Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» ( 5 класс)

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» ( 5 класс)

Скачать материал

 СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

 

 

Цели урока: 1) углубить знания учащихся о тексте: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац; 2) активизировать лексику по теме «Осень»; 3) ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазок краски; 4) подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

 

 

Оборудование: 1) репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; 2) искусствоведческий текст по данной картине; 3) словарь искусствоведческих терминов; 4) компьютер; 5) проектор; 6) классическая музыка: Вивальди Осень и Чайковский «Времена года»

 

 

                                          Ход урока.

 

СЛАЙД 1

1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ХУДОЖНИКЕ И ЕГО КАРТИНАХ.

 

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века. СЛАЙД 2

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету.

Искусство стало призванием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Колорит его картин проявился в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.

Как – то Антон Павлович Чехов, разглядывая этюд молодого художника, заметил: «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас». И слово прижилось, стало обозначать особое, немного печальное состояние природы, которое так любил изображать Левитан. Печальное время года осень мы видим в таких картинах Левитана, как

 

«Золотая осень» (1896) СЛАЙД 3

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

 

«Золотая осень. Слободка» (1889) СЛАЙД 4

Есть в осени первоначальной

короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера. (Ф. И. Тютчев)

«Осень. Долина реки» (1896) СЛАЙД 5

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную хранят. (М. Ю. Лермонтов)

 

«Туман. Осень» (1899) СЛАЙД 6

Уж небо осенью дышало,

уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. (А. С. Пушкин)

 

Константин Георгиевич Паустовский  - автор многих произведений о русской природе говорил  СЛАЙД 7

 

-Как вы думаете, что вызвало у писателя такие чувства? Любой ли человек может испытать столь глубокие чувства?

 

Картина И. И. Левитана «Золотая осень» (1895) СЛАЙД 8

заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую художник неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах и картинах.

 

2. БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.

- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?

                (На картине изображена золотая осень, когда природа готовится к зиме, и деревья сбрасывают свои листья. Но здесь деревья еще не успели сбросить листья, и трава тоже не вся желтая. Это – середина осени. Левитан хотел показать красоту этого времени года.)

 

- Почему картина называется «Золотая осень»?

             (Картина называется так, потому что художник выбрал такое время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые и красные. Поэтому по цвету она напоминает цвет золота.)

 

- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?                              

 

                   (Художник выбрал теплые краски: желтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые. Даже река, написанная темными красками, не может изменить теплоту картины.) СЛАЙД  9

 

 

3. ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА

 

Цвета палитры – фрагменты картины «Золотая осень». Вспоминая стихотворение Бунина и сопоставляем.

СЛАЙД 10-11

 

- О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

                          (Я бы написала о том, что деревья стоят в красивом золотом убранстве и все они сливаются в один пушистый ковер. Трава уже не такая сочная, как была летом, но тоже изображена очень красиво, а на нее ложатся листья, падающие с деревьев.)

      

                       (Небо яркое, голубое, с белыми чистыми облаками. Картина, вся как бы освещена солнечным светом.)

 

Учитель предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.

 

4. ОПОРНЫЕ СЛОВА: данное – небо, река, деревья, трава.

 

- Все эти слова – опорные – объекты для написания, то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» о «данном»?

. На доске делается запись:

 

«ДАННОЕ»                                                        «НОВОЕ»

 

НЕБО                                                                                     

                                                             ясное, голубое, светлое,

                                                             чистое, солнечное, с белыми облаками

 

                                                                     

                                                             неширокая, чистая, спокойная,

РЕКА                                                    глубокая, тихая

 

 

 

                                                                      

                                                                           желтые, золотые, разноцветные,

ДЕРЕВЬЯ                                                      осенние, как будто повязались

                                                                       желтыми косынками

 

 

ТРАВА                                                          сухая, желтая,

                                                                       бурая

- С чего бы вы начали сочинение о картине?

              ( С того, что Левитан изобразил красивую пору – осень)

 

- Что бы вы написали после вступления?

            (Стал бы подробно описывать деревья, реку, небо и т. д.)

 

- Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

          (Обязательно написала бы о том, какая осень - красивая пора года и как       Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась.)

 

 СЛАЙД 12

 

5 ФИЗМИНУТКА

 

Релаксация под музыку  Чайковского «Времена года» (с закрытыми глазами)

 

- А теперь слушайте, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В. Б. Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попались в руки только отдельные листы с напечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый, а какой последний? Давайте попробуем вместе найти выход из создавшегося положения. Прочитайте отрывки.

 

 

6 ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ТЕКСТ  СЛАЙД 13 (каждый ученик получает листок с текстом).

-Чтение текста

 

-Соответствует ли содержание текста картине?

- Являются ли отрывки одним текстом?

                       (Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И. И. Левитана «Золотая осень».)

 

-Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?

                (Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы.)

 

-Правильно. Вы доказали, что все отрывки – это один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым, вторым, третьим?

             (В начале текста я бы поставил отрывок «Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж…» В этом отрывке как бы описывается картина полностью, в общем.);

              (За первым отрывком я бы поместила подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая, и  в ней как бы объясняется то, о чем говорится в первом отрывке.);

                 (Последним отрывком я бы написал предложения о красоте природы, потому что в них как будто делается вывод из всего, что сказали раньше.)

 

-Итак, мы с вами восстановили полностью текст. Обратите внимание: каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?

                  (Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке сразу мы видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине.)

 

-Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью и имеющие четкие границы, образуют абзацы.

 

- А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как?

                    (Абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова «посмотрите», «присмотритесь», а в третьем абзаце как бы делается вывод: «всматриваясь в картину Левитана»)

 

- Вы хорошо заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но о них мы узнаем позже.

 

-Понравился ли вам этот текст?

(Мне текст понравился. Автор хорошо и подробно описал картину «Золотая осень». После чтения этого текста я лучше понял картину Левитана.)

 

 

-Что нового о картине И. И. Левитана вы узнали из текста?

(Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез.)

 

 

-Как описывает автор текста реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми из текста.

 

СЛАЙД 14

 

НЕБО

 

синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками

 

РЕКА                                                                                                                   

 

  спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение

 

ДЕРЕВЬЯ

 

отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез

 

ТРАВА

 

побуревшая, осенняя

 

- Как видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые возможности русского языка.

 

 

7. СЛОВАРНО - СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА  

 

- Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих слов: СЛАЙД 15

 

живопись – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ КРАСКАМИ

 

пейзаж – картина, изображающая природу

 

мазки краски – НАЛОЖЕНИЕ КРАСКИ ОТРЫВИСТЫМ, КОРОТКИМ ДВИЖЕНИЕМ КИСТИ, А ТАКЖЕ СЛОЙ КРАСКИ, НАЛОЖЕННЫЙ ТАКИМ ДВИЖЕНИЕМ. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки. СЛАЙД 16

 

 

-Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом «мазки»

 

-Образуйте от имен существительных «пейзаж», «живопись» слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец).

 

 

8. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ

Напишите сочинение - описание по картине И. Левитана «Золотая осень».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» ( 5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: 1) углубить знания учащихся о тексте: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац; 2) активизировать лексику по теме «Осень»; 3) ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазок краски; 4) подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

 Оборудование: 1) репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; 2) искусствоведческий текст по данной картине; 3) словарь искусствоведческих терминов; 4) компьютер; 5) проектор; 6) классическая музыка: Вивальди Осень и Чайковский «Времена года»

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 410
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1284
    • DOCX 50.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сафонова Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сафонова Марина Николаевна
    Сафонова Марина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10667
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 700 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 654 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 513 человек

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек