Главная / Начальные классы / Сочинение по картине (3 класс)

Сочинение по картине (3 класс)

Составила: учитель начальных классов

Носкова Наталья Юрьевна

МБОУ – Верх-Тулинская СОШ № 14



Тема урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

( Работа рассчитана на одно занятие-45 минут)

Задачи урока:

  • познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;

  • учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

  • привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

  • формировать умение строить текст;

  • формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

  • развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.

Подготовительная работа:

-Стихи;

- сообщения детей;

- Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.

Оборудование: 

  • Презентационный материал по содержанию.

  • Картина  К.Ф. Юона «Волшебница зима»

  • материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет .

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа (о художнике, стихи о зиме, задачи урока )
2. Представление компьютерной презентации ( подготовительная работа к написанию сочинения)
3. Письменная работа обучающихся над сочинениями.

                                                       

 Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных моментов

- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений – написание сочинений. А сегодня эта работа связана с творчеством одного из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника. Слайд 1). Рассказ об этом художнике нам подготовила наша Дарья. Давайте ее послушаем.

3. О художнике ( выступление ученицы)

Константин Федорович Юон - один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима». ( Слайд 2) Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».

3. Подготовительная работа обучающихся.

Учитель: Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание, как он ласково называет зиму—волшебницей…

- Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают? Учащиеся: О зиме писатели и художники говорят: красавица, гостья, рукодельница, чародейка…

Учитель: Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( Это было домашнее задание )

Учащиеся:

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.  (Ф.Тютчев)


Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)


Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.  (А.Фет)


На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.   (И.Никитин)


4.Рассматривание картины. ( Слайд 3)  

5. Беседа по содержанию картины.

Учитель: Каковы ваши первые впечатления от картины?  Какие чувства вызывает настроение картины?

Учащиеся:  Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…

Учитель: Перечислите то, что вы видите на картине.

Учащиеся: Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают.

Учитель: Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в прошлом году, вспомните…

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Учитель: Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

Учащиеся: Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.

Учитель: Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

Учитель: Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?

Учащиеся: Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.

Учитель: Зима – это, прежде всего, снег.

Как изображает снег художник?

Учащиеся: Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.

Учитель: И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".

Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.

Что еще создает образ волшебницы зимы?

Учащиеся: Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из пушистого снега. Ощущаем мягкий снег.  Свежий морозный воздух.

Учитель: Что мы видим на заднем плане?

Учащиеся: Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.

Учитель: Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

Учащиеся: Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.

Учитель: Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями?

Учащиеся: Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени.

Учитель: Какой иней?

Учащиеся: Мохнатый, сверкающий, блестящий.

Учитель: На что он похож?

Учащиеся: На алмазы, на разноцветный бисер, на мелки осколки зеркала, стекла.

Учитель: Воздух какой?

Учащиеся: Воздух прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный.

Учитель: Солнце какое?

Учащиеся: Солнце яркое.

Учитель:  Снег какой?

Учащиеся: Снег серебристый, пушистый, белый.

Учитель: Снег что делает?

Учащиеся: Снег сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.

Учитель: С чем можно сравнить снег?

Учащиеся: Снег как мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.


6. Составление плана.  

Примерный план:

  1. Волшебница-зима. (об авторе, о картине)

  2. Сказочные деревья.

  3. Зимние забавы.

  4. Мои чувства и настроение от картины.

7. Письменная работа над сочинениями.

8. Презентация сочинений и работа над ошибками на следующем уроке русского языка. 


Сочинение по картине (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Это методическая разработка урока по русскому языку. Для урока были поставлены задачи: 1) познакомить с творчеством художника; 2) учить осмысливать содержание картины; 3) привлечь внимание детей к красоте природы; 4) формировать умение строить текст; 5) развивать умение использовать выразительные средства языка. К данному уроку велась подготовка детей. Учащиеся повторяли стихи, готовили сообщения. Была приготовлена презентация. На данном уроке велась эвристическая беседа. Учащиеся конкретно отвечали на поставленные учителем вопросы.Были прочитаны стихи известных поэтов о зиме. Составляли текст и концовку к сочинению. Далее был составлен план к сочинению.Продолжением урока было написание сочинения. Анализ и работа над ошибками написанных сочинений проводилась на следующем уроке русского языка. Рада буду, если Вам, уважаемые коллеги, пригодится данная разработка урока. Желаю удачи.




Автор Носкова Наталья Юрьевна
Дата добавления 28.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2249
Номер материала 60163
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓