Главная / Другое / Социально-педагогический проект «Социокультурный образовательный центр «Наш дом»

Социально-педагогический проект «Социокультурный образовательный центр «Наш дом»

Республика Бурятия Кижингинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Оротская средняя общеобразовательная школа

Социально-педагогический проект

«Социокультурный образовательный центр «Наш дом» на базе отдыха «Оротский аршан» как ресурс успешной социализации детей (организация внеурочной деятельности в разновозрастных группах сельской малокомплектной школы )»


Автор проекта:

учитель русского языка и литературы высшей категории

Цыден– Ешиева Светлана Васильевна


Актуальность

Какое сердце не содрогнется, увидев сегодняшнюю нищету, убогость и разорение российской деревни. Царит развал в хозяйствах. Попытки внедрить рыночные отношения пока не принесли ничего хорошего сельскому жителю. Безработица, плохое социокультурное обслуживание, незанятость детей - все это дестабилизирует ситуацию на селе, отрицательно сказывается на нравственно-психологическом климате, взаимоотношениях детей и взрослых. Из-за подорожания транспортных расходов многие семьи оказались в своеобразной изоляции, они оторваны от большой культурной жизни, лишены человеческого общения. Все это формирует у молодежи села чувство дискомфортности, социальной заброшенности в этом изменившемся мире. Сельская среда не имеет должных условий для нормального развития художественных, музыкальных, умственных и физических способностей ребенка. Неорганизованный досуг, беспризорность - все это осложняет положение сельских школьников. Приходится признать, что когда-то крепкие устои сельской семьи, скрепленные религиозно-нравственными ценностями, народными традициями, начинают расшатываться и наблюдается безразличие, равнодушие многих родителей в воспитании детей. К числу бед, которые коснулись села, относится и неуважение к старости, людям преклонного возраста. Предотвратить нравственную деградацию личности, сберечь семью от социального конфликта поколений, способствовать включению сельских школьников в систему социальных связей, адаптации в обществе, сопротивлению жизненным обстоятельствам - важнейшая задача социальной работы в сельской школе - единственного негаснущего очага культурно-образовательной жизни на селе. В ситуации нестабильности, небывалых контрастов на всех уровнях и во всех сферах жизни, невозможно жить по -старому и одновременно неготовности жить по-новому, нецивилизованности экономических отношений растущий человек оказывается незащищенным перед жестокостью среды. Отсюда и возникают главные противоречия, которые, не будучи новыми, стали главными проблемами XXI века. 1. Противоречия между осознанием необходимости стать гражданином мира, с одной стороны, и не утратить собственных корней и активно участвовать в жизни своего народа и общины, с другой. 2. Противоречия между универсальным и индивидуальным: всеобщим характером культуры и опасностью забвения уникального характера каждой личности, ее предназначения самой выбирать свою судьбу и осуществлять все имеющиеся у нее возможности, используя для этого все богатство и традиции собственной культуры. 3. В этом же ряду проблем следует упомянуть противоречия между традициями и современными тенденциями: освоение собственных корней и развитие новых технологий в области информации. 4. Возникает противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком, познания самого себя и средства обеспечения физического и психического здоровья. 5. Наконец, существует вечное противоречие между духовным и материальным миром. Человечество, даже если оно не всегда выражает это открыто, нуждается в идеале и ценностях, которые мы называем моральными. Нет наиболее благородной задачи, стоящей перед образованием, чем пробудить у каждого, с учетом его традиций, убеждений и при полном уважении плюрализма, подъем духа и мысли до сознания универсальности мира, с тем, чтобы человек в некоторой степени превзошел самого себя.

Таким образом, актуальность социализации личности сельского подростка на основе этнорегионального подхода определили выбор цели проекта. Его проблема сформулирована следующим образом: как создать условия для успешной социализации детей сельской малокомплектной школы, как сделать так, чтобы они выросли успешными, культурными людьми, ориентированными на созидание? Мы предлагаем организацию социокультурного образовательного центра «Наш дом» на базе отдыха «Оротский аршан» Итак, целью данного проекта является создание условий для успешной социализации сельских детей средствами образовательных программ на базе отдыха «Оротский аршан». Задачи: 1. Изучить потребности и ценностные ориентиры сельских школьников. 2. Разработать технологию и содержание воспитательного и учебного процессов социализации подростков сельской школы на основе деятельности подростков 3. Привлечь детей в образовательный центр «Наш дом». 4. Обеспечить комфортные условия для реализации личных качеств и социализации сельских школьников. 5. Определить показатели и уровни социализации сельских школьников на основе этнорегионального подхода. Субъектом реализуемого проекта являются участники проекта (проект рассчитан на разновозрастные группы детей 10-16 лет), объектом воздействия выступает субъективная сфера личности детей.

Обоснование проекта

1. Регионализация образования и воспитания (синтез знаний и национально-региональных ценностей культуры, направленность и стремление к их сохранению и умножению) является мощным стимулирующим фактором формирования национального самосознания, овладения национальной культурой, пробуждения национальной гордости и достоинства 2. Особенности социализации подростков сельской школы определяются особенностями культуры села и проявляются в особенностях формирования трудовых, нравственных, эстетических умений личности подростка, проживающего в сельской местности; 3. Динамика педагогического руководства социализацией сельского подростка проходит несколько этапов: от ознакомления с особенностями культуры, быта, ценностными ориентациями региона к чувственно нравственному выражению познанного в различных видах деятельности, социальной активности; 4. Педагогические условия социализации требуют интеграции интеллектуальных, социокультурных и практических воздействий, опоры на этнорегиональный материал, проявления интереса и оценочного отношения к событиям и фактам социальной действительности, стремления учащихся к сохранению культурных ценностей, использования специальных программ и технологий социализации. 5. Формирование социальной компетенции может быть заострено на развитии способности строить приемлемые взаимоотношения с органами власти, выполнять социальные функции. 6. Практическая значимость проекта заключается в разработке и дальнейшем совершенствовании методики ознакомления подростков сельской школы с национальными традициями, культурой и бытом народов, проживающих на территории Республики Бурятия, технологий учебного и воспитательного процессов, доступных подросткам сельской школы.

Оротский аршан обладает значительным рекреационным и оздоровительным потенциалом и сохранение его для будущих поколений наша прямая обязанность. Внедрение на аршане экологического туризма, это путь сохранения и развития уникальной экосистемы.

Образовательным продуктом проекта станут различные программы для обслуживания туристов и посетителей аршана. Например: «Юный экскурсовод Оротского аршана», «Традиции и обычаи бурятского народа», «Кухня народов мира»; «Экологический туризм», «Культура речи, переводы, международные языки», «Спортивный туризм», «Организация развлечений» и другие.

Механизмы реализации:

  1. Разработка проекта «Наш дом»;

  2. Публичная защита проекта перед гражданским сообществом (родители, УС школы и местными и муниципальными органами власти);

  3. Разработка и апробация различных программ для обслуживания туристов на базе отдыха «Оротский аршан» таких как: «Юный экскурсовод Оротского аршана», «Традиции и обычаи бурятского народа», «Кухня народов мира»; «Экологический туризм», «Культура речи, переводы, международные языки», «Спортивный туризм», «Организация развлечений» «Живая риторика», «Здорово жить - здорово» и другие.

  4. Организация переговорной площадки с представителями власти и бизнеса, издание разъяснительного письма о значимости и возможности взаимодействия в сфере образования;

  5. Заключение договора простого товарищества о совместной деятельности с органами власти «Нижне – Кодунская администрация» на базе Оротского аршана (согласно гл.55 Гражданского кодекса РФ).

Ресурсы, необходимые для реализации проекта:

Человеческие:

- педагоги, заинтересованные в реализации проекта;

- родительская общественность, оказывающая помощь в реализации проекта;

- творчески направленные дети, заинтересованные в реализации проекта;

- местные и муниципальные органы власти Материальные: 1. Материально- техническая база «Оротского аршана»: наличие помещений для туристов 3 гостиничных дома, рассчитанных на 30 мест, баня, столовая, спортивная площадка, теннисный стол, тренажеры, аудио и видео аппаратура. 2. Помещение сельского Дома культуры; 3. Библиотечный фонд; 4. Технические средства;

Условия эффективности реализации проекта:

  1. Выстраивание тактичных, доверительных отношений между участниками проекта учащимися и руководителями программ.

  2. Создание мажорного делового стиля отношений.

  3. Создание ситуаций успеха.

  4. Сотворчество.

  5. Избежание критики и авторитарного стиля руководства.

  6. Проявление интереса к эмоциональным потребностям, проблемам, интересам ребенка.

Критерии оценки эффективности проекта

  1. Для оценки ключевых компетенций можно воспользоваться критериально-рейтинговой системой. Исследуемые компетенции условно разграничить на критерии (личностные качества), для того чтобы можно было определить, какие из них хорошо развиваются, а какие недостаточно. При их отборе учитывать следующие факторы: частота употребления в различных классификациях, актуальность для личности, соответствие возрастным и психологическим особенностям старших и младших подростков, универсальность (возможность их развития учителями разных предметных областей), мобильность (возможность дополнения новыми критериями), востребованность (необходимость в процессе обучения и дальнейшей жизни). При оценке рейтинга учащихся используется четырехбалльная система: 0 – не владеет данной характеристикой; 1 – владеет слабо; 2 – уровень владения средний; 3 – уровень высокий.

Среди коммуникативных компетенций выделено 12 критериев / качеств личности:

  1. владеет способами позитивного общения;

  2. знает особенности общения людей с учетом их возраста;

  3. проявляет готовность к диалогу;

  4. принимает себя и окружающих такими, как есть;

  5. имеет навык позитивного решения конфликта;

  6. активно работает в группе;

  7. активно работает в паре;

  8. общается с младшими школьниками;

  9. общителен, непринужден в общении;

  10. способен к рефлексии взаимоотношений;

  11. имеет опыт позитивного общения со старшими;

  12. имеет опыт позитивного общения с младшими в процессе совместной деятельности.

Среди названных критериев можно выделить те, которые характеризуют способности коммуниканта к совместной деятельности (3, 6, 7, 12), к взаимодействию с разными по возрасту людьми (2, 8, 11, 12), к рефлексии взаимоотношений (1, 4, 5, 10).При подсчете данных, баллы учащихся одной группы суммируются по каждому критерию отдельно, и затем выводится средний балл путем деления на количество учащихся. В каждой группе полученные показатели нужно сравнить, проанализировать, проследить динамику развития коммуникативных компетенций от группы к группе. Постигая способы позитивного общения, подростки учатся взаимодействовать с людьми с учетом их возраста, терпимо относиться к индивидуальным особенностям другого человека, проявляя готовность к диалогу, интерес к общению и сотрудничеству (ключевые коммуникативные компетенции).

  1. Результативность и реализация, практическая ценность и востребованность научно – исследовательских работ, проектов, презентаций, экскурсий учащихся для самих учащихся, учителей, населения села, района, республики и на рынке образовательных услуг.

Ожидаемые результаты:

  • Получение качественно новой модели выпускника, который обладает уровнем ЗУНов, соответствующим стандартам:

  • умеет планировать и прогнозировать свою работу;

  • имеет выработанные навыки самостоятельной и проектно – исследовательской деятельности

  • адаптирован к различным видам коммуникации в обществе и толерантен.

  • умеет анализировать тенденции и перспективы развития родного края;

  • умеет работать с информационными источниками;

  • Успешная социализация сельских школьников

  • Возникновение новых целей, ценностей, норм, смыслов образовательной деятельности.

  • Проектирование новых способов педагогической деятельности

  • Повышение профессиональной компетентности в сфере педагогического проектирования и исследования.

Программа «Юный экскурсовод Оротского аршана».

Цель и задачи программы

Цель – связь общественной и трудовой деятельности; формирование познавательных интересов и эстетических потребностей, способствующих творческому обогащению детей и успешному решению задач их всестороннего развития.

Задачи:

  • Формирование культуры учащихся;

  • Воспитание коммуникативных качеств личности; умения слушать и слышать собеседника;

  • Развитие эмоциональных качеств учащихся, воспитание их эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной истории и культуре, интереса к экскурсионной деятельности в туризме;

  • Формирование стремления к практическому использованию полученных знаний в современных экономических и социальных условиях.

Практические задачи:

  • Разработать  несколько  маршрутов  по  территории Оротского аршана и его окрестностям, в том числе и села Орот,  рассчитанных  на  один-два  дня.

  • Установить  на  аршане  несколько  информационных  щитов, разъясняющих,  что  такое  экологический  туризм, а  также,  содержащих  исчерпывающую  информацию  об  истории аршана, его уникальности; карта – схема экологического маршрута с их названиями и условными обозначениями: места стоянок и остановки во время экскурсий.

  • Провести  с  посетителями  беседу  по  поводу  правил  поведения  на аршане,  в  частности  рассказать  об  основном  принципе экологического  туризма: “Что  принес,  унеси  с  собой”.

  • Уделить  особое  внимание  познавательным  экскурсиям  с  детьми, школьниками, взрослыми, посетителями аршана, студентами.

  • Разработать  несколько  различных  программ  пребывания, рассчитанных  на  определенные  возрастные  группы.

  • Всячески  содействовать  экологическому  просвещению  среди разных слоев  местного населения  и  посетителей  Оротского аршана.

Первые результаты проекта:

  • Исследовательская работа Сультимова Цырена. «История и современность чувашей – переселенцев в селе Орот Кижингинского района»

Результативность:

  1. Участие в республиканской научно – практической конференции «Сибирская весна» - диплом III степени

  2. Участие в республиканской научно – практической конференции «Шаг в будущее» - дипломант конкурса

  3. Участие во Всероссийской научно – практической конференции «Человек в истории. Россия – ХХ век» - поощрительная грамота

  4. Участие в Открытой Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия» - победитель II степени

Реализация: внесена в «Историко – культурный атлас Орота» для составления текстов экскурсий. Выступление на аршане перед посетителями и школьниками Еравнинского района

  • Исследовательские работы Бадмаева Алдара «Исчезнувшее село Ехэ - Горхон», «Историко-культурный атлас села Орот»

Результативность:

  1. Участие в республиканской научно – практической конференции «Сибирская весна» - поощрительная грамота

  2. Участие во Всероссийской научно – практической конференции «Человек в истории. Россия – ХХ век» - поощрительная грамота

  3. Участие в республиканской научно – практической конференции «Летопись родного края»

  4. Участие в Открытой Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия» - поощрительная грамота


Реализация: внесена в «Историко – культурный атлас Орота» для составления текстов экскурсий, «Историко – культурный атлас Орота» - информационный ресурс. Выступление перед посетителями аршана – школьниками Еравнинского района

  • Работа Сультимова Цырена. «Оротский аршан как объект природного и культурного наследия»

Результативность: Участие в республиканской научно – практической конференции «Давыдовские чтения» - 7 место

Реализация: проведена летняя экскурсия по селу и Оротскому аршану, разработан рекламный буклет «Целебный источник «Оротский аршан»


Социально-педагогический проект «Социокультурный образовательный центр «Наш дом»
  • Другое
Описание:

Социально-педагогический проект

«Социокультурный образовательный центр «Наш дом» на базе отдыха «Оротский аршан» как ресурс успешной социализации детей(организация внеурочной деятельности в разновозрастных группах сельской малокомплектной школы )»

Актуальность социализации личности сельского подростка на основе этнорегионального подхода определили выбор цели проекта. Его проблема сформулирована следующим образом: как создать условия для успешной социализации детей сельской малокомплектной школы, как сделать так, чтобы они выросли успешными, культурными людьми, ориентированными на созидание? Мы предлагаем организацию социокультурного  образовательного  центра «Наш дом» на базе отдыха «Оротский аршан» 

Автор Цыден-Ешиева Светлана Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 619
Номер материала 22106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓