Главная / Русский язык и литература / Сложносочиненные предложения и русское чаепитие

Сложносочиненные предложения и русское чаепитие

Средняя школа Сарыкемер Байзакского района Жамбылской области

Методическая разработка

открытого урока русского языка в 9 классе по теме:

" Сложносочинённые предложения и русское чаепитие"

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложносочиненного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- закрепить полученные знания о ССП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложносочиненном

предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать

обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского

языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству;

-познакомить детей с художником, который писал картины о чаепитии;

- расширить представления о чае, о народных традициях, связанных с чаепитием.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум


Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

- контроля и самоконтроля: устный, письменный;

- по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование урока:

- компьютер

- проектор

- экран

- раздаточный материал – тексты

- презентация в программе «PowerPoint «Борис Михайлович Кустодиев. Русское чаепитие»,

« Художник - Б.М.Кустодиев», «Творчество художника»

План урока:

1.Оргмомент

2. Постановка темы и цели урока

3. Повторение изученной темы

4. Исследовательская работа по группам

5. «Песенка о чае» в исполнении М.Лукач.

6. Просмотр презентации

7. Комплексный анализ текста.

8. Творческая работа

9. Домашнее задание

10. Рефлексия.

11. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем своих партнёров сначала по лицу, а потом по плечу.

А сейчас, ребята, мы при помощи цветных карточек разделимся на группы.

(Ребята подходят и выбирают карточки. На этих карточках написаны пословицы )

1. В октябре до обеда осень, а после обеда зима.

2. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

(Дети объясняют значения пословиц).

Фронтальный опрос.

-Какие темы мы с вами изучали на предыдущих уроках? Что называется сложносочинённым предложением? (ответы учащихся)

-Молодцы! Вот сегодня мы повторим и обобщим тему: «Сложносочиненные предложения»

II. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

Ребята вы уже знакомы с темой «Сложносочинённое предложение» ,а сегодня мы эту тему будем закреплять, и поможет нам повторить эту тему творчество известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Почему именно Кустодиев?

(Ответы учащихся)

Действительно, ребята, в этом году, 7 марта, этому замечательному художнику, если он был бы жив, исполнилось бы 135 лет со дня его рождения.

Я прочитаю вам загадку, ответ которой вам поможет определить то, о чем мы будем с вами беседовать. Итак, слушайте

Его сперва китайцы пили,
Вслед индейцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошёл гулять по свету!
После к немцам корабли,
Это зелье привезли…..
Нынче на Руси народ,
Сей напиток шибко пьёт.

О чём идёт речь? (Ответы учащихся)


Да, вы правы. Этот напиток чай. А теперь скажите, что общего имеют художник Борис Михайлович Кустодиев и чай?

(Художник рисовал картины о чаепитии.) Всё правильно, мы с вами поработаем со сложносочиненными предложениями и проведем беседу по теме «Русское чаепитие в картинах художников»

Знакомство с творчеством художника . «Художник Б. М. Кустодиев». (Слайды)

Борис Кустодиев – один из самых неповторимых художников рубежа 19 – 20 веков. Красота провинциальной России, ее праздников, масленичных гуляний , красота русских людей, русских красавиц – особых кустодиевских, сразу узнаваема. Жизнь художника была трагичной – тяжелая болезнь преследовала его на протяжении долгих лет, но не сломила его оптимизма, веры в красоту, веры в Россию.

Сейчас вы,ребята, посмотрите слайды о Б. М. Кустодиеве, но перед просмотром вы выполните такую работу: прочитайте предложения, в которых содержится информация о художнике, поставьте рядом знак «+», если вы согласны с данным утверждением или «-», если вы не соглашаетесь с данным утверждением. Утверждения даются в двух столбиках. Вы заполняете столбик «ДО». На выполнение этой работы вам даётся минута времени.

(Учащиеся обдумывают утверждения и ставят знаки)

ДО

УТВЕЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ




Борис Кустодиев родился в Москве





Кустодиев- русский художник





Пережил тяжёлую операцию, после чего перестал ходить, а потом остался без ног.



Его звали солнечным художником.





Родился Борис Михайлович Кустодиев в апреле





Художник умер в 50 лет


Итак, смотрим слайды. Просмотр слайдов.

-Ребята, возвращаемся к утверждениям, заполняем столбик «ПОСЛЕ». Прочтите все утверждения. Подумайте, где вы столкнулись с информацией, которая изменила ваше мнение. Почему? На эту работу вам даётся одна минута.

Повторение пройденного материала. Работа в группах.

-Ребята, сейчас каждая команда составит свою. Каждый из вас знает, структуру выполнения. Ваша задача: за определённое время составить модель с понятием сложносочинённое предложение. На каждом столе имеются цветные маркеры, листочки для работы. Каждый участник должен самостоятельно составить свою модель. Для этого даётся 3 минуты.

(Учащиеся составляют индивидуальные модели, а после обсуждения в команде составляют одну командную модель для класса, для выполнения которой даётся 5 минут)

-Какая команда первая закончит работу, та и начинает. Послушаем выступление (ответы учащихся)

III. Основная часть.

Ответ на данный вопрос даётся по кругу один раз.

-Ребята, я предлагаю вам посмотреть внимательно слайды, где даются картины, но не указываются названия. Предлагаю внимательно просмотреть слайды «Картины художника».

Просмотр слайдов «Картины художника»

-Ребята, вы на видео увидели картины, посвящённые чаепитию. Ваша задача: за определённое время вместе в команде обсудить эти слайды, потом по кругу поочередно отвечать, то есть перечислить названия картин Б.М. Кустодиева. При этом, вы должны соблюдать правила. Каждому участнику даётся 30 секунд времени на ответ.

Примерные ответы учащихся:

  1. «На террасе».

  2. «Московский трактир».

  3. «Купчиха за чаем».

  4. «Осень в провинции. Чаепитие».

  5. «Извозчики в трактире».

  6. «Чаепитие. В старом Суздале».


- Спасибо. Давайте посмотрим, есть такие картины под такими названиями.

Просмотр презентации.


hello_html_m663be0b9.jpghello_html_m1fc114c.jpg

слайд 1 слайд 2


hello_html_m605c202e.jpghello_html_1d69648d.jpg

слайд 3 слайд 4


hello_html_m1abcc146.jpghello_html_422c95fe.jpg

слайд 5 слайд 6

Любовь к жизни, радость и бодрость - это всегда было единственным сюжетом моих картин», - говорил Борис Михайлович Кустодиев. Действительно, во всех картинах художника присутствует любовь к жизни и бодрость, хотя сам художник был прикован к инвалидной коляске. И будучи в таком состоянии он всегда оставался оптимистом и творил солнечные, радостные картины. Наверное, и поэтому его называют « солнечным художником».

Работа в группах. -Ребята, а сейчас, на одном листочке на всю команду выполним такое задание: напишите пословицы, поговорки на тему: «Чаепитие». Работа выполняется учащимися по очереди письменно по кругу. Участники команды по очереди проговаривают пословицы и поговорки о чае. Предложения в этих пословицах должны быть сложносочинёнными предложениями. Так же составьте схему каждого предложения. На это каждому из вас даётся 30 секунд времени. Начинает та команда, которая быстрее закончит.

1. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

2. Кто чай любит, то кумыс просить не будет

3. Где есть чай, и под елью рай

4.Выпьешь чай, и прибавятся силы

5. Если выпьешь чайку, то забудешь тоску

Работа с текстом в группах.

- Ребята, сейчас каждая команда будет работать с текстом, где даны задания.

Ваша задача: за определённое количество времени в команде ознакомиться с текстом, после чего выполнить задания и поочередно дать ответы. На ознакомление с текстом вам предоставляется 2 минуты, а на выполнение задания и ответ - 1 минута

- Ребята, сейчас каждая команда будет работать с текстом, где даны задания.


ТЕКСТ №1

(1)Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. (2) Всё, что связано с чаепитием, играет важную роль в русской культуре. (3)Чай согревает холодными зимними вечерами, «прохлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи. (4)За чашкой чая завязывается непринуждённый разговор по душам.(5) Многие в России начинают с неё свой день, и затем, в течение дня даже в офисах современных фирм, устраиваются дневные чаепития, а многие любят пить чай и вечером.(6) Он завершает любую трапезу, или подаётся отдельно, со сладким. (7)Главное – в хорошей компании. (8)Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. (9)Чай в России пьют много, не спеша и с удовольствием.(10) Конечно, в современном мире всё реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор

1) Сколько грамматических основ в предложении 3?

Ответ: 1

2). Найдите в тексте сложносочиненное предложение? Объясните расстановку знака препинания.

3) Найдите предложение с вводным словом?

Ответ : №10

4) Используя сочинительный союз, измените предложение №9 , которое является простым , на сложносочинённое предложение

(ТЕКСТ №2

  1. В старину, когда ещё не существовало новомодных чайных пакетиков, моментально окрашивающих воду в коричневый цвет, для приготовления чая нагревали воду, затем заваривали чай в специальном заварном чайнике, предварительно ополоснув его кипятком, и вместе с сосудом с горячей водой подавали к чайному столу. (2) Главная роль здесь отводилась хозяйке дома или старшей дочери. (3) Они разливали чай, покрепче или послабее. (4) Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай - обязательно через ситечко. (5) Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали в полоскательнице и вновь заполняли ее. (6) Чайную посуду на кухню не носили, а тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет. (7) Чай разливали в фарфоровые чашки, или, в домах победнее, в стеклянные стаканы. (8) Чтобы не обжечь пальцы, стаканы иногда ставились в специальные подстаканники. (9) Они могли быть из серебра или мельхиора с чеканным рисунком.

Найдите в тексте ССП

1. Найдите в тексте предложения сочинительной связью, объясните постановку знаков препинания.

2 Найдите основу №6 предложения. Сколько основ в этом предложении?

(Учащиеся отвечают по кругу)


IV. Творческая работа.


-Ребята, создайте рекламу чаю, используя сложноподчиненные предложения.

Укажите вид придаточного предложения.

Например, Беседа - это вкусный, крепкий, ароматный чай, который стал еще ароматнее и вкуснее. Каждой команде дается время на обдумывание, обсуждение по кругу и на запись, после завершения вы должны защитить свою командную работу. На эту творческую работу вам выдаётся 2 минуты. Начинает отвечать та команда, которая раньше закончила.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложносочиненное предложение вокруг нас».

VI. Рефлексия.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

Что понравилось на уроке?______________

___________________________________________

Что не понравилось ?____________________

___________________________________________

VI. Итог урока. Парковка.


-Спасибо за урок. Впечатления, записанные на карточках, приклейте к парковке.







































































.

5.      Урок включает всего 7 структур сингапурской методики: ФИНК – РАЙТ- РАУНД РОБИН, ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ЭЙ АР ГАЙД, КОНЕРС, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА.

6.     Цель урока: формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать познавательный интерес к истории государства. Для достижения этой цели урок разбит на 9 частей: организационный момент; запуск проблемы; мотивация, формулировка темы урока; проблемный вопрос урока; актуализация понятий; формирование умений и навыков; определение домашнего задания; совершенствование умений и навыков; самостоятельная работа в группах; итог.

7.      Запуск проблемы построен на следующих структурах: ФИНК – РАЙТ- РАУНД РОБИН. Учитель создаёт для каждого стола проблемную ситуацию (карточка №1), подумать над её решением выделяет 30 сек. Затем ученики в группах по очереди обсуждают решение проблемы в течение 1 минуты. Учитель проверяет верность решения проблемы, ставит оценку, даёт новое задание (карточка №2) на образное представление, логику.

8.     Мотивация, формулировка темы урока строится на структуре ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН. Учитель задаёт наводящие вопросы по карточке №2. Ученики сами приходят к необходимому учителю выводу. Учитель говорит определение, опираясь на него, ученики сами выдвигают варианты темы урока. Определившись с темой, учитель записывает тему на доске, ученики – в тетрадях.

9.     Проблемный вопрос урока строится на структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Учитель предлагает ученикам, исходя из темы урока, сформулировать задачи, которые необходимо решить на уроке. Время для размышлений – 1 минута. Затем на обсуждение в группе по очереди даётся 1 минута. Затем идёт обмен мнениями между столами. Учитель делает акцент на определение учащимися своей позиции, сознательную организацию своей деятельности.

10. Актуализация понятий строится вновь на ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН. Учитель задаёт ученикам 5 проблемных вопросов, для каждого стола – один вопрос. В случае затруднения, ответ может дать кто-нибудь от другого стола. Учитель учитывает активность участия каждого стола. Оценку «отлично» получает самый активный стол.  

11. Формирование умений и навыков построено на ЭЙ АР ГАЙД с целью активизации мышления, формирование новых знаний. Учащимся необходимо сравнить знания и точки зрения по 15 утверждениям по теме до и после просмотра тематического видеоролика. Поделиться мнениями предлагается с партнёрами по лицу, затем предлагается высказаться желающим из класса. Учитель оценивает коллективную работу, степень заинтересованности учащихся, активность.

12. Физическая разминка и определение домашнего задания построены на КОНЕРС. Учащимся предлагается пройти к одному из символов, информацию по которому они наилучшим образом усвоили. В образовавшихся группах они обсуждают символ, делятся информацией по нему. Учитель определяет, у какого символа наименьшее количество участников. Делает вывод о том, что данный символ оказался наименее понятым и изученным. Поэтому, задаёт на дом изучить подробно всю информацию по данному символу, подготовить 4-6 слайда о ней. 

13. Для закрепления изученного материала используется структура «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА». Каждый ученик заполняет информацию по одному государственному символу Российской Федерации. Работы сдают учителю на проверку.

14. Учитель подводит итоги урока. Объявляет средние оценки по столам. Говорит о своих пожеланиях к учащимся.

 

Скачать:





Сложносочиненные предложения и русское чаепитие
  • Русский язык и литература
Описание:

Средняя школа Сарыкемер Байзакского района Жамбылской  области

                                       Методическая разработка

открытого урока русского языка в 9 классе по теме:

" Сложносочинённые предложения и русское чаепитие"                     

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложносочиненного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

 - закрепить полученные знания о ССП;

 - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложносочиненном

          предложении;

 - обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать     

         обобщающие выводы;

 - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

 - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

  - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского      

               языка;

 - воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

 - воспитывать интерес к устному народному творчеству;

             -познакомить детей с художником, который писал картины о чаепитии;

- расширить представления о чае, о народных традициях, связанных с чаепитием.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум

 

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

- контроля и самоконтроля: устный, письменный;

- по организации деятельности: индивидуальные,  фронтальные.

Оборудование урока:

- компьютер

- проектор

- экран

- раздаточный материал – тексты  

- презентация в программе «PowerPoint «Борис Михайлович Кустодиев. Русское чаепитие»,

 « Художник - Б.М.Кустодиев», «Творчество художника»

План урока:

1.Оргмомент

2. Постановка темы и цели урока

3. Повторение изученной темы

4. Исследовательская работа по группам

5. «Песенка о чае» в исполнении М.Лукач.

6. Просмотр презентации

7. Комплексный анализ текста.

8. Творческая работа

9. Домашнее задание

10. Рефлексия.

11. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем своих партнёров  сначала по лицу, а потом по плечу.

А сейчас, ребята, мы при помощи цветных карточек разделимся на группы.

(Ребята подходят и выбирают карточки. На этих карточках  написаны пословицы )

1. В октябре до обеда осень, а  после обеда зима.

2. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

(Дети объясняют значения пословиц).

Фронтальный опрос.

-Какие темы мы с вами изучали на предыдущих уроках?  Что называется сложносочинённым предложением? (ответы учащихся)

-Молодцы! Вот сегодня мы повторим и обобщим тему: «Сложносочиненные предложения»

II. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

  Ребята вы уже знакомы с темой «Сложносочинённое предложение» ,а  сегодня мы эту тему будем закреплять, и  поможет нам повторить эту тему творчество известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Почему именно Кустодиев?

(Ответы учащихся)

Действительно, ребята, в этом году, 7 марта, этому замечательному художнику, если он был бы жив,  исполнилось бы 135 лет со дня его рождения.

Я прочитаю вам загадку, ответ которой  вам поможет определить то, о чем мы будем с вами беседовать. Итак, слушайте

 Его сперва китайцы пили,
Вслед индейцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошёл гулять по свету!
После к немцам корабли,
Это зелье привезли…..
Нынче на Руси народ,
Сей напиток шибко пьёт.

О чём идёт речь? (Ответы учащихся)

 

Да, вы правы. Этот напиток чай. А теперь скажите, что общего имеют  художник Борис Михайлович Кустодиев и  чай?

(Художник рисовал картины о чаепитии.)  Всё правильно, мы с вами поработаем со сложносочиненными предложениями и проведем  беседу по теме «Русское чаепитие в картинах художников»

      Знакомство с творчеством художника . «Художник Б. М. Кустодиев». (Слайды)

Борис Кустодиев – один  из самых неповторимых художников рубежа 19 – 20 веков. Красота провинциальной России, ее праздников, масленичных гуляний , красота русских людей, русских красавиц – особых  кустодиевских,  сразу узнаваема. Жизнь художника была трагичной – тяжелая болезнь преследовала его на протяжении долгих лет, но не сломила его оптимизма, веры в красоту, веры в Россию.

Сейчас вы,ребята,  посмотрите слайды о Б. М. Кустодиеве, но перед просмотром вы выполните такую работу: прочитайте предложения, в которых содержится   информация о художнике, поставьте рядом знак «+», если вы согласны с данным утверждением или «-», если  вы не соглашаетесь с данным утверждением. Утверждения даются в двух столбиках. Вы заполняете столбик «ДО». На выполнение этой работы вам даётся минута времени.

 (Учащиеся обдумывают утверждения и ставят знаки)

ДО

УТВЕЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

 

 

Борис Кустодиев родился в Москве

 

 

 

Кустодиев- русский художник

 

 

 

Пережил тяжёлую операцию, после чего перестал ходить, а потом остался без ног.

 

 

Его звали солнечным художником.

 

 

 

Родился Борис Михайлович Кустодиев в апреле

 

 

 

Художник умер в 50 лет

 

 Итак, смотрим  слайды. Просмотр слайдов.

-Ребята, возвращаемся к  утверждениям,  заполняем столбик «ПОСЛЕ». Прочтите все утверждения. Подумайте, где вы столкнулись с информацией, которая изменила ваше мнение. Почему? На эту работу вам даётся одна минута.

Повторение пройденного материала. Работа в группах.   

-Ребята, сейчас каждая команда составит  свою. Каждый из вас знает, структуру выполнения. Ваша задача:  за определённое время составить модель с понятием сложносочинённое предложение.  На каждом столе имеются цветные маркеры, листочки для работы. Каждый участник должен   самостоятельно  составить свою  модель. Для этого даётся 3 минуты.

 (Учащиеся составляют индивидуальные  модели, а после обсуждения в команде  составляют одну командную модель для класса, для выполнения которой даётся   5 минут) 

-Какая команда первая  закончит работу, та и начинает. Послушаем выступление (ответы учащихся)

III. Основная часть.  

Ответ на данный вопрос даётся по кругу один раз.

-Ребята, я предлагаю вам посмотреть внимательно слайды, где даются картины, но не указываются названия. Предлагаю внимательно просмотреть слайды «Картины художника».

Просмотр слайдов «Картины художника»

-Ребята,  вы на видео увидели картины, посвящённые чаепитию.  Ваша задача: за определённое время вместе в команде обсудить  эти слайды,  потом по кругу поочередно  отвечать, то есть перечислить названия  картин Б.М. Кустодиева. При этом, вы должны соблюдать правила. Каждому участнику даётся  30 секунд  времени  на ответ.

Примерные ответы учащихся:

1.       «На террасе».

2.       «Московский трактир».

3.       «Купчиха за чаем».

4.       «Осень в провинции. Чаепитие».

5.       «Извозчики в трактире».

  1. «Чаепитие. В старом Суздале».

 

- Спасибо. Давайте посмотрим, есть такие картины под такими названиями.

Просмотр презентации.

 

                        

слайд 1                                                                      слайд 2

 

               

слайд 3                                                             слайд 4

 

          

слайд 5                                                                  слайд 6

     

Любовь к жизни, радость и бодрость - это всегда было единственным сюжетом моих картин», - говорил Борис Михайлович Кустодиев. Действительно, во всех картинах художника присутствует  любовь к жизни и бодрость, хотя сам художник был прикован к  инвалидной коляске. И будучи  в таком состоянии он всегда оставался оптимистом и творил солнечные, радостные картины. Наверное, и поэтому его называют « солнечным художником».

 Работа в группах.  -Ребята, а сейчас, на одном листочке на всю команду выполним такое задание: напишите пословицы, поговорки на тему: «Чаепитие». Работа выполняется учащимися по очереди  письменно   по кругу. Участники команды по очереди проговаривают пословицы и поговорки о чае. Предложения в этих пословицах должны быть сложносочинёнными предложениями. Так же составьте схему каждого предложения.  На это каждому из вас  даётся 30 секунд времени.  Начинает та команда, которая быстрее закончит.

1.  Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

2. Кто чай любит, то кумыс просить не будет

3. Где есть чай, и под елью рай

4.Выпьешь чай, и прибавятся силы

5. Если выпьешь  чайку, то забудешь тоску

Работа с текстом  в группах.

- Ребята, сейчас каждая команда  будет работать с текстом, где даны задания.

Ваша задача: за определённое количество времени в команде ознакомиться с текстом, после чего выполнить задания  и поочередно дать ответы. На ознакомление с текстом вам предоставляется 2 минуты, а на выполнение задания и ответ -  1 минута

- Ребята, сейчас каждая команда  будет работать с текстом, где даны задания.

 

ТЕКСТ №1

          (1)Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. (2) Всё, что связано с чаепитием, играет важную роль в русской культуре. (3)Чай согревает холодными зимними  вечерами, «прохлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи. (4)За чашкой чая завязывается непринуждённый разговор по душам.(5) Многие в России начинают с неё свой день, и затем, в течение дня даже в офисах современных фирм, устраиваются дневные чаепития, а многие любят пить чай и вечером.(6) Он завершает любую трапезу, или подаётся отдельно, со сладким. (7)Главное – в хорошей компании. (8)Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. (9)Чай в России пьют много, не спеша и с удовольствием.(10) Конечно, в современном мире всё реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор

1) Сколько грамматических основ в предложении 3?

Ответ: 1

2). Найдите в тексте   сложносочиненное предложение? Объясните расстановку знака препинания.

3) Найдите   предложение с вводным словом?

Ответ   :  №10

4) Используя сочинительный союз, измените   предложение   №9  , которое является простым , на сложносочинённое предложение

(ТЕКСТ №2

(1)   В старину, когда ещё не существовало новомодных чайных пакетиков, моментально окрашивающих воду в коричневый цвет, для приготовления чая нагревали воду, затем заваривали чай в специальном заварном чайнике, предварительно ополоснув его кипятком, и вместе с сосудом с горячей водой подавали к чайному столу. (2) Главная роль здесь отводилась хозяйке дома или старшей дочери. (3) Они разливали чай, покрепче или послабее. (4) Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай - обязательно через ситечко. (5) Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали в полоскательнице и вновь заполняли ее. (6) Чайную посуду на кухню не носили, а тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет. (7) Чай разливали в фарфоровые чашки, или, в домах победнее, в стеклянные стаканы. (8) Чтобы не обжечь пальцы, стаканы иногда ставились в специальные подстаканники. (9) Они могли быть из серебра или мельхиора с чеканным рисунком.

      Найдите в тексте ССП

1. Найдите в тексте предложения сочинительной связью, объясните постановку знаков препинания.

2 Найдите основу №6 предложения.  Сколько основ в этом предложении?

 (Учащиеся отвечают по кругу)

 

IV. Творческая работа.  

 

-Ребята, создайте рекламу чаю, используя сложноподчиненные предложения.

Укажите вид придаточного предложения.

Например, Беседа - это вкусный, крепкий, ароматный чай, который стал еще ароматнее и вкуснее. Каждой команде дается время на обдумывание, обсуждение   по кругу и на запись, после завершения вы должны защитить свою командную работу. На эту творческую работу вам выдаётся 2 минуты. Начинает отвечать та команда, которая раньше закончила.

V.   Домашнее  задание.

 Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложносочиненное предложение вокруг нас».

VI. Рефлексия.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

Что понравилось на  уроке?______________

___________________________________________

Что не  понравилось ?____________________

___________________________________________

VI. Итог урока. Парковка.

 

-Спасибо за урок. Впечатления, записанные на карточках, приклейте к парковке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Абдыкаликова Тоты Советовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 984
Номер материала 3228
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓