Смотр знаний по теме: «Четырехугольники».
Цель урока: Систематизация знаний учащихся по теме
«Четырехугольники»
Задачи:
обучающие:
привести в систему
теоретические знания по теме “Четырехугольники”;
закрепление навыков
решения задач по данной теме;
определить сферы
практического использования знаний;
развивающие:
развивать
мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
развивать
пространственное мышление;
развивать логическое
мышление;
воспитывающие:
развивать чувство
коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
прививать интерес к
предмету.
Форма проведения: открытый урок
Ход урока: класс делится предварительно на 2 группы,
равных по силе.
·
Учащиеся выполняют работу,
зарабатывают баллы (групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в парах)
План урока:
1.
орг. момент (сообщение
целей, представление участников, критерии оценки)
2.
презентация – сказка
(учитель)
3.
групповая работа. На
группу выдается листочек с текстом сказки, ребята отвечают на вопросы,
выполняют грамматическое задание. (5 баллов максимум за вопросы.
4.
«аукцион знаний»(ребята по
очереди формулируют известные им определения, свойства и признаки изученных
четырехугольников)
5.
индивидуальная работа
(таблица или тест)
6.
решение задачи с
пропусками
7.
решение задач в парах.
8.
защита презентаций
9.
проверка работы, подсчет
баллов.
Прайс – лист:
|
Критерии оценки
|
Форма выполнения
|
время
|
вопросы
|
1 балл за верный
ответ
(максимум 5 баллов)
|
групповая
|
5
|
грамматика
|
Все верно-5
1-2 ошибки – 4
3-6 ошибок - 3
|
индивидуальная
|
2
|
аукцион
|
1 балл за верный
ответ,
Максимальное
количество – 5, и т.д.
|
фронтальный опрос
|
5
|
таблица
|
12 баллов – 5
10-11 баллов – 4
6-9 баллов – 3
Меньше 6 баллов - 2
|
индивидуальная
|
5
|
тест
|
1 балл за верный
ответ
(максимум 5 баллов)
|
индивидуальная
|
5
|
Задача с пропусками
|
Оценка из 5 баллов
тому, кто выполнит правильно
|
индивидуальная
|
5
|
задачи
|
1 балл за задачу
|
В группах
|
10
|
защита
|
Из 5 баллов
|
индивидуальная
|
6
|
Сказка
(сопровождается презентацией)
В некотором царстве,
в некотором государстве с названием Эквадрия, жили – были граждане
Четырехугольники. Были они все, как и положено, разные. Только обязательно у
всех должно было быть 4 стороны, 4 вершины и 4 угла. А ежели у кого чего было
не четыре – так он у них иностранцем считался. Конституция была своя, где все
законы записаны, права, обязанности, свойства, признаки… «Если ты
четырехугольник – то сумма углов в тебе 360 градусов», например. Или «быть у
всех по 2 диагонали!»
И был в той стране
царь, как и положено. И было у него, понятно, 3 сына. Все в отца красавцы: и
стороны у них попарно параллельны, и противоположные стороны равны, и
противоположные углы равны, и диагонали пересекаются и точкой пересечения
делятся пополам. А если пройдет биссектриса, то непременно отсечет от любого из
братьев равнобедренный треугольник. И биссектрисы-то не простые: коли выходят
из противоположных углов – то параллельны, а коли из смежных – то непременно
взаимно перпендикулярны.
Гордился отец
сыновьями, любовался.
Зовет как–то их к
себе и спрашивает: «Как же, сыны, мне вас различать? Больно уж вы на меня все
похожи!»
Говорит старший: «Я,
батюшка, такой как все, да все же особенный: имею я все четыре угла прямые. А
коли приглядитесь ко мне, то увидите, что диагонали мои равные! Нет такого у
царя самого!»
Говорит средний: «Нет
у меня, царь – батюшка ни одного прямого угла. Но зато все стороны у меня
равны, не то что у некоторых. А диагонали мои тоже особенные: взаимно
перпендикулярны и делят углы пополам.»
Подошла очередь
младшенького. «Не на что мне жаловаться! И углы у меня прямые, и стороны все
равны, и диагонали равны и взаимно перпендикулярны, да и биссектрисами углов
являются. А еще ребята в школе меня самого первого изучают, в первом классе
еще! Так что по всему видать, любимчик я в нашем царстве-государстве».
И была у царя дочка
любимая. Две стороны у нее были параллельны, в отца, значит, а две другие – не
параллельны, то в мать, наверно. И имя красивое у нее было, с латинского
«трапеза». И такая переменчивая особа! Коли равны у нее боковые стороны –
назовется равнобедренной, коли угол появится прямой – она тогда прямоугольная.
Пойди угадай. Да только все в стране наловчились: коли у царевны с утра углы
при основании равны, тогда понятно, она сегодня равнобедренная, тогда и
диагонали у нее равные. Ну а если нет… ну да ладно.
То не сказка была, то
присказка.
А сказка только
начинается, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ, ее название.
Групповая работа.
Ответьте на
вопросы:
1.
как звали царя, старшего,
среднего и младшего царевичей?
2.
нарисуйте их «портреты»
3.
как звали царевну?
4.
изобразите
«генеалогическое древо» царской семьи.
Индивидуальная работа
Напишите без
ошибок:
П..р..(лл,л)е(лл,л)огра(мм,м);
пр..м..угольник, ром.., кв..дра.., тр..пец..я, пара(лл,л)ельные,
п..рп..нд..кулярные, д….г..нали, б..(сс,с)..ктр..(сс,с) ы, равн..бедре(нн,н)ая,
пр..м..угольная, т..орема, д..к..зательство.
Индивидуальная
работа.
·
Аукцион знаний:
Ребята по очереди
формулируют какой – либо теоретический факт, связанный с четырехугольникам
(определение, свойство, признак). Ответ засчитывается только по поднятой руке. Считаем
баллы за правильные ответы.
·
Заполни таблицу:
(поставь + в нужный столбец)
12 баллов – 5
10-11 баллов – 4
6-9 баллов – 3
Меньше 6 баллов - 2
|
параллелограмм
|
прямоугольник
|
ромб
|
квадрат
|
Равнобедренная трапеция
|
Противолежащие
стороны параллельны
|
|
|
|
|
|
Противоположные
стороны равны
|
|
|
|
|
|
Противоположные
углы равны
|
|
|
|
|
|
Сумма углов,
прилежащих к параллельным сторонам равна 180о
|
|
|
|
|
|
Все углы прямые
|
|
|
|
|
|
Все стороны равны
|
|
|
|
|
|
Диагонали равны
|
|
|
|
|
|
Диагонали
пересекаются и точкой пересечения делятся пополам
|
|
|
|
|
|
Две стороны
параллельны, а две другие непараллельные
|
|
|
|
|
|
Диагонали взаимно
перпендикулярны
|
|
|
|
|
|
Диагонали являются
биссектрисами углов.
|
|
|
|
|
|
Есть две диагонали.
|
|
|
|
|
|
Тест по теме:
«Четырехугольники». В ответе десятизначное число
Четырёхугольник, у которого только две стороны
параллельны
1.
ромб
2.
трапеция
3.
квадрат
4.
прямоугольник
Трапеция, у которой один из углов равен 90
градусов, называется
1.
равнобедренной
2.
остроугольной
3.
тупоугольной
4.
прямоугольной
Любой ромб является:
1.
квадратом
2.
прямоугольником
3.
параллелограммом
4.
трапецией
Если в параллелограмме диагонали
перпендикулярны, то этот параллелограмм:
1.
ромб
2.
квадрат
3.
прямоугольник
4.
нет правильного ответа
Любой прямоугольник является:
1.
ромбом
2.
квадратом
3.
параллелограммом
4.
нет правильного ответа
Найдите неверное утверждение.
1.
квадрат - одновременно
параллелограмм и прямоугольник
2.
угол между стороной и
диагональю квадрата равен 45 град.
3.
диагонали квадрата взаимно
перпендикулярны
4.
существует квадрат,
который не является ромбом
Если в четырёхугольнике диагонали перпендикулярны,
то этот четырёхугольник:
1.
ромб
2.
квадрат
3.
прямоугольник
4.
нет правильного
ответа
Квадрат - это…
1.
параллелограмм с равными
сторонами
2.
параллелограмм с равными
углами
3.
прямоугольник, у
которого все стороны равны
4.
нет правильного ответа
У этого четырёхугольника диагонали всегда
равны?
1.
трапеция
2.
прямоугольник
3.
ромб
4.
параллелограмм
Найдите неверное утверждение.
1.
У прямоугольника углы -
прямые
2.
у ромба все стороны равны
3.
у квадрата диагонали
взаимно перпендикулярны
4.
у трапеции стороны
попарно параллельны
ответ 2431344324
Решение задач с
пропусками
Решение задач 10 минут
1. Разность углов,
прилежащих к одной стороне параллелограмма, равна . Найдите меньший
угол параллелограмма. Ответ:
(Что показывает разность углов? Что мы знаем об углах
прилежащих к одной стороне параллелограмма? )
2. Один из углов параллелограмма в два раза больше другого. Найдите
меньший угол. Ответ:
(О каких углах идет речь в задаче?)
3. Сумма двух углов равнобедренной трапеции равна .
Найдите больший угол трапеции. Ответ:
(О каких углах идет речь в задаче? Каким свойством
обладает равнобедренная трапеция?)
4. Чему равен больший угол равнобедренной трапеции, если известно, что
разность противолежащих углов равна 84о? Ответ:
(Чему равна сумма этих углов?)
5. Сумма трех углов выпуклого четырехугольника равна 282о.
Найдите четвертый угол. Ответ:
(Чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника?)
6. Один из углов параллелограмма на 46о больше другого.
Найдите больший из углов. Ответ:
(О каких углах идет речь в задаче?)
7. Диагональ параллелограмма образует с двумя его сторонами углы 23ои
49о. Найдите больший угол параллелограмма. Ответ:
(Какой из углов мы можем сразу найти? Как найти
больший угол)
8. Периметр параллелограмма равен 82. Одна сторона параллелограмма на
29 больше другой. Найдите меньшую сторону параллелограмма. Ответ: 6
(Что мы знаем о противоположных сторонах
параллелограмма?)
9. Найдите меньшую диагональ ромба, стороны которого равны 49, а острый
угол равен 60о. Ответ:49
(На какие треугольники делит меньшая диагональ ромб?)
10. В параллелограмме АВСD диагональ АС является биссектрисой угла А.
Найдите сторону ВС, если периметр АВСD равен 32
см. Ответ: 8
(Когда в параллелограмме диагональ является биссектрисой
угла?)
11. В прямоугольной трапеции сумма двух углов равна . Найдите наименьший угол этой трапеции. Ответ:
(Сумма каких углов равна ).
12. Сторона ромба равна его диагонали. Найдите больший угол ромба. Ответ:
13. В прямоугольнике угол между диагоналями равен 68о.
Найдите угол между диагональю и большей стороной прямоугольника. Ответ:
14. Найдите меньший угол равнобедренной трапеции, если два ее угла
относятся как 1:2. Ответ:
15. Сумма двух углов равнобедренной трапеции равна 316о.
Найдите меньший угол трапеции. Ответ:
(О каких углах идет речь в задаче? Что мы знаем об
углах при основании равнобедренной трапеции?)
16. Углы выпуклого четырехугольника относятся как 2:7:8:13. Найдите
меньший угол. Ответ: 24
(Чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника?)
17. В прямоугольнике диагональ делит угол в отношении 1:2, меньшая его
сторона равна 33. Найдите диагональ данного прямоугольника. Ответ: 66
(Чему равны углы в прямоугольнике? На какие два угла
делит диагональ угол? Какое свойство прямоугольного треугольника надо
вспомнить?)
Защита проектов по
1 минуте на проект
Итоги урока. Вручить
закладки .
Домашнее задание задачи с пропусками из тетради по геометрии. +
тест.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.