Главная / Начальные классы / Слуховые диктанты по русскому языку

Слуховые диктанты по русскому языку

Слуховые диктанты.

Практический материал к урокам русского языка.


Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Приведу разработанные слуховые диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами. Текстовый материал для диктантов – это рассказы и сказки Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского, И.С. Соколова – Микитова. В. Бианки.

1класс.

Заяц.

Папа у Шуры охотник. Он принес сыну зайца. Заяц жил у Шуры всю зиму. Зайка был очень робкий. Шура давала зайцу морковку, капусту и другие овощи. Один раз зайка убежал в сад и сел под куст. Шура поймал зайца. Весной мальчик выпустил зайца на волю.

Медведь.

Любит медведь медком полакомиться. Раз залез он на пчельник. Запустил Мишенька лапу в улей да как зарычит! Пчелы окружили медведя, жужжат, кусают. Испугался медведь и в лес убежал.

Москва.

Велика Москва и красива. Площади и улицы. Дома и парки. Заводы и фабрики. Кремль и Москва- река. С каждым годом Москва растет. Москва - главный город нашей страны.

Родина.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок. Это город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина огромна и прекрасна.

Спас птицу.

Воробей клевал крошки хлеба. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Он бросился на птицу. Это заметил Алеша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алеша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Осень пришла.

Трава пожелтела и пропала. Птицы тронулись на юг. Их гонят туда голод и холод. Все небо в тучах. Часто идут дожди. Дует злой ветер. Люди надели теплые пальто. С огородов и полей убрали последние овощи. Скучная картина!

Береза.

Хороша береза весной! Красивы её тонкие ветви. Ствол у березы белый. Листочки нежные, клейкие. Береза надела зеленый наряд. Вот заиграли на стволе светлые лучи солнышка. Ветви в капельках росы. Мы любим русские березы.

Алеша и Яша жили в деревне. Их дом был на берегу реки Дон. В реке много рыбы. Мальчики смастерили маленький плот. С плота они ловили рыбу. Хорош был улов! У Алеши лещ. Яша поймал сома.


  1. класс.

Первое сентября.

Денис встал ещё ночью. Он долго лежал с открытыми глазами. Тут проснулась мама. Она стала гладить школьную форму. Денис быстро оделся. Вот мальчик идет в школу. Около школы стоит толпа ребят. В руках детей букеты цветов. Вышла учительница. Она повела учеников в класс.


Осень в лесу.

Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько в лесу грибов! Душистые рыжики и желтые опята давно ждут грибников.

Скоро зима.

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и березкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнездышки. Там птичкам тепло. Вдруг глухо каркнул ворон. Робкий зайчишка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц.

Друзья.

Стояли сильные морозы. Голодно и холодно было в лесу. Однажды Коля увидел в лесу олениху. Она с трудом передвигалась по снегу. Коля осторожно стал подходить к животному. Скоро олениха взяла из рук мальчика овес. Утром Коля принес ей угощение. Она стала лизать соль. Олениха привыкла к мальчику. На зов она выходила из березняка.

Праздник леса.

Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принес лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Школьники обсадили деревцами колхозный пруд. Они озеленили спортивную площадку. Осенью ребята посадили молодые елочки по сторонам полевой дороги. Все деревца стали весело расти. Теперь они будут защищать дорогу от снега.


Осенью.

Стоит октябрь. На дворе ненастье. Льют частые дожди. Листья с деревьев опали. Пусты поля. Убрали картофель, капусту, морковь.

Соловьи, стрижи, певуньи – ласточки покинули свои гнезда. Тянутся к югу журавли, утки. Ближе к жилью людей селятся сороки, воробьи, вороны.



Москва.

Москва – сердце нашей Родины. Из Москвы идут поезда, летят самолеты, плывут теплоходы. В Москве много фабрик, заводов, школ, театров, музеев, больниц, магазинов. Вокруг Москвы живописные окрестности. Под Москвой много садов и дач.




3класс.

Загадка.

Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой?


Свет осени.

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный желтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья желтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.

Жаворонок.

В поле между комьями холодной земли проснулся жаворонок. Он вскочил на ножки, встряхнулся, огляделся и полетел вверх.

Полетел и запел. Радостно и звонко лилась его песня.

Все казалось ему замечательным, красивым и милым. Ведь это была его Родина. Он долго, очень долго её не видел!

Первые дни он отдыхал. Сегодня принялся за свою работу. А работа его была – петь.

Ягодные адреса.

Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. Поспевает земляника в июне.

Адрес черники узнай у лохматых елей. Черника – ягода елового бора. Растет черника и в сосновых лесах. Куст черники может жить 300 лет. Поэтому не вырывай с корнем кустики.

Малина обильно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги. Поспевает малина в июле.

Адрес клюквы – болото, где хозяином – зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, что это рассыпаны красные бусы по зеленому бархату.

Пусть птица выводит птенцов.

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Весенний лес кажется прозрачным. Он умылся вешней водой. Ветки осины украсились зелеными сережками. Молодые березки весело шумят. Скоро они распустят свои зеленые шелковые косы.

В библиотеке.

Костя сидел над тетрадью. В руке он держал карандаш. В школе шумела большая перемена. Ребята бегали по коридору, боролись, пели, смеялись. Костя сидел в библиотеке, он готовил доклад для кружка юннатов. Костя морщил брови, ерошил свои короткие волосы, начинал писать и зачеркивал. Он в раздумье подошел к окну. Морозные узоры застилали стекла. Высокая вершина горы, седая от снега, глядела в окно.

Задержали снег.

В воскресенье школьники села Раменки собрались около школы. Все были с лыжами. Вчера выпало много снега. Резкий ветер гнал его над землей. Поля оголились. Снег нужно было задержать в полях. Без снега земля промерзнет, не будет влаги.

Ребята побежали на лыжах. Они подъехали к полю и разбились на группы. Ученики стали лопатами сгребать снег в большие кучи. Работа шла дружно.

Весной земля получит много влаги. Будет богатый урожай.

Кто как зиму встретил.

Летучие мыши забрались в дупла деревьев и на чердаки домов. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь отъелся за лето и осень и спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку, починила гнездо. Лиса в норе из листьев теплую постель сделала себе. Только бездомный волк бродит злой и голодный.

  1. класс.

Русский лес.

Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса. Они ждут тепла. Ветерок весело бежит от березки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен. К старой ели подлетели птицы. Ветки закачались. Из спелых шишек полетели легкие семена. В воздухе пахнет смолой. У ручья красуется ива. Над её золотистым пушком жужжат пчелы. Мягким мхом порос старый пень. На поляне разместился дуб. Скоро все зазеленеет, зацветет. Лес – богатство нашей страны. Берегите лес!

Живой подарок.

В лесах под Москвой появились голубые белки. Откуда завезли их? Живой подарок приехал из далекой Сибири. Илья Васильевич Коровкин подарил белок знакомым ребятам из Москвы. Мальчики разобрали белок по домам. За белками ухаживали, давали вкусную еду, чистили клетки. Но белочки скучали в неволе. Семья хотела жить вместе.Детворе пришла счастливая мысль. Ребята решили поселить белок в лесу. Животных передали в лесное хозяйство. Хорошо жилось им в частом ельнике. Стали зверьки пушистые, крупные. Голубые белки украшали подмосковные леса. Они не забыли друзей, узнавали их.

Стальная птица.

Около речки стеной стоял густой лес. Он тянулся далеко. В лесу было много малины, грибов, орешника. В зелени кустов прятались ежи, зайцы. Наступил вечер. От речки тянуло сыростью. В красных лучах солнца кружилась весенняя мошка. На верхушке ели сидели птицы. Вот среди тишины послышалось жужжание пчелиного роя. Около крутого толстого облака сверкнула точка. Это был аэроплан. С веселым рокотом он пролетал над темным лесом, разъездом. Мальчики молчали. Они думали, что стальная птица летит в дальние страны.





За ягодами.

Мишка, Лёшка и Сережка пошли в лес за ягодами. Ребята прошли пастбище, перебрались через овраг и углубились в лесную глушь. В нашем лесу есть много малины, земляники, черники и брусники. Попадаются также и ежевика, и костяника. Друзья собирают ягоды в лукошко, но намного больше кладут себе в рот. Кажется, мальчики вышли совсем недавно, а уже столько прошли. Мишка увлекся сбором земляники, отстал от друзей и потерял их из виду. Сначала он испугался, но потом собрался с духом и закричал. Кто-то услышал его за деревьями и закричал в ответ. Это кричит Лёшка или Серёжка. Надо хватать лукошко и бежать в ту сторону.

Поздним вечером.

Мы с Серёжкой вышли на высокий балкон девятого этажа Серёжкиного дома. Был поздний вечер. Внизу шумел широкий проспект. Справа виднелись светлые окна соседнего дома. Мы подняли головы и посмотрели на далекое и загадочное небо. Я залюбовался острым лунным серпом. Какой красивый месяц!

Возле ясного месяца появилось темное облако. Оно захватило нижний край месяца. Теперь видна только половина лунного серпа. На звездном небе иногда возникал яркий тоненький след. Это след быстрого метеора, сгоревшего в верхних слоях атмосферы.

Появился красный мерцающий огонек. Может быть, это сигнал с космического корабля инопланетян? Но нет, это сигнальный огонь на обычном самолете. Тут Сережка вспомнил, что у нас осталось несделанное задание по русскому языку. Мы вернулись в квартиру и сели за письменный стол.

Приготовление обеда.

Бабушка Анна Кирилловна готовит вкусный субботний обед. Она печет аппетитные мясные и капустные пирожки. Ей нужна помощь внучки Татьяны. Внучка берет нож и аккуратно режет капустные листы. Бабушка отмеряет муку в гранёном стакане. Теперь надо раскатать тесто. Вот и готов пирог с земляничным вареньем. Он пойдет на десерт. Закуской перед супом будут салат и соленая рыбка.

Бабушка ставит пирожки в печь. Внучка должна принести воды для супа. Большая мохнатая собака сидит у стола и следит за готовкой. Ей бросают мясные обрезки. Бабушка открывает буфет, достает песочное печенье и дает собаке несколько штук.



Слуховые диктанты по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

Одной  из  актуальных  проблем  современной  методики  преподавания  русского  языка  является  поиск  эффективных  способов  обучения  орфографии  учащихся  начальной  школы. Беспроверочные  написания  -  самый  трудный  раздел  методики  обучения  орфографии. Работа  над  каждым  словом  из  «Словаря»  непосредственно  связана  с  изучаемым  на  уроке  грамматико-орфографическим  материалом. Наиболее  распространенным  видом  словарно-орфографических  упражнений  остаются  диктанты. Приведу     разработанные  слуховые  диктанты, которые  можно  рассматривать  и  как  обучающий, и  как  контролирующий  вид  работы  над  трудными  словами.  Текстовый  материал  для  диктантов – это   рассказы  и  сказки   Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Ушинского, И.С. Соколова – Микитова. В. Бианки.

Автор Волошина Ольга Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1490
Номер материала 48322
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓