Главная / Физкультура / Социализация подростков при обучении спорт. игре

Социализация подростков при обучении спорт. игре

Социализация подростков при обучении спорт. игре

Шестакова Ольга Васильевна
Учитель физической культуры МАОУ СОШ № 12

Проблема социализации личности - одна из важнейших в наше время. Технический прогресс, увеличение информационного потока, хронический цейтнот – все это сказывается на образе жизни современного человека. Общество становится все более агрессивным, все чаще сталкивается с проблемами отношений, общения, социализации, гуманности. Замещение виртуальным миром реальных повседневных отношений неизбежно приводит к конфликту  как внутриличностному, так и  в сфере реальных контактов между людьми.
 
Конфликты возникают и во время спортивных игр. Вынужденный находиться в рамках школы и общаться с одноклассниками, учителями, другими учащимися, подросток, имеющий невысокий уровень социализации, в арсенал которого скуден на навыки общения и не позволяет ему успешно функционировать в обществе,  не имеет возможности, в отличие от виртуальной игры, «перезапустить программу» и пройти уровень заново. И, порой, казалось бы, несложная для разрешения ситуация, заводит ребенка в тупик. 
 
Рассмотрим пример. Предмет: Физическая культура. Класс: 5. Раздел учебного материала: «Спортивная игра. Волейбол». Тип урока – разучивание нового материала. Когда осуществляется переход от разучивания отдельных приемов к овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая команда, если выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но не каждому ребенку это понятно? Решение мною было найдено в процессе неоднократного использования ассоциаций. Ранее ассоциации мы могли наблюдать в таких играх, как лапта или городки. Представим, что перед нами не две игровые площадки, а два «дома» – «родной дом», или просто «дом» – площадка, с которой мяч подается, и «гости», куда мяч оправится «гулять» через сетку. Для полноты картины, снабдим мяч некоторыми качествами. Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие (умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Остановлюсь на этом подробнее.
 
Ситуация первая. Мяч подается из «дома», т.е. – «идет гулять». Куда «идет гулять»? Конечно – «в гости». Если, во время игры, «гости» допустили ошибку, т.е. – «обидели» мяч, то он «возвращается» «домой». А «дома» его всегда ждут, и ничего особенного не происходит. Подыграв ребятам и дав им возможность «пожалеть» мяч, ненавязчиво, воспитываем их гуманное отношение, в данном случае к одушевленному мячу.  Но что происходит в «гостях»? Раз «мяч» «обидели», значит, надо просить прощение, либо искуплять свою вину. В своей практике, особенно на первых этапах обучения, делая упор на то, что гостей не надо обижать, а их надо если не любить, то, хотя бы, терпеть такими, какими бы они ни были, использую аналогию «искупления вины». Часто это происходит следующим образом: «обидевшие» мяч «гости», «в искупление своей вины», выполняют  одно приседание.
 
Другая ситуация. Подача – мяч снова «идет гулять из дома в гости». Но на этот раз ошибку допускают уже «дома», т.е. команда, подававшая мяч. Что происходит с теми, кто «обидел» мяч на этот раз? Ничего! «Обидели» «дома», а раз дома, значит – свои. А «своим» мы прощаем. Прощая одноклассникам из своей команды проигранное очко, ребята получают опыт проявления великодушия, как бескорыстной снисходительности, отсутствии злопамятства. Умение прощать, лежит и в основе воспитания любого вида толерантности.
 
Но давайте вернемся к мячу? Он не остается там, где его «обидели», а уходит «в гости». Все не сложно, но по правилам приличия, гостей положено встречать. В данном случае, подобным ритуалом «встречи гостя» и является переход, указанный выше, который выполняет команда «гостей», куда на подачу «уходит» мяч. Переход выполнили, гостя встретили, как бы «породнились», оставили «жить в своем доме». Теперь уже это его «дом». Игра продолжается. А ребенок, в игре, ненавязчиво, учится прощать и просить прощение, учится взаимодействовать с одноклассниками, учится общаться, перенося образец поведения со спортивной площадки в свой мир. Сегодня – он простил своих, пусть и не совсем умелых, одноклассников в «доме» на спортивной площадке, а завтра?! Возможно, навык такого безконфликтного общения поможет ему успешно найти свое место не только в своем социуме, но и в жизни в целом.
 
В подростковом возрасте, по сравнению с детьми младших классов, дети обнаруживают у себя способность определять собственное поведение, мысли и чувства. Воспитание толерантности, великодушия, гуманности в этом возрасте создает благоприятную основу для их дальнейшей социализации.

Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология: Кн. 2: Психология образования. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –  С. 129, 230, 231.
2. Волейбол нашего тысячелетия. Официальные правила волейбола. Утверждены ФИВБ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gvcvolley.ru/ – Загл. с экрана.
3. Психологос: энциклопедия практической психологии. Категория «Личность». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.psychologos.ru/ – Загл. с экрана.

Приложение.
Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово Терпимость ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию. 
Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.
 
Гуманность (от лат. humanus - человечный) — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
 
Терпимость - способность и умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
 



Социализация подростков при обучении спорт. игре
  • Физкультура
Описание:

Статья на тему:" Социализация подростков при обучении спорт. игре".

Проблема социализации личности - одна из важнейших в наше время. Технический прогресс, увеличение информационного потока, хронический цейтнот – все это сказывается на образе жизни современного человека. Общество становится все более агрессивным, все чаще сталкивается с проблемами отношений, общения, социализации, гуманности. Замещение виртуальным миром реальных повседневных отношений неизбежно приводит к конфликту  как внутриличностному, так и  в сфере реальных контактов между людьми. 

 

Автор Шестакова Ольга Ваасильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 381
Номер материала 22012
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓