Социализация
детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры
Все
мы знаем ,как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у
детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание
, мышление, волю , внимание, трудолюбие , уважение к окружающему миру.
Важнейшей частью своей
работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по
состоянию здоровья. Эти контакты позволили расширить знания родителей о физическом
развитии детского организма, о профилактике заболеваний , вооружили их
элементарными навыками в физическом воспитании своих детей. Не всё получалось
сразу, я стала приглашать родителей на свои занятия ;на уроки, на
дополнительные занятия, они увидели собственных детей как бы со стороны,
почувствовали изъяны в их физической подготовленности, многие родители пошли на
контакт. Сейчас все родители приветствуют домашние задания по физической
культуре, помогают выполнять правильно упражнения.
Согласно
социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода
заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве
надёжных источников помощи.
Характерными
психологическими трудностями этих детей являются многочисленные страхи: боязнь
диагноза, медицинские процедуры и т.д. Ребёнок страдает от острого дефицита
общения прежде всего со сверстниками, боится одиночества, опасается предстоящих
встреч со значимыми для него людьми.
Подростки
до болезни или в момент болезни, имевшие сложившиеся профессиональные
представления, страдают от своей профнепригодности. Они заведомо знают
физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида. Часто
подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, что
будут отставать в учёбе. Ощущая острый дефицит знаний, умений и навыков,
понимая свои ограниченные возможности.
Часто
близкие ребёнка-инвалида сами пребывают в состоянии хронического стресса ,
вызванного болезнью дитя, обстоятельствами его лечения, высоким уровнем
тревожности, социальной робостью, явно заниженной самооценкой. Они редко
вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто
пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом.
Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем
воспитания ребёнка, что ведёт к возникновению выученной беспомощности.
Чтобы преодолеть эти факторы
надо решить следующие задачи:
- развитие навыков у ребёнка и членов его
семьи понимания себя, своих чувств и чувств близких;
- грамотная поддержка родными больного, не
забывая о собственных потребностях, делая акцент на его самостоятельность.
-стремление поощрять не болезнь, а
здоровье.
Атмосфера поощрения во
время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:
-не лишать ребёнка возможности заботиться
о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы,
-отмечать его успехи в физическом
развитии;
-по мере достижения успехов резко не
сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере
внимания к нему.
-необходим добросовестный контроль за
качеством умений и навыков;
-продолжение
эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно
отставшим от сверстников, а так же , чтобы у ребёнка даже на бессознательном
уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности
применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
На
уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому ребёнку,
имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.
-даю
посильные задания для выполнения;
-
контролируя выполнение домашнего задания;
-не
выделяю среди сверстников;
-привлекаю
во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в
судействе;
- если
состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачёты
по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;
На
протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и
доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями
здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических
упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во
внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании,
что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.
В
работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка
таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная
деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать
стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с
активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет
взаимоотношения в семье , делает жизнь ребёнка-инвалида более полноценной.
Хочется думать, что совместные
усилия с родителями дадут достойные плоды.
Учитель физической
культуры
МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №2 г.
Надыма»
Вовк Эльвира Васильевна
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.