Инфоурок Литература Другие методич. материалыСоциализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей

Социализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Умбетаева Алтынай Калиулловна.docx

 

Умбетаева Алтынай Калиулловна.

Уральский технологический колледж «Сервис», Республика Казахстан, Западно – Казахстанская область, г. Уральск, преподаватель русского языка и литературы .

 

 

 Доклад: «Социализация личности учащегося  во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм  и культурных ценностей».

 

Кто двигается вперед в знании,

но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем вперед

(Аристотель)

 

«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал… Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по - новому, мы не сможем создать инновационную экономику». Слова президента страны Н.Назарбаева, сказанные в послании к народу Казахстана выражают четкую позицию и стратегию развития образования страны на всех уровнях.

       Вступление Республики Казахстан в новый социально-экономический этап развития, связанный с глубокими изменениями во всех сферах общества, безусловно, сопровождается сложными процессами перемен, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Сегодня совершенно ясно, что  настоящее, а, тем более, будущее нашего государства, мира в целом, зависит уже не столько от нас, взрослых, сколько от поколения, которое еще только вступает в жизнь.

     Поэтому стратегической целью системы образования и воспитания в условиях обновляющегося общества остается формирование целостной личности, т.е. личности, имеющей запас нравственных, интеллектуальных  гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписываться» в сегодняшние рыночные отношения, но и для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их в общую пользу.

       В «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», отмечается, что воспитание подрастающего поколения следует рассматривать как одну из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества.

     Социальный заказ современного Казахстана включает в себя формирование такой личности, которая обладает определенными качествами, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем – чтобы стать профессионалом – тружеником – творцом, а не просто исполнителем;

- быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть способным взять на себя ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи и своей Родины.

 

     Великий Абай возлагал все надежды на будущее. Одно из своих «Слов»  он заканчивает мыслью: « И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя надежды  на будущее»

    В настоящее время обществу жизненно необходимо иметь четкое и обоснованное представление не только о том, какого будущего специалиста должно готовить образовательное учреждение, но и том, в чем именно этот будущий специалист как человек должен превосходить нынешнее поколение граждан. Нравственное воспитание всегда связано освоением важнейших для растущего человека ценностей. Нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, должны стать духовным богатством будущего специалиста. Направленность личности учащегося на те или иные ценности создают его совершенно своеобразный облик.

  «Жизнь  сама по себе – ни благо, ни зло, - справедливо заметил М. Монтень,- она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».

     Сегодня необходимо через активные формы деятельности учащегося формировать их собственные убеждения; привить умение вести компетентный диалог, устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, анализировать ситуацию, владеть этикой социальных взаимоотношений, сформировать у учащихся потребность самосовершенствования и профессионального роста, быть конкурентоспособным в избранной профессии. Основой нравственного  воспитания являются активизация личностного потенциала, развитие лидерских качеств учащихся.

     В современных  условиях нравственное воспитание понимается как процесс совместной жизнедеятельности, помощь учащимся в реализации его возможностей. Педагог – это посредник между учащимися и миром культуры, миром жизни. В основу нравственного воспитания будущего специалиста должен быть положен весь мир человеческой культуры, а именно интеллектуальная культура, политическая и правовая, экономическая и экологическая, физическая и эстетическая культура.

    Интеллектуальная культура  - одна из важнейших составных частей нравственного воспитания. Сегодня изменяются требования к самому складу  ума современного специалиста. Каждому  учащемуся  важно  привить  умение  самостоятельного  пополнять  свои  знания, ориентироваться  в стремительном потоке научной  информации. Во времена глобализации не обойтись без способности быстро ориентироваться, неординарно мыслить, иметь мужество принимать смелые решения. Чтобы молодой специалист  впоследствии был способен быть творцом своей стратегии жизни, осуществлять разнообразные виды  деятельности и человеческой активности, с самых первых шагов его в колледже должен быть образованный, в  высшей степени толерантный, владеющий аудиторией человек, круг интересов которого выходит за пределы преподаваемого предмета.

   Ядром, стержнем всей общей культуры личности является политическая культура. Специфика политической культуры заключается в формировании мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой гражданственности, социальной активности. В тесной связи с политической культурой «Комплексная программа воспитания в организациях образования РК» выдвигает задачу формирования правовой культуры и поведения человека.

       Теснейшим образом с интеллектуальной культурой учащихся связано физическое воспитание, поскольку интеллектуальное развитие духовных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Оно трактуется как целенаправленное, планомерное управление формированием физически и психологически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни. В условиях рыночной экономики собственное здоровье человека, его физическое состояние представляет само по себе особую ценность. Поэтому спорт для каждого человека должен стать ценностью в жизни.

    В современных условиях особый статус приобретает экологическая культура. Именно система научных знаний, взглядов, убеждений обеспечивают ответственное отношение учащихся к окружающей среде во всех видах деятельности.

     Эстетическая культура предусматривает у учащихся эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического освоения личности выступает искусство, природа, межчеловеческие отношения. Специфическим аспектом выступает развитие у учащихся талантов, дарований и творческих способностей в различных областях искусств. На первооснову творчества точно указывает Г.Коган в книге «У врат мастерства»: «Нужно уметь видеть, чтобы уметь запомнить; нужно уметь запомнить, чтобы уметь воображать, уметь воображать, чтобы уметь воплощать»

   Мир искусства, к которому учащийся имеет самое непосредственное отношение, - это важнейшая часть общечеловеческой культуры. Осваивая ценность, учащийся в тот или иной мере сам становится ценностью, что также требует педагогического осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в личности. Ценностное содержание личности учащегося должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, преподавателей.

      Сегодня как никогда актуально звучат слова В.А.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека; умей понимать его душу; видеть в его глазах сложный  духовный мир».

     Стать настоящим духовным наставником своих учащихся, т.е. истинным педагогом очень нелегко. Ибо «чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях» (К. Ушинский)       

      Нравственное воспитание подростков в настоящее время просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

      Таким образом, социальное рождение человека имеет свои этапы и маршруты, его «станциями» являются нормы и ценности, педагогическое сопровождение позволяет сделать его успешным и привлекательным.     

          Деятельность каждого члена педагогического коллектива признана быть направлена на то, чтобы словом, делом, примером, образом преподавательского поведения не дать утратить нынешним учащимся, будущим специалистам, духовность, человечность, надежду и веру в себя, людей, мечту. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Социализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Умбетаева Алтынай Калиулловна. Уральский технологический колледж «Сервис», Республика Казахстан, Западно – Казахстанская область, г. Уральск, преподаватель русского языка и литературы . Доклад: «Социализация личности учащегося во взаимодействии с окружающим миром в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей». Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель) «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал… Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по - новому, мы не сможем создать инновационную экономику». Слова президента страны Н.Назарбаева, сказанные в послании к народу Казахстана выражают четкую позицию и стратегию развития образования страны на всех уровнях. Вступление Республики Казахстан в новый социально-экономический этап развития, связанный с глубокими изменениями во всех сферах общества, безусловно, сопровождается сложными процессами перемен, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Сегодня совершенно ясно, что настоящее, а, тем более, будущее нашего государства, мира в целом, зависит уже не столько от нас, взрослых, сколько от поколения, которое еще только вступает в жизнь. Поэтому стратегической целью системы образования и воспитания в условиях обновляющегося общества остается формирование целостной личности, т.е. личности, имеющей запас нравственных, интеллектуальных гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписываться» в сегодняшние рыночные отношения, но и для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их в общую пользу. В «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», отмечается, что воспитание подрастающего поколения следует рассматривать как одну из основных стратегических и приоритетных задач развития современного казахстанского общества. Социальный заказ современного Казахстана включает в себя формирование такой личности, которая обладает определенными качествами, в частности: - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем – чтобы стать профессионалом – тружеником – творцом, а не просто исполнителем; - быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях; - самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня; - быть способным взять на себя ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи и своей Родины. Великий Абай возлагал все надежды на будущее. Одно из своих «Слов» он заканчивает мыслью: « И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя надежды на будущее» В настоящее время обществу жизненно необходимо иметь четкое и обоснованное представление не только о том, какого будущего специалиста должно готовить образовательное учреждение, но и том, в чем именно этот будущий специалист как человек должен превосходить нынешнее поколение граждан. Нравственное воспитание всегда связано освоением важнейших для растущего человека ценностей. Нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, должны стать духовным богатством будущего специалиста. Направленность личности учащегося на те или иные ценности создают его совершенно своеобразный облик. «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло, - справедливо заметил М. Монтень,- она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». Сегодня необходимо через активные формы деятельности учащегося формировать их собственные убеждения; привить умение вести компетентный диалог, устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, анализировать ситуацию, владеть этикой социальных взаимоотношений, сформировать у учащихся потребность самосовершенствования и профессионального роста, быть конкурентоспособным в избранной профессии. Основой нравственного воспитания являются активизация личностного потенциала, развитие лидерских качеств учащихся. В современных условиях нравственное воспитание понимается как процесс совместной жизнедеятельности, помощь учащимся в реализации его возможностей. Педагог – это посредник между учащимися и миром культуры, миром жизни. В основу нравственного воспитания будущего специалиста должен быть положен весь мир человеческой культуры, а именно интеллектуальная культура, политическая и правовая, экономическая и экологическая, физическая и эстетическая культура. Интеллектуальная культура - одна из важнейших составных частей нравственного воспитания. Сегодня изменяются требования к самому складу ума современного специалиста. Каждому учащемуся важно привить умение самостоятельного пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Во времена глобализации не обойтись без способности быстро ориентироваться, неординарно мыслить, иметь мужество принимать смелые решения. Чтобы молодой специалист впоследствии был способен быть творцом своей стратегии жизни, осуществлять разнообразные виды деятельности и человеческой активности, с самых первых шагов его в колледже должен быть образованный, в высшей степени толерантный, владеющий аудиторией человек, круг интересов которого выходит за пределы преподаваемого предмета. Ядром, стержнем всей общей культуры личности является политическая культура. Специфика политической культуры заключается в формировании мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, высокой гражданственности, социальной активности. В тесной связи с политической культурой «Комплексная программа воспитания в организациях образования РК» выдвигает задачу формирования правовой культуры и поведения человека. Теснейшим образом с интеллектуальной культурой учащихся связано физическое воспитание, поскольку интеллектуальное развитие духовных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы. Оно трактуется как целенаправленное, планомерное управление формированием физически и психологически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни. В условиях рыночной экономики собственное здоровье человека, его физическое состояние представляет само по себе особую ценность. Поэтому спорт для каждого человека должен стать ценностью в жизни. В современных условиях особый статус приобретает экологическая культура. Именно система научных знаний, взглядов, убеждений обеспечивают ответственное отношение учащихся к окружающей среде во всех видах деятельности. Эстетическая культура предусматривает у учащихся эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического освоения личности выступает искусство, природа, межчеловеческие отношения. Специфическим аспектом выступает развитие у учащихся талантов, дарований и творческих способностей в различных областях искусств. На первооснову творчества точно указывает Г.Коган в книге «У врат мастерства»: «Нужно уметь видеть, чтобы уметь запомнить; нужно уметь запомнить, чтобы уметь воображать, уметь воображать, чтобы уметь воплощать» Мир искусства, к которому учащийся имеет самое непосредственное отношение, - это важнейшая часть общечеловеческой культуры. Осваивая ценность, учащийся в тот или иной мере сам становится ценностью, что также требует педагогического осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в личности. Ценностное содержание личности учащегося должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, преподавателей. Сегодня как никогда актуально звучат слова В.А.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека; умей понимать его душу; видеть в его глазах сложный духовный мир». Стать настоящим духовным наставником своих учащихся, т.е. истинным педагогом очень нелегко. Ибо «чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях» (К. Ушинский) Нравственное воспитание подростков в настоящее время просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Таким образом, социальное рождение человека имеет свои этапы и маршруты, его «станциями» являются нормы и ценности, педагогическое сопровождение позволяет сделать его успешным и привлекательным. Деятельность каждого члена педагогического коллектива признана быть направлена на то, чтобы словом, делом, примером, образом преподавательского поведения не дать утратить нынешним учащимся, будущим специалистам, духовность, человечность, надежду и веру в себя, людей, мечту.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.10.2020 192
    • RAR 19.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тагирова Муъминат Валиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тагирова Муъминат Валиевна
    Тагирова Муъминат Валиевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1615657
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов