Главная / Начальные классы / Сочетание традиционных и нетрадиционных уроков.

Сочетание традиционных и нетрадиционных уроков.

МКОУ СОШ с. Полом,

Белохолуницкого района

Кировской области

.




Сочетание традиционных и нетрадиционных уроков.





hello_html_449ccebe.gif









Автор разработки: учитель начальных классов Мордвина Е.Н.


План.

  1. Введение

  2. Приемы, воспитывающие интерес к предмету.

    • Разные виды текстов и возможности их использования.

    • Поисковые задачи и проблемные вопросы.

    • Нестандартные лингвистические задачи.

    • Схемы - опоры и блок-схемы.

    • Игры, виды игр.

    • Сказки.

  3. Коллективная работа на уроке в диалоге

  4. Нетрадиционные типы уроков.

    • Урок – сказка

    • Уроки-путешествия

    • Уроки-игры

    • Деловые игры.

    • Уроки - семинары

    • Уроки-практикумы

    • Уроки – праздники

    • Уроки – зачёты

    • Интегрированные (комбинированные) уроки.

    • Развитие речи.

  5. Диагностика исследования памяти.

  6. Выводы.

  7. Литература.

  1. Введение.

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояния здоровья каждого ребёнка.

Естественно, работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, требует индивидуального подхода, т. к. эти ученики на уроках быстро утомляются и испытывают большие затруднения в усвоении изучаемого материала. А это, как правило, приводит к нежеланию ходить в школу, утрачиванию интереса к предметам, изучаемым в начальных классах. Это касается всех предметов, в том числе и русского языка, а отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично высказывать свои мысли в устной и письменной форме.

Поэтому задачей учителя начальных классов является, учитывая сложность работы с малышами, правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и конечно, воспитания интереса к предметам.

Надо отметить, что нетрадиционные формы уроков ещё редко используются в начальной школе. Следовательно, проблема сочетания традиционных и нетрадиционных форм обучения актуальна.

Можно определить и проблему, объект предмет моей педагогической деятельности за период 2011 -2012 года.

Проблема заключается в сложности и организации и подготовки нетрадиционных уроков, учитывая правильную организацию учебного процесса для достижения прочных знаний.

Объект - процесс внедрения системы уроков в практику.

Предмет – это моя деятельность в обучении и развитии учащихся, в воспитании интереса к предметам.

Цель отчета – осознание и определение направленности моей педагогической деятельности в области развития учащихся.

Исходя из этого, был поставлен ряд задач:

  1. Изучить проблему сочетания традиционных и нетрадиционных форм обучения.

  2. Определить возможности решения этой проблемы в педагогическом процессе.

  3. Изучить психологическую литературу о таких процессах, как память и внимание.

  4. Обобщить свой личный опыт работы по этой теме.

  5. Проверить экспериментально эффективность использования различных методов и приёмов обучения детей.

  6. Разработать по 2 урока, каждой из нетрадиционных форм.

Я считаю (и постараюсь это доказать), что если организация учебного процесса будет построена с использованием этих приёмов и с созданием творческой атмосферы в классе, то процесс обучения будет более эффективен.

Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Для этого стараюсь использовать в работе традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.

Вместе с тем считаю необходимым внедрять элементы методики доктора медицинских наук, профессора Владимира Филипповича Базарного.

  1. Приёмы воспитывающие интерес к предмету.

  1. Разные виды текстов и возможности их использования.

    • Для развития речи учащихся на всех предметах необходимы красивые художественные тексты на каждом уроке.

Русский язык

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной

И. Бунин

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

С. Есенин

Чтение

Самовар Иван Иванович,

На столе Иван Иванович

Золотой Иван Иванович

Кипяточку не даёт,

Лежебокам не даёт,

Опоздавшим не даёт.

Замечательные стихи К.И Чуковского «Иван Иванович Самовар». Где всему повествованию придана такая смехотворно однообразная и очень детская форма.

Математика

Заяц на рынке купил ботинки.

В кустах примерял,

Всё потерял.

Плачет косой – опять я босой.

Зима на носу, замёрзну в лесу.

(Сколько купил заяц ботинок?)


Я вошёл в тенистый бор

И увидел мухомор,

Сыроежку, зеленушку,

Розоватую волнушку,

Боровик, моховик, ежевик, дождевик,

Два опёнка, три маслёнка, два строчка.

Ну, а ты, шампиньон,

Выходи из строя вон!

(Сколько грибов увидел грибник?)

После прочтения возможны следующие приёмы работы с текстом:

- Обсуждение прочитанного,

- Раскрытие авторского замысла, его воплощение в лексических, синтаксических, стилистических особенностях данного текста.

Эмоциональная настроенность помогает предупреждать усталость, поддерживает интерес к чтению художественной литературы и пробуждает желание прочитать всю книгу, всё произведение.

Кроме того, на уроках русского языка, на примере этих текстов, когда прочитанное осмыслено, занимаются грамматикой. На уроках математики задачи в стихотворной форме воспринимаются как игра. Дети с большим интересом воспринимают все формы работы, связанные с обращением к литературным текстам, в том числе использование словесных шуток, шуточных стихотворений.

Например, стихотворение Бориса Заходера: «Где поставить запятую»

Это стихотворение полезно использовать в период изучения однородных членов предложения в сопоставлении со сложными предложениями. (От изменения запятой может полностью измениться смысл высказывания)

Очень – очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей – то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

Уместна на таком уроке будет и сценка.

Сценка.

Девочка внимательно рассматривает бутылочку с лекарством, кашляет, вздыхает.

- Как хочется скорее в школу.

Пьёт лекарство с ложечки и начинает пищать. Вбегает подруга.

- Что с тобой, Маша, - спрашивает она.

- Ну, вот тут же написано: «После приёма, пищи!»

- Ну и глупая ты Маша. Здесь написано: «После приёма, пищи!»

- Да-а-а? Правильно говорила нам в школе учительница, чтоб правильно ставить ударение, а иначе не поймёшь, о чём говоришь.

  • Очень интересно проходит работа с пословицами, загадками, поговорками, фразеологизмами.

Они учат детей говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского языка, обогащать память детей, развивают мышление, сообразительность.

«Что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой поговорке нашей!

Что за золото!»

(А. С. Пушкин).

Для работы спословицей я использую следующие задания:


Задания.

  1. Продолжи пословицу.

  2. Найди вторую половину.

  3. Подбери пословицу к следующей теме:

- «Делу время, потехе час»

- «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

- «Не в бровь, а в глаз»

- «Тише едешь – дальше будешь».

Пословицу можно использовать и как девиз урока и как стимулирующий прием. Например, каждая самостоятельная работа по математике в нашем классе начинается с прочтения и обсуждения пословицы. Это настраивает на серьезное отношение к делу.

«Математике учиться – всегда пригодится!»

«Корень ученья горек, да плод сладок!»

«Не пером пишут, а умом!»

«У тебя всё получится!»

«Без муки нет и науки!»

«Ума чужого не купишь»

«Где есть желание, найдётся и путь!»

«У математиков существует свой язык – это формулы»

Этот очень эффективный приём использую и на других уроках.

  • Работа с загадкой предполагает объяснение лексического значения слов, чаще всего употреблённых в переносном смысле.

Раскололся тесный дом

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки дробинки.

Любят дети и загадки – обманки

Сыновей и дочерей

Учит хрюкать…….

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу………..

Работая, с загадкой я даю следующие задания:

1.Нарисуй отгадку.

2. Запиши только первые буквы у отгадок.

3. Хочешь сам научиться сочинять загадки?

Перед выполнением последнего задания провожу подготовительную работу.

«Для того чтобы сочинять, надо знать некоторые секреты. Один такой секрет загадки – описание. Выбери предмет и внимательно рассмотри его или представь, ответь на вопрос какой он?. А теперь не называя предмет, перечисли его отличительные признаки. Если сможешь, зарифмуй последние слова строчек.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом ….(белый)

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам……….,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых………..

  • Прекрасная возможность для развития речи даёт работа с фразеологизмами.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Дети находят фразеологизмы, объясняют их значение. Ученики убеждаются, что чем больше они будут знать фразеологических оборотов, тем точнее и красочнее смогут выражать свои мысли. Для отработки понятий даю следующие задания:

  1. Нарисуй, как понимаешь, следующие выражения: «как снег на голову», «корова языком слизнула», «иметь общий язык».

  2. Сравнение рисунков (верных и неверных).

  3. Замени одним словом.

В тетрадях мы пишем следующую справку. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Даю для запоминания несколько примеров: «На краю света» - далеко, «Намылить шею» - проучить, наказать, «Пешком под стол» - маленький, «Зуб на зуб не попадает» - замёрз, «Зарубить на носу» -запомнить, «Как в воду глядеть» - предвидеть.


  1. Поисковые задачи и проблемные вопросы.


  1. Нестандартные лингвистические задачи.



  1. Схемы - опоры и блок-схемы.


  1. Игры, виды игр.



  1. Сказки.

hello_html_m4d466bb7.png

Сочетание традиционных и нетрадиционных уроков.
  • Начальные классы
Описание:

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояния здоровья каждого ребёнка.

Естественно,  работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, требует индивидуального подхода, т. к. эти ученики на уроках быстро утомляются и испытывают большие затруднения в усвоении изучаемого материала. А это, как правило, приводит к нежеланию ходить в школу, утрачиванию интереса к предметам, изучаемым в начальных классах. Это касается всех предметов, в том числе и русского языка, а отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично высказывать свои мысли в устной и письменной форме.

Поэтому задачей учителя начальных классов является, учитывая сложность работы с малышами, правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и конечно, воспитания интереса к предметам.

 

Надо отметить, что нетрадиционные формы уроков ещё редко используются в начальной школе. Следовательно, проблема сочетания традиционных и нетрадиционных форм обучения актуальна.

Автор Мордвина Елена Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 506
Номер материала 24155
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓