Главная / Русский язык и литература / Сочинение - описание "Охота" (6 класс)

Сочинение - описание "Охота" (6 класс)

4


Тема. Сочинение - описание по картине А.Дузельханова «Охота»

Цели и задачи:

  • закрепить изученное о правописании и употреблении в речи прилагательных; систематизировать приобретённые учащимися знаний об описании;

  • активизировать лексику учеников; формировать умение наблюдать, выделять главное, отличать описательный тип от других типов речи;

  • Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения; в) правильно строить текст, используя лексические возможности языка; подготовить учащихся к речевому действию – сочинению – описанию

  • вызвать интерес к изобразительному искусству, к истории и традициям народа, воспитывать личностное отношение ко всему происходящему

Методические приемы: лекция, постановка вопросов, реализация домашнего задания, творческая работа.

Оборудование: репродукция картины художника А.Дузельханова « Охота» (“Русский язык”. Учебник 6 класс М.Р.Кондубаева,,Алматы «Атамұра» 2006, страница 160, цветная вклейка),

Слайдовая презентация творчества художника.


  1. Подготовка к восприятию произведения живописи.


Сообщение учащихся о художнике А. Дузельханове.

Агимсалы Дузельханов - родился 19 августа 1951 году в г.Казалинске Кызыл-Ординской области. Закончил Алматинское художественное училище, затем Московский государственный институт им.В.И.Сурикова.

А.Дузельханов с 1982 года работает преподавателем Академии искусств им. Жургенова, отличник образования РК, дипломант всесоюзных международных и республиканских выставок и конкурсов. Художественные полотна А.Дузельханова находятся в резиденциях Президента Республики Казахстан в Алматы и Астане, резиденции Президента Республики Туркменистан.

Творчество А.Дузельханова высоко оценено государственными наградами и званиями. Его узнаваемые характерные работы всегда востребованы истинными почитателями искусства и коллекционерами. Член Союза художников СССР с 1985 года. В 1992 году принимал непосредственное участие в разработке национальной валюты Республики Казахстан. Доцент Государственной художественной академии. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан 2003 года. Является также графиком и иллюстратором книг. Нашему вниманию представлена репродукция его картины «Охота».

II. Сообщения учащихся об охоте беркутчей. .(слайды 7-10)



  1. Сегодня мы знакомимся с картиной «Охота». Наша задача – понять замысел художника и создать собственное художественное произведение – сочинение по картине. Прежде чем приступить к работе хотелось быузнать, что вы знаете о традиционной охоте казахов – беркутчи.

Вывод. Наиболее распространённый вид охоты у казахов – охота с беркутом. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства. Эта птица способна одолеть в поединке лису или волка. Кульминационный момент нападения беркута на добычу и их борьба вызывает неподдельное волнение.(слайды 7-10)


Ловля с беркутом - излюбленный у казахов вид охоты, в ней участвует несколько человек. Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки, подпирает руку подставкой (балдак) и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу, кусбеги отпускает беркута. Каждый атрибут для охоты с орлом имеет свое назначение: кожаный чехол, плотно закрывающий глаза беркута; вязаный аркан; тесёмка на шею и на лапы; подставка, на которую высаживают птиц; мешочек с пищей, чтобы привлечь птицу во время охоты.

Каждый год казахские охотники собираются , чтобы продемонстрировать свое мастерство, которое было практически предано забвению в советские времена. По словам охотников, они хотят донести молодому поколению традиции их предков.

  1. Беседа по картине.

Словарно-стилистическая работа.

(слайд 11) (кюй Курмангазы «Сарыарка)

Погружение в картину. Минуту ученики молча рассматривают картину под кюй Курмангазы «Сарыарка»

1. какое настроение создаётся у вас, когда смотрите на картину?

-от картины исходит энергия, сила; чувствуешь аромат цветов, запах трав.

2. удалось ли художнику передать красоту природы, грацию птиц, азарт охотников?

-смотрим и как бы ощущаем степь, слышим топот копыт, храп и тяжёлое дыхание лошади, крик беркутчи, шум крыльев птицы.

3. Как художнику удалось передать такое настроение?

Картина написана яркими, сочными красками.

4. Какие это краски?

(Ярко-жёлтая, золотистая, светло-коричневая, синеющие горы, голубые цветы. Картина вся наполнена солнечным светом).


IV. Работа с черновиком (мини-зарисовка)

  1. Что с первого взгляда привлекает внимание?

-центр композиции: собака, беркут, охотник на лошади

2. В чём особенность композиции?

* Автор находится недалеко от охотника. Это подчёркнуто более крупным размером собаки и беркута, чёткой фигурой всадника.

3. Работа в группе.

1гр.: Степь: цветущая, бело - голубые цветы

Небо: синее, местами золотисто-оранжевое.

Человек на фоне природы, но не только фон, но как бы часть этой природы. Страстность героя находит отклик в природе: раскалённое небо, степь – негде спрятаться, тревожно.

2 гр.: Описание лошади. Как изображена лошадь?

Быстрая, стремительная, бегущая, с развевающим хвостом и гривой, гнедая, сильная, выполняет желания хозяина, ноздри раздуваются, всхоапывает, скачет, летит над степью, мчится и кажется вот-вот взлетит,несётся.

3 гр.: всадник: Каким образом выделяет фигуру охотника?

Уверенно сидит в седле, держит в руке курук, слившийся в едином порыве с конём, глаза горящие, смотрит в даль, нацеливается, догоняет, азарт, погоня

4 гр. Беркут – падает камнем, быстрокрылый, завораживает

Собака – быстрая, лёгкая, на вид хрупкая, тазы, бросается наперерез…

Лиса – рыжая, петляющая, пытается спрятаться.

  1. Палитра художника.

  1. Какие цвета использовал художник для своей картины?

-В основном холодные цвета: голубые и белые цветы. Синяя бегущая в даль речка. Синяя даль.

Но есть и тёплые: золотисто-жёлтые цветы, золотисто – оранжевое небо. Коричневая одежда, гнедая лошадь

Фигуры сливаются с природой в едином целом.

Скрытый контраст

  1. Чем восхищаемся?

Всё прекрасно, вызывает восторг. И цветовая гамма, и азарт охотников, картина наполнена энергией жизни.

  1. Работа над планом сочинения

А) С чего бы начали описание картины?

Б) О чём бы обязательно написали?

В) Чем закончили сочинение?

Составляем примерный план.

  1. А.Дузельханов – мастер-живописец.

  2. Верные друзья: охотник, лошадь, беркут, собака.

  3. Схватка между охотниками и лисой

  4. Охота – древнее традиционное развлечение народа.

  1. Выбор типа речи.

  • Какие типы речи знаете?

  • Повествование – это рассказывание о чём-либо…

  • Рассуждение?

  • Выдвигаем тезис, доказываем, приходим к выводу.

  • Описание? Что можно описывать?

  • Что будем описывать?

  • В каком стиле? - в художественном стиле.

  • Какие изобразительные приёмы используются в художественном стиле?

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение

  • Какие части речи вы чаще всего будете употреблять?

Прилагательные

  • Как вы использовали эти приёмы в своих зарисовках?

Чтение работ. Порядок выступления:

  1. Кто изображён (охотники)

  2. На фоне чего? (пейзаж)

  3. что главное? (кульминационный момент охоты)


Словарная работа

Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция., мастер,


В сочинение важно не повторятся, поэтому некоторые слова заменяем синонимами:

Картина – шедевр, полотно, репродукция,живопись

Художник – он, мастер, живописец, Дузельханов

Всадник – охотник, беркутчи, он,кусбеги

Лошадь – конь, скакун, гнедой,

Собака – тазы, гончая, верный помощник, друг, пёс

Написал – создал, выразил, изобразил

  • Какие правила нужно помнить при написании сочинения?

  • В каком времени будете писать? (настоящем)

  • По какой схеме строится предложение?

  • Определение, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

  • Сколько абзацев будет?

  • Правило трёх «Я»

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

  1. Попробуй войти в картину, найди понравившееся тебе уголок и опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь. А чтобы почувствовать дыхание картины как музыкальную иллюстрацию картины, включу кюй Курмангазы «Сарыарка». Постарайтесь заключительную часть написать так , чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе настроение художника, созданную им на холсте атмосферу и обязательно захотел познакомиться с творчеством мастера. Отразите в конце работы собственные эмоции или даже фантазии, и тогда ваше сочинение будет иметь логическое завершение. Картины Агимсалы Дузельханова вызывают восхищение, я думаю, что и ваше творчество получится не менее интересными.


  1. Черновой набросок (несколько работ презентовать)

  2. Д.З. Редактирование текста, чистовой вариант сочинения.



Сочинение - описание "Охота" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Автор Конакова Алла Евгеньевна
Дата добавления 05.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2172
Номер материала 57556
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓