Главная / Другое / Смыслообразование как универсальное учебное действие.

Смыслообразование как универсальное учебное действие.

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся… Ф.И.Тютчев, 1868 г.
Создание условий для формирования действий смыслообразования
Значение — содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложе...
Смысл (разновидности) Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет ...
Типы учебных дисциплин Структурно-ориентированные; Позиционно-ориентированные...
Смыслообразование Смыслообразование — установление обучащимися связи между це...
Чтобы формировать действия смыслообразования: Учитель сам учится находить смы...
1. Смысл как значение для учителя и его профессиональной группы Какое значени...
2. Смысл как отношение Что Вам может дать федеральный государственный образов...
2. Смысл как отношение мотива учителя к цели его деятельности Зачем Вам нужно...
3. Смысл как понимание части целого 1. Что такое для Вас математическая культ...
Смысл как понимание части целого (на примере учащегося) Возведение в степень ...
Смысл как понимание части целого Нам не дано предугадать, Как слово наше отзо...
Смыслообразование (как мы обнаруживаем смысл) Смысл всегда индивидуален. Смыс...
Средство открытия смыслов Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодей...
Основные идеи герменевтики 1. Диалектика части и целого. 2. Предварительное п...
Герменевтический круг Чтобы понять, надо объяснить (интерпретировать). Чтобы ...
«Тёмное место» Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, ...
Диалог как условие смыслообразования Диалог с обучающемся о его миропонимании...
Критерии смыслообразующего диалога: 1. Вопросы на смысл. Например, объединяющ...
Создание ситуаций смыслообразования 1. Выбор основной темы, объекта феноменол...
Выбор темы диалога 1. Целесообразность, связанность с предметным содержанием ...
Выбор объекта 1. Может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыка...
Особые объекты — из области точных наук 1. Понимание части — целого (связей о...
Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов: Направляющие вопросы: Что пр...
Уточняющие вопросы учителя: «Правильно ли я понимаю, что…», «Почему?» «То ест...
Уточняющие вопросы (примеры): 1. Правильно ли я поняла.. 2. То есть... 3. Ты ...
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
Максимов Василий Максимович Знаменитая картина Василия Максимова «Всё в прошл...
Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пе...
Федотов Павел Андреевич Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовы...
Инна Борисовна Мелентьева
Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 87 г....
Качества текста (по О.Ю. Стреловой) субъективность – абсолютная зависимость е...
Поработаем с текстом! Что такое истина? Это слово – истина – в собственном св...
Вопросы к тексту 1. Что объединяет высказывания Декарта и Лейбница? В чём вы ...
Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )
Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.
Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к ...
1 из 43

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся… Ф.И.Тютчев, 1868 г.
Описание слайда:

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся… Ф.И.Тютчев, 1868 г.

№ слайда 2 Создание условий для формирования действий смыслообразования
Описание слайда:

Создание условий для формирования действий смыслообразования

№ слайда 3 Значение — содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения
Описание слайда:

Значение — содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка (языка математики, физики, языка образов) Обобщенное отражение свойств объекта (например, в определении понятия)

№ слайда 4 Смысл (разновидности) Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет про
Описание слайда:

Смысл (разновидности) Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет происходящее для него или группы, с которой он себя идентифицирует (личностный смысл). Смысл — отношение мотива к цели деятельности. Смысл — отражение части целого, связанное с частичным пониманием явления или его модели (и непониманием как отсутствием смысла или его трансформацией).

№ слайда 5 Типы учебных дисциплин Структурно-ориентированные; Позиционно-ориентированные; С
Описание слайда:

Типы учебных дисциплин Структурно-ориентированные; Позиционно-ориентированные; Смысло-ориентированные; Технолого-ориентированные. Не ориентированные на смыслы учебные дисциплине несут смысловой потенциал* (часть-целое; история дисциплины; основание моего отношения; необходимо в жизни).

№ слайда 6 Смыслообразование Смыслообразование — установление обучащимися связи между целью
Описание слайда:

Смыслообразование Смыслообразование — установление обучащимися связи между целью деятельности и своими мотивами.

№ слайда 7 Чтобы формировать действия смыслообразования: Учитель сам учится находить смыслы
Описание слайда:

Чтобы формировать действия смыслообразования: Учитель сам учится находить смыслы (все три разновидности смыслов); Учитель учится создавать условия проявления, поиска, обмена, открытия смыслов обучающимися.

№ слайда 8 1. Смысл как значение для учителя и его профессиональной группы Какое значение и
Описание слайда:

1. Смысл как значение для учителя и его профессиональной группы Какое значение имеют для Вас федеральный государственный образовательный стандарт? Какое значение для Вас имеет новый профессиональный стандарт?

№ слайда 9 2. Смысл как отношение Что Вам может дать федеральный государственный образовате
Описание слайда:

2. Смысл как отношение Что Вам может дать федеральный государственный образовательный стандарт? Что Вы можете получить от нового профессионального стандарта?

№ слайда 10 2. Смысл как отношение мотива учителя к цели его деятельности Зачем Вам нужно по
Описание слайда:

2. Смысл как отношение мотива учителя к цели его деятельности Зачем Вам нужно понимать историю, иметь историческое мышление? Почему Вам нужно не только знать свой предмет, но и владеть культурой, созданной вокруг этого предмета (например, математику владеть математической культурой)? Зачем нужно понимать историю, иметь историческое мышление? Почему Вам нужно не только знать свой предмет, но и владеть культурой, созданной вокруг этого предмета (например, математику владеть математической культурой)?

№ слайда 11 3. Смысл как понимание части целого 1. Что такое для Вас математическая культура
Описание слайда:

3. Смысл как понимание части целого 1. Что такое для Вас математическая культура? (пример для учителя) 2. Возведение числа в степень с положительным показателем. Возведение числа в степень с отрицательным показателем (на примере понимания учеником).

№ слайда 12 Смысл как понимание части целого (на примере учащегося) Возведение в степень (по
Описание слайда:

Смысл как понимание части целого (на примере учащегося) Возведение в степень (положительный показатель, отрицательный показатель); Основное тригонометрическое тождество (доказательство).

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Смысл как понимание части целого Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовет
Описание слайда:

Смысл как понимание части целого Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...

№ слайда 16 Смыслообразование (как мы обнаруживаем смысл) Смысл всегда индивидуален. Смысл е
Описание слайда:

Смыслообразование (как мы обнаруживаем смысл) Смысл всегда индивидуален. Смысл есть только там, где есть другой смысл. Но его можно позаимствовать; Можно найти в себе, если поискать; Можно придумать, сотворить; Можно открыть в пограничных ситуациях.

№ слайда 17 Средство открытия смыслов Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодейств
Описание слайда:

Средство открытия смыслов Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание (постижение значений и смыслов). Это может быть диалог с самим собой, с другим (непосредственный), с артефактом, автором артефакта (опросредованный диалог) и др.

№ слайда 18 Основные идеи герменевтики 1. Диалектика части и целого. 2. Предварительное пони
Описание слайда:

Основные идеи герменевтики 1. Диалектика части и целого. 2. Предварительное понимание. 3. Идея герменевтического круга.

№ слайда 19 Герменевтический круг Чтобы понять, надо объяснить (интерпретировать). Чтобы объ
Описание слайда:

Герменевтический круг Чтобы понять, надо объяснить (интерпретировать). Чтобы объяснить (интерпретировать), надо понять. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. «Темное место», «трудное место».

№ слайда 20 «Тёмное место» Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Зав
Описание слайда:

«Тёмное место» Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! - Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман.. . Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран.. . А.С.Пушкин, сентябрь 1930 г. из стихотворения «Герой»

№ слайда 21 Диалог как условие смыслообразования Диалог с обучающемся о его миропонимании; Д
Описание слайда:

Диалог как условие смыслообразования Диалог с обучающемся о его миропонимании; Диалог в вопросах; Диалог — направляющий на определенные стороны объектов, явлений; Организация учителем диалога учащегося с объектом смыслообразования.

№ слайда 22 Критерии смыслообразующего диалога: 1. Вопросы на смысл. Например, объединяющие
Описание слайда:

Критерии смыслообразующего диалога: 1. Вопросы на смысл. Например, объединяющие мотивы и цели деятельности обучающегося (Зачем тебе это нужно? Для чего ты это делаешь?) или отражающие его частичное понимание объекта (Что думаешь? Как понимаешь?) 2. Выявление оснований отношения. (Как относишься и почему?). 2. Вопросы-обращения к обучающемуся (Что ты видишь? Как ты понимаешь?) 3. Ответы от собственного лица (Я думаю..., понимаю под этим.., мне это нужно для... )

№ слайда 23 Создание ситуаций смыслообразования 1. Выбор основной темы, объекта феноменологи
Описание слайда:

Создание ситуаций смыслообразования 1. Выбор основной темы, объекта феноменологического диалога. 2. Подготовка направляющих вопросов. 3. «Встреча» с объектом смыслообразования. 4. Организация диалога с объектом смыслообразования. Разворачивание системы смыслов с помощью направляющих вопросов. Помощь в формулировании и уточнении смыслов (в вопросной форме). Демонстрация собственных смыслов. 5. Управление смыслами-обобщениями.

№ слайда 24 Выбор темы диалога 1. Целесообразность, связанность с предметным содержанием уро
Описание слайда:

Выбор темы диалога 1. Целесообразность, связанность с предметным содержанием урока. 2. Важность для жизни в обществе, для группы; 3.Направленность в «область последних вопросов»; 4. Соответствие возрасту и возрастным особенностям понимания темы...

№ слайда 25 Выбор объекта 1. Может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыкальн
Описание слайда:

Выбор объекта 1. Может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыкальное произведение, мультипликационный или художественный фильм, инсталляция. 2. Особые объекты — из области точных наук (формула, математическая модель). 2. Двойственность эмоциональных, когнитивных, смысловых полей. 3. Наличие истории создания артефакта, осведомленность о позиции автора. 4. Знание исторического и бытового контекста создания артефакта.

№ слайда 26 Особые объекты — из области точных наук 1. Понимание части — целого (связей объе
Описание слайда:

Особые объекты — из области точных наук 1. Понимание части — целого (связей объектов: отношение одной величины к другой.) 2. Понимание возможности применить в других дисциплинах или в жизни (степень с отрицательным показателем, нано-). 3. Понимание влияния на психику, её развитие. 4. Понимание логики развития науки, познания, формулирование знания (истина). Роли науки (история науки).

№ слайда 27 Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов: Направляющие вопросы: Что привл
Описание слайда:

Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов: Направляющие вопросы: Что привлекает твое внимание...? Какие эмоции вызывает у тебя... Что запоминается больше всего...? Какие мысли вызывает у тебя...? Что думаешь.. Какое отношение у тебя к... Как думаешь, что хотел сообщить зрителям... Зачем автор выбрал такой сюжет...

№ слайда 28 Уточняющие вопросы учителя: «Правильно ли я понимаю, что…», «Почему?» «То есть,
Описание слайда:

Уточняющие вопросы учителя: «Правильно ли я понимаю, что…», «Почему?» «То есть, ….», «Ты хочешь сказать…», «Ты имеешь в виду …». В окончаниях формулировок можно использовать профессиональные термины, понятные обучающимся.

№ слайда 29 Уточняющие вопросы (примеры): 1. Правильно ли я поняла.. 2. То есть... 3. Ты хот
Описание слайда:

Уточняющие вопросы (примеры): 1. Правильно ли я поняла.. 2. То есть... 3. Ты хотел(а) сказать... 4. Ты имел(а) в виду... 5. Почему?

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31 Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
Описание слайда:

Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)

№ слайда 32 Максимов Василий Максимович Знаменитая картина Василия Максимова «Всё в прошлом»
Описание слайда:

Максимов Василий Максимович Знаменитая картина Василия Максимова «Всё в прошлом» была написана в 1889 году, в усадьбе Любша. На ней художник изобразил свою тёщу – помещицу Надежду Константиновну Измайлову, и заброшенный барский дом – на втором плане.

№ слайда 33 Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, переж
Описание слайда:

Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки.

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35 Федотов Павел Андреевич Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в
Описание слайда:

Федотов Павел Андреевич Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в 1849-50 гг. В картине автор показывает молодого аристократа, без состояния, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ.

№ слайда 36 Инна Борисовна Мелентьева
Описание слайда:

Инна Борисовна Мелентьева

№ слайда 37 Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 87 г. Во
Описание слайда:

Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 87 г. Волгограда, кандидат педагогических наук

№ слайда 38 Качества текста (по О.Ю. Стреловой) субъективность – абсолютная зависимость его
Описание слайда:

Качества текста (по О.Ю. Стреловой) субъективность – абсолютная зависимость его содержания от людей, составляющих и изучающих документы; неисчерпаемость – многообразие информации и проблем в содержании документов и «между строк», т.е. в контексте; открытость – возможность постановки самых разных вопросов к содержанию и автору текста, многозначность и версионность ответов на большинство из них; интертекстуальность – внутренняя, скрытая связь данного теста с другими текстами, которая становится явной только для человека эрудированного, знающего или желающего понять коды конкретной исторической эпохи; сенситивность – чувствительность текста к разным способам его исследования, в результате чего документ каждый раз раскрывается новыми гранями и аспектами.

№ слайда 39 Поработаем с текстом! Что такое истина? Это слово – истина – в собственном своём
Описание слайда:

Поработаем с текстом! Что такое истина? Это слово – истина – в собственном своём смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении а вещам, находящимся вне досягаемости мысли, оно означает лишь, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей – наших ли или Бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины (Декарт). Истинным следует всегда признавать лишь столь очевидное, в чём невозможно было бы найти ничего, что дало бы какой-либо повод для сомнения (Лейбниц).

№ слайда 40 Вопросы к тексту 1. Что объединяет высказывания Декарта и Лейбница? В чём вы вид
Описание слайда:

Вопросы к тексту 1. Что объединяет высказывания Декарта и Лейбница? В чём вы видите различие их суждений об истине? 2. Почему нет единства в подходах к проблеме истины и её критериев? 3. В чём вы видите специфику языка философских текстов, чем он отличается, например, от описаний мемуарного характера? Объясни свой ответ, используя ПОПС-формулу: Позиция – (я считаю, что…) Объяснение – (потому что…) Пример – (например…) Следствие – (следовательно…) Вопрос 1 требует сопоставления взглядов Декарта и Лейбница. Вопрос 2 требует установления связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся теоретическими положениями, на определение значений идей, содержащихся в документе, для науки и практики. Вопрос 3 направлен на определение личного отношения, формирование оценочных суждений.

№ слайда 41 Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )
Описание слайда:

Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )

№ слайда 42 Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.
Описание слайда:

Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.

№ слайда 43 Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соб
Описание слайда:

Да будет проклят правды свет, Когда посредственности хладной, Завистливой, к соблазну жадной, Он угождает праздно! - Нет! Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран... А.С.Пушкин, 1830

Смыслообразование как универсальное учебное действие.
  • Другое
Описание:

 Смыслообразование - это личностное универсальное учебное действие. Смысл - это суть вещей. Смысл - понимание того, насколько явление, процесс, объект важны для меня или моей группы. Смысл - это понимание того, насколько это важно для меня лично. Смысл - это качество понимания, понимание части целого. Смыслообразование - процесс. В некоторых случаях учитель легко может организовать процесс смыслообразования. Обычно мы находим смыслы, придумываем их или "крадём". Мы можем обнаруживать эти смыслы, открывать их вместе с детьми в процессе диалога. Объектом этого особого диалога может быть и формула и закон и картина и литературное произведение, любой артефакт

Автор Шадрина Виктория Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1054
Номер материала 39049
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓