Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся…
Ф.И.Тютчев, 1868 г.
2 слайд
Создание условий для формирования действий смыслообразования
3 слайд
Значение —
содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка (языка математики, физики, языка образов)
Обобщенное отражение свойств объекта (например, в определении понятия)
4 слайд
Смысл (разновидности)
Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет происходящее для него или группы, с которой он себя идентифицирует (личностный смысл).
Смысл — отношение мотива к цели деятельности.
Смысл — отражение части целого, связанное с частичным пониманием явления или его модели (и непониманием как отсутствием смысла или его трансформацией).
5 слайд
Типы учебных дисциплин
Структурно-ориентированные;
Позиционно-ориентированные;
Смысло-ориентированные;
Технолого-ориентированные.
Не ориентированные на смыслы учебные дисциплине несут смысловой потенциал* (часть-целое; история дисциплины; основание моего отношения; необходимо в жизни).
6 слайд
Смыслообразование
Смыслообразование — установление обучащимися связи между целью деятельности и своими мотивами.
7 слайд
Чтобы формировать действия смыслообразования:
Учитель сам учится находить смыслы (все три разновидности смыслов);
Учитель учится создавать условия проявления, поиска, обмена, открытия смыслов обучающимися.
8 слайд
1. Смысл как значение для учителя и его профессиональной группы
Какое значение имеют для Вас федеральный государственный образовательный стандарт?
Какое значение для Вас имеет новый профессиональный стандарт?
9 слайд
2. Смысл как отношение
Что Вам может дать федеральный государственный образовательный стандарт?
Что Вы можете получить от нового профессионального стандарта?
10 слайд
2. Смысл как отношение мотива учителя к цели его деятельности
Зачем Вам нужно понимать историю, иметь историческое мышление?
Почему Вам нужно не только знать свой предмет, но и владеть культурой, созданной вокруг этого предмета (например, математику владеть математической культурой)?
Зачем нужно понимать историю, иметь историческое мышление?
Почему Вам нужно не только знать свой предмет, но и владеть культурой, созданной вокруг этого предмета (например, математику владеть математической культурой)?
11 слайд
3. Смысл как понимание части целого
1. Что такое для Вас математическая культура? (пример для учителя)
2. Возведение числа в степень с положительным показателем. Возведение числа в степень с отрицательным показателем (на примере понимания учеником).
12 слайд
Смысл как понимание части целого (на примере учащегося)
Возведение в степень (положительный показатель, отрицательный показатель);
Основное тригонометрическое тождество (доказательство).
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Смысл как понимание части целого
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
16 слайд
Смыслообразование
(как мы обнаруживаем смысл)
Смысл всегда индивидуален.
Смысл есть только там, где есть другой смысл.
Но его можно позаимствовать;
Можно найти в себе, если поискать;
Можно придумать, сотворить;
Можно открыть в пограничных ситуациях.
17 слайд
Средство открытия смыслов
Диалог - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание (постижение значений и смыслов).
Это может быть диалог с самим собой, с другим (непосредственный), с артефактом, автором артефакта (опросредованный диалог) и др.
18 слайд
Основные идеи герменевтики
1. Диалектика части и целого.
2. Предварительное понимание.
3. Идея герменевтического круга.
19 слайд
Герменевтический круг
Чтобы понять, надо объяснить (интерпретировать). Чтобы объяснить (интерпретировать), надо понять.
Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого.
«Темное место», «трудное место».
20 слайд
«Тёмное место»
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман.. .
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран.. .
А.С.Пушкин, сентябрь 1930 г. из стихотворения «Герой»
21 слайд
Диалог как условие смыслообразования
Диалог с обучающемся о его миропонимании;
Диалог в вопросах;
Диалог — направляющий на определенные стороны объектов, явлений;
Организация учителем диалога учащегося с объектом смыслообразования.
22 слайд
Критерии смыслообразующего диалога:
1. Вопросы на смысл. Например, объединяющие мотивы и цели деятельности обучающегося (Зачем тебе это нужно? Для чего ты это делаешь?) или отражающие его частичное понимание объекта (Что думаешь? Как понимаешь?)
2. Выявление оснований отношения. (Как относишься и почему?).
2. Вопросы-обращения к обучающемуся (Что ты видишь? Как ты понимаешь?)
3. Ответы от собственного лица (Я думаю..., понимаю под этим.., мне это нужно для... )
23 слайд
Создание ситуаций смыслообразования
1. Выбор основной темы, объекта феноменологического диалога.
2. Подготовка направляющих вопросов.
3. «Встреча» с объектом смыслообразования.
4. Организация диалога с объектом смыслообразования. Разворачивание системы смыслов с помощью направляющих вопросов. Помощь в формулировании и уточнении смыслов (в вопросной форме). Демонстрация собственных смыслов.
5. Управление смыслами-обобщениями.
24 слайд
Выбор темы диалога
1. Целесообразность, связанность с предметным содержанием урока.
2. Важность для жизни в обществе, для группы;
3.Направленность в «область последних вопросов»;
4. Соответствие возрасту и возрастным особенностям понимания темы...
25 слайд
Выбор объекта
1. Может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыкальное произведение, мультипликационный или художественный фильм, инсталляция.
2. Особые объекты — из области точных наук (формула, математическая модель).
2. Двойственность эмоциональных, когнитивных, смысловых полей.
3. Наличие истории создания артефакта, осведомленность о позиции автора.
4. Знание исторического и бытового контекста создания артефакта.
26 слайд
Особые объекты — из области точных наук
1. Понимание части — целого (связей объектов: отношение одной величины к другой.)
2. Понимание возможности применить в других дисциплинах или в жизни (степень с отрицательным показателем, нано-).
3. Понимание влияния на психику, её развитие.
4. Понимание логики развития науки, познания, формулирование знания (истина). Роли науки (история науки).
27 слайд
Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов:
Направляющие вопросы:
Что привлекает твое внимание...?
Какие эмоции вызывает у тебя...
Что запоминается больше всего...?
Какие мысли вызывает у тебя...? Что думаешь..
Какое отношение у тебя к...
Как думаешь, что хотел сообщить зрителям...
Зачем автор выбрал такой сюжет...
28 слайд
Уточняющие вопросы учителя:
«Правильно ли я понимаю, что…»,
«Почему?»
«То есть, ….»,
«Ты хочешь сказать…»,
«Ты имеешь в виду …».
В окончаниях формулировок можно использовать профессиональные термины, понятные обучающимся.
29 слайд
Уточняющие вопросы (примеры):
1. Правильно ли я поняла..
2. То есть...
3. Ты хотел(а) сказать...
4. Ты имел(а) в виду...
5. Почему?
30 слайд
31 слайд
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
32 слайд
Максимов Василий Максимович
Знаменитая картина Василия Максимова «Всё в прошлом» была написана в 1889 году, в усадьбе Любша. На ней художник изобразил свою тёщу – помещицу Надежду Константиновну Измайлову, и заброшенный барский дом – на втором плане.
33 слайд
Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки.
34 слайд
35 слайд
Федотов Павел Андреевич
Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в 1849-50 гг. В картине автор показывает молодого аристократа, без состояния, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ.
36 слайд
Инна Борисовна Мелентьева
37 слайд
Мелентьева Инна Борисовна – учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 87
г. Волгограда, кандидат педагогических наук
38 слайд
Качества текста (по О.Ю. Стреловой)
субъективность – абсолютная зависимость его содержания от людей, составляющих и изучающих документы;
неисчерпаемость – многообразие информации и проблем в содержании документов и «между строк», т.е. в контексте;
открытость – возможность постановки самых разных вопросов к содержанию и автору текста, многозначность и версионность ответов на большинство из них;
интертекстуальность – внутренняя, скрытая связь данного теста с другими текстами, которая становится явной только для человека эрудированного, знающего или желающего понять коды конкретной исторической эпохи;
сенситивность – чувствительность текста к разным способам его исследования, в результате чего документ каждый раз раскрывается новыми гранями и аспектами.
39 слайд
Поработаем с текстом!
Что такое истина?
Это слово – истина – в собственном своём смысле означает соответствие мысли предмету, но в применении а вещам, находящимся вне досягаемости мысли, оно означает лишь, что эти вещи могут служить объектами истинных мыслей – наших ли или Бога; однако мы не можем дать никакого логического определения, помогающего познать природу истины (Декарт).
Истинным следует всегда признавать лишь столь очевидное, в чём невозможно было бы найти ничего, что дало бы какой-либо повод для сомнения (Лейбниц).
40 слайд
Вопросы к тексту
1. Что объединяет высказывания Декарта и Лейбница? В чём вы видите различие их суждений об истине?
2. Почему нет единства в подходах к проблеме истины и её критериев?
3. В чём вы видите специфику языка философских текстов, чем он отличается, например, от описаний мемуарного характера? Объясни свой ответ, используя ПОПС-формулу:
Позиция – (я считаю, что…)
Объяснение – (потому что…)
Пример – (например…)
Следствие – (следовательно…)
Вопрос 1 требует сопоставления взглядов Декарта и Лейбница.
Вопрос 2 требует установления связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся теоретическими положениями, на определение значений идей, содержащихся в документе, для науки и практики.
Вопрос 3 направлен на определение личного отношения, формирование оценочных суждений.
41 слайд
Чат моего детства
(там, где можно обменяться смыслами )
42 слайд
Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.
43 слайд
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...
А.С.Пушкин, 1830
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смыслообразование - это личностное универсальное учебное действие. Смысл - это суть вещей. Смысл - понимание того, насколько явление, процесс, объект важны для меня или моей группы. Смысл - это понимание того, насколько это важно для меня лично. Смысл - это качество понимания, понимание части целого. Смыслообразование - процесс. В некоторых случаях учитель легко может организовать процесс смыслообразования. Обычно мы находим смыслы, придумываем их или "крадём". Мы можем обнаруживать эти смыслы, открывать их вместе с детьми в процессе диалога. Объектом этого особого диалога может быть и формула и закон и картина и литературное произведение, любой артефакт
6 655 620 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем СМОЛЯР ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.