Главная / Классному руководителю / «Социализация младших школьников в условиях перехода на новые ФГОС»

«Социализация младших школьников в условиях перехода на новые ФГОС»


Пилягина Л.П., учитель начальных классов

МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов

город Тамбов

внеклассная работа

«Социализация младших школьников в условиях перехода на новые ФГОС»

Начальная ступень обучения – это важный и ответственный этап формирования социализации школьников. В этот период закладываются предпосылки успешной адаптации в 5 классе и «фундамент» успешного обучения и психологического развития в процессе всего дальнейшего обучения.

Д.Б.Эльконин рассматривает учебную деятельность как особую деятельность школьника, результатом которой является изменение самого учащегося, а содержание – заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Одна из важнейших задач учителя заключается в формировании у ребёнка потребности к самоизменению в первые годы обучения в школе, а в последующие – в развитии этой способности и создании условий для её реализации.

В современных условиях требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Большие возможности по формированию у младших школьников умения ориентироваться в новой социальной среде имеет программа внеклассных мероприятий, которую составляет каждый учитель на 4 года своего классного коллектива. Поделюсь опытом своей работы.

Все формы и виды работы по социализации младших школьников в плане воспитательной работы сгруппированы по модулям.

1 модуль «Становление социальной позиции ребёнка 6 – 7 лет» Период 1 класса.

Основные задачи мероприятий данного модуля:

  • Диагностика сформированности социально – психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе (проводится совместно с психологом)

  • Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.

  • Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.

В 1 модуле советую организовать следующие виды работ:

  1. Проведение классных часов «Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Права и обязанности школьника», «Мы – дружные ребята»

  2. Социоигры: «Разведчики», «Найди пару», «От улыбки солнечной одной», «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону», «Идём в гости», «Поздравление», «День добрых сюрпризов», «Мой тайный друг».

  3. Коллективные просмотры мультфильмов.

  4. Сказкотерапия. Прослушивание авторских сказок.

  5. Групповое чтение и анализ ситуаций, поступков героев художественных произведений. ( «Злая мать и добрая тётя» В.Осеева, «Добрая хозяюшка» В.Осеева)

  6. Арт – терапия: лепка «Пластилиновая ворона», рисование на тему, игра «Театр вещей»

Данные формы организации воспитательной деятельности помогают создать условия для более близкого знакомства детей, стимулируют групповое общение, развивают коммуникативные способности, учат решать проблемы мирным путём, учат анализировать свои поступки и поступки других людей. Такие занятия помогают снять напряжение, страх, агрессию, развивают положительную самооценку.


2 модуль «Волевая регуляция поведения и деятельности». (7-8 лет) Период 2класса – начало 3 класса

Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности. Предлагаю следующие формы и виды работ:

  1. Проведение бесед и социоигр: «Смелость – это...», «Детские стихи по ролям», «Умеешь сам, научи другого», «Тёмные мысли – чистые мысли», «Традиции нашего класса», «Как мы выполняем свои поручения»

  2. Групповые чтения и анализ художественных произведений.

  3. Конкурсы рисунков, поделок, выполненных руками детей и родителей.

  4. Конкурсы газет, сочинений, докладов (индивидуальных и групповых)

  5. Создание проектов учащихся.

  6. Коллективно исследовательская практика младших школьников «Книга рекордов нашего класса», «Какие деревья растут около школы»

  7. Родительские лектории «Что делать, если ребёнок говорит «Не хочу», «Роль отца в формировании волевых качеств личности ребёнка»

  8. Родительский ринг «Несколько «надо» и «нельзя» для родителей»

  9. Участие в олимпиадах.

  10. Организация самоуправления в классе.

  11. Участия в акциях «Твори добро», «Книжкина больница», «Чистый город – чистая планета»

В ходе организации этих видов деятельности воспитывается ответственность и самостоятельность, развиваются волевые качества, активизируется любознательность и инициатива, происходит коррекция личностных нарушений.

3 модуль «Психолого – педагогический статус ученика начальной школы» (9 -11 лет) Период конец 3 класса – 4 класс. Задачи модуля:

  • Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить внутриличностные детерминанты и особенности развития у школьников;

  • Определить комплекс приёмов с целью успешной адаптации в среднем звене;

  • Развитие когнитивно – поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.

  • Развитие мотивационно – личностного компонента: самооценки, саморегуляции.

Организую следующие виды деятельности:

1. Классные часы, КТД, инсценировки, спортивные праздники, эстафеты.

2. Классный час с родителями «Мы тоже школьниками были»

3. Конкурсы, КВН, викторины, смотры, конференции, создание проектов.

4. Психотехника «Я люблю (не люблю)…», «Я люблю себя за…», «Я никогда не…», сочинение «Какой я.», «Ты мне нравишься, потому что…»

5. Игры: «Слушай команду», «Делай как я», «Запретное движение», «Замри», «Волшебное слово»

  1. Чтение и анализ художественных произведений :«Сказка о Жабе и Розе» Г. Х. Андерсен, «Стрекоза и муравей» И.А.Крылов, «Лягушка – путешественница» В.Гаршин.

В процессе занятий у детей возникает эмоционально – положительное восприятие школы и учения, формируются навыки самоконтроля и умение вести себя в трудной ситуации, повышается самооценка, появляется чувство удовлетворённости собой. Дети учатся критично относиться к себе, уважать другую личность, соблюдать социальные нормы и правила.

«Социализация младших школьников в условиях перехода на новые ФГОС»
  • Классному руководителю
Описание:

Начальная ступень обучения – это важный и ответственный этап формирования социализации школьников. В этот период закладываются предпосылки успешной адаптации в 5 классе и «фундамент» успешного обучения и психологического развития в процессе всего дальнейшего обучения.

  Д.Б.Эльконин рассматривает учебную деятельность как особую деятельность школьника, результатом которой является изменение самого учащегося, а содержание – заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Одна из важнейших задач учителя заключается в формировании у ребёнка потребности к самоизменению в первые годы обучения в школе, а в последующие – в развитии этой способности и создании условий для её реализации.

     В современных условиях требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.

Автор Пилягина Людмила Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 873
Номер материала 44020
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓