Главная / Другое / Социализация слепых и слабовидящих учащихся на занятиях кружка «Вдохновение»

Социализация слепых и слабовидящих учащихся на занятиях кружка «Вдохновение»

Каткова Ольга Валерьевна, учитель изобразительного искусства,

Iквалификационная категория, ГБС(К) ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IVвидов»

Социализация слепых и слабовидящих учащихся на занятиях кружка «Вдохновение»

«Если бы мы только умели смотреть, как эти дети,

то увидели бы красоту во всем: в каждой вещи,

в каждом человеке...»

Преосвященнейший Никон,

епископ Липецкий и Елецкий

Перед школьными учителями стоит непростая задача – создать так называемый мост, который будет служить средством взаимоотношения между личностью ребенка и окружающей действительностью. Проблема социализации личности ребенка всегда была актуальной и остается, такой по сей день. Этот вопрос особенно остро стоит в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. Система преподавания в школе направлена на гармоничное развитие личности ребенка во всех ее направлениях, одним их важных компонентов этой системы является художественно-эстетическое направление, которое направлено на формирование представлений о прекрасном. Развитие творческих способностей у слепых и слабовидящих учащихся весьма значимо для их социальной адаптации и интеграции, так как занятия различными видами изобразительной деятельности, декоративно-прикладного искусства позволяют раскрыть потенциальные возможности личности и успешнее вести реабилитацию детей-инвалидов.

В школе-интернате III, IV видов г. Абакана существует творческая мастерская «Вдохновение». Главная задача руководителя - помогать слепому и слабовидящему ребенку активно познавать социальную действительность, создавать условия для его наиболее полной самореализации в обществе. Открывая для себя радость творчества, ребенок с ограниченными возможностями здоровья меняет свою жизненную позицию, обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение. В этой мастерской занимаются учащиеся с 1 по 10 класс. Работа осуществляется в нескольких направлениях.

Со слабовидящими детьми:

пальчиковая живопись;

методика «рисунков, спрятанных в пальчиках» ;

работа с восковыми мелками, монотипия, «пуантилизм», коллаж, отпечаток, выдувание, напыление и т. д. ;

квиллинг.

Для овладения незрячими учащимися техниками декоративно-

прикладного искусства применяются следующие виды деятельности:

вышивка;

работа с пластилином;

бисероплетение.

Для глубокого и эффективного погружения в мир прекрасного на занятиях с детьми стараюсь использовать все сенсорные каналы: тактильное восприятие, слух, обоняние. Чем разнообразнее формы работы на кружковых занятиях, тем более эмоциональной и содержательной будет духовная жизнь незрячего, а его личность — более развитой и полноценной.

Отличительной особенностью творческой деятельности в мастерской является то, что каждый учащийся имеет своё индивидуальное задание (с учётом его зрительной патологии), свой творческий замысел, свой темп и сроки выполнения работы. На занятия учащиеся приходят по желанию. Программа по обучению учащихся рассчитана на разный уровень подготовки учащихся и составлена с учётом особенностей психического развития слабовидящих детей. Нарушение психического развития зависит от степени первичного дефекта, т. е. от степени тяжести зрительного дефекта. Систематическая коррекционная работа на занятиях кружка позволяет вовлечь деятельность различных психических функций, преодолевать отклонения в развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

В школе организуются выставки работ учащихся. Учащиеся участвуют в конкурсах, фестивалях, проектах, «мастер-классах». Ребята являются победителями городских, республиканских, всероссийских и международных мероприятий.

Таким образом, занятия в кружке «Вдохновение» дают возможность творчески реализовать себя. Целительная сила искусства настолько велика, что позволяет более успешно адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Список литературы.

1. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб, 2006.

2. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения. - Сборник статей.-Вып.1, 2001.




Социализация слепых и слабовидящих учащихся на занятиях кружка «Вдохновение»
  • Другое
Описание:

Как помочь слепому и слабовидящему ребенку активно познавать социальную действительность, создавать условия для его наиболее полной самореализации в обществе? Открывая для себя радость творчества, на занятиях в творческой мастерской "Вдохновение", ребенок с ограниченными возможностями здоровья меняет свою жизненную позицию, обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение. В этой мастерской занимаются учащиеся с 1 по 10 класс. Работа осуществляется в нескольких направлениях. Чем разнообразнее формы работы на кружковых занятиях, тем более эмоциональной и содержательной будет духовная жизнь незрячего, а его личность — более развитой и полноценной.


Автор Каткова Ольга Валерьевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 863
Номер материала 10831
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓