Главная / Иностранные языки / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА „DEUTSCH OHNE ANGST“» (Г. КОГАЛЫМ)

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА „DEUTSCH OHNE ANGST“» (Г. КОГАЛЫМ)

К.п.н, методист МБОУ ДОУ «ДДТ» г. Когалыма


СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

DEUTSCH OHNE ANGST“»

(Г. КОГАЛЫМ)



Клуб немецкого языка «DEUTSCH ohne Angst» (далее – Клуб) был создан в 2013 году как добровольное, общественное объединение учителей (преподавателей) немецкого языка, переводчиков с немецкого языка; этнических немцев, кто стремится сохранить свои исконные традиции; учащихся, студентов, всех тех, кто заинтересован в изучении немецкого языка, желает совершенствовать свои знания в области иностранных языков, готов стать международно-ориентированной личностью, осознающей необходимость межкультурного сотрудничества.

В настоящее время возникает вопрос: имеет ли место изучение немецкого языка в школах. Ответы неоднозначные. И постепенно происходило исчезновение немецкого языка. Данные вопрос был тщательно изучен [2]. Он пишет о том, что за последние 10 лет численность изучавших немецкий язык в самых массовых образовательных учреждениях – школах, гимназиях и лицеях - сократилась в 2,4 раза (такая же тенденция и с французским языком: число изучающих его в России за последние 10 лет также уменьшилась вдвое). Особенно это заметно на фоне стабильности интереса российских учащихся к английскому языку (см. рис. 1).

http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/img/a_graf024.jpg

Рисунок 1. Число изучающих английский, немецкий и французские языки в средних общеобразовательных учреждениях (начальных, основных и средних школах, гимназиях и лицеях) Российской Федерации в 1997/1998 -2007/2008 учебных годах, млн. человек

Образовательная политика нашего государства применительно к иностранным языкам основана на идее плюрализма, поэтому обращаем внимание на необходимость стимулирования изучения европейских иностранных языков (немецкого, французского, испанского, итальянского и т.д.) в качестве второго и третьего иностранного языка в школах г. Когалыма и не только.

Немецкий язык, из названных выше языков, более востребован в мире, так как владеющий немецким языком может общаться со 101 миллионом человек во всем мире, он является важным языком торговых переговоров, коммуникации между экспертами и «неспециалистами». В некоторых гуманитарных дисциплинах немецкий язык доминирует как научный язык. Кроме того, Германия насчитывает более 350 высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, которые тесно связаны с образовательным сектором. Все выше перечисленные факты подчёркивают необходимость изучения немецкого языка и знакомства с культурой, обычаями и традициями Германии, что возможно только сделать через непосредственное общение с носителями языка и культуры. Российские немцы, проживающие на территории г. Когалыма, могут являться примером для остальных и тем самым, поддерживать свою культуру и традиции, если объединятся.

Статистические данные, приведенные выше, касаются территории РФ, на примере г. Когалыма ситуация следующая:

hello_html_m62a1c876.png


Рис. 2. Число изучающих немецкий язык в муниципальных образовательных учреждениях г. Когалыма за 2009-2012 уч.г.














Рис. 3. Соотношение изучения немецкого и английского языков в МОУ СОШ г. Когалыма с 2009-2012 уч.г.


Таким образом, ряд школ г. Когалыма пришли к моноязычию, т.е. преподаванию только одного иностранного языка, что противоречит цели создания общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, которая заключается в сохранении европейского культурного богатства и языкового разнообразия, основывающихся на культурном наследии различных традиций, и стимулирование инновационного потенциала и социального и экономического развития посредством расширенного сотрудничества между европейскими вузами.

Данные за последние два года немного радуют: в 2013-2014 уч.г. немецкий язык остался только в МБОУ «Средняя школа №5», МАОУ «Средняя школа №8» (элективный курс) и МБОУ «СОШ №7» (второй иностранный язык).

В Письме Минобразования РФ от 28 ноября 2000 г. N 3131/11-13 "Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях" [1] сказано: «Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России», поэтому обращаем внимание на необходимость стимулирования изучения европейских иностранных языков (немецкого, французского, испанского, итальянского и т.д.) в качестве второго и третьего иностранного языка в школах г. Когалыма и не только.

Немецкий язык, из названных выше языков, более востребован в мире, так как владеющий немецким языком может общаться со 101 миллионом человек во всем мире, он является важным языком торговых переговоров, коммуникации между экспертами и «неспециалистами». В некоторых гуманитарных дисциплинах немецкий язык доминирует как научный язык. Кроме того, Германия насчитывает более 350 высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, которые тесно связаны с образовательным сектором. Еще в 9-11 веках в русском языке появились первые заимствования из немецкого языка, а со времен Екатерины I шло обучение иностранным языкам, в том числе и немецкому. С 90-х годов ХХ века интерес к изучению иностранных языков возрос, на это повлияли торгово-экономические связи, когда у отечественных производителей налаживались партнерские отношения с зарубежными коллегами, и стали разрешены выезды за рубеж.

Все выше перечисленные факты подчёркивают необходимость изучения немецкого языка и знакомства с культурой, обычаями и традициями Германии, что возможно только сделать через непосредственное общение с носителями языка и культуры. Российские немцы, проживающие на территории г. Когалыма, могут являться примером для остальных и тем самым, поддерживать свою культуру и традиции.

Был проведен небольшой социологический опрос «Нужно ли изучать немецкий язык в г. Когалыме». В опросе приняло участие 133 человека, данные получились следующие: рис. 4.



Рис. 4. Результаты опроса «Нужно ли изучать немецкий язык

в г. Когалыма»


Анализ социологического опроса показывает, что только малая часть жителей г. Когалыма желает изучать немецкий язык в школе, часть считает его уже «мертвым языком». Но большая часть занимает позицию за изучение немецкого языка по желанию в школе. Это и может стать весомым аргументом за последующее изучение немецкого языка в образовательных учреждениях города.

Мы, в свою очередь, предлагаем решить эту проблему на уровне города через создание клуба немецкого языка «DEUTSCH ohne Angst» как социально-ориентированный проект, который мог бы объединить учителей (преподавателей) немецкого языка, переводчиков с немецкого языка, этнических немцев, кто пытается сохранить язык в своей семье, учащихся, студентов, всех тех, кто заинтересован в изучении немецкого языка. Цель деятельности клуба - популяризация немецкого языка среди жителей г. Когалыма.

Механизм реализации социально-ориентированного проекта по работе Клуба состоит из четырех этапов. Организационный: создание волонтерской команды; составление реестра российских немцев, проживающих на территории г. Когалыма; согласование плана деятельности Клуба с директорами и специалистами учреждений. Обучающий: проведение ежемесячных встреч с российскими немцами, организация и проведение языковых курсов, обмен опытом с учителями немецкого языка. Основной: подготовка и проведение встреч в Клубе; языковых конкурсов и олимпиад, оказание практической помощи в изучении немецкого языка; проведение научных микроисследований по различным языковым направлениям; организация и проведение научно-методических семинаров по вопросам преподавания немецкого языка и круглых столов для учителей с целью обмена опытом. Подведение итогов: мониторинг и оценка эффективности результатов деятельности клуба; подведение итогов работы за отчетный период; разработка рекомендаций на следующий период работ.

Задачи:

  1. Создать единую базу данных российских немцев, проживающих в г.Когалыме.

  2. Объединить всех российских немцев, а также всех желающих для изучения немецкого языка.

  3. Укрепить представление о немецком языке как о языке великой литературы, науки, философии.

  4. Усвоить и углубить знания страноведческого, лингвистического и культурно-эстетического характера.

  5. Познать ценности иноязычной культуры.

  6. Развить интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности членов Клуба.

  7. Создать методическую площадку для учителей (преподавателей) немецкого языка.

Одной из особенностей работы клуба можно считать разновозрастность участников лингвострановедческих встреч, так как они предполагают помимо языковой деятельности, творческую и игровую, что позволяет привлечь как дошкольников, так и взрослых. Такие встречи – тематические и проводятся один раз в месяц, например, «Знакомьтесь, Schultüte», «Ненемецкий город», «День Святого Мартина», «Фашинг» и др.

Участие в работе осеннего интеллектуального лагеря для старшеклассников в 2013 году позволило заинтересовать школьников в изучении немецкого языка и открыло им новые перспективы для изучения немецкого на базе английского языка.

Но самым востребованным оказалось проведение в школах города внеклассных мероприятий, связанных с традициями Германии и творчеством немецких сказочников.

С учетом работы за 2013-2014 учебный год было решено расширить план мероприятий клуба для российских немцев, школьников и всех желающих на 2014-2015 уч.г. (таблица 1)

Таблица 1. План работы клуба с учащимися на 2014-2015 уч.г.

Месяц

Мероприятие

1

2

3


1

Заседание 1 «Знакомьтесь: Schultüte»

2

Празднование Европейского дня языков:

  • Викторина для школьников «Российские немцы в истории России»

  • Станционная игра для школьников «Гриммландия»


Октябрь

3

Заседание 2 «Путешествие по землям Германии»

4

Конкурс слоганов «Мы за DEUTSCH»

5

Участие в работе каникулярного интеллектуального лагеря

Ноябрь

6

Заседание 3 «День святого Мартина, Martinstag»

Декабрь

7

Заседание 4 «Wir feiern Weihnachten»

8

Конкурс рождественских календарей

Январь

9

Заседание 5 «Современная немецкая поэзия»

Февраль

10

Заседание 6 «Да, здравствует Fasching»

Март

11

Заседание 7 «Wir gehen ins Theater»

Апрель

12

Заседание 8 «Hurra! Ostern ist da!»

Май

13

Заседание 9 «Ночь в музее»

14

Подведение итогов

В течение года

15

Публикация материалов в группе Вконтакте

На портале российских немцев

Освещение мероприятий в СМИ г.Когалыма

Участие в конкурсах и проектах

Считаем необходимым объединить учителей немецкого языка в одну команду и предлагаем для этого следующие мероприятия (табл. 2):

Таблица 2. План мероприятий клуба для учителей и преподавателей немецкого языка

Месяц

Мероприятие

1

2

3

Сентябрь

1

Рабочая встреча 1. Обсуждение и корректировка плана работы

Октябрь

2

Научно-методический семинар «Новые технологии в обучении немецкому языку»

Ноябрь

3

Мастер-класс «Storytelling» для учителей иностранных языков

Декабрь

4

Педагогические чтения

Январь

5

Круглый стол «Аутентичные учебники в обучении немецкому языку»

Февраль

6

Рабочая встреча 2. Обсуждение сборника «Spannendes Deutsch oder wir feiern Feste»

Март

7

Мастер-класс

Апрель

8

Научно-методический семинар «Использование ресурсов Интернет сети на уроках немецкого языка»

Май

9

Рабочая встреча 3. Подведение итогов работы клуба

Для того чтобы реализация проекта прошла успешна, необходимо продумать схему управления и сотрудничества. Мы видим ее такой (Рис. 3)

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

hello_html_4216aff1.jpg

Успешная реализация данного проекта в г. Когалыме способствует:

  • в краткосрочной перспективе: сплочению российских немцев в г. Когалыме; пропаганде изучения немецкого языка в школах г. Когалыма;

  • в среднесрочной перспективе проектируется создание центра российских немцев; увеличение количества дошкольников, школьников и студентов, желающих изучать немецкий язык;

  • в дальнейшей перспективе – участие регионального центра в российских и международных проектах; привлечение зарубежных специалистов; создание рабочих мест для учителей (преподавателей немецкого языка).

Таким образом, социально-ориентированный проект «Клуб любителей немецкого языка „DEUTSCH ohne Angst“» рассчитан на возраст от пяти лет и выше, направлен на распространение немецкого языка в г. Когалыме и на единство российских немцев, проживающих на территории г. Когалыма.

За первый год работы у Клуба есть достижения:

За первый год работы клуба были достигнуты следующие результаты:

Проведено:

  • 20 бесплатных занятий по немецкому языку для учащихся общеобразовательных школ города;

  • 3 конкурса среди учащихся;

  • 8 лингвострановедческих мероприятий;

  • Неделя немецкого языка и Германии.

Члены клуба участвовали в:

  • осеннем интеллектуальном лагере (октябрь 2013)

  • Всероссийском конкурсе коллажей «Мой образ Германии» (г. Санкт-Петербург) (результат 3 место)

  • конкурсе «Ostseeforscher»

Руководитель проекта Верховская Е.А. с методическими разработками, сценариями занятий Клуба принимала участие во многих всероссийских и международных конкурсах. Данный проект был представлен на V Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации «Педагогические проекты» и стал победителем.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2000 г. N 3131/11-13 "Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях" [эл. ресурс] -http://www.school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5959&ob_no=4437&oll.ob_no_to

2. Арефьев, А.Л. Изучение немецкого языка молодежью в России» // А.Л. Арефьев [эл. ресурс] - http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit04.php

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА „DEUTSCH OHNE ANGST“» (Г. КОГАЛЫМ)
  • Иностранные языки
Описание:

Данная статья опубликована в коллективной монографии "Немецкий язык в современном поликультурном пространстве: актуальные вопросы изучения и преподавания" 2014, 2 выпуск (электронный вариант) . Статья направлена на привлечение внимания общественности к изучению в школах немецкого языка. В статье приведены статистические данные, предложены конкретные мероприятия как для школьников, так и учителей. Данный проект получил распространение в 2013-2014 учебном году. Сейчас работа продолжается, но более узко.

Надеюсь, статья вызовет интерес у учителей немецкого языка. 

Автор Верховская Елена Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 482
Номер материала 23334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓