ГБОУ
«Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII
вида »
Социальная
адаптация детей с ОВЗ
Назаренко
Оксана Ивановна
Учитель математики
Одной из
основных задач школы - и общеобразовательной массовой, и специальной
- является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией,
трудовой деятельности, совместно с другими членами общества. Нарушение
одного или нескольких анализаторов у ребёнка создаёт специфические проблемы
адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.
Термин
«социализация » в современной психологии означает - процесс усвоения
человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;
включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и
стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе
социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы
поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В результате
люди овладевают нормами совместного проживания и труда и учатся
эффективно взаимодействовать друг с другом.
Понятие
социализация касается качеств, которые человек приобретает, усваивая
культуру человеческих отношений, в ходе формирования определённых
социальных норм, ролей и функций.
Ученые -
дефектологи указывают на зависимость социально – трудовой адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья от типа дефекта, школьной успеваемости и уровня
коррекционно - воспитательной работы в школе, от влияния семейного
микроклимата,. Существуют факты, объективно
обуславливающие не вполне удовлетворительное решение вопросов трудоустройства
выпускников вспомогательных школ. Одним из частных проявлений , существенно
затрудняющих участие особых детей в общественно – полезном труде, является
на наш взгляд – отсутствие учета структуры дефекта обучающихся при
определении профессий и содержания профессионально – трудового обучения в школе
– интернате.
В
тоже время специальными психолого – педагогическими исследованиями доказана
необходимость дифференцированного и индивидуального подхода с учетом
структуры дефекта при определении содержания, методов и приемов учебно –
воспитательной работы с особыми детьми. Хороший уровень школьной
адаптации по трудовому обучению обнаруживают лица с неосложнённым типом
олигофренического дефекта; удовлетворительный отмечается у обучающихся с
осложнённой формой олигофрении, где на ряду с недоразвитием познавательной
деятельности выявились беспокойство, раздражительность, нарушение внимания,
повышенная утомляемость, пассивность, значительное снижение
работоспособности. Неудовлетворительный уровень адаптации характерен в
основном с осложненным типом олигофренического дефекта (в частности, с
эмоционально – волевым нарушением).
Можно выделить три уровня социально –трудовой адаптации:
-
удовлетворительный и стабильный (возможность приобретения профессионального
навыка, стабильность трудоустройства, соблюдение трудовой дисциплины,
выполнение производственных норм);
-
неполный и неустойчивый (затруднение в овладении профессиональными
навыками, выполнение неквалифицированных видов работ, недовыполнение
производственного плана, смена мест работы);
--
неудовлетворительный уровень (невозможность овладения производственными
навыками, длительные перерывы в трудовой деятельности).
Однако
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
связанна не только с их дальнейшим трудоустройством, но и с
включением их в общественную жизнь и их устройством в быту. Это
требует наличие у обучающихся определённых социальных качеств:
- коллективизма;
-
умение общаться со своими сверстниками, с взрослыми;
Эта работа проводится с детьми с самого первого дня пребывания их в
нашей школе. Большинство из детей до прихода в нашу школу, не
находились в коллективе. Некоторые замыкаются в себе, другие никак не
могут расстаться со своим «я». Поэтому с первых шагов мы учим их
жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других. Об уровне
социальной адаптации воспитанника дают представление его рабочая
квалификация, характер взаимоотношений со сверстниками, отношение к
труду, определенное развитие культурных интересов и потребностей. Поэтому
в связи с этим у детей с ограниченными возможностями здоровья важным
является формирование такого вида социально – бытовых умений и навыков,
каким является деловое общение.
Деловое общение способствует расширению и углублению знаний обучающихся об
окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию
речи, в целом – повышению самостоятельности детей.
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения
при общении с окружающими. У них не достаточно развита инициатива в
общении. Легче они вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим
трудом - с незнакомыми. Но и в том и в другом случае дети испытывают
смущение, страх что в непривычной обстановке может привести к прекращению
общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение
анализировать полученную информацию и применять полученные знания на
практике. Поэтому, мы стараемся, чтобы дети, получая какие – либо знания
применяли их в повседневной жизни. Отрадно видеть, что младшие школьники
с охотой сначала пропустят в класс или в школу старшего, а потом
зайдут сами.
Но
видно, мы что - то в своей работе упускаем, если дети, становясь
старше, выполняют это только со своими учителями и воспитателями.
Одним из приёмов, способствующих формированию делового общения, является
проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при
выполнении которых школьники вступают в разнообразные отношения с
окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем
используют их на практике. При такой организации экскурсий дети не только
знакомятся с назначениями отдельных служб, учреждений и организаций, но
также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении
с окружающими на деловой основе.
При проведении экскурсий необходимо обратить внимание на следующие
моменты:
1.
Умеют ли дети вступать в
контакт ; начать разговор с собеседником; правильно построить вопрос,
достаточно ли спокойно, непринужденно чувствует себя при этом.
2.
Как развивается диалог,
умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения
практического задания; переходить с позиции говорящего в позицию
слушающего;
3.
Как учитывается информация,
полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая
обстановка.
При
организации общения с окружающими людьми нужно оказывать необходимую
помощь. Перед контактом необходимо выяснить, что нужно узнать ученику:
«Что тебе нужно узнать?», «К кому ты хочешь обратиться?» в процессе
ведения диалога мы побуждаем детей к получению недостающих сведений.
Необходимо учить школьника принимать правильное решение с учетом условий
окружающий обстановки. Например, ребенок отправляет письмо родителям, сам
затрудняется написать адрес, обращается к учителю с просьбой написать
адрес, но учитель отказывает и просит ученика самому справиться с
заданием, найдя нужный адрес на конверте, в котором он получил
письмо.
Социальной адаптации обучающихся способствует и то, что на базе нашей
школы – интерната есть различные службы : столовая, прачечная, медпункт,
библиотека.
Например,
при посещении медпункта, нужно не только обращать внимание школьников на
рассказ медсестры о видах помощи, но и на практике получить ответы
на такие, например, вопросы: «Как лечить насморк?», «Как правильно
закапать нос?» Уже в стенах школы дети овладеют элементарными практическими
навыками. При посещении прачечной, пусть ребенок посоветуется как,
например, избавиться от пятин на брюках или другой одежде. И по
возможности выведет их сам.
Таким образом, в беседе дети получают новые сведения, а затем применяют
их на практике. Иногда дети сами проявляют инициативу в общении,
узнают то, что им хочется узнать. Так, при посещении столовой, дети не
только узнали о работе повара, о блюдах, которые они готовят, но и
спросили: «Как заварить чай?»
После проведенных экскурсий необходимо на практике закрепить полученные
знания, отметить положительное и отрицательное в общении детей. Очень
большое значение имеют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без
которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин и т. д.
перед этими экскурсиями необходимо проговорить вопросы, которые могут
интересовать детей. При посещении данных учреждений необходимо выполнение
детьми практических заданий. Например, при посещении почты дети получили
различные задания: купить открытку, конверт по России. В процессе
экскурсии педагог контролирует правильность поставленных вопросов.
Хочется
остановиться на методах обучения социально – бытовой ориентировке. В
педагогике различают три основных группы методов: словесный, наглядный и
практический. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения и воспитания.
На
занятиях воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно –
тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения на выработку
умений пользоваться телефоном, бытовыми приборами и т. д. при
прохождении тем на внеклассных занятиях такие как: «уход за одеждой»,
«Уход за комнатными растениями» и т. д. дети получают практические
навыки по применению таких предметов как, утюг, распылитель воды и т. д..
Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает
процесс обучения и воспитания более интересным, помогает преодолеть
трудности в усвоении материала.
Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их
обслуживающему труду. Воспитательные задачи, которые решаются на этих
занятиях - это формирование у детей положительного отношения к бытовому
труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности,
привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых
.
Следовательно, для
особого ребенка требуется индивидуально - дифференцированный подход в
обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих
занятий, успешную социальную адаптацию
.
Список используемой литературы
1. Александровский Ю.А.
Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно –
психические расстройства). – М., Медиздат, 1976. – 276с.
2. Андреева А.Д. Диагностика
эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте / / Научно –
методические основы использования в школьной психологической службе конкретных
психолого – диагностических методик. – М., 1988. С. 188 – 248.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации
и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. – С.92 –
100.
4. Березин Ф.Б. Психическая и
психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Медицина, 1988. 270с.
5. Битянова М.Р. Организация
психологической работы в школе. – М., Генезис, 2001. – 340с.
6. Божович Л.И. Избранные
психологические труды: Психология формирования личности. – М.; 1995. С. 326.
7. Вегнер А.Л. Психологическое
консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.
8. Выгодский Л.С. Лекции по
психологии. – СПб.: Союз, 1999. – С. 3 – 129.
9. Валлон А. Психологическое
развитие ребенка. – СПб.: Питер, - 208с.
10. Гаврилушкина О.П.,
Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.:
Педагогика, 1985. -128с.
11.
Гаркуша Ю.Ф. Социальная
адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.-
Изд.: Секачев В.,
2008.-132с.
12. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е.
Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). –
М.: Медгиз, 1976. – 184с.
13. Забрамная С.Д. Отбор
умственно отсталых детей в специальные учреждения.- М.: Просвещение, 1988-96с.
14. Жмыриков А.П. Диагностика
социально – психологической адаптированности в новых условиях деятельности и
общения. Автореферат.- М.,1989. – С.3 – 24.
15. Иванова Н.В., Кузнецова
М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал
практического психолога №2, 1997. – С.14 – 20.
16. Коробейников И.А.
Нарушения развития и социальная адаптация.- М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
17. Коломинский Я.Л.
Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000. – 364с.
18. Лангмей Й., Матейчик З.
Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984. – С.144 – 200с.
19. Мастюкова Е.М., Московкина
А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991.-160с.
20. Немов Р.С. Психология: В
3кн. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно –
психологические исследования с элементами математической статистики. – 632с.
21. Немов Р.С. Психология:
Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. – М.: Изд – во ВЛАДОС, 200.
– Кн. 1. – С. 158 – 165.
22. Обухов Л.Ф. Детская
психология: теории, факты, проблемы. – М.:Тривола, 1995. – 297с.
23. Петровский В.А. Психология
неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. – 224с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1989. С. 168 -256.
25. Сухарев А.В.
Информационный подход к психической адаптации человека – педагогический и
эстетический аспект. //Журнал прикладной психологии.1989, №5.
26. Смид Р.А. Групповая работа
с детьми. – М.: Генезис, 2000. – 258с.
27. Социальная адаптация в
дошкольных учреждениях. – М., Медицина, 1980. – С.132 – 140.
28. Шилова Т.А. Диагностика
психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 –
14.
29. Эриксон Э.Г. Детство и
общество. – СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996. – 592с.
30. Эльконин Д.Б. Введение в
психологию развития. – М.: Педагогика, 1995. – С. 21 – 84.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.