Главная / Другое / Социальная адаптация одаренных детей в образовательном и воспитательном процессе школы.

Социальная адаптация одаренных детей в образовательном и воспитательном процессе школы.

Социальная адаптация одаренных детей в образовательном и воспитательном процессе школы.

«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достиг, образно говоря, своего потолка.» В.А.Сухомлинский.

Т.е. сумел реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. На протяжение последних 4 лет наша школа работает над темой «Педагогическое обеспечение становления индивидуальности обучения в образовательном процессе школы в рамках науно-метадического сотрудничества с академии социального управления. Наша школа является инновационной площадкой, руководство которой осуществляет кандидат педагогических наук Вера Михайловна Жураковская. Участвуя в исследовательских проектах, мы заметили, что одаренные дети в проявление своей индивидуальности испытывают определенные трудности социальной адаптации. Ведь под одаренностью ребенка понимаются более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

1-Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2-Дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

3-Дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Общие особенности одаренных детей;

Одаренные дети не похожие друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей , так и по личностным характеристикам;

-Высокие умственные возможности;

-Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

-Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремления разобраться в них;

-Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

-Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.

В первой сфере происходит осмысление, освоение и расширение видов деятельности, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга общения, углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

В сфере сознания-формирования образа собственного «Я», осмысление своей социальной принадлежности, формирование самооценки.

В процессе социальной адаптации ребенка является потребность «Быть как все». Но параллельно с этим формируется и другая потребность - проявить себя, свою индивидуальность. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды.

Отношение в коллективе по-прежнему сохраняют свое доминирующее значение для учащегося. Социальная роль учителя становится объектом исследования со стороны учеников и ему приходится быть готовым к различного рода экспериментам, чтобы удержать свои позиции на высоте.

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Они способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в начальной школе. Учителя нашей школы считали, что одаренные дети не нуждаются в поддержки, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и осознании собственной цены очень велика слишком часто не удовлетворялась. Некоторые коллеги на начальном этапе работы в этом направлении не принимали юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождал особых симпатий .

Потребовалось кропотливая разъяснительная работа с учителями, чтобы одаренность таких детей была замеченная и оценена по достоинству. Ведь не секрет, что даже великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей – его исключили за неуспеваемость из гимназии.

Не редко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

1.Казалось бы, ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречаться с трудностями в учебных заведениях, в общении со сверстниками и взрослыми – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других, детство. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать не малые сложности и дома, и в школе.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Погружение в философские проблемы.

4. Не соответствие между физическим, интеллектуальным и социальном развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают физическому развитию. Желательно, чтобы у ребенка была возможность общаться и с обычными сверстниками, и с теми, кто соответствует их уровню развития. Общение должно быть взаимным и взаимообогащающим.

5.Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня . Свойство это проявляется весьма рано. Повышенные требования одаренного школьника, часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности, он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.

6.Нереалестические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать.

7.Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способно больно ранить одаренного .

8.Потребность во внимании взрослых. Силы природной любознательности и стремление к познанию одаренные дети не редко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.

Мы видим, что жизнь таких детей полна трудностей. Задача стоящая в этом плане перед родителями и педагогами в том, чтобы, учитывая ранние развития таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Чтобы уменьшить тревоги и помочь вам черпать радость в воспитании одаренных детей, можно придерживаться следующего:

Во-первых, не ограничивать ребенка школьными рамками, развивать его интересы и ставить перед ним новые, увлекательные задачи.

Во-вторых, вам следует уделить особое внимание проблеме развития и воспитания, искать информацию, как в литературе, так и в общение со специалистами.

В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направление, в которое лучше всего вкладывать время и силы.

1.Создать устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках.

2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к крайним неудачам.

3. Быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка. Стараясь ответить на все вопросы, даже если они покажутся дикими или «за гранью».

4.Оставляйте ребенка одного, позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он свою очередь будет и сам ценить других.

6. Помогите ребенку в удовлетворение основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).

7.Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.

8.Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

9.Помогайте ребенку глубже познавать себя.

10.Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать и критиковать первые опыты - как бы не были они неудачны.

11.Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения исправиться с негативной реакцией сверстников.

Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое создают ему взрослые, он возымеет то, что ему необходимо. Для него вера в его силы – достойная уважения предпосылка.

Самый важный дар, который могут развить педагоги и родители – это здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для обучающихся, но и для педагога и родителей.

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого -

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать…

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу- наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг..себя!

Социальная адаптация одаренных детей в образовательном и воспитательном процессе школы.
  • Другое
Описание:

«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достиг, образно говоря, своего потолка.» В.А.Сухомлинский.

Автор Иняткина Алла Вячеславовна
Дата добавления 30.03.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 262
Номер материала MA-066010
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓