Главная / Классному руководителю / Социально-значимый проект по изготовлению обережных тряпичных кукол

Социально-значимый проект по изготовлению обережных тряпичных кукол

hello_html_253713f6.gifДепартамент образования и науки Администрации Кемеровской области

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Управление образования администрации Ижморского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колыонская средняя общеобразовательная школа»










«Куклы - берегини»

социально-значимый проект









Автор составитель: Гомершмидт Е. А.

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория





Колыон

2014

Рецензенты:

З. С. Рубашко, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Колыонская СОШ»;

И. М. Чекалдина, методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества»



Автор – составитель:

Елена Александровна Гомершмидт, учитель начальных классов МБОУ «Колыонская СОШ»









«Куклы – берегини»

социально – значимый проект









В проекте показано практическое использование технологии социально-значимой проектной деятельности младших школьников в воспитательной работе классного руководителя.

В данной работе представлены коллекция кукол «Хранительницы доброго духа», альбом «Куклы – берегини», электронное приложение содержащее мастер – классы по изготовлению тряпичной обережной куклы.

Целевое назначение проекта предполагает его использование в воспитательной системе дошкольного, школьного и дополнительного образования.





Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………… 5

  2. Паспорт проекта…………………………………...………………..…6 8

  3. Этапы работы над проектом………………………………………….9 – 18

  4. Результативность проекта………………………………………………19

  5. Список используемой литературы и интернет – ресурсов …….……..20

  6. Приложения

    1. Анкета «Отношение наших ровесников к оберегам»…………………21

    2. Анкета «Приглашаю поделиться впечатлениями о проекте»..……….22

    3. Диаграмма «Самоанализ деятельности участников проекта»…..…… 23

    4. Электронное приложение «Мастер – классы по изготовлению тряпичных обережных кукол

    5. Альбом «Куклы – берегини»

























Введение

Современному обществу очень не хватает тепла, милосердия, доброты, нормальных человеческих отношений. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания детей младшего школьного возраста становится все более актуальной.

На первой ступени обучения и воспитания классный руководитель имеет наибольшие возможности сформировать основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребёнка, изменить духовно-нравственную ментальность детей.

Как классный руководитель я вижу решение этой проблемы в применении в воспитательной работе технологии социально – значимой проектной деятельности.

Реализация социально – значимых проектов отвечает главной идее соответствующих государственных целевых программ – учить детей активно участвовать во всех сферах общественной жизни и уметь самореализоваться, помогает решить многие психологические проблемы становления личности, принятие правил и норм поведения в социуме.

В социально – значимом проектировании меня, как классного руководителя привлекает, возможность настоящего дела. Ребята видят результат своего труда, понимают его важность, начинают верить в свои силы, в то, что они талантливы, а значит интересны. Реализация этой технологии создаёт «ситуацию успеха». И вот уже ребёнок чувствует себя нужным, успешным, значимым, способным преодолеть проблемную ситуацию.

На выбор темы данной проектной работы повлияло, то, что указом президента РФ Владимира Путина 2014 год объявлен Годом культуры в России «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». Изучение культурного наследия своего народа – это не только актуальное направление в воспитательной работе, но и значимое для младшего школьника.

Паспорт проекта

Социально – значимый, практико-ориентированный проект «Куклы – берегини» проводился в рамках воспитательной программы класса и затрагивал следующие учебные дисциплины:

  • математика;

  • литературное чтение;

  • окружающий мир;

  • технология.

Проект рассчитан на обучающихся начальных классов.

Состав участников: 2 – 4 класс – комплект, 10 человек.

Сроки реализации: январь – март 2014г.

Тема проекта: «Куклы – берегини»

Творческое название проекта: «Хранительницы доброго духа»

Тип проекта:

  • по форме работы: внеурочный;

  • по доминирующей деятельности: поисковый, исследовательский, прикладной;

  • по количественному составу участников: групповой, индивидуальный;

  • по возрастному составу участников: разновозрастной, межклассный;

  • по широте охвата содержания: надпредметный;

  • по продолжительности выполнения: долгосрочный (2 месяца)

  • по характеру контактов: в рамках школы.

Заказчик проекта: Крылатова Л.А. руководитель школьного музея, учитель истории.

Эксперт проекта: Рубашко З. С. завуч по воспитательной работе, учитель истории.

Педагогическая цель: обогащение знаний младших школьников о культурных традициях русского народа, через изучение истории создания русской тряпичной куклы средствами социального проектирования.



Педагогические задачи:

  • использовать возможности для привлечения школьников к социально – активной жизни;

  • способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным и духовным ценностям;

  • создать благоприятные условия для саморазвития и самореализации;

  • добиться у детей осознания значимости коллективной работы для получения результата.

Практическая цель проекта: создание экспозиции «Куклы – берегини» для краеведческого школьного музея.

Задачи проекта:

  • изучить историю возникновения русской народной куклы и её видов;

  • исследовать, знакомы ли младшие школьники с оберегами и верят ли в их магическую силу;

  • освоить технологию изготовления кукол;

  • изготовить образцы кукол-оберегов;

  • создать экспозицию «куклы - берегини» для школьного музея с сопроводительным альбомом;

  • принять участие в выставке декоративно-прикладного творчества.

Гипотеза: предположим, что в наше время обереги не потеряли своей актуальности и всё ещё являются важным атрибутом любого дома, так как люди верят в их магические силы.

Обеспечение проекта: ПК, принтер, флеш-носители, проектор, интернет, канцелярские принадлежности, фотоаппарат, текстильные материалы.



Сроки выполнения и степень активности участников проекта

Этап

Срок реализации

Учитель

Обучающиеся

Родители

Погружение

1 неделя

(13 – 18 января)

инициатор

принятие


Исторический

2 неделя

(20 – 25 января)

соучастие

соучастие

соучастие

Социологический

3 неделя

(27января –

1 февраля)

соучастие

соучастие

соучастие

Технологический

4 неделя

(3 – 8 февраля)

соучастие

соучастие

соучастие

Практический

5 – 7 недели

(10 – 28 февраля)

наблюдение


руководство


Итоговый (рефлексия)

8 неделя

(1 – 7 марта)

руководство

соучастие

соучастие



Предполагаемые продукты проекта (ожидаемый результат):

  • коллекция кукол – оберегов;

  • альбом «Куклы – берегини»;

  • презентация проекта «Хранительницы доброго духа»;

  • создание экспозиции в разделе «Крестьянская изба» школьного краеведческого музея;

  • участие в районном конкурсе «Юный исследователь»;

  • создание мастер - классов по изготовлению тряпичной народной куклы.

Оценка рисков:

  • низкий уровень самостоятельности и недостаточное развитие аналитического мышления, для анализа и обобщения материала у обучающихся 2 класса (выход – помощь родителей, учителя, старших товарищей);

  • отсутствие необходимых текстильных материалов на практическом этапе (выход – замена на другой натурального происхождения материал)

Этапы работы над проектом

Этап

Задача

Реализация

Результат

Подготовительный

(погружение)

Выяснить интерес к теме проекта. Мотивировать дальнейшую деятельность.

Побеседовали на классном часе, выслушали предложенную тему. Рассмотрели куклу – оберег.

Показали высокую степень заинтересованности темой проекта. Выбрали способы решения проблемы проекта.

Исторический

Собрать и изучить материал о куклах – оберегах (иллюстрации, фотографии, статьи…)

Заходили в интернет, ходили в библиотеку, читали, выбирали интересную информацию, посетили музей.

Собрали информацию, систематизировали, выбрали направление работы.

Социологический

Исследовать значение оберега для детей младшего школьного возраста в современном мире.

Провели среди ребят младшего школьного возраста социологический опрос в виде анкеты.

Составили диаграммы, сделали вывод: в современном обществе человеку нужен оберег.

Технологический

Изучить технологию изготовления кукол – берегинь; подготовить необходимые материалы.

Изучали мастер – классы в интернете. Подбирали вместе с родителями необходимые материалы для изготовления кукол.

Подготовили материал и технологические карты.

Практический

Создать своими руками выбранных кукол – берегинь. Показать технологию изготовления кукол для одноклассников в виде мастер – класса.

Провели мастер – классы.

Изготовили коллекцию тряпичных кукол оберегов.

Итоговый

(рефлексия)

Подготовить экспозицию «Куклы – берегини» для школьного музея и выставки декоративно – прикладного творчества.


Приготовили краткие сообщения о куклах для альбома и для защиты проекта.

Осудили способы оформления коллекции.

Оформили коллекцию и альбом «Куклы – берегини», подготовили презентацию для защиты проекта, приняли участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества.

  1. Подготовительный этап

  1. Погружение в проект

На этом этапе большое значение имеет мотивация дальнейшей деятельности и соблюдение принципа социально – значимого проектирования: актуальность + интерес детей + интерес социума.

Во время классного часа обсуждался вопрос о поведении на переменах. Чаще всего это шалости, проказы, беготня, крик и драки. Как справиться с проблемой конфликтных переменок? Возможно, ли решить эту проблему и найти занятие в классе более интересное, спокойное и познавательное?

В данной ситуации классный руководитель выступал инициатором интересного начинания. Так как 2014 год объявлен Годом культуры, есть необходимость найти темы изучения культуры русского народа. С помощью демонстрации оберега – маленькой русской тряпичной куколки и рассказа о её магических свойствах, происходило погружение воспитанников в тему проекта. Ребята проявили живой интерес к теме и приняли решение научиться делать тряпичных куколок. Но, нужны ли в современном мире обереги? Испытывают ли люди страх и нуждаются ли в помощи магических сил? Сделали предположение, что и сейчас оберег нужен людям. Так родилась гипотеза.

План размышления на заданную тему

  • Потребность: зачем мы будем изготавливать тряпичных кукол?

Можно таких куколок дарить родным и близким на праздники и просто так, можно поучаствовать в выставке декоративно – прикладного искусства, можно подарить куколок в музей, чтобы все узнали о существовании оберегов в виде куколок.

  • Задачи: что мы будем делать?

Искать и собирать информацию о тряпичных куклах. Изучать и выбирать, что мы хотим сделать. Изучать технологию изготовления кукол. Изготавливать кукол.

  • Исследование: как мы будем искать подтверждение своей гипотезы?

Проведём социологический опрос среди младших школьников. Сначала составим анкету. Затем по результатам анкеты составим диаграммы.

Подтвердим или опровергнем своё предположение.

  • Технология + практика: как мы будем решать поставленные задачи?

1 шаг: Конкретизировать свои намерения – какую куклу хотелось бы изготовить.

2 шаг: Найти технологию её изготовления (в интернете, попросить помощь руководителя, обратиться за помощью к родителям).

3 шаг: подготовить необходимый текстильный материал (помощь родителей и руководителя)

4 шаг: изготовить образец куклы с руководителем проекта, проговаривая технологические этапы.

5 шаг: показать мастер – класс изготовления обережной куклы для участников проекта.

  • Результат: что получится?

Соберём информацию и самое главное и интересное поместим в альбом. Создадим коллекцию кукол – оберегов и подарим её школьному краеведческому музею. Подготовим выступления и расскажем о проекте на конкурсе «Юный исследователь».


  1. Запуск проекта

Приступая к проектированию с младшими школьниками. Надо учитывать, что большинство детей ещё не имеют постоянных увлечений. В таком возрасте интересы ситуативные. Поэтому если тема выбрана, приступать к запуску проекта надо немедленно, пока интерес не угас. Затягивание времени может привести к потере мотивации и незаконченному проекту.

Из данной задачи (проблемы) появилась главная практическая цель: создание экспозиции «куклы – берегини», для школьного музея. В роли заказчика выступила руководитель школьного музея Крылатова Лилия Александровна.

  1. Основной этап

  1. Исторический

Продолжительность этого этапа 1 неделя. За это время ребята активно занимались поиском информации, используя различные способы: интернет пространство, периодические издания, книги, задавали вопросы родителям. В итоге собранную информацию обобщили и проанализировали вместе на классном часе. Все материалы, об истории возникновения тряпичных кукол и описания характерных особенностей кукол – оберегов, приготовили для оформления альбома.

  1. Социологический

Задачей «социологической» недели было исследование, в виде анкетирования, которое показало значение оберега для детей младшего школьного возраста в современном мире.

Чтобы изучить интерес к оберегам ровесников участников проекта, ребята с помощью руководителя составили анкету и провели анкетирование в 1 – 4 классах. В социологическом исследовании участвовали 27 человек в возрасте от 7 до 10 лет. Анкета состояла из 7 вопросов. По каждому вопросу составили диаграмму.

Анализ результатов анкетирования

На первый вопрос: «Знаешь ли ты что такое оберег?» - 4 ребёнка из 27 (16%) не знают. Остальные 23 человека (84%) ответили положительно



Второй вопрос: «Веришь ли ты, что оберег может защитить человека?» показал следующие результаты: 5 детей не верят в защитные свойства оберега (15%) остальные 22 человека верят (85%).



В третьем вопросе речь шла о том, какие обереги знакомы детям. Можно было выделить несколько вариантов ответа: икона, крестик, подкова, домовой, тряпичная кукла (написали дети участники проекта).

В четвёртом вопросе о том, «Есть ли оберег у тебя дома?», 15 ребят (56%) ответили, что есть, 12 (44%), что нет.



В пятом вопросе выяснялось, испытывают ли дети чувство страха. Выяснилось, что 25 человек (93%) испытывают чувство страха, а 2 человека (7%) дали отрицательный ответ.



Изучив ответы шестого вопроса «Чего ты боишься?», можно сказать, что у детей школьного возраста преобладают страхи «несчастного случая» (31%). На втором месте страхи, связанные с людьми (29%). На третьем месте страхи, связанные с природой (20%). На четвёртом месте страхи, связанные с темнотой и страшными снами (15%) и меньше всего у детей страхов, связных со школой (5%).

.


На седьмой вопрос «Нужен ли тебе оберег?» - 25 ребят (93%) ответили положительно, 2 человека (7%) считают, что в этом нет необходимости.



Вывод

По полученным данным можно сделать следующие выводы: гипотеза полностью подтвердилась. Большинство детей, практически 90 % , верят в чудодейственную силу оберегов и хотели бы иметь у себя оберег. Значит, оберег не потерял своей актуальности в современном мире.

  1. Технологический

Задача «технологической» недели для ребят состояла в том, чтобы найти технологические карты или схемы изготовления куклы – оберега, выбранного для своего мастер – класса. Затруднения в поиске информации не было, так как сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол.

Следующий шаг, приготовить необходимый текстильный и природный материал.

Нам понадобились:

  • хлопчатобумажная ткань

  • шерстяные нитки

  • тесьма

  • ленты

  • кружево

  • вата или синтепон

  • красные нитки «Ирис»

  • шпагат

  • Сухие веточки

  • Сухие травы (мята, душица, мелисса)

  • Крупа (гречка и др.)

Использовали в основном новый текстильный материал, так как коллекция предназначалась в подарок музею школы и являлась образцом для демонстрации. В подготовке материала обратились за помощью к родителям.

  1. Практический

На этом этапе каждый участник проекта выступал в роли мастера – лидера. Изучив технологическую карту изготовления выбранной куклы – оберега и выполнив вместе с руководителем образец куклы, ребёнок показывал мастер – класс другим участникам проекта.

Изготавливая берегиню важно было соблюдать правила.

Правила работы:

  • Хорошее умиротворённое настроение.

  •  Не должно быть никаких плохих мыслей. 

  • Ткань должна быть натуральной. 

  • Кукла должна быть сделана плотно и аккуратно.

Мастер – классы участников проекта планируется оформить в виде презентаций, как руководство по изготовлению тряпичной куклы.









  1. Итоговый

Экспертизу представленной экспозиции «Куклы – берегини» и проектной работы в целом провела Рубашко Зульфия Сагитовна – учитель истории, заместитель директора по воспитательной работе.

Компьютерную вёрстку альбома «Куклы – берегини», а так же создание компьютерной презентации осуществлял руководитель проекта, так как обучающиеся только начинают изучать информационные технологии.

  1. Рефлексия

В целом проект нашёл эмоционально – познавательный отклик у детей. Деятельная работа над проектом способствовала решению поставленных педагогических задач. Участники проекта получили возможность активно принять участие в жизни школы и почувствовать значимость своей работы. Получили ценнейший опыт «обучения» других людей. Проектная деятельность способствовала формированию духовно – нравственных ценностей, эстетического вкуса, интереса к русской народной культуре и традициям. Были созданы благоприятные условия для саморазвития и самореализации.

Участникам проекта было предложено заполнить анкету «Приглашаю поделиться впечатлениями о проекте».

Опрос и анализ анкет группы участников проекта показал, что:

  • 100% детей (все 10 участников проектной деятельности) считают, что осознали ответственность за общее дело, своей работой довольны и хотели бы принимать участие в реализации проектов.

  • 90% из них узнали много нового.

  • 80% - научились принимать решения, получили практические навыки, для них очень важно – уметь сотрудничать в группе.

  • 70% - считают, что научились обмениваться знаниями с одноклассниками, но часто обращались за помощью к взрослым.

  • 50% - ставили цели и задачи

  • 40% - часть работы выполняли с помощью компьютера.


  1. Презентация

Коллекция «Хранительницы доброго духа» была представлена на выставке декоративно – прикладного искусства. Ребята защитили проект на районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь – 2014».

Создан альбом «Куклы – берегини». В альбоме представлена информация об истории возникновения тряпичных кукол – оберегов. Даны описания семнадцати обережных кукол. Альбом сопровождается фотоматериалами и может быть использован на уроках истории, классных часах и других внеурочных мероприятиях, может быть полезен обучающимся, педагогам, воспитателям при изучении истории тряпичной народной куклы.

Составлено электронное приложение, включающее в себя мастер – классы участников проекта по изготовлению тряпичных обережных кукол, детскую презентацию данного проекта.

















Результативность проекта

Выяснилось, что проект увлёк всех без исключения. Убедились в том, что красота и таинственность коллекции, созданная своими руками, воздействовала на весь класс. Ведь это чудо! Из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без нарисованного лица, а такие красивые куклы получились. Готовую коллекцию всем нравилось рассматривать, обсуждать. Ведь куклы многолики, они могут смеяться и плакать, быть добрыми, нежными хранителями души. Изменилась ментальность всего коллектива класса. Ребята сдружились.

Педагогическая цель данного проекта достигнута, так как проблема была интересна и значима для детей, а так же для социума. Обучающиеся освоили позитивные способы общения и взаимопомощи. Объективно увидели и оценили свой личный вклад в общее дело. Осознали значимость реализации проекта, его конечного продукта – коллекции «Куклы – берегини».

Очевидна ценностная ориентация данного проекта – это гуманизм. Создавали коллекцию от всего сердца для людей.

В реализации проекта использовано преимущество группового проекта:

  • у участников проектной группы формировались навыки сотрудничества;

  • проект выполнен более глубоко и разносторонне;

  • на практическом этапе работы, каждый ребёнок побывал в роли лидера – мастера.

Можно говорить о развитии компетенций, а именно:

  • умение ставить задачи, цель, выдвигать гипотезу;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • умение договариваться и находить общее решение;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. / Начальная школа. – 2005 . – №9.

  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2003.

  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Начальная школа. – 2004. - №2.

  4. www.aspr,ru/page.php?id = 55 - Принципы социального проектирования.

  5. http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_1 _3.htm - Социальное проектирование.

  6. http://www.liveinternet.ru/users/lusenia/post232806115 - Желанница.

  7. http://www.livemaster.ru/topic/251833-master-klass-kukla-na-zdorove - На здоровье.

  8. http://limada.ru/post179652939 - Колокольчик.

  9. http://osvoemsirin.ru/?p=1293 – Северная Берегиня.

  10. http://lunarmage.ucoz.ru/publ/slavjanskaja_magija/slavjanskie_oberegi/slavjanskaja_kukla_krupenichka_master_klass/79-1-0-730 - Крупеничка.

  11. http://y-ra.com.ua/new-vstr.htm - Тряпичные куклы.

  12. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html - Славянские куклы обереги.

  13. http://www.liveinternet.ru/users/ibrlydo4ka/post252621602/ - Счастье.

  14. http://angel-barvariska.blogspot.ru/2013/08/blog-post_8.html - Мамушка.

  15. http://www.liveinternet.ru/users/4957232/post235849944/ - Ловушка снов.

  16. http://www.liveinternet.ru/users/tanusa/post276381831/ - Славянские куклы.

  17. http://www.rukukla.ru/article/trya/krectec.htm - Крестец.

  18. http://www.liveinternet.ru/users/4455035/post258598897/ - Божье око.

  19. http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/77745/ - Подорожница.

  20. http://subscribe.ru/group/vse-pro-vse/169459/ - На счастье.

  21. http://www.liveinternet.ru/users/lyudmila2807/post248147724 - Десятиручка.

  22. http://www.liveinternet.ru/users/4623230/post283355081/ - Пеленашка.

  23. http://www.rukukla.ru/article/trya/kukla_denno4.htm - День и ночь.

  24. http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/4124 - Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы).

  25. http://tildas.ru/narodnaya-kukla/495-master-klass-kukly-oberega-kubyshka-travnica..html - Кубышка - травница.


Приложение №1


Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в опросе, который поможет понять значение оберега в наше время.

Отвечая на вопросы анкеты, напиши свой вариант ответа, там, где это требуется или обведи номер предложенного тебе варианта, который сочтёшь наиболее подходящим.

АНКЕТА

Фамилию свою подписывать не надо, только ответить на вопросы.

1. Знаешь ли ты, что такое оберег? а) да б) нет (Подчеркни нужное)

2. Веришь ли ты, что оберег может защитить человека?

(Напиши)………………………………………………………………..

3. Какие обереги ты знаешь?

(Напиши)………………………………………………………………..

4. Есть ли оберёг у тебя дома?

Если есть, напиши какой……………………………………………….

5. Тебе бывает страшно? а) да б) нет (Обведи нужную букву)

6. Чего ты боишься?

(Напиши)……………………………………………………………………

6. Поможет ли оберёг тебе справиться со страхом? а) да б) нет

(Обведи нужную букву)

7. Нужен ли тебе оберёг? а) да б) нет (Обведи нужную букву)

Спасибо, что принял (а) участие в школьном социологическом опросе.



Приложение № 2

Ребята!

Приглашаю поделиться впечатлениями о проекте

Напиши свою фамилию, имя____________________________________



Во время проекта…

Да

Нет

1

Определял цели, ставил задачи



2

Я узнал много нового и интересного



3

Научился принимать решения



4

Получил практические навыки



5

Осознал ответственность за общее дело



6

Часто обращался за помощью к взрослым



7

Я выполнил часть работы с помощью компьютера



8

Я научился обмениваться знаниями с одноклассниками



9

Самое важное уметь сотрудничать в группе



10

Своей работой в проекте я доволен



11

У меня сейчас прекрасное настроение



12

Я хотел бы ещё поучаствовать в проекте






Приложение №3


21


Социально-значимый проект по изготовлению обережных тряпичных кукол
  • Классному руководителю
Описание:

В проекте показано практическое использование технологии социально-значимой проектной  деятельности младших школьников в воспитательной работе классного руководителя.

         В данной работе представлены коллекция кукол «Хранительницы доброго духа», альбом «Куклы – берегини», электронное приложение содержащее мастер – классы по изготовлению тряпичной обережной куклы.

         Целевое назначение проекта предполагает его использование в воспитательной системе дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Автор Гомершмидт Елена Александровна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1458
Номер материала 19390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓