Главная / Музыка / «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» КАК ЭЛЕМЕНТ

КОМПЛЕКСА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Учебная дисциплина «Слушание музыки» совсем недавно появился в программе ДШИ и ДМШ. Возникает много вопросов – в чем его необходимость, если давно существует предмет «Музыкальная литература»? Что общего между ними и в чем разница? Зачем «Слушание музыки» ввели в программу?

Если глубоко вдуматься, то появление в программе ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 класс уже давно является острой необходимостью. Мало того, именно этот предмет особенно необходим начинающим музыкантам, делающим первые шаги в мир музыки. Традиционно «Музыкальная литература» начинается только с 4 класса, оставляя без активного педагогического воздействия наиболее благодатный для формирования и развития навыков музыкального восприятия возраст 7 – 10 лет. Именно «Слушание музыки» восполняет этот досадный пробел.

Целью предмета «Слушание музыки» является воспитание у детей музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры в целом, приобщение детей к шедеврам классической музыки с первых шагов обучения.

Это значит, что на уроке «Слушание музыки» необходимо:

- создать предпосылки для музыкального и личностного развития в будущем;

- заложить основы слушательской культуры;

- создать базу, позволяющую приобщаться к музыкальному искусству в перспективе.

Отсюда логически следуют 3 основные задачи, связанные с обучением на занятиях по предмету «Слушание музыки»:

1. Формирование личностно-эмоционального отношения к музыке через восприятие. У детей необходимо воспитать эмоциональную восприимчивость к классической музыке, музыкальное чувство, глубину и тонкость эмоционального проникновения в музыкальные образы; развивать стремление слушать и исполнять музыку, содействовать развитию интереса к познанию музыкального искусства и сопоставлению его с окружающей жизнью.

2. Обучение осознанному отношению к музыке. Ребенку важно получить опыт осознанного восприятия музыкальных произведений, уметь пользоваться музыкальными знаниями; научиться чувствовать и понимать музыку, разбираться в характере музыкальных образов, в логике и законах их развития, стремясь к пониманию идейной основы сочинения, связи его содержания с жизнью.

3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке как в процессе ее восприятия так и в при исполнения даже самых маленьких фрагментов музыкальных произведений на уроках.

Воспитательными задачами уроков «Слушание музыки» являются:

- расширение представлений детей о жизни и их кругозора через восприятие яркой и доступной их пониманию музыки;

- обогащение музыкального (прежде всего слушательского) опыта, развитие у детей интереса к музыке;

- накопление музыкальных впечатлений от музыкальных произведений.

Задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений - научить детей видеть различие между музыкальными произведениями, как в их характер, так и в выразительных средствах.

Задача разбора музыкального произведения – научить понимать выразительный смысл основных музыкальных средств, дать представления об особенностях музыкальной речи как непосредственного выражения живого чувства.

Музыкальные умения и навыки, которые в первую очередь следует развивать на уроках «Слушание музыки»:

- 1год обучения. Постепенное накопление опыта восприятия музыки в ее связи с жизнью; восприятие музыкальных образов в их тесной взаимосвязи. Умение легко и быстр ориентироваться в богатом и разнообразном содержания музыки. Понимание музыкальной речи, умение целостно воспринимать музыкальный образ, знакомство с основными приемами музыкального развития, закрепление и расширение теоретических познаний, умение применять их практически в процессе активного восприятия музыки.

- 2 год обучения. Продолжение накопление опыта восприятия музыки в более широком значении, понимание основных способов и средств музыкального развития и основных форм музыкальных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности и их взаимодействия с целью глубокого понимания художественного образа, его характерных особенностей и целостности, способствующий развитию музыкального мышления учащихся и позволяющий избежать нелепых и примитивных истолкований и неоправданных ассоциаций.

- 3 год обучения. Накопление опыта восприятия основных характерных особенностей народной и композиторской музыки, общих и различных черт в музыке композиторов разных стран, разных форм музыкальной деятельности. Усиливается роль самостоятельной практической работы: определение жанровых особенностей музыки, творческое исследование разных типов музыкального изложения, знакомство с простыми музыкальными формами.

Преобладающая форма уроков «Слушание музыки» – это уроки-беседы, которые имеют самый разнобразый облик, в зависимости от содержания. Урок-воспоминание - новая тема раскрывается на известном ранее музыкальном материале, как уже нечто «знакомое», но «не замеченное» ранее. Урок-сказка может иметь разнообразные формы: прослушивание, обсуждение, ролевые задания с элементами театрализации. Урок-исследование - это самостоятельная аналитическая работа детей. Еще могут проводиться: урок-настроение, комплексный урок, включающий материал из самых разных областей искусства.

Выразительные средства музыки следует рассматривать не в отрыве друг от друга, а в их взаимосвязях - сначала простейших, а потом все более сложных и разносторонних. Изучение музыкального произведения обязательно предусматривает его целостное эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и выразительных средств, особенно ярко характеризующих образ.

«Слушание музыки» открывает безграничные творческие возможности для педагога и учащихся. Как итоговая цель - подготовка грамотного заинтересованного слушателя, умеющего анализировать и мелодический рисунок, и интонационный строй, и форму произведения, и особенности фактуры.

С самых первых шагов обучения на уроках «Слушание музыки» необходимо добиваться следующих результатов:

- научить детей осознанию мира музыкальных звуков как особой реальности, а сделать это можно через чувственное восприятие характера музыки;

- освоить с учащимися основные базовые музыкальные понятия;

- сделать процесс слушания музыки для детей настолько ярким и эмоциональным моментом эстетического переживания, чтобы музыкальные впечатления стали личным опытом детей;

- используя долгосрочную память, эмоциональную отзывчивость и заинтересованность детей, помочь сформировать им прочный «запас» музыкальных впечатлений и базовых знаний.

Основой в работе является системный подход к учебному материалу, связанный одновременно и с конкретным анализом услышанной музыки.

Часто педагогу в процессе работы приходится вносить в программу свои поправки и дополнения с учетом конкретных условий и обстоятельств. Очень важно, что предлагаемый автором учебный и музыкальный материал абсолютно не исключает собственного творческого подхода и свободы выбора.

Программа дает огромный простор для совместного творчества педагога и учеников. На уроке «Слушание музыки» нам стали необходимы не только тетради, но и альбом и цветные карандаши, потому что многие темы ученики изучают, рисуя к ним иллюстрации. Без соприкосновения с живописью оказалось совершенно невозможно. Грамотно подобранная художественная иллюстрация к музыке всегда легко и быстро поможет направить детское воображение.

Синтез музыки и поэзии мы тоже успешно используем на уроках «Слушание музыки». В первую очередь это тексты вокальных произведений, которые мы прочитываем перед прослушиванием музыки. Увлекательным может быть задание подобрать стихотворения разных поэтов на определенную тему.

На 2 и 3 году обучения можно и нужно использовать такую форму работы, как музыкальное иллюстрирование изучаемых тем произведениями, исполняемыми учениками в классе специальности, хора, вокала, аккомпанемента. Детям всегда с удовольствием выступают перед своими товарищами.

Различные творческие задания, предложенные в учебниках с характерным названием «Уроки госпожи Мелодии» дают огромный простор для детской фантазии и творчества, являются хорошим подспорьем для педагога.

На уроках «Слушание музыки» учащиеся знакомятся с большим количеством музыкальных произведений. Это знакомство значительно расширяет кругозор ребенка, способствует развитию и обогащению его музыкальной памяти, служит основой для создания бесценной «копилки» слушательского опыта с которой дети пойдут по жизни.

«Слушание музыки» приобщает детей к миру классической музыки, обогащает их слуховой опыт, формирует базовые умения и навыки, которые будут необходимы им как грамотным и заинтересованным слушателям, а также наверняка пригодятся ребятам на уроках в процессе обучения в общеобразовательной школе.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М., «Пресс – соло», 1998.

2. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.

3. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.

4. Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие – М. Росмэн 2002.

5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.

6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.

7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 3 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.

8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.


4


«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
  • Музыка
Описание:

Учебная дисциплина «Слушание музыки»  совсем недавно появился в программе ДШИ и ДМШ. Возникает много вопросов – в чем его необходимость, если давно существует предмет «Музыкальная литература»?  Что общего между ними и в чем разница? Зачем «Слушание музыки» ввели в программу?

 

Если глубоко вдуматься, то появление в программе ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 класс уже давно является острой необходимостью. Мало того, именно этот предмет особенно необходим начинающим музыкантам, делающим первые шаги в мир музыки. Традиционно «Музыкальная  литература» начинается только с 4 класса, оставляя без активного педагогического воздействия наиболее благодатный для формирования и развития навыков музыкального восприятия возраст 7 – 10 лет. Именно «Слушание музыки» восполняет этот досадный пробел.

Автор Михайлова Светлана Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1059
Номер материала 29382
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓