Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных.
Подготовила: учитель русского языка и литературы «МБОУ СОШ № 12» г.НоябрьскФиалковская Вероника Петровна
2 слайд
Цели и задачи урока:
уметь определять способ связи слов в словосочетании;
формировать умение находить главное и придаточное
предложения, определять виды придаточных;
определять вид подчинения придаточных (однородное, неоднородное, последовательное);
правильно ставить знаки препинания в
сложноподчинённых предложениях.
3 слайд
Подготовка к ОГЭ. Задание 7
Какие способы связи слов подчинительных словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.
4 слайд
Подготовка к ОГЭ. Задание 7
Согласование: зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей?, согласуется с главным в роде, числе, падеже (ранняя весна, своя игра).
Управление: зависимое слово – существительное, слово с его признаками (видеть море, звучать в вышине, гордиться вами).
Примыкание: связь по смыслу, примыкают неизменяемые слова (говорил громко, хотел играть, очень добрый).
5 слайд
Выполнить задания:
1. Замените словосочетания грушевый компот, утренняя прогулка, папин шарф, книжная полка, построенные на основе согласования, синонимичными сочетаниям со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
2. Замените словосочетания пирог с ягодами, кольцо из серебра, построенные на основе управления, синонимичными сочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3. Замените словосочетания разочарованно взглянуть, временно открыли, заинтересованно посмотрела построенные на основе примыкания, синонимичными сочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
4. Замените словосочетания закричать от испуга, подпрыгнула от радости , построенные на основе управления, синонимичными сочетаниями со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
6 слайд
Выполнить задания:
1. Замените словосочетания грушевый компот, утренняя прогулка, папин шарф, книжная полка, построенные на основе согласования, синонимичными сочетаниям со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
7 слайд
Ответ.
Согласование: грушевый компот, утренняя прогулка, папин шарф, книжная полка.
Управление: компот из груш, прогулка утром, шарф папы, полка для книг.
8 слайд
Выполнить задания:
2. Замените словосочетания пирог с ягодами, кольцо из серебра, построенные на основе управления, синонимичными сочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
9 слайд
Ответ.
2. Управление: пирог с ягодами, кольцо из серебра.
Согласование: яблочный пирог, серебряное кольцо.
10 слайд
Выполнить задания:
3. Замените словосочетания разочарованно взглянуть, временно открыли, заинтересованно посмотрела построенные на основе примыкания, синонимичными сочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
11 слайд
Выполнить задания:
3. Примыкание: разочарованно взглянуть, временно открыли, заинтересованно посмотрела.
Управление: взглянуть с разочарованием, открыли на время, посмотрела с интересом.
12 слайд
Выполнить задания:
4. Замените словосочетания закричать от испуга, подпрыгнула от радости , построенные на основе управления, синонимичными сочетаниями со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
13 слайд
Выполнить задания:
4. Управление: закричать от испуга, подпрыгнула от радости.
Примыкание: испуганно закричать, радостно подпрыгнула.
14 слайд
Выводы:
15 слайд
Анализ предложений.
Слово о полку Игореве уникальное
художественное произведение
повествующее о воинских подвигах
русичей в защиту родной страны.
2. Над Русью нависла грозная опасность
новых разрушительных вторжений
и автор «Слова» призывает к сплочению
всех русских князей.
Задание: расставить знаки препинания
в предложених, перестроить их
в СПП, составить схемы полученных
Предложений, определить вид придаточных.
16 слайд
«Слово о полку Игореве» - уникальное
художественное произведение,
повествующее о воинских подвигах
русичей в защиту родной страны.
«Слово о полку Игореве» - уникальное
художественное произведение, в котором повествуется о воинских подвигах русичей в защиту родной страны.
в котором …
,
17 слайд
2. Над Русью нависла грозная опасность
новых разрушительных вторжений,
и автор «Слова» призывает к сплочению
всех русских князей.
Над Русью нависла грозная опасность
новых разрушительных вторжений, поэтому автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей.
Так как над Русью нависла грозная опасность
новых разрушительных вторжений, автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей.
поэтому…
Так как …
,
,
18 слайд
«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение (какое ?) , в котором
повествуется о воинских подвигах
русичей в защиту родной страны. (Определительное)
2. Над Русью нависла грозная опасность
новых разрушительных вторжений, (вследствие чего) поэтому автор «Слова» призывает к сплочению
всех русских князей. (Обстоятельственное, следствия)
3. (По какой причине?) Так как над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей. (Обстоятельственное, причины)
??? Какой вид придаточных вы ещё знаете? (См в учебник - стр. 69, 75, 79)
19 слайд
Виды придаточных:
определительные: отвечают на вопрос какой?, относятся к главному члену предложения, выраженному именем существительным
изъяснительные: отвечают на падежные вопросы, чаще всего относятся к глаголам.
обстоятельственные: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия. (См в учебник - стр. 69, 75, 79)
??? Бывают предложения, состоящие из нескольких придаточных. В них мы определяем тип подчинения. Какие соподчинения существуют? (См в учебник - стр. 103-105)
20 слайд
Тип подчинения (соподчинение):
1. Последовательное подчинение: первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное – к первому придаточному.
[ ] , ( что ), ( которая ).
2. Однородное подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными).
[ ] , ( что ), ( что ).
3. Неоднородное (параллельное) подчинение: придаточные относится к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (неоднородными).
( Когда ), [ ] , ( как ).
21 слайд
Задание: перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных и типы подчинения.
Слышно было как в саду шагал садовник и как скрипела его тачанка.
Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое, чудесное
Долго было слышно как он шагал туда где светился огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье.
22 слайд
Задание: перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных и типы подчинения.
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачанка.
что?
[ ] , что?
( как ) и (как ).
стык сочинительного и подчинительного союзов – запятая не ставится!!!
Придаточные однородные изъяснительные
Однородное подчинение
23 слайд
Задание: перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных и типы подчинения.
когда?
2. Когда у меня в руках новая книга, я
что?
чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, чудесное
когда? что?
( Когда ), [ ] , ( что ).
Параллельное (неоднородное) подчинение.
24 слайд
Задание: перепишите предложения, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных и типы подчинения.
что? куда?
3. Долго было слышно, как он шагал туда, где
с какой целью?
светился огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье.
что? указ. сл. куда? с какой целью?
[ ] , ( как туда), ( где ), ( чтобы ).
Последовательное подчинение
25 слайд
Задание: расставьте знаки препинания, определите виды придаточных и типы подчинения.
4. Кто не знает этого очарования весеннего вечера на Волге когда потухают последние отголоски вечерней зари когда загораются первые огоньки в домах когда так тихо что кажется слышно биение замой земли.
26 слайд
Задание: расставьте знаки препинания, определите виды придаточных и типы подчинения.
Союзное
слово вечера какого?
4. Кто не знает этого очарования весеннего вечера
на Волге когда потухают последние отголоски
вечера какого?
вечерней зари когда загораются первые огоньки в
вечера какого? как? до какой степени?
домах когда так тихо что кажется слышно биение замой земли.
27 слайд
Задание: расставьте знаки препинания, определите виды придаточных и типы подчинения.
Союзное
слово вечера какого?
4. Кто не знает этого очарования весеннего вечера
на Волге, когда потухают последние отголоски
вечера какого?
вечерней зари, когда загораются первые огоньки в
вечера какого? как? до какой степени?
домах когда так тихо, что кажется слышно биение замой земли.
[ ] , ( когда), ( когда ), ( когда ), ( что ).
СПП с однородным и последовательным подчинением.
28 слайд
Проверочное тестирование
1. Как связаны простые предложения в СПП?
А. Интонацией.
Б. Подчинительными союзами.
В. Подчинительными союзами и союзными словами.
2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?
А. Относительными прилагательными и местоимениями.
Б. Относительными местоимениями и наречиями.
В. Наречиями и существительными.
3. В каком предложении – главном или придаточном – КЛЮЧ
находятся средства связи? 1. В
А. В главном. 2. Б
Б. В придаточном. 3. Б
В. Ни к одному из предложений не относятся. 4. В
4. Чем отличаются союзные слова от союзов?
А. Ничем
Б. Союзы относятся к главному предложению, а союзные слова –
к придаточному.
В. Союзы не являются членами предложений, а союзные слова являются.
29 слайд
Домашнее задание: повторить правила о СПП, подготовиться к контрольному диктанту; выполнить 15 вариант (Цыбулько).
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Представлен материал из раздела «Синтаксис», благодаря изучению которого школьники смогут определять основные признаки сложноподчинённых предложений, правильно расставлять в них знаки препинания.
Цели и задачи урока:
• уметь определять способ связи слов в словосочетании;
• формировать умение находить главное и придаточное
предложения, определять виды придаточных;
• определять вид подчинения придаточных (однородное, неоднородное, последовательное);
• правильно ставить знаки препинания в
сложноподчинённых предложениях.
6 660 828 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фиалковская Вероника Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.