Главная / Русский язык и литература / Сочинение-допуск по рассказу А.Грина «Победитель»(элективное занятие). Направление «Победа и поражение».

Сочинение-допуск по рассказу А.Грина «Победитель»(элективное занятие). Направление «Победа и поражение».

hello_html_m129dbb7.gifhello_html_m129dbb7.gifhello_html_m129dbb7.gif

Конспект занятия элективного курса по направлению «Победа и поражение».

Тема: Подготовка к сочинению-допуску по рассказу А.Грина «Победитель» на тему «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»




Цели урока:

Обучающая:

  • обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

  • закрепить умение писать сочинение-допуск,

  • научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

  • воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

  • воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа рассказа Александра Грина «Победитель».

Развивающая:

  • развивать познавательные навыки учащихся,

  • развивать критическое и творческое мышления,

  • развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задачи:

Предметные: уметь анализировать рассказ на нравственную тему.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.

  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предварительное задание:

1) принести рассказ А.Грина «Победитель» (не читать),

2) узнать символику весов, кто и когда к ним обращался.

Ход занятия

I. Введение в тему...

1. Беседа с учащимися

  • Сегодня мы с вами будем работать над итоговым сочинением по направлению «Победа и поражение». Скажите, как вы понимаете это противопоставление?

  • Что лежит в основе победы? Где может одержать победу человек?

  • Как вы понимаете выражение «Победить любой ценой»?

  • Действительно ли цель оправдывает средства?

  • Как вы понимаете высказывание «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»?

  • Над этим высказыванием мы и будем работать, взяв его в качестве темы итогового сочинения.

  • Рассказ Александра Грина, который ляжет в основу вашего сочинения, называется «Победитель». Наша задача – найти ответ на вопрос: главный герой - победитель или побеждённый? (Проблемный вопрос)

Приём “Предмет как проблема”

Учитель предлагает представить проблему рассказа Александра Грина «Победитель» в виде обычного предмета – весов (можно использовать рисунок)


hello_html_5690e929.png

  • Но начнём мы с вами не со знакомства с произведением Грина, а с весов... Да-да, с весов, которые перед вами (взять у учителя химии или физики).

  • Что вы можете сказать о них?

  • Какие ассоциации возникают у вас при виде этих весов?

  • Что вы знаете о весах как символе справедливости и правосудия?


Примерный ответ, подготовленный дома

Весы - мифологический символ божественного, и в особенности — загробного, правосудия.

Основные значения символа:

1) истина, правда,

2) правосудие как соответствие и равенство вины и наказания (преступление и наказание, грех и покаяние),

3) земная справедливость,

4) судья, арбитр — стрелка, язычок весов: он незначителен на первый взгляд, но может решать судьбу,

В Древней Греции:

Согласно Гомеру, Зевс на своих золотых весах определяет участь соперничающих людей или войск:

во второй битве троянцев с ахейцами, когда длившаяся с рассвета до полудня схватка не выявила победителя, Зевс взвесил судьбы обоих народов — несчастье выпало грекам;

В Тибете:

В сценах загробного суда хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.

В Иране:

Бог справедливости Рашну с богом правды и истины Митрой и богом религиозного послушания Сраоша взвешивали в золотых чашах весов людские грехи.

В христианстве:

Весы - знак вершимого суда, инструмент отделения добрых от злых, праведников от грешников.


  • Можем ли мы на весах взвесить добро и зло? Почему?

  • Давайте на одну чашу весов положим добро и всё, что с ним связано, а другую чашу заполним, подобрав антонимы (зло, несправедливость, зависть, ложь, грешник, поражение).


ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро


справедливость


мир (доброжелательность)


правда


праведник


победа


ВЫБОР


  • Подумайте, что перевесит? От чего это зависит?

  • Скажите, как связаны весы, о которых мы только что говорили, со словом «победитель»?


2. Работа над вступлением к сочинению на тему «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»

  • Опираясь на таблицу «Что перевесит?», напишите вступление.


3. Проверка самостоятельной работы учеников.


II. Аналитическая работа над рассказом А.Грина «Победитель» с одновременной работой над сочинением.

1. Беседа

  • Посмотрите на заполненную вами таблицу. Связаны ли слова, написанные в таблице, с героем рассказа «Победитель».

  • Какой выбор стоит перед героем рассказа? Давайте прочитаем рассказ и ответим на этот вопрос.

2. Чтение рассказа Александра Грина «Победитель».

Приём Чтение с остановками

I

- Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. - Ну, Джен, - отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.

Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.

Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.

- Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь "потрясающие" новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.

- На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: - "Мой милый, это ведь ваша фигура "Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках"? - Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: - "Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал "нам", - значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела".

- Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?

- Что еще он сказал, - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?

- Ледан уже представил свою работу?

- Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?

Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.

- Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя "Женщина" - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.

- Да... Так почему он не говорил о Ледане?

- Кто?

- Стерс.

- Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.

Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.

Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать...


  • Кто такой Геннисон?

  • Продолжите заполнять таблицу, ответив на вопросы:

  • Какие детали в тексте помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как живётся ему и его жене?

  • С какой целью он участвует в конкурсе? Какие надежды он связывает с победой в нём?

  • Какой выбор должно сделать жюри конкурса?

  • Были ли у него основания надеяться на победу? Почему? Что говорит о его работе профессор Стерс?

ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро


справедливость


мир (доброжелательность)


правда


праведник


победа


ВЫБОР


КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение


нищета

три тысячи франков


  • Продолжаем читать рассказ.


Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.

Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но... но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать всё, особенно в важных случаях.

Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и её, но так же, как Геннисон, она её скрыла и выдала, поспешно сказав:

Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?

- Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.

- Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: - Иди же. Я сяду шить.


  • Какая мысль волнует героя?

  • Почему он «совершенно уверен в благополучном исходе дела»?

  • Если он так уверен, то почему его «беспокоит мысль, в которой он не мог признаться даже себе»?

  • Действительно ли его беспокойство – это интерес к искусству, как сказала его жена, а не зависть к сопернику и неуверенность в себе?

  • Почему Геннисон так стремится увидеть работу Ледана?

II

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:

- Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?

Всего, кажется, четырнадцать. - Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.

Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И... вот она, - покажите-ка ей место в кассе "Грилль-Рума".

Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.

- Ну, да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю... Если, конечно... Что делать - идем.

Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.

Нурс вышел.


  • Предположите, о чём мог размышлять Геннисон? Что задумал?


Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.

Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет".

Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.


  • Какими словами Грин рисует состояние Геннисона, когда тот видит статую Ледана?

  • Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона, выписав цитаты в таблицу.

1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро


справедливость


мир (доброжелательность)


правда


праведник


победа


ВЫБОР


2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение


нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

  • чудесная легкость,

  • простота линий,

  • всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины,

  • это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет.

  • некоторую натянутость ее позы,

  • наивные недочеты,

  • плохо скрытое старание,

  • отсутствие точного художественного видения,

  • Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

  • Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником.

  • медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление


  • Чем обусловлено именно такое восприятие скульптур?

  • К какому выводу он приходит? (Ледан гениален)

  • Почему же Ледан, несмотря на свою гениальность, обречён на поражение? (его не любят за излишнюю самоуверенность, высокое самомнение).

  • Велики ли шансы на победу у Геннисона?

  • Какой выбор встаёт перед героем рассказа Александра Грина «Победитель»? Предположите, как он поступит дальше, какое решение примет?

  • Продолжаем знакомиться с героем.

За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.

- Как?! - закричал Нурс, - эту самую... и это - ваша... Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?

Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.


  • Почему за несколько минут Геннисон пережил вторую жизнь?

  • Какое решение он принимает? Легко ли оно ему далось?

  • Продолжим заполнять таблицу, ответив на вопросы:

  • Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он разрушил свою работу.

  • С кем борется герой?

  • Можете вы предположить, что бы произошло, если бы Геннисон не разрушил свою работу?

  • Найдите в тексте ответ на вопрос: зачем Геннисон разбивает свою скульптуру? Зачитайте его.

  • Почему рассказ назван «Победитель»?

  • Над кем или над чем одержана победа?

  • Что в конечном итоге повлияло на выбор, сделанный Геннисоном?

  • Подумайте, Геннисон – победитель или побеждённый? Ответ запишите в таблицу


1. ВЕСЫ

ЧТО ПЕРЕВЕСИТ?

добро


справедливость


мир (доброжелательность)


правда


праведник


победа


ВЫБОР


2. КОНКУРС

отсутствие денег

победа

унижение


нищета

три тысячи франков

3. СКУЛЬПТУРЫ

статуя Ледана

статуя Геннисона

  • чудесная легкость,

  • простота линий,

  • всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины,

  • это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет.

  • некоторую натянутость ее позы,

  • наивные недочеты,

  • плохо скрытое старание,

  • отсутствие точного художественного видения,

  • Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.

4. ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

  • Геннисон отступил с чувством падения и восторга. - "А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником.

  • медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той "Женщине с книгой", которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление

5. ВЫБОР ГЕННИСОНА

преодоление зависти и подлости, преклонение перед истинным искусством – победа над собой

власть зависти и подлости – поражение, потеря себя


3. Работа над основной частью сочинения. Составление плана.

План

Тезис (довод): в основе победы над собой – нравственный выбор каждого.

Аргументация:

1) история Геннисона: от решения бытовых проблем – к конкурсу,

2) надежда на победу в конкурсе,

3) искусство мнимое - искусство подлинное,

4) умение встать над своими амбициями,

5) преодоление зависти,

6) победа над собой.


4. Работа над заключительной частью сочинения

1. Чтение индейской притчи о двух волках.

  • Ребята, каждый из нас стоит перед выбором: как поступить, что выбрать? Давайте причитаем индейскую притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


  • Какой смысл заложен в этой притче?

  • Свяжите содержание этой притчи с содержанием рассказа Грина и напишите заключение.


2. Проверка написанного заключения.


III¸Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»


10


Сочинение-допуск по рассказу А.Грина «Победитель»(элективное занятие). Направление «Победа и поражение».
  • Русский язык и литература
Описание:

Сочинение-допуск по рассказу А.Грина «Победитель»(элективное занятие). Направление «Победа и поражение».

Продолжаем подготовку к итоговому сочинению. В этот раз работаем над направлением «Победа и поражение», обратившись к рассказу Александра Грина «Победитель».


Конспект занятия элективного курса по направлению «Победа и поражение».

Тема: Подготовка к сочинению-допуску по рассказу А.Грина «Победитель» на тему «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»

Автор Суязова Ирина Анатольевна
Дата добавления 20.11.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 235
Номер материала MA-068633
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓