Администрации Ленинска- Кузнецкого городского округа
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого – педагогической
и медико – социальной помощи
«Центр психолого- медико –социального соправождения»
Составители:
Ольга Александровна Горшкова
Азарова Наталья Кирилловна
Международные
переговоры
социально психологическая, социометрическая игра
Ленинск
- Кузнецкий
2014
Автор —
составитель: Горшкова Ольга Александровна, педагог – психолог.
Азарова Наталя Кириловна, педагог
Данная игра направлена
на изучение и коррекцию неблагоприятного климата в коллективе. Игра адресована
педагогам и психологам, работающим с детьми от 8 до 12лет.
©
Горшкова, Азарова 2014
Пояснительная
записка
«Обычно
легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем
изменить каждого из них в отдельности»
Курт
Левин
Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. Теоретическое
и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных
явлений дал Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных
групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных
отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение
психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты,
полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом
социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы,
имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область
социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь,
безразличие).
Прикладная
социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест) была разработана в исследованиях по
ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и
социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных)
коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного
метода социометрию.
Актуальность данного метода является измерение
авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в
командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за
взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика
проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат
(до 25 мин.) Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в
работах по совершенствованию отношений в коллективе.
Соцмитрическая игра «Межднродные переговоры»
проводятся в комплексе игровых упражнений, и является как дополнением к
занятию.
Целью социометрической игры является измерение степени
сплоченности в группах и выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, («лидер» и
«отвергнутый»), а также развитие толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
1.Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
2.Выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного
авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних
полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».
3.Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во
главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
4.Создать
психоэмоциональный комфорт в коллективе.
5.Развитие
толерантного отношения в коллективе.
6. Содействовать условия формированию позитивных эмоции.
имеющих определяющие значение для формирования адекватных социальных контактов
ребенка.
Основными
принципами игры является повышение значимости обучающегося в коллективе.
Ожидаемый результат:
1.Снижение
негативного поведения;
2.Развитие толерантного отношения друг к другу;
3.Сплочение коллектива, улучшение эмоционального комфорта в классе.
Длительность игра:
рассчитана на 35 минут.
Оборудование:
1.Заранее
заготовленный ватман.
2.Цветы – ромашки.
Размер лепестков ромашек – 10 см. Ромашки можно нарисовать.
3.Два
комплекта фотографий детей, размер фотографий диаметром – 3 см.
Количество фотографий и ромашек зависит от количества детей.
Ромашки клеят на ватман так, чтобы они поместились на ватмане. Один комплект
фотографий вклеивают в каждую ромашку, а второй отдают детям. Дети
должны получить только свои
фотографии. В процессе игры с детьми психолог или воспитатель
обеспечивает безопасность и поддержку.
Примечание для ведущего:
1.
Обозначить правило для детей не
бить друг друга и не выражаться нецензурно.
2. Демонстрировать
положительное отношение к детям.
3. Проводить
игру в сформированном классе, группе.
4. При необходимости провести индивидуальное консультирование
с проблемным ребенком.
Данная игра имеет два направления:
Диагностическое направление
предполагает наблюдение учащегося в ситуациях игры, изучение его
личностных проблем, характера межличностных отношений, социального
статуса в группе. Развивающее направление направленно на создание условий для
развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции
эмоций и поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется
возможность, выражать свое отношение к негативному
поведению.
1.Коррекционное
направление предполагает создание условий для коррекции конфликтности в
общении, сплочение коллектива. Развитие толерантного отношения в
группе.
2.Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических
норм поведения. Эти задачи решаются в процессе игры.
Ход игры:
Психолог предлагает разделиться детям
на две команды и придумать название своей страны.
Командам необходимо привествовать
инострацев, придумав всей команой жест приветствия, а также подарить цветы
прибывшим иностранцам(приклеить свои фотогрфии тем, с кем они хотели
побщаться).
- Ребята, представите, что вы
иностранцы, вы приехали в другую страну, и никто из вас не знает иностранного
языка. Ваша задача подружиться с иностранцами. Психолог, предлагает детям
приклеить фотографии на лепестки. Фотографии нужно клеить на тот цветок, в
центре которого есть фотография с кем вы хотели бы познакомиться. Дети
приклеивают свои фотографии по очереди.
А теперь давайте посмотрим, кто
больше всего из ребят познакомился с иностранцами, а кто меньше.
Психолог смотрит, на каком цветке
больше всего фотографий. Где больше всего фотографий - там лидер. Где одна,
две, три психолог спрашивает у детей, почему у этого иностранца мало друзей.
Дети дают ответы.
Психолог предлагает помочь этому
иностранцу приобрести друзей. Решить проблему в общении с другими иностранцами.
Вопросы для обсуждения:
-Почему у этого иностранца нет
друзей, почему?
-Что необходимо сделать этому
иностранцу для того чтобы приобрести друзей?
Задать ребенку, который имеет меньше
всего фотографий, в чем он видит свою проблему, какой выход он видит в
сложившейся ситуации.
При необходимости ребенок может
попросить помощи в решении проблемы.
В конце недели можно провести
социометрическое исследование и занятие, направленное на сплочение
коллектива.
Вопросы для поиска решений выхода из конфликтной ситуации.
-Как бы ты решил эту ситуацию?
Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация
разрешилась благополучно? Исходя
из ситуации, вопросы могут быть
разные.
В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с
другом, учиться договариваться. Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть. Проявляется
толерантное отношение друг к другу. Научатся выходить из негативной ситуации
без
конфликта.
Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях,
помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты. Ведущий
должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке есть положительные
качества.
Важно, чтобы проблемный ребенок поставил задачу перед собой изменить
ситуацию взаимоотношения, сам определим срок в течение которого ситуация
должна измениться.
Создать традицию в классе, по окончании учебной недели дети
организовывают круглый стол с чаепитием, где обсуждают свои достижении и ставят
новые цели и пути их достижений. В конце каждого месяца, ребята
дарят открытки с пожеланиями. Открытки дети делают сами.
Анализ и оценка эффективности тренинга.
На первых же занятиях общая разобщенность в группах и трудности в
общении и взаимопонимании проявились в полной мере. В каждом классе, где проводились
занятия, были выявлены дети, не принимаемые основной группой, группировки,
конфликтующие между собой или сплоченные против одного члена класса. В процессе
занятия приходится иногда сталкиваться со своими внутренними конфликтами. Но,
поскольку ситуация в группе требовала мгновенного принятия решения, то и свои
проблемы приходилось решать быстро. Использовалась обратная связь с классными
руководителями.
Занятие, несомненно, оказывало позитивное влияние на учащихся,
появилась положительная тенденция в развитии взаимоотношений учащихся в
классе, появился интерес и доброжелательность в отношениях.
Занятие оказало положительное влияние на психоэмоциональное
состояние в классе, и общий психологический климат изменился в лучшую сторону.
Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками,
чего в начале занятий не отмечалось, научились сопереживать и поддерживать друг
друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из
конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества для решения
поставленной задачи.
Самой же главной оценкой тренинга стала оценка детей, когда они
делились впечатлениями.
Список литературы
1. Морено, Я. Л. Социометрия:
Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. —
М. : Академический Проект, 2001.
2. Волков И.П. Социометрические
методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
3. Основы психологии:
Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
4. Р.А.Золотовицкий.
Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. №
4. С. 103-113.
5.Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958. Морено, Я. Л.
Социометрия:{Текст} Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ.
А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
6.© PsyLab.info 2009-2012
Подбор, оформление, расположение материалов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.