Главная / Математика / Социальная адаптация детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида »







Социальная адаптация детей с ОВЗ









Назаренко Оксана Ивановна

Учитель математики























Одной из основных задач школы - и общеобразовательной массовой, и специальной - является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией, трудовой деятельности, совместно с другими членами общества. Нарушение одного или нескольких анализаторов у ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.

Термин «социализация » в современной психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В результате люди овладевают нормами совместного проживания и труда и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом.

Понятие социализация касается качеств, которые человек приобретает, усваивая культуру человеческих отношений, в ходе формирования определённых социальных норм, ролей и функций.

Ученые - дефектологи указывают на зависимость социально – трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья от типа дефекта, школьной успеваемости и уровня коррекционно - воспитательной работы в школе, от влияния семейного микроклимата,. Существуют факты, объективно обуславливающие не вполне удовлетворительное решение вопросов трудоустройства выпускников вспомогательных школ. Одним из частных проявлений , существенно затрудняющих участие особых детей в общественно – полезном труде, является на наш взгляд – отсутствие учета структуры дефекта обучающихся при определении профессий и содержания профессионально – трудового обучения в школе – интернате.

В тоже время специальными психолого – педагогическими исследованиями доказана необходимость дифференцированного и индивидуального подхода с учетом структуры дефекта при определении содержания, методов и приемов учебно – воспитательной работы с особыми детьми. Хороший уровень школьной адаптации по трудовому обучению обнаруживают лица с неосложнённым типом олигофренического дефекта; удовлетворительный отмечается у обучающихся с осложнённой формой олигофрении, где на ряду с недоразвитием познавательной деятельности выявились беспокойство, раздражительность, нарушение внимания, повышенная утомляемость, пассивность, значительное снижение работоспособности. Неудовлетворительный уровень адаптации характерен в основном с осложненным типом олигофренического дефекта (в частности, с эмоционально – волевым нарушением).

Можно выделить три уровня социально –трудовой адаптации:

- удовлетворительный и стабильный (возможность приобретения профессионального навыка, стабильность трудоустройства, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение производственных норм);

- неполный и неустойчивый (затруднение в овладении профессиональными навыками, выполнение неквалифицированных видов работ, недовыполнение производственного плана, смена мест работы);

-- неудовлетворительный уровень (невозможность овладения производственными навыками, длительные перерывы в трудовой деятельности).

Однако социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связанна не только с их дальнейшим трудоустройством, но и с включением их в общественную жизнь и их устройством в быту. Это требует наличие у обучающихся определённых социальных качеств:

- коллективизма;

- умение общаться со своими сверстниками, с взрослыми;

Эта работа проводится с детьми с самого первого дня пребывания их в нашей школе. Большинство из детей до прихода в нашу школу, не находились в коллективе. Некоторые замыкаются в себе, другие никак не могут расстаться со своим «я». Поэтому с первых шагов мы учим их жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других. Об уровне социальной адаптации воспитанника дают представление его рабочая квалификация, характер взаимоотношений со сверстниками, отношение к труду, определенное развитие культурных интересов и потребностей. Поэтому в связи с этим у детей с ограниченными возможностями здоровья важным является формирование такого вида социально – бытовых умений и навыков, каким является деловое общение.

Деловое общение способствует расширению и углублению знаний обучающихся об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи, в целом – повышению самостоятельности детей.

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при общении с окружающими. У них не достаточно развита инициатива в общении. Легче они вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Но и в том и в другом случае дети испытывают смущение, страх что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Поэтому, мы стараемся, чтобы дети, получая какие – либо знания применяли их в повседневной жизни. Отрадно видеть, что младшие школьники с охотой сначала пропустят в класс или в школу старшего, а потом зайдут сами.

Но видно, мы что - то в своей работе упускаем, если дети, становясь старше, выполняют это только со своими учителями и воспитателями.

Одним из приёмов, способствующих формированию делового общения, является проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при выполнении которых школьники вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике. При такой организации экскурсий дети не только знакомятся с назначениями отдельных служб, учреждений и организаций, но также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении с окружающими на деловой основе.

При проведении экскурсий необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Умеют ли дети вступать в контакт ; начать разговор с собеседником; правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно, непринужденно чувствует себя при этом.

  2. Как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания; переходить с позиции говорящего в позицию слушающего;

  3. Как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка.



При организации общения с окружающими людьми нужно оказывать необходимую помощь. Перед контактом необходимо выяснить, что нужно узнать ученику: «Что тебе нужно узнать?», «К кому ты хочешь обратиться?» в процессе ведения диалога мы побуждаем детей к получению недостающих сведений. Необходимо учить школьника принимать правильное решение с учетом условий окружающий обстановки. Например, ребенок отправляет письмо родителям, сам затрудняется написать адрес, обращается к учителю с просьбой написать адрес, но учитель отказывает и просит ученика самому справиться с заданием, найдя нужный адрес на конверте, в котором он получил письмо.

Социальной адаптации обучающихся способствует и то, что на базе нашей школы – интерната есть различные службы : столовая, прачечная, медпункт, библиотека.

Например, при посещении медпункта, нужно не только обращать внимание школьников на рассказ медсестры о видах помощи, но и на практике получить ответы на такие, например, вопросы: «Как лечить насморк?», «Как правильно закапать нос?» Уже в стенах школы дети овладеют элементарными практическими навыками. При посещении прачечной, пусть ребенок посоветуется как, например, избавиться от пятин на брюках или другой одежде. И по возможности выведет их сам.

Таким образом, в беседе дети получают новые сведения, а затем применяют их на практике. Иногда дети сами проявляют инициативу в общении, узнают то, что им хочется узнать. Так, при посещении столовой, дети не только узнали о работе повара, о блюдах, которые они готовят, но и спросили: «Как заварить чай?»

После проведенных экскурсий необходимо на практике закрепить полученные знания, отметить положительное и отрицательное в общении детей. Очень большое значение имеют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин и т. д. перед этими экскурсиями необходимо проговорить вопросы, которые могут интересовать детей. При посещении данных учреждений необходимо выполнение детьми практических заданий. Например, при посещении почты дети получили различные задания: купить открытку, конверт по России. В процессе экскурсии педагог контролирует правильность поставленных вопросов.

Хочется остановиться на методах обучения социально – бытовой ориентировке. В педагогике различают три основных группы методов: словесный, наглядный и практический. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения и воспитания.

На занятиях воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно – тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения на выработку умений пользоваться телефоном, бытовыми приборами и т. д. при прохождении тем на внеклассных занятиях такие как: «уход за одеждой», «Уход за комнатными растениями» и т. д. дети получают практические навыки по применению таких предметов как, утюг, распылитель воды и т. д..

Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала.

Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их обслуживающему труду. Воспитательные задачи, которые решаются на этих занятиях - это формирование у детей положительного отношения к бытовому труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых .

Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально - дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию

.























Список используемой литературы



1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно – психические расстройства). – М., Медиздат, 1976. – 276с.

2. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте / / Научно – методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого – диагностических методик. – М., 1988. С. 188 – 248.

3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. – С.92 – 100.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Медицина, 1988. 270с.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., Генезис, 2001. – 340с.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.; 1995. С. 326.

7. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.

8. Выгодский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1999. – С. 3 – 129.

9. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, - 208с.

10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Педагогика, 1985. -128с.

11.  Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008.-132с.

12. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). – М.: Медгиз, 1976. – 184с.

13. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.- М.: Просвещение, 1988-96с.

14. Жмыриков А.П. Диагностика социально – психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения. Автореферат.- М.,1989. – С.3 – 24.

15. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 1997. – С.14 – 20.

16. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация.- М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000. – 364с.

18. Лангмей Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984. – С.144 – 200с.

19. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991.-160с.

20. Немов Р.С. Психология: В 3кн. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно – психологические исследования с элементами математической статистики. – 632с.

21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. – М.: Изд – во ВЛАДОС, 200. – Кн. 1. – С. 158 – 165.

22. Обухов Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.:Тривола, 1995. – 297с.

23. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. – 224с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1989. С. 168 -256.

25. Сухарев А.В. Информационный подход к психической адаптации человека – педагогический и эстетический аспект. //Журнал прикладной психологии.1989, №5.

26. Смид Р.А. Групповая работа с детьми. – М.: Генезис, 2000. – 258с.

27. Социальная адаптация в дошкольных учреждениях. – М., Медицина, 1980. – С.132 – 140.

28. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 – 14.

29. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996. – 592с.

30. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Педагогика, 1995. – С. 21 – 84.



Социальная адаптация детей с ОВЗ
  • Математика
Описание:

Одной  из  основных  задач  школы  -  и общеобразовательной    массовой,   и специальной  - является  подготовка  детей к  самостоятельной  жизни,  овладению профессией, трудовой деятельности,  совместно  с  другими  членами  общества. Нарушение   одного  или  нескольких  анализаторов у  ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как  социальной, так  и  трудовой,  затрудняет  процесс  социализации.

     Термин «социализация »   в  современной  психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые  ему для  нормальной  жизни в  обществе. В  результате люди  овладевают нормами  совместного  проживания  и  труда и  учатся  эффективно  взаимодействовать  друг  с  другом.

 

 Понятие  социализация касается качеств,  которые человек   приобретает, усваивая  культуру  человеческих  отношений, в  ходе  формирования  определённых социальных  норм,  ролей  и  функций. 

Автор Назаренко Оксана Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2810
Номер материала 17244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓