Главная / Классному руководителю / СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ



Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладение социальным опытом происходит стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как член человеческого общества. Ребенок включается в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт: в процессе разнообразной деятельности, в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения, в процессе общения с людьми разного возраста. [3]

Наш опыт связан с практической деятельностью создания условий для самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Для усиления практической составляющей была разработана программа воспитания.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Создание условий для личностного развития воспитанников осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде. [6]

Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:

принцип открытости: учащиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;

принцип деятельности: учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;

принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;

принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;

принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;

принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность. [1]

Основной целью воспитательной работы в классе является личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника; способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений; воспитывать высокие моральные качества, эстетический вкус, патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к окружающим; развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы; создавать условия для полноценного физического развития школьников, формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни; воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком; формировать представление об общечеловеческих нормах морали, потребность участвовать в коллективных творческих делах класса; привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи; способствовать профессиональному определению учащихся.

Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия: работа с коллективом воспитанников; индивидуальная работа с воспитанниками; работа с родителями через собрание, действующий родительский комитет, индивидуальная работа с родителями; работа с коллективом педагогов, работающих в классе; работа с социально-психологической службой школы.

Формами работы с коллективом воспитанников являются: классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания; проведение совместных праздников c родителями; просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции; экскурсии по поселку и области; участие в акциях благотворительной направленности; тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); организация выставок, оформление раскладушек, буклетов, презентаций, коллажей; проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр. [4]

Для реализации задач работа в классе проводится по следующим направлениям:

1. Нравственное воспитание: эстетическое; этическое; эколого-краеведческое осуществляется через систему классных часов, участие в олимпиадах, исследовательских конкурсах, неделе экологии.

2. Гражданское и патриотическое воспитание.

Проведение классных часов («А. Невский – личность нации», «Я и моя семья», «Воспитание толерантности», «О тех, с кем я делю любовь родителей», «Наши права»).

Организация встреч с ветеранами труда «Детство, опаленное войной».

Проведение акций - День памяти О. Мутных – посещение выставочного зала музея, «Я выбираю жизнь», «Мы строим будущее России»,

« Дорожка к памятнику».

Декада милосердия.

Месячник семьи, месячник гражданско-патриотического воспитания.

Вахта памяти.

Осуществляется работа с подшефными через проведение классных часов, организацию праздников, конкурсов, игр, викторин.

В классе заполняется документация.

Оформление стенда по атрибутике и символике государства.

Оказание помощи волонтерами.

Оформление уголка класса.

Оформление тематических стендов к 80-летию Богородского района, по правилам дорожного движения, участие в акции «Мы строим будущее России».

Посещение клуба «Вятушка» при детской библиотеке.

Посвящение в волонтеры. Вручение волонтерских книжек.



3. Спортивно-оздоровительное воспитание складывается из физического воспитания. Участие в кроссе Наций, туристическом слете, проекте «Мы выбираем здоровый образ жизни», соревнованиях разного уровня. Ребята приобретают навыки здорового образа жизни через прохождение медосмотра, выступление с докладами о ЗОЖ, участие в конкурсе агитбригад, всемирном дне здоровья, записываясь в спортивные секции. Профилактика вредных привычек проходит через систему классных часов, участие в Дне отказа от курения, Дне борьбы со СПИДОМ, акции «Меняем сигарету на конфету».

4. Художественно-эстетическое воспитание осуществляется через запись в кружки, на факультативы; участие в празднике 60 – летия детской библиотеке; поздравление мам, пап, девочек и мальчиков к праздникам; участие во всех мероприятиях, проводимых в школе; связь с Домом культуры; оформление листовок к праздникам; Праздник Чести Школы.

5. Трудовое воспитание: это утепление окон; ежедневная уборка в классе; генеральная уборка раз в месяц; дежурство по классу, столовой, раздевалке, по школе; благоустройство территории.

6. Психологическая культура формируется психологической службой школы. Психологом проводятся тренинги, игры, беседы. Например, «Мой возраст 15-16 лет и его особенности». Даются консультации по особенностям перехода в классы, психологии экзамена.

7. Профориентационная работа.

Разработана система бесед по профориентации. Составлен экскурсионный маршрут по предприятиям города Кирова.

В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте, учебе.

Организация контроля проходит следующим образом:

  1. Проведение родительских собраний.

  2. Сдача отчета о проведенных мероприятиях завучу по воспитательной работе.

  3. Анализ каждого проведенного мероприятия.

  4. Заполнение документации класса (план работы, работа с подшефными, дневник класса, протоколы заседаний совета класса).

  5. Проведение диагностических методик по определению эффективности воспитательной работы, методик для изучения процесса и результатов развития личности учащегося (методика для изучения социализированности личности учащегося – разработана профессором М.И. Рожковым), методик сформированности коллектива (методика «социально-психологическая самоаттестация коллектива» - разработана профессором Р.С. Немовым). [5]

Исследования уровня воспитанности проводятся раз в год - в апреле-мае. Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс. Информация об уровнях воспитанности учащихся класса фиксируется и хранится. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика.

Мониторинг программы осуществляется в соответствии с методикой Н.П.Капустиной. Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится достичь лучших результатов в учёбе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её. Затем составляется карта воспитанности учащихся. В данную карту в первой части заносятся отметки за каждый критерий и общий балл в виде рейтинга. Это позволяет классному руководителю из года в год отслеживать изменения в отношениях школьника к тем ценностям, которые раскрывают в показателях, а, следовательно, в зависимости от этого вносить изменения в воспитательный процесс. [2]

В результате реализации программы учащиеся накопят социальный опыт совместной работы друг с другом, другими людьми. В результате осуществления программы нравственный уровень учащихся должен достигнуть высокого показателя, должно быть сформировано патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях школьного, районного и всероссийского значения. По итогам работы класс был неоднократно признан победителем районной акции «Хочу строить будущее России». Учащиеся награждены путевками в палаточный лагерь молодежного актива и путевками во всероссийский лагерь «Орленок».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Деркелеева, Н. И.Справочник классного руководителя (5-9 классы) [Текст] / Н.И. Деркелеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артюхова. Под ред. И. С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  2. Капустина Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Москва: Академия, 1999

  3. Полетаева Н. М.Культура здоровья [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. М. Полетаева. – СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2005. – 135 с.

  4. Современная энциклопедия этикета [Текст] / Сост. Г.В.Дятлева, С. А. Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 352 с.: ил.

  5. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности.- М.:Сфера,2001.- 128 с.

  6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Москва: Педагогическое общество России, 2001





СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Классному руководителю
Описание:

Автор делится опытом работы в системе воспитания, где создаются необходимые условия для становления личности ребенка и его социального опыта. Важнейшую роль в этом процессе играет создание условий для адаптации учащихся в обществе, чтобы предотвратить столкновение учащихся с опасностями социализации, чтобы дети могли жить в новом обществе, нашли свое место в жизни.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладение социальным опытом происходит стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как член человеческого общества. Ребенок включается в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Автор Небогатикова Ирина Георгиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 826
Номер материала 34270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓