Н.Г.
Князева
СОЦИАЛЬНОЕ
ПАРТНЕРСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Социальное партнерство в образовании
рассматривали В.О. Букетов, Е.К. Кашленко, А.В. Kopcунов, Н.П. Литвинова, В.А.
Михеев, С.П. Перегудов, В.И. Редюхин, И.М. Реморенко, З.Н. Сафина, Б.И. Хасан,
И.В. Хоменко и др. Социальное партнерство по отношению к образованию следует
понимать как: партнерство внутри системы образования между социальными
группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают
работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер
общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система
образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление
гражданского общества [7].
В качестве социальных партнеров могут
выступать промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения
дополнительного образования и, конечно, учреждения профессионального
образования.
Основная цель социального партнерства
в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии
и реализации социально - экономической и трудовой политики, основанной на
интересах общества, работников и работодателей. Для среднего профессионального
образования социальное партнерство является естественной формой существования в
условиях рыночной экономики.
Ю.Ф. Баганников описывает содержание и предполагаемый результат
партнерства, как формы взаимодействия учреждений среднего специального
образования с социумом [2].
Содержание и результат
от форм взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами
Таблица 1
содержание
|
результат
|
·
маркетинговые
исследования рынка образовательных услуг и рынка труда
|
·
создание
базы данных социального партнерства
|
установление
деловых и партнерских связей с потребителями образовательных услуг
|
·
определение
критериев качества подготовки выпускников
|
организация
образовательного процесса с учетом рынка труда
|
·
обеспечение
практической подготовки и профессиональной адаптации студентов
|
·
взаимодействия
с социальными партнерами (разработка сопряженных ФГОСов; практика студентов и
слушателей курсов; участие в итоговой государственной аттестации, стажировка
преподавателей колледжа, трудоустройство выпускников,
|
совместные
учебные, научно-исследовательские и другие мероприятия
|
рекламные
и профориентационные мероприятия
|
подготовка
конкурентоспособных специалистов
|
заключение
договоров о социальном партнерстве
|
·
социальная
защищенность студентов и преподавателей;
|
совместная
исследовательская работа
|
качественный
рост кадрового потенциала работодателей
|
финансовая
помощь
|
удовлетворение
интересов и потребностей субъектов партнерства
|
определение
тем дипломных проектов
|
повышение
престижа учебного заведения
|
информационная
поддержка образовательного процесса
|
|
целевая
подготовка кадров
|
|
именные
стипендии
|
|
Таким образом, применительно к сфере
образования, а в частности к среднему профессиональному образованию социальное
партнерство означает установление взаимоотношений, адекватных рыночной
действительности, между сферой образования и работодателями - потребителями
подготовленных этой сферой кадрами.
Специфика работы колледжа с
социальными партнерами заключается в наличии определенных форм, этапов, системы
показателей работы с социальными партнерами [3;5;6].
Специфика работы колледжа с социальными
партнерами
Таблица 2
Е. Бутко
|
А.Г. Старцева
|
Морель Ханс
|
Формы:
договорная
организационная
|
Этапы:
Подготовительный
организационный
функциональный
|
Уровни:
макроуровень
мезоуровень
микроуровень
|
Этапы:
подготовительный
организационный
системообразующий
|
Принципы:
заинтересованности добровольности
ответственности
|
Подходы:
восстановление
конструирование
|
Система
показателей: индикаторы результативности и эффективности
|
Виды
взаимодействия: благотворительность
спонсорство
кооперация.
инвестиции
|
|
Сравнивая точки зрения авторов на
специфику работы колледжа с социальными партнерами, мы пришли к выводу, что
данная специфика будет заключаться в наличии определенных форм и этапов. На наш
взгляд необходимо учитывать подходы, знать уровни и показатели
результативности.
Непосредственно для образовательных
учреждений укрепление связей с предприятиями, органами по труду и занятости,
общественными организациями открывает следующие дополнительные возможности: упрощается
доступ к информации о региональном рынке труда (кадры каких профессий и в каком
количестве потребуются на рынке труда); обеспечивается учет требований
работодателей по содержанию подготовки в образовательных учреждениях
(профессиональный профиль, квалификационные характеристики); упрощается
процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и
программ, отвечающих требованиям работодателей; открываются более широкие
возможности для организации практики; расширяются возможности трудоустройства
выпускников образовательных учреждений [1,4].
Таким образом, социальное партнерство
- взаимодействие колледжа с субъектами экономической жизни в сфере труда для
повышения эффективности профессионального образования и компетентности рабочей
силы. Именно эта совместная работа с работодателями позволит существенно
модернизировать учебный процесс, сформулировать и довести до студента
компетенции, профессиональные умения и требования работодателей к специалистам.
Следовательно, только гибкая и
открытая система может называться социальным партнерством или взаимодействие
колледжа и социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при
условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах
образовательного процесса.
Список литературы:
1.
Аксянов И. М., Захарин Ю. А.. Социальное
партнерство в области подготовки специалистов в системе среднего
профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ito.su и http://ito.edu.ru
2.
Баганников Ю.Ф Социальное партнерство [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://blpk.buryatia.ru/partnerstvo.html
3.
Бутко Е. Учительская газета [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/old/02.28/t22.htm
4.
Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как
средство повышения качества профессионального образования [Текст] /Т.М.
Глушанок //Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 – С. 80-83
5.
Морель Ханс. Партнерство в системе
профессионально-трудового обучения. Институт прикладных социальных
наук/Национальное Правление образования. Консорциум, 1998.
6.
Старцева А.Г. Социальное партнёрство и
профессиональное сотрудничество // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=679
7.
Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное
партнерство как условие качественной подготовки специалистов для наукоемких
производств //Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки
специалистов среднего звена. Материалы Всероссийской научно-практической
конференции (г. Чайковский, 27-28 января 2005
г.). Казань-Чайковский: ЧПГК, 2005. С. 105-110.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.