Инфоурок Русский язык КонспектыСочинение - описание по картине А.Дузельханова «Охота»

Сочинение - описание по картине А.Дузельханова «Охота»

Скачать материал

Тема.           Сочинение - описание по картине А.Дузельханова «Охота»

 

Цели и задачи:

·         закрепить изученное о правописании и употреблении в речи прилагательных; систематизировать приобретённые учащимися знаний об описании;

·          активизировать  лексику учеников; формировать умение наблюдать, выделять главное, отличать описательный тип от других типов речи;

·          Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения; в) правильно строить текст, используя лексические возможности языка; подготовить учащихся к речевому действию – сочинению – описанию   

·         вызвать интерес к изобразительному искусству, к истории и традициям народа, воспитывать личностное отношение ко  всему происходящему

Методические приемы: лекция, постановка вопросов, реализация домашнего задания, творческая работа.

 Оборудование: репродукция картины художника А.Дузельханова « Охота» (“Русский язык”. Учебник 6 класс М.Р.Кондубаева,,Алматы «Атамұра» 2006, страница 160, цветная вклейка),

Слайдовая презентация творчества художника.

 

I.                    Подготовка к восприятию произведения живописи.

 

 

Сообщение учащихся о художнике А. Дузельханове.

 Агимсалы Дузельханов - родился 19 августа 1951 году в г.Казалинске Кызыл-Ординской области. Закончил Алматинское художественное училище, затем Московский государственный институт им.В.И.Сурикова.

 А.Дузельханов с 1982 года работает преподавателем Академии искусств им. Жургенова, отличник образования РК, дипломант всесоюзных международных и республиканских выставок и конкурсов. Художественные полотна А.Дузельханова находятся в резиденциях Президента Республики Казахстан в Алматы и Астане, резиденции Президента Республики Туркменистан.

 Творчество А.Дузельханова высоко оценено государственными наградами и званиями. Его узнаваемые характерные работы всегда востребованы истинными почитателями искусства и коллекционерами. Член Союза художников СССР с 1985 года. В 1992 году принимал непосредственное участие в разработке национальной валюты Республики Казахстан. Доцент Государственной художественной академии. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан 2003 года. Является также графиком и иллюстратором книг. Нашему вниманию представлена репродукция его картины «Охота».

 II. Сообщения учащихся об охоте беркутчей. .(слайды 7-10)

 

 

1.      Сегодня мы знакомимся с картиной «Охота». Наша задача – понять замысел художника и создать собственное художественное произведение – сочинение по картине. Прежде чем приступить к работе хотелось быузнать, что вы знаете о традиционной охоте казахов – беркутчи. 

Вывод. Наиболее распространённый вид охоты у казахов – охота с беркутом. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства. Эта птица способна одолеть в поединке лису или  волка. Кульминационный момент нападения беркута на добычу  и их борьба вызывает неподдельное волнение.(слайды 7-10)

 

Ловля с беркутом - излюбленный у казахов вид охоты, в ней участвует несколько человек. Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки, подпирает руку подставкой (балдак) и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу, кусбеги отпускает беркута. Каждый атрибут для охоты с орлом имеет свое назначение: кожаный чехол, плотно закрывающий глаза беркута; вязаный аркан; тесёмка на шею и на лапы;  подставка, на которую высаживают птиц; мешочек с пищей, чтобы привлечь птицу во время охоты.

Каждый год казахские охотники собираются , чтобы продемонстрировать свое мастерство, которое было практически предано забвению в советские времена. По словам охотников, они хотят донести молодому поколению традиции их предков.

III.             Беседа по картине.

 Словарно-стилистическая работа.

(слайд 11) (кюй Курмангазы «Сарыарка)

Погружение в картину. Минуту ученики молча рассматривают картину под кюй Курмангазы «Сарыарка»

1. какое настроение создаётся у вас, когда смотрите на картину?

-от картины исходит энергия, сила; чувствуешь аромат цветов, запах трав.

2. удалось ли художнику передать красоту природы, грацию птиц, азарт охотников?

-смотрим и как бы ощущаем степь, слышим топот копыт, храп и тяжёлое дыхание лошади, крик беркутчи, шум крыльев птицы.

                   3. Как художнику удалось передать такое настроение?

                   Картина написана яркими, сочными красками.

                  4.  Какие это краски?

(Ярко-жёлтая, золотистая, светло-коричневая, синеющие горы, голубые цветы.            Картина вся наполнена солнечным светом).

 

  

IV. Работа с черновиком (мини-зарисовка)

1.      Что с первого взгляда привлекает внимание?

-центр композиции: собака, беркут, охотник на лошади

      2. В чём особенность композиции?

* Автор находится недалеко от охотника. Это подчёркнуто более крупным  размером собаки и беркута, чёткой фигурой всадника.

3. Работа в группе.

1гр.:    Степь: цветущая, бело - голубые цветы

             Небо: синее, местами золотисто-оранжевое.

 Человек на фоне природы, но не только фон, но как бы часть этой природы. Страстность героя находит отклик в природе: раскалённое небо, степь – негде спрятаться, тревожно.

2 гр.: Описание лошади. Как изображена лошадь?

Быстрая, стремительная, бегущая, с развевающим хвостом и гривой, гнедая, сильная, выполняет желания хозяина, ноздри раздуваются, всхоапывает, скачет, летит над степью, мчится и кажется вот-вот взлетит,несётся.

3 гр.: всадник: Каким образом выделяет фигуру охотника?

Уверенно сидит в седле, держит в руке курук, слившийся в едином порыве с конём, глаза горящие, смотрит в даль, нацеливается, догоняет, азарт, погоня

4 гр.  Беркут – падает камнем, быстрокрылый, завораживает

          Собака – быстрая, лёгкая, на вид хрупкая, тазы, бросается наперерез…

           Лиса – рыжая, петляющая, пытается спрятаться.

I.                    Палитра художника.  

1.      Какие цвета использовал художник для своей картины?

-В основном холодные цвета: голубые и белые цветы. Синяя бегущая в даль речка. Синяя даль.  

Но есть и тёплые: золотисто-жёлтые цветы, золотисто – оранжевое небо. Коричневая одежда, гнедая лошадь

Фигуры сливаются с природой в едином целом.

Скрытый контраст

2.      Чем восхищаемся?

Всё прекрасно, вызывает восторг. И цветовая гамма, и азарт охотников, картина наполнена энергией жизни.

3.      Работа над планом сочинения

А) С чего бы начали описание картины?

Б) О чём бы обязательно написали?

В) Чем закончили сочинение?

Составляем  примерный план.

1.      А.Дузельханов – мастер-живописец.

2.      Верные друзья: охотник, лошадь, беркут, собака.

3.      Схватка между охотниками и лисой

4.      Охота – древнее традиционное  развлечение народа.

II.                 Выбор типа речи.

·         Какие типы речи знаете?

·         Повествование – это рассказывание о чём-либо…

·         Рассуждение?

·         Выдвигаем тезис, доказываем, приходим к выводу.

·         Описание? Что можно описывать?

·         Что будем описывать?

·         В каком стиле?  - в художественном стиле.

·         Какие изобразительные приёмы используются в художественном стиле?

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение

·         Какие части речи вы чаще всего будете употреблять?

Прилагательные

·         Как вы использовали эти приёмы в своих зарисовках?

Чтение работ. Порядок выступления:

2.      Кто изображён (охотники)

3.      На фоне чего? (пейзаж)

4.      что главное? (кульминационный момент охоты)

 

Словарная работа

 Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция., мастер,

 

В сочинение важно не повторятся, поэтому некоторые слова заменяем синонимами:

Картина – шедевр, полотно, репродукция,живопись

Художник – он, мастер, живописец, Дузельханов

Всадник – охотник, беркутчи, он,кусбеги

Лошадь – конь, скакун, гнедой,

Собака – тазы, гончая, верный помощник, друг, пёс

Написал – создал, выразил, изобразил

·         Какие правила нужно помнить при написании сочинения?

·         В каком времени будете писать? (настоящем)

·         По какой схеме строится предложение?

·         Определение, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

·         Сколько абзацев будет?

·         Правило трёх «Я» 

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

IV.              Попробуй  войти в картину, найди понравившееся тебе  уголок и опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь. А чтобы почувствовать  дыхание картины как музыкальную иллюстрацию картины, включу кюй Курмангазы «Сарыарка». Постарайтесь заключительную часть написать так , чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе настроение художника, созданную им на холсте атмосферу и обязательно захотел познакомиться с творчеством мастера. Отразите в конце работы собственные эмоции или даже фантазии, и тогда ваше сочинение будет иметь логическое завершение. Картины Агимсалы Дузельханова вызывают восхищение, я думаю, что и ваше творчество получится не менее интересными.

 

V.                Черновой набросок (несколько работ презентовать)

VI.              Д.З. Редактирование текста, чистовой вариант сочинения.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сочинение - описание по картине А.Дузельханова «Охота»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

Цели и задачи:

 

  • закрепить изученное о правописании и употреблении в речи прилагательных; систематизировать приобретённые учащимися знаний об описании;

  •  активизировать  лексику учеников; формировать умение наблюдать, выделять главное, отличать описательный тип от других типов речи;

  •  Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения; в) правильно строить текст, используя лексические возможности языка; подготовить учащихся к речевому действию – сочинению – описанию   

  • вызвать интерес к изобразительному искусству, к истории и традициям народа, воспитывать личностное отношение ко  всему происходящему

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 992 материала в базе

Скачать материал

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.10.2014 20717
    • DOCX 25.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ибраева Дариха Айтпаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ибраева Дариха Айтпаевна
    Ибраева Дариха Айтпаевна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 212434
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе