Главная / Школьному психологу / социально психологическая, социометрическая игра

социально психологическая, социометрическая игра

Администрации Ленинска- Кузнецкого городского округа

Муниципальное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого – педагогической

и медико – социальной помощи

«Центр психолого- медико –социального соправождения»




Составители:


Ольга Александровна Горшкова

Азарова Наталья Кирилловна


Международные переговоры

социально психологическая, социометрическая игра
















Ленинск - Кузнецкий

2014

Автор — составитель: Горшкова Ольга Александровна, педагог – психолог. Азарова Наталя Кириловна, педагог

























Данная игра направлена на изучение и коррекцию неблагоприятного климата в коллективе. Игра адресована педагогам и психологам, работающим с детьми от 8 до 12лет.
















© Горшкова, Азарова 2014

Пояснительная записка


«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,

чем изменить каждого из них в отдельности»

Курт Левин

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Актуальность данного метода является измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 25 мин.) Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.

Соцмитрическая игра «Межднродные переговоры» проводятся в комплексе игровых упражнений, и является как дополнением к занятию.


Целью социометрической игры является измерение степени сплоченности в группах и выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, («лидер» и «отвергнутый»), а также развитие толерантного отношения друг к другу.


Задачи:


1.Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
2.Выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам
 симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый». 
3.Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

4.Создать психоэмоциональный комфорт в коллективе.

5.Развитие толерантного отношения в коллективе.

6. Содействовать условия формированию позитивных эмоции. имеющих определяющие значение для формирования адекватных социальных контактов ребенка.


Основными принципами игры является повышение значимости обучающегося в коллективе.

Ожидаемый результат:

1.Снижение негативного поведения; 2.Развитие толерантного отношения друг к другу; 3.Сплочение коллектива, улучшение эмоционального комфорта в классе.

Длительность игра: рассчитана на 35 минут.


Оборудование:

1.Заранее заготовленный ватман.

2.Цветы – ромашки. Размер лепестков ромашек – 10 см. Ромашки можно нарисовать.

3.Два комплекта фотографий детей, размер фотографий диаметром – 3 см.

Количество фотографий и ромашек зависит от количества детей. Ромашки клеят на ватман так, чтобы они поместились на ватмане. Один комплект фотографий вклеивают в каждую ромашку, а второй отдают детям. Дети должны получить только свои фотографии. В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.

Примечание для ведущего:

1. Обозначить правило для детей не бить друг друга и не выражаться нецензурно.

2. Демонстрировать положительное отношение к детям.

3. Проводить игру в сформированном классе, группе.

4. При необходимости провести индивидуальное консультирование с проблемным ребенком.


Данная игра имеет два направления:

Диагностическое направление предполагает  наблюдение учащегося в ситуациях игры, изучение его личностных  проблем, характера межличностных отношений, социального статуса в группе. Развивающее направление направленно на создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность, выражать свое отношение к негативному поведению.

1.Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции конфликтности в общении, сплочение коллектива. Развитие толерантного отношения в группе.

2.Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения. Эти задачи решаются в процессе игры.

Ход игры:

Психолог предлагает разделиться детям на две команды и придумать название своей страны.

Командам необходимо привествовать инострацев, придумав всей команой жест приветствия, а также подарить цветы прибывшим иностранцам(приклеить свои фотогрфии тем, с кем они хотели побщаться).

- Ребята, представите, что вы иностранцы, вы приехали в другую страну, и никто из вас не знает иностранного языка. Ваша задача подружиться с иностранцами. Психолог, предлагает детям приклеить фотографии на лепестки. Фотографии нужно клеить на тот цветок, в центре которого есть фотография с кем вы хотели бы познакомиться. Дети приклеивают свои фотографии по очереди.

А теперь давайте посмотрим, кто больше всего из ребят познакомился с иностранцами, а кто меньше.

Психолог смотрит, на каком цветке больше всего фотографий. Где больше всего фотографий - там лидер. Где одна, две, три психолог спрашивает у детей, почему у этого иностранца мало друзей. Дети дают ответы.

Психолог предлагает помочь этому иностранцу приобрести друзей. Решить проблему в общении с другими иностранцами.

Вопросы для обсуждения:

-Почему у этого иностранца нет друзей, почему?

-Что необходимо сделать этому иностранцу для того чтобы приобрести друзей?

Задать ребенку, который имеет меньше всего фотографий, в чем он видит свою проблему, какой выход он видит в сложившейся ситуации.

При необходимости ребенок может попросить помощи в решении проблемы.

В конце недели можно провести социометрическое исследование и занятие, направленное на сплочение коллектива.


Вопросы для поиска решений выхода из конфликтной ситуации.

-Как бы ты решил эту ситуацию?

Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно? Исходя из ситуации, вопросы могут быть разные.

В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться договариваться. Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть. Проявляется толерантное отношение друг к другу. Научатся выходить из негативной ситуации без конфликта.

Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты. Ведущий должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке есть положительные качества.

Важно, чтобы проблемный ребенок поставил задачу перед собой изменить ситуацию взаимоотношения, сам определим срок в течение которого ситуация должна измениться.

Создать традицию в классе, по окончании учебной недели дети организовывают круглый стол с чаепитием, где обсуждают свои достижении и ставят новые цели и пути их достижений. В конце каждого месяца, ребята дарят открытки с пожеланиями. Открытки дети делают сами.

Анализ и оценка эффективности тренинга.

На первых же занятиях общая разобщенность в группах и трудности в общении и взаимопонимании проявились в полной мере. В каждом классе, где проводились занятия, были выявлены дети, не принимаемые основной группой, группировки, конфликтующие между собой или сплоченные против одного члена класса. В процессе занятия приходится иногда сталкиваться со своими внутренними конфликтами. Но, поскольку ситуация в группе требовала мгновенного принятия решения, то и свои проблемы приходилось решать быстро. Использовалась обратная связь с классными руководителями.

Занятие, несомненно, оказывало позитивное влияние на учащихся, появилась положительная тенденция в развитии взаимоотношений учащихся в классе, появился интерес и доброжелательность в отношениях.

Занятие оказало положительное влияние на психоэмоциональное состояние в классе, и общий психологический климат изменился в лучшую сторону. Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками, чего в начале занятий не отмечалось, научились сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи.

Самой же главной оценкой тренинга стала оценка детей, когда они делились впечатлениями.





Список литературы

  1. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.

  2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970

  3. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

  4. Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.


  1. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958. Морено, Я. Л. Социометрия:{Текст} Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.

  2. © PsyLab.info 2009-2012 Подбор, оформление, расположение материалов.




















социально психологическая, социометрическая игра
  • Школьному психологу
Описание:

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в.  Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных(социометрический тест) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

       Актуальность данного метода является измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временныхзатрат (до 25 мин.) Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.

       Соцмитрическая игра «Межднродные переговоры» проводятся в комплексе игровых упражнений,  и является как дополнением к занятию.

 

Автор Горшкова Ольга Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 678
Номер материала 44528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓