективы в ситуацию со студенческой занятости, обострив проблемы трудоустройства, с одной стороны, с другой – открыв новые возможности для сотрудничества с отечественными производителями, перспективу востребованности по некогда утратившим спрос специальностям. Есть основания ожидать дальнейшего роста актуальности выхода студента на рынок труда, роста численности работающих студентов.

Актуальность проблемы и реальная возможность ее решения дает основания для некоторых рекомендаций в области решения проблем студенческой занятости в России.

Необходима программа с более четкой координацией деятельности следующих субъектов, действующих на данном сегменте рынка труда: 

- отдельные вузы города и департамент высшего образования;

- потенциальные работодатели студентов, их ассоциированные представители;

- специализированные службы занятости городской и областной администрации;

- организации, участвующие в деятельности трудоустройству и адаптации молодежи и студентов на рынке труда на коммерческой основе (кадровые агентства, учреждения дополнительного образования);- общественные организации, выступающие как в роли работодателя, так и посредника на рынке труда, способствующие обучению и развитию студентов как будущих работников; Эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к «проблемным» вузам и специальностям.

Важнейшими ее направлениями должны стать: Область управления студенческой занятостью: - Обучение студентов процессу трудоустройства, широкое информирование о возможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов. Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через их участие в развивающей их деятельности (общественных организациях, деловых играх и пр.);

- Принятие мер по расширению потенциального объема спроса на работника- студента (как стажера, так и полноценного работника) с разработкой системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация затратная дообучение работника, совместные проекты по решению внутренних задач предприятий и пр.);

- Содействие в разработке приемлемых форм сотрудничества студента и работодателя с необходимым учетом интересов и прав обеих сторон. Область организации учебного процесса;- Придание гибкости учебной программе и учебному расписанию.

Сотрудничество по линии «вуз-государство-работодатель» в адаптации учебной программы к требованиям вуза (прохождение стажировки на предприятиях, производственный заказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализации учебных планов и пр.)

Область контроля и исследовательской деятельности Продолжение исследования студенческой занятости, анализ ее динамики и специфики применительно к вузам, учебным специальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест. Изучение ее влияния на трудовую карьеру выпускников;

- Использование полученных данных для разработки рекомендаций субъектам студенческой занятости.

Одним из элементов комплексного подхода к решению проблем может стать создание специального агентства студенческой занятости в кооперации.Таким образом, для обеспечения занятости молодежи у нас в стране разработаны и претворены в жизнь со стороны государственных органов некоторые программы и мероприятия по содействию в трудоустройстве населения. Разработка такой системы управления рынком труда предполагает значительные затраты как материальных, так и нематериальных. Требуется немало усилий для сбора, группировки и анализа информации, на основе которой принимаются управленческие решения, определяются тенденции развития рынка труда как в целом, так и по его отдельным составляющим. Для совершенствования данной системы необходим целый комплекс мер по развитию программ в сфере занятости населения, среднего и малого бизнеса в стране, поддержке промышленных и производственных отраслей экономики.

VII.Социальная поддержка  безработной  молодёжи.

 

Для создания эффективных условий обеспечения занятос­ти, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплекс­ное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направ­лений деятельности центра занятости населения.

Для эффективной работы в системе занятости во многих ре­гионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве.

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологичес­кую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

Основной целью деятельности данных организаций явля­ется создание благоприятных условий для интеграции молоде­жи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение соци­альной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- создание правовых и организационных условий для предо­твращения значительного роста безработицы среди молодежи;

- социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;

- обеспечение занятости с ориентацией на интересы и спо­собности человека;

- создание системы информации, способствующей приня­тию решения о трудоустройстве, обучении и переквалифика­ции;

- правовое просвещение молодежи;

- профилактика правонарушений среди подростков и мо­лодежи;

- содействие системе поддержки молодой семьи. Поставленные задачи реализуются на основе соответству­ющих региональных социальных программ.

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безра­ботицы. В России в соответствии с действующим законодатель­ством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь­нения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о труде;

-  бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы заня­тости.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантиру­ются:

- бесплатное получение услуг по профессиональной ори­ентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

-  бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддер­жки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработ­ным:

-  выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготов­ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

-  возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга­нов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место рабо­ты, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономи­ческие, но и психологические проблемы безработного. Прогно­зирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние спо­собствует быстрому трудоустройству.

VIII.Содействие  занятости  и  трудоустройство  молодёжи.

Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи — проблема комплексная, ее ре­шение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие допол­нительному образованию молодежи через организацию и функ­ционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую проф ориентационную работу с абитуриентами, которая должна со­действовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятель­ности необходимо реализовать программу "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самооп­ределении школьника. В ходе реализации программы появля­ется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа "Эффективное поведение на рынке труда" рас­считана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с рабо­тодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурен­тоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безрабо­тицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повыше­ние квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополни­тельного образования, учебных центрах органов службы заня­тости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации име­ют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Ра­ботодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их спо­собностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке мо­лодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Соци­альный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления соци­альной защищенности молодых людей в некоторых муниципаль­ных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской деятельности. В систе­ме занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способ­ствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подго­товку следует рассматривать как самостоятельную образова­тельную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предприни­мательского образа. Второе является линией подготовки специа­листов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

6.  Привлечение молодежи к оплачиваемым обществен­ным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

Под общественными работами понимается трудовая де­ятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и професси­ональные особенности человека.

Общественная работа позволяет снизить социальную напря­женность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имею­щие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

·        Труд подростков - на благо города.

Организация временного трудоустройства подростков 14 - 18 лет в дни школьных каникул прочно вошла в практику службы занятости. Деятельность Центра занятости населения городов и посёлков в этом направлении осуществляется во взаимодействии со всеми заинтересованными структурами и при непосредственном участии комитетов общественного самоуправления, по делам молодежи, управлений образования, здравоохранения, культуры администраций Тацинска  и Тацинского  района, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, с работодателями. Подростки охотно устраиваются на работу. Во-первых, таким образом они могут помочь родителям или же потратить заработанные деньги по своему усмотрению. Во-вторых, ребята получают возможность почувствовать себя самостоятельными людьми. В любом случае, такая деятельность помогает воспитать у них чувства ответственности, научить ценить трудовые деньги, а некоторых ограждает от правонарушений.. В основном, школьники занимаются благоустройством территорий микрорайонов и парков, приведением в порядок детских и спортивных площадок, сельхоз работами. Приоритетным правом временного трудоустройства пользуются подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это дети, оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, семей безработных граждан, а также "трудные" подростки, состоящие на учете в отделении профилактики правонарушений несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних.

7. Организация ярмарок вакансий. В целях оказания граж­данам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает воз­можность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить ва­рианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвали­дов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

8. Создание специальных молодежных организаций для ре­шения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей — реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

При создании социальных предприятий приходится преодо­левать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подрост­ков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работ­ников, предприятие как бы включается в реализацию социаль­ной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приоб­ретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.

Применяются разнообразные формы организации рабо­чих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.

9. Правовое регулирование молодежной политики. Необ­ходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-эко­номическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятель­ности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоуст­ройству, решению жилищных проблем, развитию разносторон­них способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющи­ми друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение.  Но молодой специалист хочет получать социальные гарантии и «приличную» заработную плату.

 Для этого нужно совершенствовать законодательную базу. Нужно как можно больше внимания уделять молодым специалистам

Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, при­влекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.

По сравнению с 2011-м годом вакансий для выпускников, желающих работать по специальности, почти не осталось. В основном молодые специалисты идут работать в сферу торговли, обслуживающего персонала. Работодатель смотрит на выпускника, как на специалиста без опыта работы, без практических навыков, и предлагает ему ту работу, на которой не предполагается высокая заработная плата, не требуется особых навыков. Происходит это потому, что в условиях кризиса работодатель стал очень придирчив, и по-настоящему высокую зарплату он будет давать тому, кто имеет большой опыт, кому не нужны годы адаптации и обучения. Никто не хочет тратить деньги, которых в кризис и так нет, и время на обучение вчерашнего студента.

В 2014-м году выпускник практически не будет иметь шансов устроиться на службу по полученной специальности, не имея опыта работы. Резко понизился и уровень заработной платы. Раньше выпускник смело мог рассчитывать, что будет зарабатывать в месяц порядка 20 тысяч рублей, теперь же уровень оплаты труда колеблется в районе 10 тысяч руб. Выпускникам 2014 года следует подготовиться к этому и рассчитывать, что если им и удастся устроиться на желаемую должность, то скорее всего придется два-три года работать только ради опыта с маленькой зарплатой, чтобы потом искать другую вакансию.

Работодатели во все времена высоко ценили такие качества, как коммуникабельность, быстрая обучаемость, активность. Кроме того, молодой специалист должен быть амбициозен, но в меру, настойчив, но не нагл, должен быть уверенным пользователем компьютера, знать иностранный язык, а лучше – не один. Очень важно правильно подать себя, показать, почему и чем именно вы лучше других. Хорошим признаком будет демонстрация полученных знаний применительно к практическим задачам, ведь об уровне современного образования, и говорить не приходится! Выпускников считают людьми, мягко говоря, необразованными, а вам необходимо доказать обратное, сломать, сложившийся за последние годы, стереотип на собственном примере. Задача трудная, но выполнимая.

IX.Положение  на рынке  труда  Тацинского  района.

Ситуация на регистрируемом рынке труда Тацинского района в феврале 2014 года характеризовалась следующими показателями:

уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 февраля 2014 года – 0,7 % от численности экономически активного населения;

коэффициент напряженности на рынке труда, определяющий численность незанятых граждан, состоящих на учете, в расчете на 1 вакансию – 0,4 человек.

В январе 2014 года в государственном казенном учреждении Ростовской области (далее – ГКУ РО) «Центр занятости населения Тацинского района» в целях поиска работы зарегистрировано 137 человек, что составляет 68 % к аналогичному периоду прошлого года. В качестве безработных признано 41 граждан. По данным на 01 февраля 2014 г. на учете состоит 156 безработных граждан. Наибольшее число безработных граждан на рынке труда района представлено следующими профессиями и специальностями: контролер, оператор, бухгалтер, секретарь,  специалист, медицинская сестра,  начальник, машинист котельной установки,  бетонщики, слесарь по ремонту оборудования, продавец, варщик бродильного цеха, электрогазосварщик, дробильщик.

Для трудоустройства граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, используются сведения областного банка вакансий, формирование которого осуществляется по мере поступления заявок от работодателей. Сведения областного межтерриториального банка данных доступны для всех центров занятости населения области. Данные о вакансиях также размещаются на информационном портале «Работа в России» (www.trudvsem.ru).

В ГКУ РО «Центр занятости населения Тацинского района» с начала года работодателями заявлено 272 вакансии,   70 % – для замещения рабочих профессий. По состоянию на 01 февраля  2014 года банк вакансий содержал 272 единиц, что на 25 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Наиболее востребованы на рынке труда района: водитель грузового автомобиля,  электрогазосварщик, официант, электрослесарь, медицинская сестра, повар, бармен, каменщик, облицовщик, бетонщик, машинист, продавец, специалист высшего уровня квалификации, врачи.

 

X. Результаты исследования и их обсуждение

Социальное неравенство в значительной мере обусловлено характером трудовой деятельности: наличие хорошо оплачиваемой работы улучшает материальное положение людей, качество их жизни. На сегодняшний день материальную обеспеченность можно считать важным ресурсом и одновременно показателем адаптированности человека к социальной среде. Деньги увеличивают возможности людей не только в сфере потребления материальных благ, но и духовных. Примером может служить получение платного образования, позволяющего в определённых ситуациях улучшить положение, повысить социальный статус.

В своей работе «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм пишет: «По природе люди не равны физически; они помещены в неодинаково выгодные внешние условия» . Уровень материальной обеспеченности молодых людей - представителей сельского социума обусловлен спецификой трудовой деятельности. Средняя заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий значительно ниже, чем вознаграждение работающих городских жителей. Этот факт способствует оттоку сельской молодёжи в город, однако такая мобильность возможна только при наличии определённых ресурсов. «Стартовый образовательный ресурс (тот тип учебного заведения, которое первоначально заканчивают юноши и девушки) оказывается существенной социальной характеристикой, дифференцирующей дальнейшее получение ими образовательного капитала» [, таким образом, выпускники сельских школ изначально находятся в менее выгодных социальных условиях. Здесь мы имеем в виду не только образовательный уровень, но и внутренние ресурсы - личностный потенциал. Родившись в семьях крестьян, новое поколение воспроизводит образцы поведения своих родителей, придерживается определённой системы ценностей. Специфика сельского социума, узость социально-культурного пространства села является причиной различий жизненных стратегий городских и сельских жителей.

В данной работе проблемы, связанные с трудоустройством, рассматриваются как барьер на пути развития молодых людей. Работа и оплата труда являются наиболее важным материальным ресурсом обеспечения жизнедеятельности. Статистические данные, показывающие число безработных, зарегистрированных в службах занятости, как правило, в несколько раз меньше количества граждан, не имеющих работу.

Опираясь на результаты нашего собственного исследования, мы можем говорить о том, что среди городских респондентов трудоустроено немногим более 40%, а среди сельских - 25%. Но при этом наблюдается следующая тенденция: сельские респонденты обращаются в службу занятости гораздо реже городских. Клиентами Центра занятости населения приходилось быть почти 22% городских респондентов и только 12% сельских. В анкетах молодых людей из сельской местности чаще встречаются высказывания относительно службы занятости, часто указывается, что в «Центре занятости не помогут, потому что в посёлке работы нет», «Не обращаюсь, надо ехать в районный посёлок, а это дополнительные расходы», «Совсем ничего не предлагают» (вакансии), «Нет, не обращалась, рабочих мест нет и пособие маленькое». На самом деле обращение в Центр занятости населения для сельских жителей сопряжено с большими трудностями, чем для городского населения. Это связано с тем, что все органы занятости населения расположены в районных центрах: в городах, либо посёлках городского типа. Безработные граждане, зарегистрированные в органах занятости населения, обязаны посещать Центр занятости один раз в две недели, предполагается, что во время этих посещений безработным будут предложены вакансии, но так как в сёлах наблюдается постоянный дефицит рабочих мест, то разрешение проблемы для безработного гражданина не наступает. Зачастую размер пособия по безработице такой низкий, что не покрывает транспортные расходы сельских жителей, именно поэтому многие из них даже не рассматривают возможность государственного получения услуг содействия в трудоустройстве.

При этом почти половина городских респондентов говорят о том, что хотели бы изменить имеющееся место работы, подобный ответ дали только 30% сельских респондентов. Основными причинами являются низкая заработная плата и низкий уровень адаптированности на рабочем месте. Это подтверждается такими ответами, как «не устраивает з/п», «совсем низкая заработная плата», «требуют выполнения большого объёма работы», «не нравится», «не нравится организация, в которой я работаю».

Значительную часть безработных составляют выпускники образовательных учреждений, молодые люди. В возрасте от 20 до 24 лет молодые люди завершают учёбу в профессиональных образовательных учреждениях и выходят на рынок труда, где сталкиваются с проблемой отсутствия вакансий. Выпускники профессиональных образовательных учреждений имеют более низкий уровень конкурентоспособности на рынке труда относительно других возрастных групп, так как зачастую отсутствие опыта снижает трудовой потенциал молодых специалистов. На сегодняшний день отмечаются довольно высокие требования работодателей: прежде всего это опыт работы, который практически всегда отсутствует у молодых людей, кроме того, предпочтение отдаётся людям с гибким типом мышления, готовым работать в изменяющихся условиях. Таким образом, на первый план выходит высокий уровень адаптивности, обладание набором ресурсов социальной адаптации.

В социологических исследованиях, посвящённых данной проблематике, можно выделить следующие проблемные поля: уровень занятости, рынок труда, государственная политика занятости выпускников. Для нас наибольший интерес представляют работы, затрагивающие территориальный аспект данных проблем: возможности трудоустройства молодых людей в зависимости от места проживания (большие и малые города, сельская местность). В своей работе мы также опираемся на материалы ведущих исследователей сельского социума: П.П. Великого, А.А. Хагурова, В.В. Пациорковского.

Результаты исследований показывают, что в процессе трудоустройства молодёжи важную роль играют государственные организации, именно они чаще всего согласны принять на работу молодых специалистов. Что касается востребованности профессий, то наибольшее внимание заслужила деятельность, связанная с продажами и коммуникацией, затем следуют инженерные профессии, профессии гуманитарного и творческого характера занимают последние позиции.

На сегодняшний день важным направлением работы вузов остаётся содействие трудоустройству выпускников. Предоставляется возможность стажировок, участия в различных программах, проведение конференций, налаживание контактов с работодателями, центрами занятости, организация ярмарок вакансий для молодых специалистов. Авторы, анализируя материалы исследования, приходят к выводу, что вузы переоценивают количество трудоустроившихся выпускников, а также преувеличивают нуждаемость в молодых специалистах.

Проблемы с трудоустройством в сельской местности проявляются значительно острее, чем в городе. Увеличивается количество безработных, количество вакансий не увеличивается, так как нет развития сельскохозяйственного производства. Сложившаяся ситуация на рынке труда в сельской местности связана также со спецификой сельского хозяйства и производства: в осенне-зимний период потребности в работниках практически нет. Исследование Нечипоренко О.В., которое представлено в статье «Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация?», показывает, что сельские жители ранжируя социальные проблемы по степени их важности, отводят «безработице» первое место. «Повсеместно сельские жители сталкиваются примерно с одинаковым набором проблем: безработица, резкое сокращение денежных доходов населения, вытеснение трудовых ресурсов в сферу личного крестьянского хозяйства, которое из подсобного превратилось в основной фактор выживания сельского населения» . Таким образом, исследование занятости сельского населения имеет важное значение при анализе современного сельского социума в целом. Материалы этих исследований необходимы для планирования мероприятий молодёжной политики, а также политики развития российского села.

 

XI.Заключение.

В своей работе я рассмотрела проблему положения современной российской молодежи в сфере труда и занятости, и привела некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения.

Подводя итоги, отметим, что одним из центральных направлений социальной политики в последние годы является работа по стабилизации рынка труда и снижения уровня безработицы. Одной из важнейших задач политики в области трудовой занятости молодёжи является создание условий, оптимизирующих процессы трудоустройства выпускников образовательных учреждений, разработка программ поддержки сельской молодёжи. Реформы постсоветского периода привели к тому, что значительно снижены возможности сельской молодёжи относительно их городских сверстников, необходимы условия, способствующие включению сельской молодёжи в трудовую деятельность. На сегодняшний день возможность трудоустройства и достойная заработная плата являются важнейшим фактором, определяющим материальный уровень, и, следовательно, ресурсы социальной мобильности, место в структуре современного общества.

 

XII.Список литературы.

 

Аверьянов Ю., Калашникова И., Регулирование занятости с точки зрения теории / Человек и труд. – 2005. № 5

Бабушкина Т., Гарсия-Исер М., Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Человек и труд. 2005. № 6.

Долгова А., Жукова И., Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны / Человек и труд. 2007. №8.

Дубова О., Рахматуллина З., Маслова И., Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / Человек и труд. 2007. № 1.

Зубченко Е., «Новые известия» № 3 от 24.01.2011

Квасницский В.Н., Журавлева Т.Б. Демографическая характеристика труда выпускников учебных заведений/ Народонаселение

Разумов А., Новик Е. Повышение образовательного уровня населения и расширение занятости – условия сокращения бедности / /Человек и труд. 2007. № 9.

Селиванова О.П.. Занятость молодежи – стратегическая проблема // Человек и труд.-2003

Чукреев П.А. Социализация молодежи в обществе переходного периода. - Улан-Удэ, 1999.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006-2016 mbnews.

Официальный сайт органов местного самоуправления ulan-ude-eg/gorodskoi-sovet/molodej

Крылова Н. Молодежь и безработица Крылова Н. businesspress.

Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодежи к современным условиям рынка труда / SCTаvolsu

Размещено на

1 Крылова Н. Молодежь и безработица [электронный ресурс] / Крылова Н. // businesspress.

2  О.П. Селиванова. Занятость молодежи – стратегическая проблема // Человек и труд.-2003

3 Чукреев П.А. Социализация молодежи в обществе переходного периода. - Улан-Удэ, 1999.

4 Ю.Аверьянов, И.Калашникова. Регулирование занятости с точки зрения теории / Человек и труд. – 2005. № 5

5  Квасницский В.Н., Журавлева Т.Б. Демографическая характеристика труда выпускников учебных заведений / Народонаселение. № 2

6 Е. Зубченко «Новые известия» № 3 от 24.01.2011

7 Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны /А. Долгова, И. Жукова / Человек и труд. 2007. №8.

8 Проблемы социальной адаптации молодежи к современным условиям рынка труда/ Курапова О.А. / http:/www.SCTаvolsu

9 Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова / Человек и труд. 2007. № 1.

10 Молодежь на рынках труда и образовательных услуг Т. Бабушкина, М Гарсия-Исер Человек и труд. 2005. № 6. С. 41-43.

11 Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны А. Долгова, И. Жукова / Человек и труд. 2007. №8.

12Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006-2016 http:/www.mbnews.

13 Официальный сайт органов местного самоуправления ulan-ude-eg/gorodskoi-sovet/molodej

14 Повышение образовательного уровня населения и расширение занятости – условия сокращения бедности / А. Разумов, Е. Новик / Человек и труд. 2007. № 9.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Социальные проблемы трудоустройства современной молодёжи»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содержание работы:

 

I.Тезисы

II.Введение

III.Актуальность темы исследования.

IV.Цели и задачи темы.

V.Причины безработицы молодёжи:

-молодёжь

-безработица

-рынок труда

-особенности положения молодёжи на российском рынке труда.

VI.Проблемы занятости молодёжи:

-специфика молодёжного рынка труда

-предложения для преобразования в области студенческой занятости.

VII.Социальная поддержка безработной молодёжи.

VIII.Содействие занятости и трудоустройство молодёжи.

IX.Положение на рынке труда Тацинского района.

X.Результаты исследования и их обсуждение

XI.Заключение.

XII.Список литературы.

 

 

 

I.Тезисы

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

 

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 6768
    • DOCX 187 кбайт
    • 44 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чикова Лилия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чикова Лилия Николаевна
    Чикова Лилия Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 347015
    • Всего материалов: 58

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 760 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 979 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе