Главная / Русский язык и литература / «Смех – великое дело» (сценарий школьного вечера, посвященного Н. В. Гоголю)

«Смех – великое дело» (сценарий школьного вечера, посвященного Н. В. Гоголю)

5


«Смех – великое дело»

(сценарий школьного вечера, посвященного Н. В. Гоголю)

I часть


Человек жив, пока жива память о нем. В этом простом основании народного сознания воплощена глубокая идея, один из законов бытия человечества в его духовном движении вперед. Память – одно из важнейших орудий создания настоящего и будущего.


Среди вечно живых наших с вами современников поистине выдающееся место принадлежит и “великому зодчему” (так называл он сам русских писателей) нашей культуры – Николаю Васильевичу Гоголю.


Гоголь – имя в русской литературе, стоящее сразу после Пушкина. Он прожил мучительную, странную, неустроенную жизнь и не был в ней понят до конца.


Время продолжает судить до сих пор, и место Гоголя в культуре с каждым десятилетием будет определяться все ярче.


Ведь искусство и литература в сегодняшнем мире связаны с его именем более чем может казаться.


Н.В. Гоголь, живой, энергичный, неистощимый на выдумку, талантливый.

  • Неподкупный, принципиальный, гордый, с высоко развитым чувством собственного достоинства.


  • Хороший товарищ, преданный, любящий, прекрасный сын и брат.


  • Уже в молодости он предчувствовал свое великое предназначение, а в зрелые годы заявил: ”Мысли мои, мои дела будут принадлежать России”.


  • В письме Василию Андреевичу Жуковскому он признавался “Моё имя после меня будет счастливее”.


II часть


Гоголь.

В те годы когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум , хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий и что я сделаю даже для общего добра.


Ведущий.

Он думал просто, что он выслужится и все это доставит служба государственная. От этого страсть была у него в юности очень сильна…


Первые его опыты, первые упражнения в сочинениях были почти все в лирическом и серьезном роде.

Ни он сам, ни сотоварищи, хотя…на него часто находила охота шутить и даже надоедать своими шутками.


Говорили, что вы умеете не то что передразнивать, но угадать человека, то есть угадать, что он должен в таких и таких случаях сказать.


Гоголь. Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности… Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать.


Гоголь быстро убедился, что чиновничья служба ничего не имеет общего с “трудом важным и благодарным”, о котором он мечтал.


В нем пробуждался талант писателя. Он вспоминал песни, сказки, предания, картины природы и жизни родной Украины. По вечерам, по ночам, после службы, Гоголь работал над замечательной книжкой. Это были Вечера на хуторе близ Диканьки.


одна за другой выходили из-под его пера увлекательные народные легенды о глупом черте и кузнице Вакуле, о чудесных событиях в майскую ночь, о таинственной красной свитке и страшном свином рыле, о русалках, привораживающих людей.


но сквозь сказочные события в этой книге проглядываются живые люди, украинские крестьяне, трудолюбивые, весёлые, остроумные. Картины южной украинской природы были написаны таким красочным языком, что легко и надолго запоминались.

Украинская ночь


одна из главных особенностей этой книги заключалась в том, что она вся была пропитана жизнерадостно, весёлостью и горячей любовью писателя к Украине.


это первое крупное произведение Гоголя сразу сделалось большим литературным событием, потому что не было еще такой книги, которая так увлекательно рассказала бы об украинской жизни. Вот, что говорил об этой книге Гоголя А.С. Пушкин.


Пушкин.

Прочел ”Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая… А местами как поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился… Поздравляю публику с истинно веселою книгою.


Ночь перед Рождеством”-отрывок


III часть


Гоголь.

Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте же милость, дайте сюжет: духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта.


и он получил сюжет.


Пушкин всегда помогал советами. На тот раз Пушкин подарил Гоголю сюжет “Ревизора”.


Есть смех, который, выступая против зла, сам зол, сам односторонен. Он не признает мягкости, милосердия. Он карает. Гоголь в своих творениях веселится, и это веселье поднимает душу, возвышает душу.


Гоголь.

Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего. В “Ревизоре” я решился собрать одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который некогда еще во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть.


–“Ревизор” имел полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, и, что всего важнее, живой отголосок её, раздавшийся после в повсеместных разговорах, -ни в чем не было достатка.


Фрагмент комедии-Ревизор 1.


Гоголь.

Бросьте долгий взгляд на всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны–сколько есть у нас добрых людей, но, сколько есть плевел, от которых житья нет добрым и за которым не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся им! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила…


Второй фрагментиз комедии Ревизор

IV часть


Наслажденьем всей своей жизни Н.В. Гоголь считал службу с Пушкиным. Ничего не предпринимал он без его совета. Гоголь во время работы задавал себе вопросы: что скажет Александр Сергеевич? Что он заметит, над, чем посмеется. Чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое. Вот что Гоголя только занимало и одушевляло.


Пушкин заставил Гоголя взглянуть на все дело серьезно. Он уже давно склонял Гоголя приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз, после того, как он ему прочел одно изображение небольшой сцены Пушкин сказал:


Пушкин

Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!


Гоголь

Обо мне толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал и понял только один человек. Это Вы, Александр Сергеевич.


Пушкин

Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь обратить в такой силе пошлость человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот ваше главное свойство, одному Вам принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей.


А.С. Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет. Это был сюжет “Мертвых душ”. Пушкин находил, что сюжет “Мертвых душ” хорошо (для Гоголя) тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров.


Гоголь.

Начал писать “Мертвые души”. Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон… Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Россию.


Фрагмент поэмыМертвые души

Все проделано вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. Если свершу творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!


В “Мертвых душах” развертываются многообразные картины русской жизни первой половины прошлого века, выставляется галерея русских помещиков и чиновников.


Одни из них хищники и скупцы, пожиравшие от жадности человеческий облик, другие – бездельники, третьи – скандалисты и сплетники.


На этом фоне Гоголь изобразил ловкого плута и дельца Чичикова.


Чичиков объезжает помещиков и за гроши “скупает” у них умерших крестьян, которые в казненных учреждениях еще числятся живыми.


В крепостные времена помещики могли закладывать в государственном банке свои имения и крестьян и получать денежные сосуды.


Чичиков задумал ловкое мошенничество: заложить в банке умерших крестьян, словно живых.


Гоголь изображал не пророки и не застывшие в своей отрицательности низкие черты человека, а общую ничтожность жизни, лишенной на какие-то мгновения высшего смысла. Это скорее заснувшая жизнь, (как любил говорить Гоголь), жизнь, впавшая в забытье, жизнь, похожая на сад Плюшкина.

Второй фрагмент поэмы-“Мертвых душ”


Гоголь

Изобрази я “картинных извергов”, мне бы простили, но пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность более, чем все пророки и недостатки. Явление замечательное! Испуг прекрасный!


Смех Гоголя рассчитан на испуг. Он рассчитан на пробуждение от сна. Смывая с человека ничтожность и пошлость, смех этот не смывает самого человека.



V часть


Мрачные картины русской крепостной жизни рисовал Гоголь в этом произведении. Но великий писатель верил в свой народ и его могучие силы.



Русь-чтение отрывка

Птица-тройка.

VI часть


Однажды Гоголь вышел из кареты

На свежий воздух.

Думать было лень.

Но он во мгле увидел силуэты

Полузабытых, тощих деревень.

Он пожалел безрадостное племя

Оплакал детства светлые года…

Не смог представить будущее время –

И произнес: “Как скучно, господа!”


Смех Гоголя близок к жизни. Он раздается не с оледенелой высоты. Он струится, как свет, он даже нежен порою, как серебряный воздух.


–“Горьким словом моим посмеются”, – высечено на надгробной плите Гоголя. Горьким смехом моим порадуюсь – мог бы добавить к этим словам сам Гоголь. Ибо если человек смертен, человек конечен, человек обречен уничтожению, то смех дан ему не то, чтобы преодолеть свою смертность и, веселясь, заглянуть в бессмертие.






«Смех – великое дело» (сценарий школьного вечера, посвященного Н. В. Гоголю)
  • Русский язык и литература
Описание:

Человек жив, пока жива память о нем. В этом простом основании народного сознания воплощена глубокая идея, один из законов бытия человечества в его духовном движении вперед. Память – одно из важнейших орудий создания настоящего и будущего.

 

Среди вечно живых наших с вами современников поистине выдающееся место принадлежит и “великому зодчему” (так называл он сам русских писателей) нашей культуры – Николаю Васильевичу Гоголю.

 

Гоголь – имя в русской литературе, стоящее сразу после Пушкина. Он прожил мучительную, странную, неустроенную жизнь и не был в ней понят до конца.

 

 

Автор Белялова Гульнара Серверовна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 611
Номер материала 12269
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓