Главная / Русский язык и литература / Сложноподчинённые предложения с придаточными условными и цели.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условными и цели.

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 129»

учитель русского языка и литературы

Цейтлин Марина Самуиловна

mczejtlin@mail.ru


Урок русского языка в 9 классе.

(по учебнику «Русский язык в 9 классе», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2006.)



Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными условными и цели.

Цели: познакомить с СПП с придаточными условными и цели;

развивать пунктуационную зоркость;

умение составлять схему сложного предложения;

совершенствовать умение находить грамматические основы в предложении;

воспитывать самостоятельность.

Оборудование: рабочие листы с заданиями, тесты.


Проект урока.

этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Орг. момент и целеполагание.

Знакомит с темой урока и целью.

Ставят себе цель изучить теорию и выполнить задания, достичь той отметки, которую хотели бы получить.

2.

Самостоятельное изучение теории. Работа с упражнениями учебника, карточками, тестами.

Делит класс на группы. Раздаёт карточки с заданиями, тесты, оказывает индивидуальную помощь.

Знакомятся с теорией, делают выводы, заполняют таблицу, выполняют упражнения и тесты.

3.

Рефлексия.

Подводит итог, анализирует таблицу, тесты.

Сравнивают свои результаты с таблицей и ключами теста.

4.

Домашнее задание.


стр.70, 72, упр. 164.


Стенограмма урока.

А. Орг. момент. Целеполагание.

Тема урока – сложноподчинённые предложения с придаточными условными и цели. Теорию вы изучите самостоятельно, затем выполните ряд заданий. Уровень своей компетенции вы сможете проверить, выполнив тест. Каждый из вас выберет один из двух предложенных.

Б. Самостоятельное изучение теории и работа по рабочим листам с заданиями.

Перед тем как начать знакомиться с теорией, давайте построим логическую схему, которая поможет вам справиться с заданиями. На какие вопросы вы должны получить ответы? (Ученики: на какой вопрос отвечают данные придаточные, при помощи чего присоединяются к главному, какое место занимает придаточное по отношению к главному)


Рабочий лист с заданиями.

  1. Изучите теорию по учебнику: страница 57 – 59; 70; 72;

выполните упражнения 155, 161 (запишите СПП с придаточными условными и цели, разберите предложения, составьте и запишите схемы предложений).

  1. Прочитайте предложения, разберите их, составьте схемы, определите тип придаточных предложений (знаки препинания не расставлены).

Самые скромные дела становятся подвигами если они освящены подлинной страстью.

Человек если дать ему свободу творит чудеса.

Кабы на горох не мороз он бы через тын перерос.

Ты должен посвятить Отечеству свой век коль хочешь навсегда быть честен, человек.

Упражнение 162 (предложения 1, 3, 7, 8)

  1. Заполните таблицу «СПП и типы придаточных»

  2. Проверочный тест.

Вариант 1.

Задание: прочитайте предложения и укажите типы придаточных предложений.

А1. Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с именем Петра.

А2. Ячмень сеют, когда молодой скворец голову в окошке показывает.

А3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.

А5. Капустин обещал договориться с начальством школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов.

Вариант 2.

Задание: в предложенном тексе найдите СПП и укажите типы придаточных.

  1. Матрос немного успокоился и пришёл в себя, увидев, что пароход не остановился, а продолжил свой путь. (2) Матрос поспешил скинуть с себя робу, потому что она мешала ему плыть. (3) Чтобы стянуть с себя сапоги, он набрал в лёгкие побольше воздуха и схватил за скользкий каблук. (4) Наконец ему удалось стащить проклятую обувь. (5) Когда оба сапога были сняты, вместе с облегчением Родион почувствовал сильнейшую усталость. (6) В горле горело от морской воды, которой он порядочно нахлебался. (7) Кроме того, прыгнув с парохода, он сильно ушибся о воду. (8) В глазах было темновато. (9) Иногда ему казалось, что он теряет сознание. (10) А то вдруг его охватывал короткий припадок страха, так как одиночество и глубина пугали его.


В. Рефлексия.

Сегодня вы изучили сложную тему. Сейчас посмотрим, кто и как справился с работой. ( Взаимопроверка с использованием ключей)

Г. Домашнее задание: стр.70, 72, упр. 164.






















Приложение 1.

Рабочий лист с заданиями.

  1. Изучите теорию по учебнику: страница 57 – 59; 70; 72;

выполните упражнения 155, 161 (запишите СПП с придаточными условными и цели, разберите предложения, составьте и запишите схемы предложений).

  1. Прочитайте предложения, разберите их, составьте схемы, определите тип придаточных предложений (знаки препинания не расставлены).

Самые скромные дела становятся подвигами если они освящены подлинной страстью.

Человек если дать ему свободу творит чудеса.

Кабы на горох не мороз он бы через тын перерос.

Ты должен посвятить Отечеству свой век коль хочешь навсегда быть честен, человек.

Упражнение 162 (предложения 1, 3, 7, 8)

  1. Заполните таблицу «СПП и типы придаточных»

  2. Проверочный тест.



























Приложение 2.

Тестовые задания

Вариант 1.

Задание: прочитайте предложения и укажите типы придаточных предложений.

А1. Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с именем Петра.

А2. Ячмень сеют, когда молодой скворец голову в окошке показывает.

А3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.

А5. Капустин обещал договориться с начальством школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов.

Вариант 2.

Задание: в предложенном тексе найдите СПП и укажите типы придаточных.

  1. Матрос немного успокоился и пришёл в себя, увидев, что пароход не остановился, а продолжил свой путь. (2) Матрос поспешил скинуть с себя робу, потому что она мешала ему плыть. (3) Чтобы стянуть с себя сапоги, он набрал в лёгкие побольше воздуха и схватил за скользкий каблук. (4) Наконец ему удалось стащить проклятую обувь. (5) Когда оба сапога были сняты, вместе с облегчением Родион почувствовал сильнейшую усталость. (6) В горле горело от морской воды, которой он порядочно нахлебался. (7) Кроме того, прыгнув с парохода, он сильно ушибся о воду. (8) В глазах было темновато. (9) Иногда ему казалось, что он теряет сознание. (10) А то вдруг его охватывал короткий припадок страха, так как одиночество и глубина пугали его.














Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 129»

учитель русского языка и литературы

Цейтлин Марина Самуиловна

mczejtlin@mail.ru


Урок русского языка в 9 классе.

(по учебнику «Русский язык в 9 классе», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2006.)


Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

Цели: закрепить умение опознавать СПП с придаточными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, производить синонимичную замену СПП на простые; повторить правописание производных предлогов и союзов;

Продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений.

Оборудование: рабочие листы с заданиями, тесты.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

  2. Повторение. Проверка домашнего задания.

А. Индивидуальная работа.

- на доске начертить схемы СПП с придаточными цели, указать номера предложений (1, 3, 6, 7).

- работа по карточке «Слитно или раздельно»

1. (По) тому, как он разговаривает, можно судить о его настроении.

2. Он в плохом настроении, (по) тому не хочет разговаривать

3. (От) того, что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло.

4. Право, мне скучно (от) того, что вы уехали так далеко.

Б. Работа с классом.

Словарная работа.

Задание: раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Включить (в) следстви…, обнаружить (в) следстви… по делу, (в) следстви… похолодания, иметь (в) виду, (в) виду ряда обстоятельств, (в) виде предупреждения, (в) связи с угрозой.

  1. Самостоятельная работа над новой темой.

Рабочий лист с заданиями.

  1. Изучите теорию по учебнику: стр. 57-59, 70, упр. 155.

  2. Запишите предложения 1, 3, 5, 8 из упр.156; разберите их (внимательно прочитайте правила на стр. 59), составьте схемы предложений.

  3. Выполните проверочную работу (вы можете выбрать одну работу из трёх предложенных)

Вариант 1.

Выполните упражнение 158 (перестройте предложения, заменяя выделенные обстоятельственные обороты придаточными причины или условия)

Вариант 2.

Разберите предложения, укажите виды придаточных.

  1. Ни на секунду не останавливайтесь, не зазнавайтесь потому что зазнайство – только выражение невежества.

  2. Не будет добра коли между своими вражда.

  3. Так как противник ввел в бой танковый батальон артиллеристам было приказано выкатить пушки на передовые позиции.

  4. Мне нужен мир чтоб я учиться мог и овладеть высотами науки.

  5. Поскольку о награде речь опять зашла, друзья то уже не шутки ради кое-что добавлю я.

Вариант 3.

Задание: в предложенном тексе найдите СПП и укажите

типы придаточных.

Когда в южные широты приходит весна, в жизни странствующего альбатроса наступает период кладки яиц и выращивания птенцов. (2) Птенец, как и взрослая птица, мужествен и терпелив, так как ему приходится 270 дней проводить в гнезде почти в одиночестве. (3) Только один раз в трое суток родители приносят ему пищу. (4) Ведь чтобы найти её, альбатросу приходится улетать за сто и за двести миль от острова.


IY. Сегодня вы изучили сложную тему. Сейчас посмотрим, кто и как справился с работой. ( Взаимопроверка с использованием ключей)

Y. Домашнее задание: стр.70, упр. 159.














Рабочий лист с заданиями.

  1. Изучите теорию по учебнику: стр. 57-59, 70, упр. 155.

  2. Запишите предложения 1, 3, 5, 8 из упр.156; разберите их (внимательно прочитайте правила на стр. 59), составьте схемы предложений.

  3. Выполните проверочную работу (вы можете выбрать одну работу из трёх предложенных)


Тестовые задания.

Вариант 1.

Выполните упражнение 158 (перестройте предложения, заменяя выделенные обстоятельственные обороты придаточными причины или условия)

Вариант 2.

Разберите предложения, укажите виды придаточных.

  1. Ни на секунду не останавливайтесь, не зазнавайтесь потому что зазнайство – только выражение невежества.

  2. Не будет добра коли между своими вражда.

  3. Так как противник ввел в бой танковый батальон артиллеристам было приказано выкатить пушки на передовые позиции.

  4. Мне нужен мир чтоб я учиться мог и овладеть высотами науки.

  5. Поскольку о награде речь опять зашла, друзья то уже не шутки ради кое-что добавлю я.

Вариант 3.

Задание: в предложенном тексте найдите СПП и укажите

типы придаточных.

Когда в южные широты приходит весна, в жизни странствующего альбатроса наступает период кладки яиц и выращивания птенцов. (2) Птенец, как и взрослая птица, мужествен и терпелив, так как ему приходится 270 дней проводить в гнезде почти в одиночестве. (3) Только один раз в трое суток родители приносят ему пищу. (4) Ведь чтобы найти её, альбатросу приходится улетать за сто и за двести миль от острова.















Сложноподчинённые предложения с придаточными условными и цели.
  • Русский язык и литература
Описание:

: познакомить с СПП с придаточными условными и цели;

развивать пунктуационную зоркость;

умение составлять схему сложного предложения;

совершенствовать умение находить грамматические основы в предложении;

воспитывать самостоятельность.

Оборудование: рабочие листы с заданиями, тесты.

Автор Цейтлин Марина Самуиловна
Дата добавления 20.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 861
Номер материала 59590
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓