Инфоурок Математика Другие методич. материалыСоциальная адаптация детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ

Скачать материал

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат  VIII вида »

 

 

 

Социальная адаптация  детей  с  ОВЗ

 

 

 

 

                                                                    Назаренко Оксана Ивановна

                                                Учитель  математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной  из  основных  задач  школы  -  и общеобразовательной    массовой,   и специальной  - является  подготовка  детей к  самостоятельной  жизни,  овладению профессией, трудовой деятельности,  совместно  с  другими  членами  общества. Нарушение   одного  или  нескольких  анализаторов у  ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как  социальной, так  и  трудовой,  затрудняет  процесс  социализации.

     Термин «социализация »   в  современной  психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые  ему для  нормальной  жизни в  обществе. В  результате люди  овладевают нормами  совместного  проживания  и  труда и  учатся  эффективно  взаимодействовать  друг  с  другом.

 Понятие  социализация касается качеств,  которые человек   приобретает, усваивая  культуру  человеческих  отношений, в  ходе  формирования  определённых социальных  норм,  ролей  и  функций.

Ученые  - дефектологи указывают на  зависимость социально – трудовой  адаптации  детей  с ограниченными возможностями здоровья от  типа дефекта,  школьной  успеваемости и  уровня коррекционно  - воспитательной  работы в  школе,  от  влияния семейного микроклимата,. Существуют факты, объективно обуславливающие не  вполне удовлетворительное решение вопросов трудоустройства выпускников вспомогательных школ. Одним  из частных проявлений ,  существенно затрудняющих участие  особых  детей в  общественно – полезном  труде,  является на  наш взгляд – отсутствие учета структуры  дефекта  обучающихся при  определении профессий и содержания профессионально – трудового  обучения в школе – интернате. 

 В  тоже  время специальными психолого – педагогическими  исследованиями  доказана  необходимость дифференцированного  и  индивидуального подхода с  учетом  структуры  дефекта при  определении содержания,  методов  и  приемов учебно – воспитательной работы с  особыми детьми.  Хороший  уровень  школьной  адаптации  по  трудовому  обучению обнаруживают лица  с  неосложнённым  типом  олигофренического дефекта;  удовлетворительный отмечается у обучающихся  с  осложнённой формой олигофрении, где  на  ряду с  недоразвитием познавательной  деятельности выявились беспокойство,  раздражительность,  нарушение  внимания, повышенная  утомляемость, пассивность, значительное  снижение  работоспособности. Неудовлетворительный  уровень адаптации  характерен  в основном с  осложненным типом олигофренического  дефекта (в  частности,  с  эмоционально – волевым нарушением).

  Можно  выделить  три  уровня социально –трудовой адаптации:

- удовлетворительный и  стабильный (возможность приобретения профессионального навыка, стабильность трудоустройства, соблюдение  трудовой  дисциплины,  выполнение  производственных  норм);

- неполный и  неустойчивый (затруднение  в  овладении  профессиональными  навыками,  выполнение неквалифицированных  видов  работ,  недовыполнение  производственного  плана,  смена  мест  работы);

--    неудовлетворительный  уровень (невозможность  овладения  производственными  навыками,  длительные  перерывы в трудовой  деятельности).

    Однако  социальная  адаптация детей  с  ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ) связанна  не  только  с  их  дальнейшим  трудоустройством,  но и  с  включением  их  в  общественную  жизнь и  их  устройством  в  быту. Это  требует наличие   у  обучающихся определённых  социальных  качеств:

- коллективизма;

- умение общаться  со  своими  сверстниками, с  взрослыми;

      Эта  работа  проводится с  детьми  с  самого  первого  дня  пребывания    их  в нашей  школе. Большинство  из  детей до  прихода  в  нашу  школу,  не  находились  в  коллективе.  Некоторые  замыкаются  в  себе,  другие  никак  не  могут  расстаться  со  своим «я».  Поэтому с  первых  шагов  мы  учим  их  жить  в  коллективе,  считаться  с  мнением и  интересами  других. Об  уровне социальной  адаптации  воспитанника  дают представление  его  рабочая  квалификация,  характер взаимоотношений со  сверстниками,  отношение  к  труду,  определенное  развитие  культурных интересов и  потребностей. Поэтому  в связи  с  этим у   детей с  ограниченными возможностями здоровья важным  является формирование такого  вида социально – бытовых  умений и  навыков, каким  является деловое  общение.

           Деловое  общение способствует расширению и  углублению  знаний обучающихся об  окружающем  мире, развитию  у  них  анализирующей деятельности, развитию  речи,  в  целом – повышению самостоятельности  детей.

        Воспитанники  с ограниченными возможностями здоровья испытывают  затруднения  при  общении с  окружающими. У  них  не  достаточно  развита  инициатива в  общении. Легче  они  вступают  в  контакт  со знакомыми  людьми,  с  большим  трудом  - с незнакомыми. Но  и  в  том  и  в другом случае дети испытывают  смущение, страх что  в  непривычной обстановке может  привести к  прекращению общения.  Кроме  того,  дети  обнаруживают недостаточно  развитое  умение  анализировать полученную  информацию  и  применять  полученные знания  на  практике. Поэтому, мы стараемся, чтобы  дети, получая  какие – либо  знания  применяли их  в повседневной  жизни. Отрадно  видеть,  что  младшие  школьники с  охотой сначала пропустят  в  класс или в  школу  старшего,  а  потом  зайдут  сами.

Но  видно, мы  что -  то  в  своей  работе  упускаем,  если  дети, становясь  старше, выполняют это только со  своими учителями  и  воспитателями. 

     Одним  из  приёмов, способствующих формированию  делового  общения, является  проведение экскурсий с  включением  заданий  практического  характера,  при выполнении  которых школьники вступают  в  разнообразные отношения  с  окружающими  людьми,  получают  от них  необходимые  сведения, а  затем используют  их  на  практике. При  такой  организации экскурсий дети не  только знакомятся  с  назначениями  отдельных служб,  учреждений и  организаций,  но также учатся  применять полученные  знания  на  практике, упражняются в  общении с  окружающими на  деловой основе.

      При  проведении экскурсий  необходимо   обратить  внимание  на  следующие  моменты: 

1.     Умеют  ли  дети вступать  в  контакт ; начать  разговор  с  собеседником; правильно  построить  вопрос, достаточно  ли  спокойно, непринужденно чувствует  себя   при  этом.

2.     Как  развивается  диалог,  умеют  ли  дети получать  сведения, необходимые  для  выполнения  практического  задания; переходить  с  позиции  говорящего  в  позицию  слушающего;

3.     Как  учитывается  информация,  полученная  в  процессе  общения  с  собеседником, анализируется  окружающая обстановка.

 

При организации общения  с  окружающими  людьми нужно  оказывать необходимую  помощь.  Перед  контактом  необходимо выяснить,  что  нужно  узнать ученику: «Что тебе  нужно узнать?», «К кому  ты хочешь  обратиться?» в  процессе  ведения  диалога  мы  побуждаем детей к  получению недостающих сведений.  Необходимо учить  школьника  принимать  правильное  решение с  учетом  условий окружающий обстановки. Например, ребенок отправляет  письмо  родителям,  сам  затрудняется  написать  адрес,  обращается к  учителю  с просьбой   написать  адрес, но  учитель отказывает  и  просит   ученика  самому  справиться  с  заданием,  найдя  нужный  адрес  на  конверте,  в  котором  он  получил  письмо. 

     Социальной адаптации обучающихся способствует  и  то,  что  на  базе  нашей школы – интерната есть  различные  службы : столовая, прачечная, медпункт, библиотека.    

Например, при  посещении  медпункта, нужно  не  только обращать  внимание школьников на  рассказ  медсестры о  видах  помощи,  но  и  на  практике  получить  ответы  на  такие, например, вопросы: «Как  лечить  насморк?», «Как  правильно  закапать нос?» Уже  в стенах  школы дети  овладеют  элементарными  практическими навыками. При  посещении прачечной, пусть  ребенок посоветуется  как,  например,  избавиться от  пятин  на  брюках  или  другой  одежде.   И  по  возможности  выведет  их  сам.

    Таким  образом, в беседе  дети  получают новые  сведения,  а  затем  применяют их  на  практике. Иногда  дети  сами  проявляют  инициативу  в общении,  узнают  то, что  им  хочется  узнать. Так, при  посещении  столовой, дети  не  только узнали  о  работе  повара,  о  блюдах,  которые  они  готовят,  но  и  спросили: «Как заварить  чай?»

     После проведенных  экскурсий  необходимо  на  практике  закрепить  полученные  знания,  отметить  положительное  и  отрицательное в  общении  детей.  Очень большое  значение  имеют  экскурсии за пределы  школы в  те  учреждения,  без  которых  не  обойтись  любому  человеку:  в  аптеку, на почту, магазин и т. д.  перед  этими  экскурсиями  необходимо  проговорить вопросы, которые  могут  интересовать  детей.  При  посещении данных  учреждений необходимо выполнение  детьми практических  заданий.  Например, при  посещении почты  дети получили различные  задания:   купить  открытку, конверт  по  России. В  процессе  экскурсии  педагог  контролирует  правильность  поставленных  вопросов.

Хочется  остановиться на  методах обучения  социально – бытовой ориентировке.  В  педагогике различают три  основных  группы  методов:  словесный, наглядный и  практический.  В  работе  с  детьми  с ограниченными возможностями здоровья ведущее  место занимают  практические  и наглядные методы  обучения и  воспитания.

  На занятиях  воспитанники выполняют  множество  упражнений, носящих учебно – тренировочный  характер. Так, проводятся различные упражнения на  выработку  умений  пользоваться  телефоном,  бытовыми    приборами   и т. д.  при  прохождении тем  на  внеклассных  занятиях такие как: «уход  за одеждой», «Уход  за  комнатными  растениями» и  т. д. дети  получают  практические  навыки по  применению   таких предметов как, утюг,  распылитель  воды  и т. д..

     Широко используется на  занятиях различные  дидактические  игры, что  делает    процесс обучения  и  воспитания более  интересным,  помогает  преодолеть  трудности  в  усвоении  материала.

        Большое  значение в социальной  адаптации особых  детей имеет обучение их  обслуживающему  труду.  Воспитательные  задачи,  которые  решаются  на  этих  занятиях  - это  формирование у  детей положительного  отношения к  бытовому труду, воспитание  привычки  к  личной  гигиене,  чистоте  и аккуратности,  привитие  навыков  культуры  поведения,  воспитание уважение к  труду  взрослых .

  Следовательно, для  особого ребенка  требуется индивидуально  - дифференцированный  подход в обучении, воспитании и развитии,     подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию

.  

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы



1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно – психические расстройства). – М., Медиздат, 1976. – 276с.

2. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте / / Научно – методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого – диагностических методик. – М., 1988. С. 188 – 248.

3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. – С.92 – 100.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Медицина, 1988. 270с.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., Генезис, 2001. – 340с.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.; 1995. С. 326.

7. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.

8. Выгодский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1999. – С. 3 – 129.

9. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, - 208с.

10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Педагогика, 1985. -128с.

11.  Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008.-132с.

12. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). – М.: Медгиз, 1976. – 184с.

13. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.- М.: Просвещение, 1988-96с.

14. Жмыриков А.П. Диагностика социально – психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения. Автореферат.- М.,1989. – С.3 – 24.

15. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 1997. – С.14 – 20.

16. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация.- М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000. – 364с.

18. Лангмей Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984. – С.144 – 200с.

19. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991.-160с.

20. Немов Р.С. Психология: В 3кн. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно – психологические исследования с элементами математической статистики. – 632с.

21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. – М.: Изд – во ВЛАДОС, 200. – Кн. 1. – С. 158 – 165.

22. Обухов Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.:Тривола, 1995. – 297с.

23. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. – 224с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1989. С. 168 -256.

25. Сухарев А.В. Информационный подход к психической адаптации человека – педагогический и эстетический аспект. //Журнал прикладной психологии.1989, №5.

26. Смид Р.А. Групповая работа с детьми. – М.: Генезис, 2000. – 258с.

27. Социальная адаптация в дошкольных учреждениях. – М., Медицина, 1980. – С.132 – 140.

28. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 – 14.

29. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996. – 592с.

30. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Педагогика, 1995. – С. 21 – 84.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социальная адаптация детей с ОВЗ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одной  из  основных  задач  школы  -  и общеобразовательной    массовой,   и специальной  - является  подготовка  детей к  самостоятельной  жизни,  овладению профессией, трудовой деятельности,  совместно  с  другими  членами  общества. Нарушение   одного  или  нескольких  анализаторов у  ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как  социальной, так  и  трудовой,  затрудняет  процесс  социализации.

     Термин «социализация »   в  современной  психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые  ему для  нормальной  жизни в  обществе. В  результате люди  овладевают нормами  совместного  проживания  и  труда и  учатся  эффективно  взаимодействовать  друг  с  другом.

 

 Понятие  социализация касается качеств,  которые человек   приобретает, усваивая  культуру  человеческих  отношений, в  ходе  формирования  определённых социальных  норм,  ролей  и  функций. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 470 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 577
    • DOCX 25.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Назаренко Оксана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Назаренко Оксана Ивановна
    Назаренко Оксана Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3996
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе