Главная / Русский язык и литература / Сочинение по музыкальным впечатлениям на тему: «Звездная песня зимы» (7 класс)

Сочинение по музыкальным впечатлениям на тему: «Звездная песня зимы» (7 класс)

Сочинение по музыкальным впечатлениям

на тему: «Звездная песня зимы» (7 класс)

На уроках развития речи учащиеся учатся писать сочинения по музыкальным впечатлениям. Мир музыки пробуждает фантазию детей. Работая с произведениями живописи, музыки и литературы, используя выразительные средства этих видов искусства, учитель может показать многообразие окружающего мира, открыть его тайны.

Учащиеся несколько раз слушают музыкальное произведение или отрывок из него, всматриваются в картины известных художников, анализируют отрывки из художественных произведений. Учитель закладывает на таких уроках основы типологического мышления и анализа – зиму.

Цели урока:

- совершенствовать речевые умения и навыки;

- познакомить с музыкальным произведением А.К. Глазунова, картинами и произведениями о зиме;

- привить интерес к поэзии, живописи, музыке.

- развить творческую фантазию учащихся;

- обогатить лексический запас;

- закрепить умение расставлять знаки препинания.

Оборудование урока:

- аудиозапись отрывка (5-7 мин. звучания) из балета А.К. Глазунова «Времена года» часть1. «Зима»;

- слайды-картины о зиме (И.Шишкин «Зима», «На севере диком»);

- аудиозапись (поют Татьяна и Сергей Никитины, песня «Диалог у новогодней елки» (стихи Ю. Левитанского);

- репродукции картин И. Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» (или другие – по желанию учителя);

- распечатки отрывков из произведений: С. Есенин «Я по первому снегу бреду…»; И. Бунин «Сосны» (на каждую парту);

- распечатки статей из словаря эпитетов русского литературного языка К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло; отдельные листы со словами : песня, зима, звезда, иней, снег, лед (на каждую парту).

Предварительные задания:

  1. Запишите в тетради эпитеты, которые можно подобрать к словам: зима, иней, снег, лед.

  2. Подготовьте письменное описание картины о зиме по следующему началу: Я сначала внимательно посмотрел на картину, потом стал в нее вглядываться – в вдруг непонятно как оказался внутри нее.

  3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений С. Есенина «Я по первому снегу бреду …»; А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимнее утро»; отрывки из произведений И. Бунина «Сосны»; А.М. Ремизова «Посолонь» (5 учащихся).

Оформление доски:

- народные приметы: афанасьевские морозы – 31 января (Афанасий – ломонос проедает до слез);

- даты жизни и название произведения: А.К. Глазунов, балет «Времена года»;

- словарь урока:

изморозь – род инея (снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную погоду);

изморось – очень мелкий дождь;

хоругвь – войсковое знамя;

просека – дорога в лесу;

венец – драгоценный головной убор;

- предложения с пропусками для работы над орфограммами и пунктограммами:

а) Все зам_рло и только изредк_ од_нокая птица перелетая с ветки на ветку стр_хнет с качнувш_гося сучка серебря_ую пыль.

б) Лу(н,нн)ый осв_щающий одну из сторон сосны буквально отчекан_вает на фоне темного ночного неба ее изящ(?)ный силу_т. (о картинах И.И. Шишкина)


Ход урока:

  1. Прослушивание отрывка из песни на стихи Ю. Левитанского в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных «Диалог у новогодней елки»:

- Что происходит на свете? – А просто зима.

- Просто зима, полагаете вы? – Полагаю.

Я ведь и сам как умею следы пролагаю

В ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет? – А будет январь.

- Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю.

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

Этот с картинками вьюги странный букварь.

  1. Вступительное слово учителя.

Тема урока.

- Что происходит на свете? А просто зима…

- Мы вновь совершаем с вами музыкальное путешествие в мир окружающей нас природы. Тема нашего урока: «Звездная песня зимы». (Запись темы в тетради.)

- Если бы все, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - говорил композитор А. Серов, - музыки не было бы на свете. Вы уже знаете, как непросто передать на словах все то, что живет в нашем сердце, и музыка становится помощницей в понимании жизни сердца. А сегодня мы с вами попытаемся сердцем понять музыку.

- Как понимать музыку? Чайковский писал: «Некоторые неопытные слушатели силятся услышать в звуках музыки точное изображение конкретных, внешних явлений. Но ведь музыка, копирующая реальные звучания, перестает быть искусством. Будто по мановению волшебной палочки композитор развертывает перед нами разнообразные картины жизни». Слушателю, обладающему живой фантазией, предоставляется самому распознать смысл музыки, увидеть ее по-своему.

3. Запись предложений в тетради, объяснение знаков препинаний. Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны.

Очень часто композиторы, пользуясь средствами музыкальных сравнений, воспроизводят образы видимого мира.

  1. Предварительное задание перед прослушиванием музыкального произведения.

- Сегодня мы услышим с вами отрывок из произведения русского композитора Александра Константиновича Глазунова (запись в тетради), чье творческое наследие входит в золотой фонд мировой классики. Большую часть его наследия составляет симфоническая музыка, он не написал ни одной оперы.

А.К. Глазунов был большим мастером танцевальной музыки. Танцевальными ритмами проникнуты многие его произведения. Мы услышим отрывок из балета «Времена года» (запись названия в тетради). В балете рассказывается о постепенном пробуждении природы, в нем четыре картины: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Мы услышим первую часть произведения, она называется «Зима».

Задание:

- Какие картины представились вашему воображению?

5. Прослушивание отрывка из балета А.К. Глазунова. (Учитель читает на фоне музыки):

Дунуло много – буйны ветры.

Все цветы привзблекли, свернулись.

Вдарило много – люты морозы.

Катят и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет: ни входу, ни выходу.

Звонкие крепкие ночи.

Звездные ночи, яркие, все видно в поле.

И сыплет, и сыплет снег.

Люты морозы – глубоки снега.

(А.М. Ремизов Посолонь. Глава «Зима лютая»)

6. Первые впечатления о прослушанном.

- Что вы услышали? Какие картины представились вам?

(- Да, в первой части Зима выступает в окружении Инея, Льда, Града, Снега. Перед нашими глазами возникает картина зимней скованности. Возникает ощущение прозрачности воздуха, мерцающих далей.)

7. Работа со словами, записанными на доске. Запись в тетради:

изморозь –

изморось –

8. Изображение зимней природы в живописи.

- Как изображали зимнюю природу живописцы? (Картины о зиме: И. Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская глазурь» и других).

Выступление учащихся. Продолжить по следующему началу: «Я сначала внимательно посмотрел на картину, потом стал в нее вглядываться и вдруг непонятно как очутился внутри нее. Я почувствовал… »


Работа учащегося.

Я почувствовала, как свежее дыхание морозного воздуха наполняет мои легкие. Вдруг на заснеженной ветке старой-старой ели пронзительно громко крикнула сорока, на минуту нарушив тишину. Эхо пробежало по верхушкам деревьев, и вскоре все опять застыло в безмолвном ожидании. Меня окружают темные фигуры елей. Изрядно потрудившись, недавняя метель придавила белым покрывалом кусты на лесной опушке. Снег удивительно гладок, не тронутый ничьим прикосновением. На светлом небе едва видны очертания гор. Они стоят, как снежные замки среди лесов, рек, полей. Не слышно ни одного звука – природа спит глубоко и торжественно, и не хочется нарушать сон этой спящей красавицы своим неосторожным движением.

9. Работа с предложениями, написанными на доске. Показ слайдов, чтение текста, запись предложений, расстановка знаков препинания. Описание картин И. Шишкина «Зима», «На севере диком».


Картина «Зима».

Снег, видно, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Белой пеленой затянуло у их подножий выкорчеванные бурями лесные исполины. Застыли елочки, отягощенные снежными хлопьями. Неподвижным и звенящим, как стекло, кажется воздух. Все замерло, и только изредка птица, перелетая с ветки на ветку, стряхнет с качнувшегося сучка серебряную пыль. В долгий, словно зачарованный сон погрузился старый лес. (И.Пикулев)


Картина «На севере диком».

Лунный свет, освещающий одну из сторон сосны, буквально отчеканивает на фоне темного неба ее изящный силуэт. Голубоватые отсветы, изумительно тонко проложенные по теневой стороне дерева и сопоставленные с серебром освещенной части, превращают снежный убор сосны в сверкающие одежды.

Давно погасли солнечные лучи, мрак окутал землю, но вот на небе взошла луна, и тотчас же все то, что было залито ее серебристым светом, приобрело какое-то новое выражение. Природа не заснула, а словно бы зажила другой жизнью, которая в сложности своих проявлений ничем не уступает ее дневной жизни. (И.Пикулев)





10. Анализ описаний зимы в различных литературных произведениях.

Предварительное задание перед чтением:

- Какие образы, сравнения вам понравились? (Учащиеся читают наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина.)

Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Зимнее утро.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


11. Работа с распечатками на партах.

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.


Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поет иль петух?

Может, вместо зимы на полях

Это лебеди сели на луг.

(С. Есенин «Я по первому снегу бреду…»)

Задание:

- Какие образные средства языка использованы С.Есениным в поэтическом изображении начало зимы?


Утро. Выглядываю в кусочек окна, (не)запушенный морозом, и (не)узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В коллеях санного следа, смелым и чистым полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.

(И. Бунин «Сосны»)

Задание:

- перепишите второе предложение, расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки; графически объясните расстановку знаков;

- найдите в тексте причастные обороты; объясните расстановку знаков препинания;

- запишите значение слов:

просека –

венцы –

хоругви –

(После выполнения заданий к тексту И. Бунина учителем ведется рассказ.)

Афасьевские морозы – 31 января. Слыл день 31 января Афанасием, что ухо и нос дерет, мороз на макушку шлет. Сказывали старые люди, что зацеловывает метель в этот день. И ходит Афанасий с оглоблей ледяной да бьет всякого, кто под руку попадет, по ногам.

(Запись в тетради: Афанасий – ломонос пробирает до слез. (31 января)


12. Работа с эпитетами по теме урока. (Распечатки на столах.) Прочитайте эпитеты, подобранные дома.

- обратимся к словарю эпитетов русского литературного языка. У вас на столах распечатки со статьями, соответствующими теме нашего урока.

Задание:

- Прослушайте еще раз музыкальный фрагмент (отрывок из балета А. Глазунова) и выпишите в тетрадь эпитеты, которыми можно охарактеризовать «музыкальную» зиму по словам: зима, звезда, иней, снег, лед.


Из словаря эпитетов русского литературного языка

ПЕСНЯ:

бе_конечная, благ_звучная, гарм_ничная, гулкая, др_жащая, задорно-звонкая, зал_вистая, ладная, мел_дическая, мног_голосая, напевная, певучая, пронзительная, протяжная, спокойная, т_гучая, энергичная;

бе_заботная, бе_печная, буйная, вел_чавая, веселая, в_лнующая, вольная, выразительная, грус_ная, жизн_радостная, задушевная, ласковая, мучительно-грус_ная, оч_ровательная, сердечная, сла(д,т)кая, торжестве(н,нн)ая, трогательная, уд_вительная, ч_рующая, чудесная, шутливая.



Зима. О характере погоды, о наличии снега:

белая, бесснежная, вихревая, влажная, вьюжная, вялая, жестокая, лютая, малоснежная, метелистая, многоснежная, морозная, мягкая, пуховая, седая, серебряная, снежная, суровая, туманная.


О впечатлении:

грозная, губительная, сердитая, страшная, суровая, угрюмая.


Звезда. О величине, цвете:

бледная, гаснущая, дрожащая, лучистая, мерцающая, сверкающая, яркая, ясная.


О положении на небе:

вечерняя, далекая, небесная, недоступная, недосягаемая, падающая, предрассветная, утренняя.


О впечатлении:

безмолвная, беспечная, бесстрастная, гордая, дивная, молчаливая, одинокая, приветливая, трепетная.


Иней. О цвете:

алмазный, белый, блестящий, голубой, жемчужный, искристый, искрящийся, ослепительный, серебристый, серебряный, хрустальный, яркий.


О виде, характере:

бахромчатый, густой, колкий, кружевной, легкий, ломкий, мохнатый, нежный, пушистый, сквозной, тонкий.


Снег:

белый, искристый, иссиня-голубой, лучистый, ослепительный, пепельно-серый, сахарный, сверкающий, чистый, яркий.


Работы учащихся.

Звездная песня зимы.

Когда я слышу эту музыку, мне сразу представляется большое поле, покрытое снегом, черное небо с отдаленно мерцающими звездами. Звезды кажутся маленькими и колючими. Сквозь снег кое-где торчат пучки сухой травы, тоненькие ветки кустарников. И никого… Морозная ночь.

Вдруг начинается сильный ветер, который сметает снег и кружит, и кружит его по полю в бешеном танце. Уже не видно ничего, ничего нельзя различить: ни черного неба, ни белого поля, ни звезд, ни месяца – все становится одинаковым, все замело снегом.

Ветер утих. На небе появились облака, пошел снег, густой и пушистый, и белыми цветами стал ложиться на все. Сразу стало тихо и спокойно. И так же спокойно и тихо стало на душе.


Звезды поют тонко-тонко…

В прекрасную зимнюю ночь смотришь на небо и думаешь: «Какие загадочные звезды!». Они кажутся очень маленькими, но на самом деле звезды огромны и величественны. Их особенно много в морозную ночь, когда они зажигаются на темно-синем небосклоне, украшая его фантастическими узорами.

Звезды могут говорить между собой обо всем. Но есть среди них и поющие. Если напрячь свое воображение, то можно услышать звездную песню зимы. Эти недосягаемые огоньки поют обо всем прекрасном. О любви, о тайне, о доброте, о красоте. Невозможно оторваться, слушая их. Существует примета, что когда падает одинокая звезда, нужно загадать желание – и оно обязательно сбудется. Загадывая его, можно услышать, как поет эта звездочка, прощаясь с остальными для того, чтобы осчастливить одного человека, загадавшего желание.

А еще звезды имеют имена, и каждой вновь открытой звезде люди дают имя. Когда умер Владимир Высоцкий, была открыта новая звезда, названная в честь него. Она, наверное, поет на небе его песни…


Звездная песня зимы.

Наконец-то пришла зима! Все покрылось ослепительным снежным одеялом. Земля превратилась в пушистого белого цыпленка. На домах висят сосульки, как леденцы в лавке древнерусского купца. Все зажило другой жизнью, приобрело другой цвет, другой характер. Стоит только закрыть глаза – и сразу начинают выплывать из темноты какие-то зимние образы. Вот стройная елочка, вот снежные зайчики, вот белые фигуры, меняющие каждый миг свои очертания. И кажется, будто слышится какая-то мелодия – спокойная, тягучая… «Звездная песня зимы», - сразу промелькнуло у меня в мыслях.

Я открыл глаза, осмотрелся. Жизнь по-прежнему шла бесшумно и спокойно. За окном снова, медленно кружась, шел снег.


Мелодии зимнего леса.

Прозвучали первые аккорды, первые ноты чудесной мелодии, и мысленно перенеслась в зимний лес.

Еще вечер. Вокруг тихо и спокойно. Обитатели леса – растения и животные – готовятся ко сну. Ничто не предвещает снега и вьюги, лишь смиренный ветерок баюкает уставшую за день природу леса, как будто дожидаясь, когда она уснет. И вот на темном зимнем небе появляется луна, ее окружает россыпь звезд, больших и маленьких, ярких и бледных, одиноких и собранных в созвездие. Они оповещают о наступлении ночи. Некоторые из них кружатся в хороводе, напевая веселую и задорную песню.

Подыгрывая им, ветерок, ждавший весь день свободы, начинает дуть все быстрее и сильнее. Кружась в невидимом танце, он поднимает метель. Движимая ветром, она в беспорядке раскидывает снежинки в разные стороны, закрывая, преграждая путнику дорогу стенами из снега и залепляя ему лицо. Вьюга то одевает деревья, то портит их наряды, а ведь сама одарила деревья белыми платьями. Вьюга – вот настоящее разгулье для ветра!

Но ничто не бесконечно, и эта ночь тоже имеет свой конец. И все стало как прежде. Звезды и луна спрятались за небесами. Встало огромное солнце, вместе с ним проснулся лес, а ветер снова стал ветерком.

Чудесная музыка тоже остановилась, а я теперь могу лишь вспоминать ее…




Плачет она, моя звездочка.

Звездная ночь. Тишина. Только скрипит сахарный снег под ногами. В воздухе чувствуется мороз и свежесть. Я невольно поднимаю глаза на иссиня-черное небо. На нем множество маленьких мерцающих звездочек. Я смотрю и не могу налюбоваться на них.

Вдруг я увидела, как маленькая звездочка оторвалась от неба и стремительно начала падать вниз. Я побежала и хотела поймать ее, но напрасно, потому что чем быстрее я бежала, тем больше утопала в холодном мохнатом снегу.

Я вернулась назад, чтобы не заблудиться в темном, таинственном лесу. Звездочки уже не было видно. Мне стало ее очень жаль. «Вдруг она сейчас лежит где-нибудь за лесами. И плачет от страха, холода и одиночества, - думала я. – А может, она улетела далеко-далеко, к Черному морю, и лежит, греется на солнышке?». От этой мысли, что со звездой ничего не случится, мне стало хорошо и тепло на сердце.


Мелодии зимнего леса.


В тот год зима была особенно красива. Было необычайно холодно, но светло как-то, солнечно и весело.

Все дни я проводила в лесу. Там – как в сказке! Забываются все тревоги, обиды, ссоры, грустные мысли улетучиваются. Любуешься природой зимнего леса, слушаешь его звуки, и становится на душе светло.

Белые пушистые лапы елок серебрились на солнце и отливали золотом. Большие, непроходимые сугробы так ярко сияли, что смотреть невозможно было. Ярко-голубое небо, совсем безоблачное, ослепительное солнце, белый снег – все излучало свет и тепло, хотя на дворе тридцать градусов. И весело мне становилось, и радостно.

Утром обычно тихо бывало. Потом, к полудню, лес оживал. Иногда белки пробегали, останавливались, вынюхивали что-то, будто не замечая меня, и дальше скакали, оставляя следы на белом снегу. Часто с белых веток какого-нибудь дерева падал снег, они шевелились, тихонько качаясь, и казалось: деревья оживали.

Людей в лесу в такой мороз не было. Только один охотник проходил неподалеку. Останавливался и любовался красотой зимнего леса. Потом к нему подлетели воробушки и, нежно чирикая, стали прыгать вокруг. Он достал хлеба и посыпал на снег крошки, птицы быстро все склевали и в благодарность запели веселую песенку.

Днем лес шумел и радовался. Птицы, ветерок, нежно качающий деревья, зайцы, белки, изредка пробегающие по хрустящему снегу, - все это создавало необычайную музыку зимнего леса.

К вечеру звуки немного утихли, солнце потихоньку садилось, и небо начинало темнеть. А через два-три часа на черном небе появлялись яркие звезды. Было очень темно, но снег, искрящийся даже ночью, не давал лесу безжизненно уснуть. Становилось как-то жутковато от необычайной тишины. Иногда доносились страшные приглушенные крики совы. А ветер дул все сильнее, как бы убаюкивая своей песней большой зимний лес.

И всю ночь в лесу было тихо. Только шорохи, шаги, крики сов и филинов, порывы ветра нарушали его сон.

Лес спал. Но музыка не утихала. Даже тишина создавала, будто бы из ничего, свои мелодии.


Звездная песня зимы.

Звучит музыка, и я вижу перед собой чудесный, завораживающий зимний вечер. Лес медленно погружается в сказочную зимнюю ночь. На чарующем небе зажигаются первые звезды, еще мерцающие и смутные.

Зимняя природа кажется удивительно тихой и спокойной, но вдруг порыв ветра, резкий и неожиданный, как бы зажигает все звезды ярким светом, подобно четкому аккорду, начинающему представление. Начинается метель, но это не просто метель, которая злится и разбрасывает огромное количества снега, а это метель, подобная большому хороводу зимы. И звезды мерцают как бы в такт этой снежной мелодии. Всю ночь идет это поражающее своим великолепием зимнее представление, в котором участвуют замечательные актеры, такие, как вьюга и легкая поземка, как буран и сильный северный ветер.

И ближе к утру, когда такой же резкий порыв ветра почти сразу погасил все звезды, и небо озарилось первыми лучами еще тусклого зимнего солнца, только тогда кончилось это замечательное представление. И только тихий снежок напоминал об этой «звездной песне зимы».


Послесловие учителя.

Описание зимы, зимней природы – такую работу часто выполняют учащиеся на уроках русского языка. Новым для учащихся было то, что они одновременно учились воспринимать одно и то же явление – зиму – через музыкальные, живописные и художественные произведения. Хочется в заключение отметить, что предлагаемый языковой материал носит рекомендательный характер, так как учитель сам может выбрать наиболее доступный путь к сердцам учеников. Но особую роль на уроке играет настрой учителя, эмоциональность его речи, создание доброжелательной атмосферы, когда ученик не чувствует «работы» учителя, когда ему кажется, что его душа самостоятельно совершает свою работу.

На подобных уроках лексический уровень языка разноуровневых учащихся выравнивается, обогащается. Творческие работы учащихся удивляют своей неповторимостью, проникновенностью.

Урок удался – значит, продолжение следует…







Сочинение по музыкальным впечатлениям на тему: «Звездная песня зимы» (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

На уроках развития речи учащиеся учатся  писать сочинения по музыкальным впечатлениям. Мир музыки пробуждает фантазию детей. Работая с произведениями живописи, музыки и литературы, используя выразительные средства этих видов искусства, учитель может показать многообразие окружающего мира, открыть его тайны.

 

        Учащиеся несколько раз слушают музыкальное произведение или отрывок из него, всматриваются в картины известных художников, анализируют отрывки из художественных произведений. Учитель закладывает на таких уроках основы типологического мышления и анализа – зиму.

Автор Хайрамбаева Гульнара Булатовна
Дата добавления 17.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 994
Номер материала 54228
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓