Западно-Казахстанский индустриальный колледж
преподователь
русского языка и литературы
ІІ категорий Айтасова Д.А
Тема: Сложноподчинённое предложение с
придаточным определительным.
Целы урока:
повторить основные сведения о группах СПП;
закрепить
умение определять структуру СПП, расставлять знаки
препинания;
закрепление
навыков правописания;
развивать
умение пользоваться общественно-политической
лексикой;
развитие
устной речи учащихся;
воспитание
чувства патриотизма, любви к человеку.
Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений», раздаточный материал для работы
по группам, карточки.
Ход урока:
I.
Организационный момент
Поздороваться с учениками; отметить в журнале
отсутствующих; объявление темы и целей урока.
Рассказать о видах придаточных предложений (по
таблице)
Виды
|
Отвечает на
|
Прикрепляется к главному
|
Примеры
|
придаточного
|
вопросы
|
Союзами
|
Союзными словами
|
Изъяснительное
|
Косвенных
|
Что, чтобы, как, как-
|
Что, когда, как,
|
Я увидел, что на
|
|
падежей
|
будто, ли
|
куда
|
небе радуга.
|
Определительное
|
Какой?
|
|
Который, что, где,
|
На небе такая
|
|
|
|
какой, чей
|
огромная радуга, какую я ни разу не видел.
|
Обстоятельственные
|
Где?
|
Когда,
|
Куда,
|
Радуга
|
|
Как?
|
пока,
|
когда,
|
раскинулась на
|
|
Куда?
|
откуда,
|
откуда
|
небе, точно
|
|
Откуда?
|
будто,
|
|
распахнулись
|
|
и. т.д.
|
чтобы и т.д.
|
|
ворота в сказку.
|
|
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 1. Работа
у доски
2. Диктант
Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как
потерянная бродит вечерами на мысу. И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до
слова и до света, нашли себе желанные черты. Она уходила туда, где в медном
воздухе дремал Рим.
- Найдите главную и придаточную части во всех
предложениях. Составьте схемы предложений.
1.
[-, (что = ),=].
2. [-=],(чтоб-,
прид. об=).
3. [-=],(где=-).
III. Работа по основной теме урока
1. Осложненное списывание.
Списать, расставить знаки препинания,
определить, союзом или союзным словом прикрепляется придаточное предложение к
главному.
Людям, которые умеют держать себя с
достоинством под выстрелом, очень многое и многое прощают. Я спустился в ярко
освещенное помещение, (какое помещение) где, кроме нас двоих, никого не было.
Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Стояла такая
ночь(какая ночь?), что в темноте нельзя было различить даже окна.
2. Слово учителя.
-
В предыдущем задании все
предложения, которые мы записали, являются сложноподчиненными предложениями с
придаточными определительными. Из этого следует, что придаточные
определительные отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? Они относятся к
именам существительным главных предложений и определяют их.
Придаточные определительные
прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов который, чей, что,
когда, где, куда, откуда, и союзов что, чтобы.
Придаточные определительные всегда
стоят после контактного существительного, к которому относятся, и
следовательно, занимают место после главного предложения или в его середине.
і
IV.
Тренировочные упражнения.
1. Задание 263 стр. 152.
Цивилизованный горожанин привык к
благам современной цивилизации, где все большее число функций человека
выполняют машины. Весь современный цивилизованный мир переходит к новым
поразительным технологиям, которыми являются и интерактивное телевидение, и
цифровые системы записи и передачи сигнала, и спутники. Во время отпуска мой брат,
который служит офицером в воздушно-десантных войсках, облачается в цивильный
костюм и едет отдыхать на Черное море.
2. Работа над текстом «Человек должен быть интеллигентен».
- Прочитайте. Ответьте на вопросы к тексту.
- К кому обращены советы академика?
- Почему темой его обращения к молодежи является
интеллигентность?
- Как он определяет интеллигентность?
- В чем отличие интеллигентности от образованности?
- Что необходимо делать, чтобы стать интеллигентным
человеком?
- Как интеллигентность связана с культурой?
V.
Работа по группам.
Группа I
1. Данные предложения разобрать по членам предложения,
распространить определение, заменить его придаточным определительным.
Аромат цветущей сирени наполнял
воздух. Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала
о невыполненном обещании. Книга рассказывала о исследованных районах.
2. Придаточные предложения заменить обособленным определением.
Флаги, которые развевались над
домами, придавали городу праздничный вид. Буря, которая налетела внезапно,
повалила старую ель. Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась. Цех,
который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.
Группа ІІ
1. Найдите
ошибки в построении предложений и исправьте их.
Струи фонтана,
которые скрылись на солнце, и бившие в самое небо, освежали воздух. Огромная
туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться
от прогулки. Луга, на которых еще не скосили сено и сохранившие чудесный
аромат, расстилались кругом. Дом, который заканчивали строить, выросший на
улице за несколько месяцев, скоро будет заселяться.
2. Составить
схемы предложений.
В воздухе уже не
чувствовалось той пронизывающей сырости, которая заметна в первую весеннюю
пору, когда реки в разливе. Мы по узкой тропинке забрались на площадку, где
ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом,
которого звали Иваном Игнатьевичем. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы
золы, которую сегодня утром выгребали из печек, двигались маленькие фигурки.
Группа III
1. Заменить
приложение придаточным определительным, и наоборот.
Весной 1823 года
А.С. Грибоедову, который служил чиновником по дипломатической части, разрешили приехать
из Персии в Россию. Для итальянца Растрелли, известного архитектора, Россия
стала второй родиной. Архимед, который был величайшим математиком и физиком
древности, жил в Греций. Софье Ковалевской, которая была первой в мире
женщиной- математиком, не разрешили преподавать в университетах России.
2. Составить
схемы предложений.
У него была мать,
которую он страстно любил и сестра, которую надо было вывести в люди. Петя с
Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту и выехали в лощину,
где дожидались казаки. Дом, в которым нет книг, подобен телу, которое лишено
души. Она убежала в комнату, где пошла вся ее жизнь, села за свой столик, на
котором стояли ее детские игрушки и заплакала.
Проверка работ.
От каждой группы
выступает один человек.
VI. Итоги урока.
- Какие
основные группы СПП вы знаете?
- Как
различить союз и союзное слово?
- При
помощи чего придаточное определительное присоединяется к главному предложению?
VII. Домашнее задание
1. На основе данного
простого предложения составить сложные предложения по данным схемам.
Ребята принесли из
леса букеты распустившейся душистой черемухи.
а)[],и[]
б)[],(),и[]
в)[]и[],()
г)[],(),и[],()
Д)[],(),()
2. Задание 269 стр. 155
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.