Главная / Другое / "Социализация школьников с нарушением интеллекта в условиях детского дома"

"Социализация школьников с нарушением интеллекта в условиях детского дома"

КГУ «Песчанская специальная общеобразовательная школа- интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»










Доклад на тему:

«Социализация школьников с нарушением интеллекта в условиях

детского дома»






















Докладчик:

Педагог-психолог ПСОШИ №2

Кузнецова И.А






2016 г.

«Социализация школьников с нарушением интеллекта в условиях детского дома»


 В последние десятилетия в нашей стране происходит неуклонный рост числа детей, переходящих на попечение государства. В связи с этим становится всё больше школ-интернатов, социально реабилитационных центров несовершеннолетних и детских домов, где воспитываются дети, лишенные родительского попечительства.  Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен,  ниже  уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируется навыки саморегуляции и правильного поведения.

 В общении воспитанников детского дома с окружающими проявляется назойливость и неутомимая потребность любви и внимания. Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой – острой аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций – бурной радости или гнева – и в то же время отсутствие глубоких, устойчивых чувств. В эмоциональном отношении они очень ранимы: даже мелкое замечание может вызвать у них острую эмоциональную реакцию. Одновременно они часто бывают, грубы, проявляют ничем не обусловленную агрессивность, обидчивость и т.п. Ощущая проживание вне семьи как ущербность своей личности, воспитанники детского дома часто конфликтуют с одноклассниками, агрессивно реагируя на малейшее разногласие. В общении для них характерен внешне обвиняющий тип реагирования, они не понимают мотивов поступков других людей, им трудно признать свою вину в  случившемся. Психологические особенности этих детей таковы, что гораздо чаще они получают именно негативную оценку от окружающих.

 Проблема социальной адаптации, преемственности между образовательными учреждениями  чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребёнка в группе с его индивидуализацией и автономностью.

 В понятии социальной адаптации можно выделить две подструктуры: готовность ребёнка к учебной деятельности и его социально-психологическая готовность. Таким образом, социальная адаптация – это процесс взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой. Социальная адаптация включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

 Анализ педагогического опыта показал, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:

- возможность общения;

- временный фактор;

- плавный переход от деятельности к деятельности;

- создание условий, приближённых к условиям семьи;

 Говоря о воспитании как социальном явлении, мы видим основную задачу специальной коррекционной школы в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Вполне понятно, что педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются со многими трудностями. Для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию всесторонне развитой личности воспитанника. Ребенок– член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. У детей обучающихся в специальных образовательных учреждениях, процесс формирования личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом», имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главная задача педагога в том, чтобы «вправить» ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нём своё место.

Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих направление развития личности и её отношение к действительности. Следует помнить, что как раз формирование сознания умственно отсталого школьника менее всего поддаётся коррекции. Ему трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразии всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь нашему воспитаннику приспособиться к жизни, искать «обходные» пути в решении этого вопроса. Общение как определённый вид деятельности – вот на что следует обратить внимание, планируя работу с нашими детьми. Общение – фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определённая система отношений, и каждый должен «вписаться» в неё, найти оптимальное соотношение между  «Я»  и «Не Я». Вступая в различные социальные контакты, умственно отсталый ребёнок чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствуют содержательные формы делового общения, им не хватает социального опыта. Чувство недоверия к окружающим тоже мешает общению, а само общение носит скорее характер самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную реакцию.  Умственно отсталого ребёнка необходимо учить общению, развивать его коммуникативные способности.

В деятельности по социальной адаптации воспитанников детского дома педагоги нашей школы проводят свою работу согласно стратегии и тактики.

1 .Коррекция эмоциональной сферы (тревожности, эмоционального напряжения, посттравматического стресса). Это работа проводится в форме индивидуальных коррекционных занятий, но оказываются эффективными и групповые коррекционные занятия, особенно с воспитанниками подросткового возраста.

2.Коррекция поведенческих нарушений (агрессивности, склонности к побегам и бродяжничеством, вредных привычек). Эффективна совместная с психологом, социальным педагогом психолого-педагогическая коррекционная работа в форме сюжетно-ролевых игр, бесед, индивидуальных занятий и тренингов.

3.Развитие социальных навыков (продуктивного общения, позитивного отношения к окружающим людям, бережливости, ответственности). Применяются беседы, занятия СБО, занятия воспитателя, тренинги.

4.Коррекция семейных отношений. Сюжетно ролевые игры для воспитанников младшего возраста, тренинги для воспитанников среднего и старшего возраста, беседы врача, помощь в решении конфликтов.

5.Развитие психических процессов, направленное на преодоление отставания в психофизическом развитии воспитанников. (индивидуальные занятия и занятия в малых группах)

Эффективность психологического сопровождения социализации подростков в условиях детского дома определяется критериями: успешной социальной адаптацией, эмоциональной' устойчивостью, саморегуляцией, адекватной самооценкой, социальной активностью, наличием навыков конструктивного взаимодействия, коммуникативной компетентностью, расширением представлений о себе и своих возможностях;

Психологическое сопровождение социализации подростка в условиях детского дома включает следующие направления:

«Развитие самосознания» - актуализация личностных ресурсов, системы жизненных взглядов, способствующих дальнейшему становлению личности подростка;

«Развитие навыков социального общения» - формирование чувства взрослости;

«Формирование адекватной самооценки» формирование устойчивой адекватно-позитивной самооценки;

«Обучение механизму принятия решений» - формирование представлений об отдаленных последствиях сегодняшних поступков с использованием ближайшей перспективы;

Психолого-педагогическими условиями эффективной реализации психологического сопровождения социализации подростков в условиях детского дома выступают:

- системность, целенаправленность и последовательность ; выбор личностно-развивающего типа психологического сопровождения;

- направленность, коррекционно-развивающей работы психолога на выявление и осознание личностных ресурсов, способствующих дальнейшему становлению личности-подростка;

- формирование устойчивой адекватно-позитивной самооценки; развитие навыков общения; развитие способности к самопознанию и уверенности в себе.

При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях мною используется: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях. Все эти можно разделить на несколько направлений:

«Я и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физический свободно чувствующий себя человек спокоен и психологически защищен. (Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик)

«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. (Иностранец, волшебный мешочек)

«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также реакций других людей. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. (Рассматривание фотографий, определение настроения, нарисовать свою эмоцию, скинуть пиджак)

«Я и Я». Эти упражнения, направлены на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям. (анкеты: «Кто Я», «Моё хорошее и моё плохое», « Как мои эмоции отражаются на теле»)

«Я и другие». Игры, направленные на развитии у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу. (Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру, упражнение «Плот»)

«Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, понимаемого и любимого другими члена семьи.

Словарная работа. Развитию коммуникабельной компетенции способствует и словарная работа, которую я повожу на каждом занятии. Я знакомлю с новыми словами, показываю, как употреблять их в правильном контексте, шаг за шагом расширяя словарный запас детей.

Пословицы и поговорки. Для придания речи образности и яркости, на занятиях по развитию речи, учим с детьми пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных и сложных пояснений характеризовать что-либо, моделируем ситуации, где они будут уместны.

Сюжетно-ролевые игры. Также одним из разделов моей программы являются сюжетно-ролевые игры.

«Весь мир театр, и люди в нём актеры» – слова великого В. Шекспира подтверждаются на каждом шагу.

Вместе с детьми пытаемся рассмотреть различные ситуации, где им придется контактировать с незнакомыми людьми, разыгрываем поведенческие сценарии, прививая им навыки коммуникабельного поведения, соблюдение норм речевой коммуникации.

Ставим небольшие спектакли, где дети могут не только вербально, но и невербально выражать свои мысли и желания, при помощи мимики и жестов.

Заинтересованное общение. И самое главное, что я постоянно веду беседы с детьми, даже если дети занимаются ручным трудом. Всё время идет разговор, это могут быть различные темы, никак не связанные между собой, касается это просмотренного фильма, личных дел, отношений со сверстниками. Иной раз дети выдумывают истории, далёкие от реальности, где они главные действующие лица, и вокруг них крутится весь мир, не пытаюсь их прервать, понимая, что ребенок высказывает сокровенные желания, выдает желаемое за действительность, не боясь осуждения. Нам всем иногда нужна сказка.

Включения детей в активные формы личностно-ориентированной деятельности оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития.

Таким образом, использование принципа социализирующего воздействия в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью позволит приблизить к цели - максимальной социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.

"Социализация школьников с нарушением интеллекта в условиях детского дома"
  • Другое
Описание:

Говоря о воспитании как социальном явлении, мы видим основную задачу специальной коррекционной школы в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Вполне понятно, что педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются со многими трудностями. Для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию всесторонне развитой личности воспитанника. Ребенок– член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.

Автор Кузнецова Инна Александровна
Дата добавления 15.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 36
Номер материала MA-068530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓