Главная / Русский язык и литература / Социализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей

Социализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей

Название документа Умбетаева Алтынай Калиулловна.docx


Умбетаева Алтынай Калиулловна.

Уральский технологический колледж «Сервис», Республика Казахстан, Западно – Казахстанская область, г. Уральск, преподаватель русского языка и литературы .



Доклад: «Социализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей».


Кто двигается вперед в знании,

но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем вперед

(Аристотель)


«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал… Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по - новому, мы не сможем создать инновационную экономику». Слова президента страны Н.Назарбаева, сказанные в послании к народу Казахстана выражают четкую позицию и стратегию развития образования страны на всех уровнях.

Вступление Республики Казахстан в новый социально-экономический этап развития, связанный с глубокими изменениями во всех сферах общества, безусловно, сопровождается сложными процессами перемен, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Сегодня совершенно ясно, что настоящее, а, тем более, будущее нашего государства, мира в целом, зависит уже не столько от нас, взрослых, сколько от поколения, которое еще только вступает в жизнь.

Поэтому стратегической целью системы образования и воспитания в условиях обновляющегося общества остается формирование целостной личности, т.е. личности, имеющей запас нравственных, интеллектуальных гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписываться» в сегодняшние рыночные отношения, но и для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их в общую пользу.

В «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», отмечается, что воспитание подрастающего поколения следует рассматривать как одну из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества.

Социальный заказ современного Казахстана включает в себя формирование такой личности, которая обладает определенными качествами, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем – чтобы стать профессионалом – тружеником – творцом, а не просто исполнителем;

- быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть способным взять на себя ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи и своей Родины.


Великий Абай возлагал все надежды на будущее. Одно из своих «Слов» он заканчивает мыслью: « И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя надежды на будущее»

В настоящее время обществу жизненно необходимо иметь четкое и обоснованное представление не только о том, какого будущего специалиста должно готовить образовательное учреждение, но и том, в чем именно этот будущий специалист как человек должен превосходить нынешнее поколение граждан. Нравственное воспитание всегда связано освоением важнейших для растущего человека ценностей. Нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, должны стать духовным богатством будущего специалиста. Направленность личности учащегося на те или иные ценности создают его совершенно своеобразный облик.

«Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло, - справедливо заметил М. Монтень,- она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».

Сегодня необходимо через активные формы деятельности учащегося формировать их собственные убеждения; привить умение вести компетентный диалог, устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, анализировать ситуацию, владеть этикой социальных взаимоотношений, сформировать у учащихся потребность самосовершенствования и профессионального роста, быть конкурентоспособным в избранной профессии. Основой нравственного воспитания являются активизация личностного потенциала, развитие лидерских качеств учащихся.

В современных условиях нравственное воспитание понимается как процесс совместной жизнедеятельности, помощь учащимся в реализации его возможностей. Педагог – это посредник между учащимися и миром культуры, миром жизни. В основу нравственного воспитания будущего специалиста должен быть положен весь мир человеческой культуры, а именно интеллектуальная культура, политическая и правовая, экономическая и экологическая, физическая и эстетическая культура.

Интеллектуальная культура - одна из важнейших составных частей нравственного воспитания. Сегодня изменяются требования к самому складу ума современного специалиста. Каждому учащемуся важно привить умение самостоятельного пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Во времена глобализации не обойтись без способности быстро ориентироваться, неординарно мыслить, иметь мужество принимать смелые решения. Чтобы молодой специалист впоследствии был способен быть творцом своей стратегии жизни, осуществлять разнообразные виды деятельности и человеческой активности, с самых первых шагов его в колледже должен быть образованный, в высшей степени толерантный, владеющий аудиторией человек, круг интересов которого выходит за пределы преподаваемого предмета.

Ядром, стержнем всей общей культуры личности является политическая культура. Специфика политической культуры заключается в формировании мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой гражданственности, социальной активности. В тесной связи с политической культурой «Комплексная программа воспитания в организациях образования РК» выдвигает задачу формирования правовой культуры и поведения человека.

Теснейшим образом с интеллектуальной культурой учащихся связано физическое воспитание, поскольку интеллектуальное развитие духовных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Оно трактуется как целенаправленное, планомерное управление формированием физически и психологически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни. В условиях рыночной экономики собственное здоровье человека, его физическое состояние представляет само по себе особую ценность. Поэтому спорт для каждого человека должен стать ценностью в жизни.

В современных условиях особый статус приобретает экологическая культура. Именно система научных знаний, взглядов, убеждений обеспечивают ответственное отношение учащихся к окружающей среде во всех видах деятельности.

Эстетическая культура предусматривает у учащихся эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического освоения личности выступает искусство, природа, межчеловеческие отношения. Специфическим аспектом выступает развитие у учащихся талантов, дарований и творческих способностей в различных областях искусств. На первооснову творчества точно указывает Г.Коган в книге «У врат мастерства»: «Нужно уметь видеть, чтобы уметь запомнить; нужно уметь запомнить, чтобы уметь воображать, уметь воображать, чтобы уметь воплощать»

Мир искусства, к которому учащийся имеет самое непосредственное отношение, - это важнейшая часть общечеловеческой культуры. Осваивая ценность, учащийся в тот или иной мере сам становится ценностью, что также требует педагогического осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в личности. Ценностное содержание личности учащегося должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, преподавателей.

Сегодня как никогда актуально звучат слова В.А.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека; умей понимать его душу; видеть в его глазах сложный духовный мир».

Стать настоящим духовным наставником своих учащихся, т.е. истинным педагогом очень нелегко. Ибо «чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях» (К. Ушинский)

Нравственное воспитание подростков в настоящее время просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

Таким образом, социальное рождение человека имеет свои этапы и маршруты, его «станциями» являются нормы и ценности, педагогическое сопровождение позволяет сделать его успешным и привлекательным.

Деятельность каждого члена педагогического коллектива признана быть направлена на то, чтобы словом, делом, примером, образом преподавательского поведения не дать утратить нынешним учащимся, будущим специалистам, духовность, человечность, надежду и веру в себя, людей, мечту.






















Социализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Умбетаева Алтынай Калиулловна.

Уральский технологический колледж «Сервис», Республика Казахстан, Западно – Казахстанская область, г. Уральск, преподаватель русского языка и литературы .

 

 

 Доклад: «Социализация личности учащегося  во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм  и культурных ценностей».

 

Кто двигается вперед в знании,

но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем вперед

(Аристотель)

 

«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал… Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по - новому, мы не сможем создать инновационную экономику». Слова президента страны Н.Назарбаева, сказанные в послании к народу Казахстана выражают четкую позицию и стратегию развития образования страны на всех уровнях.

       Вступление Республики Казахстан в новый социально-экономический этап развития, связанный с глубокими изменениями во всех сферах общества, безусловно, сопровождается сложными процессами перемен, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Сегодня совершенно ясно, что  настоящее, а, тем более, будущее нашего государства, мира в целом, зависит уже не столько от нас, взрослых, сколько от поколения, которое еще только вступает в жизнь.

     Поэтому стратегической целью системы образования и воспитания в условиях обновляющегося общества остается формирование целостной личности, т.е. личности, имеющей запас нравственных, интеллектуальных  гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписываться» в сегодняшние рыночные отношения, но и для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их в общую пользу.

       В «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», отмечается, что воспитание подрастающего поколения следует рассматривать как одну из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества.

     Социальный заказ современного Казахстана включает в себя формирование такой личности, которая обладает определенными качествами, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем – чтобы стать профессионалом – тружеником – творцом, а не просто исполнителем;

- быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть способным взять на себя ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи и своей Родины.

 

     Великий Абай возлагал все надежды на будущее. Одно из своих «Слов»  он заканчивает мыслью: « И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя надежды  на будущее»

    В настоящее время обществу жизненно необходимо иметь четкое и обоснованное представление не только о том, какого будущего специалиста должно готовить образовательное учреждение, но и том, в чем именно этот будущий специалист как человек должен превосходить нынешнее поколение граждан. Нравственное воспитание всегда связано освоением важнейших для растущего человека ценностей. Нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, должны стать духовным богатством будущего специалиста. Направленность личности учащегося на те или иные ценности создают его совершенно своеобразный облик.

  «Жизнь  сама по себе – ни благо, ни зло, - справедливо заметил М. Монтень,- она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».

     Сегодня необходимо через активные формы деятельности учащегося формировать их собственные убеждения; привить умение вести компетентный диалог, устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, анализировать ситуацию, владеть этикой социальных взаимоотношений, сформировать у учащихся потребность самосовершенствования и профессионального роста, быть конкурентоспособным в избранной профессии. Основой нравственного  воспитания являются активизация личностного потенциала, развитие лидерских качеств учащихся.

     В современных  условиях нравственное воспитание понимается как процесс совместной жизнедеятельности, помощь учащимся в реализации его возможностей. Педагог – это посредник между учащимися и миром культуры, миром жизни. В основу нравственного воспитания будущего специалиста должен быть положен весь мир человеческой культуры, а именно интеллектуальная культура, политическая и правовая, экономическая и экологическая, физическая и эстетическая культура.

    Интеллектуальная культура  - одна из важнейших составных частей нравственного воспитания. Сегодня изменяются требования к самому складу  ума современного специалиста. Каждому  учащемуся  важно  привить  умение  самостоятельного  пополнять  свои  знания, ориентироваться  в стремительном потоке научной  информации. Во времена глобализации не обойтись без способности быстро ориентироваться, неординарно мыслить, иметь мужество принимать смелые решения. Чтобы молодой специалист  впоследствии был способен быть творцом своей стратегии жизни, осуществлять разнообразные виды  деятельности и человеческой активности, с самых первых шагов его в колледже должен быть образованный, в  высшей степени толерантный, владеющий аудиторией человек, круг интересов которого выходит за пределы преподаваемого предмета.

   Ядром, стержнем всей общей культуры личности является политическая культура. Специфика политической культуры заключается в формировании мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой гражданственности, социальной активности. В тесной связи с политической культурой «Комплексная программа воспитания в организациях образования РК» выдвигает задачу формирования правовой культуры и поведения человека.

       Теснейшим образом с интеллектуальной культурой учащихся связано физическое воспитание, поскольку интеллектуальное развитие духовных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Оно трактуется как целенаправленное, планомерное управление формированием физически и психологически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни. В условиях рыночной экономики собственное здоровье человека, его физическое состояние представляет само по себе особую ценность. Поэтому спорт для каждого человека должен стать ценностью в жизни.

    В современных условиях особый статус приобретает экологическая культура. Именно система научных знаний, взглядов, убеждений обеспечивают ответственное отношение учащихся к окружающей среде во всех видах деятельности.

     Эстетическая культура предусматривает у учащихся эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического освоения личности выступает искусство, природа, межчеловеческие отношения. Специфическим аспектом выступает развитие у учащихся талантов, дарований и творческих способностей в различных областях искусств. На первооснову творчества точно указывает Г.Коган в книге «У врат мастерства»: «Нужно уметь видеть, чтобы уметь запомнить; нужно уметь запомнить, чтобы уметь воображать, уметь воображать, чтобы уметь воплощать»

   Мир искусства, к которому учащийся имеет самое непосредственное отношение, - это важнейшая часть общечеловеческой культуры. Осваивая ценность, учащийся в тот или иной мере сам становится ценностью, что также требует педагогического осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в личности. Ценностное содержание личности учащегося должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, преподавателей.

      Сегодня как никогда актуально звучат слова В.А.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека; умей понимать его душу; видеть в его глазах сложный  духовный мир».

     Стать настоящим духовным наставником своих учащихся, т.е. истинным педагогом очень нелегко. Ибо «чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях» (К. Ушинский)       

      Нравственное воспитание подростков в настоящее время просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

      Таким образом, социальное рождение человека имеет свои этапы и маршруты, его «станциями» являются нормы и ценности, педагогическое сопровождение позволяет сделать его успешным и привлекательным.     

          Деятельность каждого члена педагогического коллектива признана быть направлена на то, чтобы словом, делом, примером, образом преподавательского поведения не дать утратить нынешним учащимся, будущим специалистам, духовность, человечность, надежду и веру в себя, людей, мечту. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Умбетаева Алтынай Калиулловна
Дата добавления 21.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 444
Номер материала 54578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы