Главная / Русский язык и литература / Сочинение на лингвистическую тему на ОГЭ. Задание 15.1

Сочинение на лингвистическую тему на ОГЭ. Задание 15.1

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (презентация-алгоритм для учащи...
Как строится сочинение-рассуждение: Тезис (вступление) Основная часть (рассуж...
Оформление вступления Записываю высказывание о русском языке, указываю его ав...
1. Лексика и грамматика. 2. Морфология 3. Синтаксис и пунктуация. 4. Богатств...
Основная часть …лексика и грамматика, то даю определение лексики, грамматики;...
Основная часть … морфология, то даю определения морфологии; Привожу аргумент...
Основная часть Образец …синтаксис и пунктуация, то даю определение синтаксиса...
Основная часть …богатство, точность, образность и выразительность русской лек...
Основная часть … язык и мышление, то показываю взаимосвязь языка и мышления. ...
Основная часть Образец …устная и письменная речь, то стараюсь убедить в том, ...
Основная часть Образец … текстообразующие элементы (абзац, диалог), то даю оп...
Основная часть Образец … язык как система, то показываю, что все единицы язык...
Заключительная часть Образец Вывод, перекликающийся с тезисом Начать вывод мо...
Как можно написать вывод Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысл...
Сочинение на тему «Лексика и грамматика» «Словарь языка свидетельствует, о че...
Сочинение на тему «Лексика и грамматика» Известный лингвист И.Г. Милославский...
Сочинение на тему «Лексика и грамматика» «Грамматика позволяет нам связать ме...
Сочинение на тему «Морфология» Выдающийся русский лингвист А.А. Потебня писал...
Сочинение на тему «Синтаксис и пунктуация» М.Э. Салтыков-Щедрин писал: «Мысль...
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в наш...
Я полностью согласен с высказыванием А.И. Горшкова, который высказал мысль о...
Сочинение на тему «Язык и мышление» Д.С.Лихачев утверждал: «Верный способ узн...
Сочинение на тему «Устная и письменная речь» Русский писатель Б.В.Шергин писа...
Сочинение на тему «Текстообразующие элементы» Высказывание из Литературной эн...
Сочинение на тему «Язык как система» Известный русский лингвист М.В. Панов пи...
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамк...
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (презентация-алгоритм для учащихся
Описание слайда:

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (презентация-алгоритм для учащихся) Учитель русского языка и литературы МБОУ «Бибиревская оош» Западнодвинского района Тверской обл. Полончук О.Г (обобщение опыта работы)

№ слайда 2 Как строится сочинение-рассуждение: Тезис (вступление) Основная часть (рассужден
Описание слайда:

Как строится сочинение-рассуждение: Тезис (вступление) Основная часть (рассуждение на теоретическом уровне) Первый аргумент Второй аргумент Вывод-заключение

№ слайда 3 Оформление вступления Записываю высказывание о русском языке, указываю его автор
Описание слайда:

Оформление вступления Записываю высказывание о русском языке, указываю его автора. Рассуждаю, о чем данное высказывание, что хотел подчеркнуть автор. Для этого: а) внимательно читаю высказывание; б) стараюсь его осмыслить; в) выделяю ключевые слова. Сформулировать позицию автора помогают такие слова и выражения: автор анализирует подчёркивает рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет противопоставляет называет раскрывает содержание отмечает важность утверждает считает, что… и т.д. Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ... вынужден согласиться с ... я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д. 2-3 предложения

№ слайда 4 1. Лексика и грамматика. 2. Морфология 3. Синтаксис и пунктуация. 4. Богатство,
Описание слайда:

1. Лексика и грамматика. 2. Морфология 3. Синтаксис и пунктуация. 4. Богатство, точность, образность и выразительность русской лексики. 5. Язык и мышление. 6. Устная и письменная речь. 7. Текстообразующие элементы. 8. Язык как система. Если высказывание на тему … Варианты тем: Переход к заключительной части

№ слайда 5 Основная часть …лексика и грамматика, то даю определение лексики, грамматики; по
Описание слайда:

Основная часть …лексика и грамматика, то даю определение лексики, грамматики; показываю взаимосвязь этих наук (для этого, например, раскрываю лексическое значение какого-то слова и указываю, в какой форме оно употреблено в предложении и почему); или рассматриваю ряд синонимов, которые являются однородными членами (например: Небо потускло, поблекло.); или нахожу слово (слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами; или нахожу слова экспрессивной окраски и т.д. Стараюсь приводить примеры из разных разделов грамматики. Приведенные примеры обязательно анализирую. Образец 1 Образец 2

№ слайда 6 Основная часть … морфология, то даю определения морфологии; Привожу аргументы,
Описание слайда:

Основная часть … морфология, то даю определения морфологии; Привожу аргументы, основываясь на те лингвистические явления, о которых идет речь в высказывании. Это могут быть глаголы, их наклонения, местоимения, существительные, союзы, частицы и т.д. Образец

№ слайда 7 Основная часть Образец …синтаксис и пунктуация, то даю определение синтаксиса и
Описание слайда:

Основная часть Образец …синтаксис и пунктуация, то даю определение синтаксиса и пунктуации; привожу аргументы, убеждающие, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, четко и внятно выразить ту или иную мысль; привожу аргументы, убеждающие, что синтаксис выполняет коммуникативную функцию (т.е. функцию общения) Для этого нахожу восклицательные, вопросительные предложения, диалоги, прямую речь, предложения, оканчивающиеся многоточием, обращения. Объясняю, какую роль они играют в данном тексте.

№ слайда 8 Основная часть …богатство, точность, образность и выразительность русской лексик
Описание слайда:

Основная часть …богатство, точность, образность и выразительность русской лексики, то показываю роль синонимов антонимов эпитетов метафор олицетворений сравнений в тексте. При этом даю определение средствам выразительности, стараюсь подобрать яркие примеры из текста, показываю их роль в тексте. Образец 1 Образец 2

№ слайда 9 Основная часть … язык и мышление, то показываю взаимосвязь языка и мышления. Для
Описание слайда:

Основная часть … язык и мышление, то показываю взаимосвязь языка и мышления. Для этого подбираю аргументы, помогающие убедить в том, что а) по речи говорящего можно судить о культуре человека, профессионализме, интеллектуальном уровне, интеллигентности, образованности, настроении, чувствах… б) язык помогает человеку выразить себя, а собеседнику составить мнение о нем. Образец

№ слайда 10 Основная часть Образец …устная и письменная речь, то стараюсь убедить в том, что
Описание слайда:

Основная часть Образец …устная и письменная речь, то стараюсь убедить в том, что если говорящему человеку помогают жесты, мимика, то пишущему – знаки препинания. Они помогают перенести эмоции на бумагу. Для этого показать роль в тексте запятых, многоточий, восклицательных знаков, междометий . Можно рассмотреть неполные предложения, книжную лексику, свойственную только письменной речи.

№ слайда 11 Основная часть Образец … текстообразующие элементы (абзац, диалог), то даю опред
Описание слайда:

Основная часть Образец … текстообразующие элементы (абзац, диалог), то даю определение абзаца; анализирую, на сколько абзацев (микротем) разбит данный текст с целью развития мысли; нахожу «скрытые» абзацы (если они есть), рассуждаю, почему автор «спрятал» их внутри других микротем (возможно, он не хотел выставлять какую-то информацию); нахожу в тексте диалоги и анализирую, почему автор использует в тексте диалоги героев, вместо того, чтобы передать их речь от себя.

№ слайда 12 Основная часть Образец … язык как система, то показываю, что все единицы языка:
Описание слайда:

Основная часть Образец … язык как система, то показываю, что все единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, - связаны между собой и каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу, свою функцию. В качестве аргументов можно привести пример использования в слове мягкого согласного звука (уголь вместо угол). Можно найти однокоренные слова и показать, какой морфемой они отличаются (сосед - соседка).

№ слайда 13 Заключительная часть Образец Вывод, перекликающийся с тезисом Начать вывод можно
Описание слайда:

Заключительная часть Образец Вывод, перекликающийся с тезисом Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.

№ слайда 14 Как можно написать вывод Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  
Описание слайда:

Как можно написать вывод Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или:         Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

№ слайда 15 Сочинение на тему «Лексика и грамматика» «Словарь языка свидетельствует, о чем д
Описание слайда:

Сочинение на тему «Лексика и грамматика» «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Это высказывание Г.Степановой свидетельствует о том, что такие две науки как лексика и грамматика, тесно взаимосвязаны. Постараюсь доказать это на примере текста. Известно, что каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением. Лексика – это словарный состав языка. В предложении 24 автор использует выражение «официально-нечеловеческий» голос. Эта фраза отображает пустоту душевного мира детей. У них нет ни малейшей доли сострадания к пожилой женщине, которая потеряла на войне сына. Школьники пришли только для того, чтобы забрать любой ценой письма, принадлежащие Анне Федоровне. Рассмотрим данное выражение с грамматической точки зрения. Грамматика – раздел языка, изучающий строй языка и его законы. Словообразование – одна из ветвей грамматики. Эта наука изучает строение слов и способы их образования. Используя прием сложения основ, автор предал простым словам «официальный» и «нечеловеческий» дополнительный смысловой оттенок. Лексическое значение слов «обеспокоил», «удивил», «обидел» отображают душевное состояние Анны Федоровны после разговора с детьми. Данные глаголы употреблены в прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. Именно такой формы требует конструкция предложения. Таким образом, мы убедились в верности высказывания Г.В.Степановой и с помощью примеров из текста доказали , что между лексикой и грамматикой существует тесная связь. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г.

№ слайда 16 Сочинение на тему «Лексика и грамматика» Известный лингвист И.Г. Милославский ут
Описание слайда:

Сочинение на тему «Лексика и грамматика» Известный лингвист И.Г. Милославский утверждал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же слова, т.е.имеют не только форму, но и значение». Я полностью согласен с этим высказыванием. Союз – служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов, простых предложений в составе сложного, а также для связи предложений в тексте. В русском языке союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Каждый союз, употребленный в предложении, вносит в него определенный смысловой оттенок. Приведу примеры из текста В. Чаплиной. В предложении «когда наступили холода, они ее бросили на даче и уехали в город» нахожу подчинительный союз «когда». Он вносит в предложение временной оттенок. В предложении 15 автор употребляет союз «а». Это сочинительный союз. Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и противительные. Данный союз противительный, он вносит в предложение значение противопоставления: «дорога вывела ее (собаку) на шоссе», кажется, можно и остановиться, передохнуть, «а она все бежала и бежала куда глаза глядят», потому что искала своих хозяев, не зная, что ее бросили, что она теперь бездомная. Таким образом, мы убедились в верности высказывания И.Г. Милославского. С помощью примеров из текста доказали, что союзы, являясь служебными частями речи, вносят в предложения определенное значение. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г.

№ слайда 17 Сочинение на тему «Лексика и грамматика» «Грамматика позволяет нам связать между
Описание слайда:

Сочинение на тему «Лексика и грамматика» «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Это высказывание Л.В.Успенского свидетельствует о том, что такие две науки, как грамматика и лексикология тесно взаимосвязаны. Лексикология – наука о языке, изучающая словарный запас языка. Каждое слово обладает лексическим значением. В предложении восемнадцатом В.Астафьев, чтобы передать чувства матери, у которой отобрали детей, использует глаголы «металась», «сидела», «слушала». Материнский инстинкт куницы не позволил ей оставить детенышей, забранных мальчишками. Она несколько дней безутешно ждала их, переживала, страдала. Рассмотрим данные слова с грамматической точки зрения. Грамматика – раздел языка, изучающий его строй и законы. Морфология – одна из ветвей грамматики. Эта наука изучает части речи, их формы. Глаголы «металась», «сидела», «слушала» употреблены в прошедшем времени, единственном числе, женском роде. Именно такой формы требует конструкция предложения. В шестом предложении автор использует глагол «притаилась», стоящий в прошедшем времени во множественном числе. Лексическое значение слова – спрятаться, сидеть тихо в ожидании чего-либо. Именно так и поступили мальчишки, когда выслеживали Белогрудку и ее детенышей. Таким образом, мы убедились в верности высказывания Л.В.Успенского. С помощью примеров из текста доказали, что между лексикой и грамматикой существует тесная связь. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г.

№ слайда 18 Сочинение на тему «Морфология» Выдающийся русский лингвист А.А. Потебня писал: «
Описание слайда:

Сочинение на тему «Морфология» Выдающийся русский лингвист А.А. Потебня писал: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существенным только в мысли говорящего». Действительно, глаголы, стоящие в условном или повелительном наклонении, не изменяются по временам и обозначают желаемое действие, в отличие от глаголов в изъявительном наклонении, отображающих событие, которое происходило, происходит или будет происходить. Чтобы продемонстрировать сходство вышеуказанных наклонений глагола, обратимся к тексту А.Г. Алексина. В одиннадцатом предложении автор употребляет глагол в повелительном наклонении «имейте» (в виду). Женщина, будучи добрым и совестливым человеком, отвечала за здоровье всех жильцов дома. Она расстраивалась, если кто-то заболевал и варварски относился к своему организму. При помощи данного глагола женщина призывала людей беречь здоровье. В двадцать шестом предложении встречается глагол, стоящий в условном наклонении «видел бы». Это событие «существует только в мысли говорящего». Ведь супруг женщины умер из-за болезни, и он никогда уже не посмотрит на свою жену. Вдова посчитала своим долгом никому не давать пренебрегать своим здоровьем, чтобы те не повторили судьбу ее мужа. Таким образом, мы убедились в верности высказывания А.А. Потебни. С помощью примеров из текста показали их сходство. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г.

№ слайда 19 Сочинение на тему «Синтаксис и пунктуация» М.Э. Салтыков-Щедрин писал: «Мысль фо
Описание слайда:

Сочинение на тему «Синтаксис и пунктуация» М.Э. Салтыков-Щедрин писал: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, потому-то она так легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Я полностью согласен с этим высказыванием. Действительно, синтаксис, грамматика и пунктуация помогают мысли автора яснее «дойти» до читателя. Докажем данное утверждение с помощью примеров из текста Т.В.Устиновой. Например, тридцатое предложение представляет собой бессоюзное сложное предложение, отражающее несколько картин действительности. Вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части (читатель узнает, что в зоопарке никого не было, потому что «холодно, осень, будний день». Чтобы ярко и вместе с тем лаконично выразить мысль, автор между частями предложения ставит двоеточие. На мой взгляд, оригинальна концовка текста. Предложения 35, 36, 37, 38, 39, 42 и 43 представляют собой очень короткие, но емкие по содержанию простые предложения. Автор использует прием парцелляции, чтобы подчеркнуть одиночество своего маленького героя, который лишился лучшего друга. Читатель понимает, что Тимофей больше не вернется в зоопарк. Никогда. Таким образом, прав был салтыков-Щедрин: чтобы точнее и доходчивее донести мысль до читателя, автор обращается к синтаксису, грамматике, пунктуации. Захарнев Вячеслав, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г

№ слайда 20 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем
Описание слайда:

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - писал К.Г.Паустовский. Я полностью согласен с автором данного высказывания, подчеркнувшего богатство, точность и образность языка. Обратимся к тексту Ю.Я.Яковлева. В семнадцатом предложении автор, описывая собаку, использует сравнение «как человек» (вздохнула). Сравнение – это изобразительный прием, основанный на сопоставлении двух предметов. В данном случае это художественное средство помогает показать душевное состояние собаки, ведь животные способны так же переживать, как и люди. В предложениях пятьдесят третьем и пятьдесят четвертом автор употребляет эпитеты «бессменный» (пост) и «вечном» (ожидании). Эпитет – яркое, образное определение. Используя указанные эпитеты, автор подчеркивает преданность собаки. При жизни собака была предана своему хозяину, и эту верность она сохранила и после его смерти. Она не хотела принимать дружбу мальчиков и все ждала своего погибшего хозяина. Эпитеты и сравнение помогли автору создать образ верной собаки, точно передать ее состояние. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г Сочинение на тему «Богатство, точность, образность и выразительность русской лексики»

№ слайда 21 Я полностью согласен с высказыванием А.И. Горшкова, который высказал мысль о то
Описание слайда:

Я полностью согласен с высказыванием А.И. Горшкова, который высказал мысль о том, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Действительно, средства выразительности играют важную роль в тексте. Они помогают лучше узнать персонажей, богатство их духовного мира, душевное и физическое состояние. Если бы в произведении не было средств выразительности, то оно стало бы сухим и неинтересным. Обратимся к тексту А.А. Лиханова. В шестом предложении автор использует два средства выразительности – эпитет и сравнение. Эпитеты – это образные определения, помогающие нарисовать красочную картину. С помощью эпитета «неживая» (рука) автору удается показать бедственное положение солдата, находящегося на грани жизни и смерти после тяжелого ранения. Но вот его рука снова «порозовела и стала теплой». Помогла сотворить это чудо тетя Груня, которая не жалела слов, «мягких, как хорошая повязка». С помощью этого сравнения автор показывает заботливое отношение сиделки к бойцу, которая не жалела ни слов, ни времени, для того чтобы выходить простого солдата. У этой женщины было очень теплое сердце и невероятно добрая душа. Таким образом, средства выразительности делают любой текст ярким, живым, эмоциональным. Они показывают внутренний мир человека, его отношение к другим людям. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г. Сочинение на тему «Богатство, точность, образность и выразительность русской лексики»

№ слайда 22 Сочинение на тему «Язык и мышление» Д.С.Лихачев утверждал: «Верный способ узнать
Описание слайда:

Сочинение на тему «Язык и мышление» Д.С.Лихачев утверждал: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Я полностью согласен с этим высказыванием, ведь, действительно, по речи человека можно узнать очень многое о нем: интеллектуальный уровень, образованность, культуру, настроение, даже профессию. Чтобы доказать авторскую мысль, обратимся к тексту С.В.Сергеевой. Реплики бабушки (предложения 5, 12 – 16) показывают, что она вежливый, чуткий человек, ей хочется рассказать женщине о проблеме собаки, потерявшей хозяина, поделиться с новой знакомой своими переживаниями. В ее речи звучат теплые слова в адрес умершего Ивана Матвеевича. Видно, что бабушка была неравнодушна к проблеме несчастной собаки, но по каким-то причинам не может взять животное к себе. Реплики Марины (предложения 29 – 39) наполнены душевной теплотой, жалостью к бедному животному. Они характеризуют Марину как человека, умеющего сострадать и заботиться. Видно, что Марина приобрела не только собаку, но и верного друга, оттого для нее и «дом стал уютнее», и «не сердце стало теплее». Таким образом, прав был Лихачев: речь человека, действительно, раскрывает его моральный облик, характер. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г

№ слайда 23 Сочинение на тему «Устная и письменная речь» Русский писатель Б.В.Шергин писал:
Описание слайда:

Сочинение на тему «Устная и письменная речь» Русский писатель Б.В.Шергин писал: «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Я согласен с этим высказыванием. Чтобы ярче, грамотнее выразить мысль, в полной мере передать интонацию речи, чувства героев, их отношение к происходящим событиям, автор привносит в свой текст различные знаки препинания, иногда использует неполные предложения. Обратимся к тексту В.А.Осеевой – Хмелевой. Рассмотрим второе предложение «смотри-ка… рогатка у меня», вторая часть которого представляет собой неполное предложение, и автор после первой части ставит многоточие. Пауза, созданная знаком препинания, говорит о том, что мальчик, скорее всего, сопровождал свою речь жестами. Вероятно, он вытащил рогатку из кармана и показал ее ребятам. В приведенном примере многоточие помогло читателю в воображении дорисовать картину происходящего. Предложения 42 и 43 полны восклицательных знаков (во втором случае знак даже разбивает предложение). Автор не случайно поставила их. Восклицательные знаки указывают на эмоциональность речи мальчика. Левка откровенно высказывает свое неприязненное отношение к пожилой женщине и к ее коту. Таким образом, мы убедились в верности высказывания Б.В.Шергина: правильно выбранные знаки препинания и синтаксические конструкции помогают автору создать образы главных героев. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г.

№ слайда 24 Сочинение на тему «Текстообразующие элементы» Высказывание из Литературной энцик
Описание слайда:

Сочинение на тему «Текстообразующие элементы» Высказывание из Литературной энциклопедии гласит: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Я полностью согласен с этим утверждением. Действительно, такой тектообразующий элемент как диалог играет очень важную роль в художественных текстах: он помогает раскрыть характеры и моральный облик героев, понять их настроение, отношение друг к другу. Обратимся к эпизоду из произведения А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», где автор описывает встречу своего героя с Лисом. Речь Лиса плавная, мягкая, наполнена мудрыми словами. Он открыто говорит с Маленьким принцем, выражает желание, чтобы тот его приручил. Из содержания 38 предложения видно, что Лис искренне привязался к мальчику, полюбил его и будет скучать без своего маленького друга. Лис стал для Маленького принца учителем, открывшим весь необъятный мир с его важнейшими истинами. Речь Маленького принца робка, неуверенна, полна вопросов (например 11, 32 предложения). Он хотел всему научиться, все узнать, и в этом ему помогал мудрый Лис. Предложения 39, 40 свидетельствуют о том, Маленький принц боялся причинить Лису страдания. Приведенные примеры подтверждают высказывание из Литературной энциклопедии. Действительно, речь героев обладает способностью раскрывать их характер, душу, чувства, передает отношение друг к другу. Николаев Виталий, ученик 9 класса МБОУ «Бибиревская оош» 2014 г.

№ слайда 25 Сочинение на тему «Язык как система» Известный русский лингвист М.В. Панов писал
Описание слайда:

Сочинение на тему «Язык как система» Известный русский лингвист М.В. Панов писал: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу». Докажем мысль о том, что каждая единица языка выполняет свою функцию в речи, на примерах из текста Ю.В.Сергеева. Обратимся к предложению №30. Оно очень короткое, состоит всего лишь из двух слов - «чего», «стоишь». Первое слово – вопросительное местоимение, его функция – задать вопрос, поэтому и все предложение по цели высказывания вопросительное. Каждый человек, общаясь с бывалым казаком Гриничкой, невольно задавал себе вопрос: «Чего он стоит?». То есть какой он человек и чего добился в жизни? Такой смысл несет в себе слово «стоит». В этом слове два гласных звука – «о» и «и». Ударение падает на первый гласный звук. Если поставить ударение на второй гласный звук, то слово (а за ним и все предложение) приобретет совсем иной смысл: чего стоишь, то есть почему не садишься? В предложении №22 автор сравнивает песню со степью – так просторно текла она с губ старого казака. Если в слове «степь» не была бы обозначена мягкость согласного звука «п», то получилось бы слово «степ» - ритмичный танец, чечетка. А плавную песню никак нельзя сравнивать с быстрым танцем. Обратим внимание, что в предложении №8 автор использует архаизм «ворогов». В корне наблюдается полногласие «оро». Существительное «ворогов» удачно сочетается с прилагательным «окаянных» (этот эпитет издавна применяли на Русь к слову враг). Прием инверсии в словосочетании «ворогов окаянных», помогает еще сильнее передать ненависть казаков к врагам земли русской. Таким образом, можно сделать вывод, что каждое звено языковой системы – звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… не только занимает определенное место, но и играет важную роль. Учитель русского языка Полончук О.Г.

№ слайда 26 http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)
Описание слайда:

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2 Интернет – ресурсы: Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Сочинение на лингвистическую тему на ОГЭ. Задание 15.1
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная презентация представляет собой обобщение  опыта работы по обучению девятиклассников написанию сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ. Это своеобразный тренажер для учащихся. 

Презентация напоминает, как строится сочинение -рассуждение, далее приводятся алгоритмы  написания сочинений и образцы.

Определив тему сочинения:1)лексика и грамматика, 2)морфология, 3)богатство, точность, образность и выразительность русской лексики и т.д., можно по ссылке перейти на нужную страницу, чтобы ознакомиться с советами по написанию сочинения на заданную тему.

Готовые образцы сочинений существенно помогут отточить навык выполнения сложной работы при подготовке к экзамену.

 

Автор Полончук Ольга Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3373
Номер материала 50608
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓