Главная / Русский язык и литература / Сложноподчиненное предложение, его строение и виды

Сложноподчиненное предложение, его строение и виды

Сложноподчиненное предложение и его виды.
Найдите главную и придаточную части, поставьте вопрос, расставьте знаки препи...
Сложноподчиненное предложение – это сложное предложение, состоящее из несколь...
Продолжите предложения, используя слова, предложенные в скобках. Установите, ...
Без чего, по Вашему мнению, невозможно представить автомобиля? Без двигателя?...
По находкам, датирующимся последней четвертью 5 – го тысячелетия до нашей эры...
Колесо изобреталось постепенно, поэтому его предшественником можно считать де...
Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова. Сложноподчиненные предлож...
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Сложноподчиненное предложение и его виды.
Описание слайда:

Сложноподчиненное предложение и его виды.

№ слайда 2 Найдите главную и придаточную части, поставьте вопрос, расставьте знаки препинан
Описание слайда:

Найдите главную и придаточную части, поставьте вопрос, расставьте знаки препинания. 1. Началом истории развития автомобиля можно считать изобретение колеса которое является одним из величайших технологических открытий человечества. 2. Кельты для укрепления колес которые использовались в колеснице стали задействовать металлический обод. 3. Изобретение колеса способствовало развитию ремесленничества так как оно активно применялось в прялке, гончарном круге, мельнице. 4. Ученые не могут точно сказать где было изобретено колесо. 5. Доподлинно известно что возраст первых колес около 4000 лет.

№ слайда 3 Сложноподчиненное предложение – это сложное предложение, состоящее из нескольких
Описание слайда:

Сложноподчиненное предложение – это сложное предложение, состоящее из нескольких частей, соединенных с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчиненное предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной. На письме части сложноподчиненного предложения разделяются запятыми. Виды СПП: ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (КАКОЙ? ЧЕЙ?); ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ (ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ); ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ (ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? НА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ПОЧЕМУ?ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? НЕСМОТРЯ НА ЧТО?)

№ слайда 4 Продолжите предложения, используя слова, предложенные в скобках. Установите, к к
Описание слайда:

Продолжите предложения, используя слова, предложенные в скобках. Установите, к какому виду относится каждая придаточная часть. Мы открыли книгу, (которая …; чтобы…; так как…; хотя…). Из окна машины открывался удивительный сельский пейзаж, (какой…; так что …; когда …). Товарищи по секрету сообщили новость, (которая…; потому что …; как будто …).

№ слайда 5 Без чего, по Вашему мнению, невозможно представить автомобиля? Без двигателя? Ве
Описание слайда:

Без чего, по Вашему мнению, невозможно представить автомобиля? Без двигателя? Верно. Без трансмиссии и подвески? Несомненно. Ну а самое главное, без чего его нельзя представить, - это без колес. Его открытие дало большой толчок в развитии механики и техники.

№ слайда 6 По находкам, датирующимся последней четвертью 5 – го тысячелетия до нашей эры, м
Описание слайда:

По находкам, датирующимся последней четвертью 5 – го тысячелетия до нашей эры, можно судить, что первое колесо изобрели на территории современной Румынии. Чуть позднее они появились на территориях южнорусских степей, Германии и Польши. В других источниках находим информацию, о том, что именно на Северном Кавказе и Кубани нашли первые экземпляры, которые старше колес из Месопотамии. Таким образом, можно Утверждать, что самое первое колесо появилось именно на Западе.

№ слайда 7 Колесо изобреталось постепенно, поэтому его предшественником можно считать дерев
Описание слайда:

Колесо изобреталось постепенно, поэтому его предшественником можно считать деревянный каток, найденный в Месопотамии. Он подкладывался под груз, чтобы его проще было переместить. Первые колеса представляли из себя диск из дерева, который насаживали на ось и фиксировали камнем. Уже во 2 тысячелетии конструкция колеса сильно меняется. В Малой Азии появляется колесо с гнутым ободом, спицами и ступицей. Кельты для укрепления колес стали задействовать металлический обод, который уже в современных автомобилях заменен резиновыми шинами.

№ слайда 8 Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова. Сложноподчиненные предложени
Описание слайда:

Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова. Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _______, ________, а также ________. Придаточное предложение может занимать __________ позицию по отношению к главной. В сложноподчиненном предложении придаточная часть выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главной: __________, если находится после или перед главной частью, __________, если находится внутри главной . Место придаточной части может быть _______ и ________ ______________.

Сложноподчиненное предложение, его строение и виды
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: «Сложноподчиненное предложение и его виды»

Урок русского языка «Сложноподчиненные предложения и его виды» разработан для обучающихся 2 курса, получающих профессиональное образование по специальности «Автомеханик».  На изучение данной темы в программе отводится 1 час, поэтому на уроке обучающиеся используют те знания, которые получили еще в школе  при изучении темы «Синтаксис» в 9 классе, поэтому не случаен и тип урока – комбинированный, предполагающий обобщение и систематизацию, творческое применение и контроль полученных знаний.  В ходе урока используются информационные технологии (презентация). При разработке занятия учитывались интересы обучающихся и их специальность, поэтому тексты, предлагаемые для анализа, относятся к теме «Автомобиль: как все начиналось». Тексты составлены преподавателем на основе данных различных интернет – сайтов, а также книг, при их создании перед  автором урока стояла цель – создать текст с использованием определенных синтаксических конструкций. В  ходе урока преподаватель использует дифференцированные задания, учитывая разный уровень подготовки обучающихся и принципы индивидуального подхода.

 

Конспект урока.

Цели: 

ü  научить находить главное и придаточное  предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;

ü определять средства связи придаточного с главным; 

ü  правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

1.     Повторение и углубление сведений о сложноподчиненном предложении.

2.     Введение понятия о сложноподчиненном предложении.

3.     Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.

4.     Развивать мыслительную деятельность обучающихся.

5.     Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одногруппников.

6.     Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение, контроль знаний).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки (см. приложение), тематические листы (см. приложение 1), презентация.

План урока.

1.     Организационный момент.

2.     Мотивационный этап.

3.     Операционно – познавательный этап.

4.     Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

5.     Рефлексивно – оценочный этап.

 

Ход урока.

1.                Организационный момент.

2.                Мотивационный этап.

На слайде даны предложения. Ваша задача – расставить правильно знаки препинания и составить схемы, определить виды предложений.

(1) Как правило слава создателя автомобиля приписывается одному человеку однако разработки этого изобретения велись долгие десятки лет. (2)Так например первые чертежи автомобиля принадлежат самому Леонардо да Винчи. (3)В его конструкции применен пружинный привод который в эпоху Возрождения использовался в ряде европейских стран.(4) Русский механик И.И.Ползунов в 1765 году первым построил паровую автоматическую машину а в 1769 году Николо Киньо на её основе сконструировал повозку. (5)В 1886 году произошел переломный момент в истории автомобилестроения: немецкий инженер Карл Бенц получил патент на свое изобретение – самодвижущийся экипаж с бензиновым мотором.(6) Этот год и считается годом создания первого автомобиля в мире.

  предложения

Простое

ССП

СПП

БСП

 

2,6

1,4

3

5

 

 - Какие виды предложений Вы встретили в данном тексте?

 - Приведите примеры, назвав номера.

 - Как Вы смогли отличить простое предложение от сложного?

 - А 5 предложение почему отнесли к БСП?

 - А в чем, по-вашему, разница между ССП и СПП?

- Вот ответить именно на этот вопрос нам и предстоит на сегодняшнем уроке, а для этого нам необходимо будет вспомнить определение СПП, рассмотреть основные его особенности.

Запись темы урока в тетрадь.

3.                Операционно – познавательный этап.

Доска. В чем сходство и различие этих предложений. Составьте их схемы. Сделайте вывод.

После выпуска этой модели дела фирмы пошли в гору, и Карл Бенц решил создать целую серию экипажей.

 

После выпуска этой модели дела фирмы пошли в гору, поэтому Карл Бенц решил создать целую серию экипажей.

 - В чем состоит главное условие построения СПП? (НАЛИЧИЕ ГЛАВНОЙ И ЗАВИСИМОЙ ЧАСТИ)

 - А где, по вашему мнению, может находиться придаточная часть по отношению к главной?

Проверим, насколько вы правы. Найдите главную и придаточную части, поставьте вопрос, расставьте знаки препинания.

1.                Началом истории развития автомобиля можно считать изобретение колеса которое является одним из величайших технологических открытий человечества.

2.                Кельты для укрепления колес которые использовали в колеснице стали задействовать металлический обод.

3.                Изобретение колеса способствовало развитию ремесленничества так как оно активно применялось в прялке, гончарном круге, мельнице.

4.                Ученые не могут точно сказать где было изобретено колесо.

5.                Доподлинно известно что возраст первых колес около 4000 лет.

- К чему может относиться придаточная часть СПП? (К опорному слову или словосочетанию; к грамматической основе главного предложения; ко всему главному предложению).

- Как ставить знаки препинания в СПП? (Части СПП разделяются запятой)

А теперь посмотрите на доску. Перед Вами три предложения, ваша задача подчеркнуть грамматические основы и определить  втростепенные члены, правильно поставив вопрос к ним.

1.                Преподаватель рассказывал интересно и эмоционально.

2.                Преподаватель объяснял мне и моему другу задание.

3.                Умный и талантливый преподаватель работал у нас.

Какие второстепенные члены представлены в данных предложениях?  На какие вопросы они отвечают?

Обстоятельство (где? Куда? Зачем? откуда? как? Когда?Почему? )

Дополнение (вопросы косвенных падежей)

Определение (какой? Какая?какие? какое?)

Внимательно прочитайте теоретический материал (распечатан).

По значению и строению придаточные части сложноподчиненных предложений делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.

Определительные придаточные поясняют (определяют) член предложения в главной части, который выражен именем существительным (или местоимением), и отвечают на вопросы определения: какой? Чей?

Это был четырехколесный автомобиль, который впоследствии стал прообразом первого отечественного автомобиля конструктора Яковлева и Фрезе.

Изъяснительные придаточные поясняют член предложения (чаще всего сказуемое) в главной части и, как дополнения, отвечают на вопросы косвенных падежей.

Мы оживленно беседовали с товарищами о том, как сдать экзамен по вождению.

Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т.п. того, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельства.

Чтобы понять устройство автомобиля, надо прежде всего знать историю его создания.

Проверим, как вы усвоили данный материал.

Продолжите предложения, используя слова, предложенные в скобках. Как меняются смысловые отношения между главной и придаточной частями. Установите, к какому виду относится каждая придаточная часть сложноподчиненного предложения.

1. Мы открыли книгу, (которая…; чтобы…; так как…; хотя…).

2. Из окна машины открывался удивительный сельский пейзаж, (какой…; так что…; когда…).

3. Товарищи по секрету сообщили новость, (которая…; потому что…; так что…; как будто…).

Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

*** Считаем возможным, разбить данный текст на три части, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, и предложить им выполнение данного задания на отдельных карточках.

Без чего по Вашему мнению невозможно представить автомобиля? Без двигателя? Верно. Без трансми(с,сс)ии и подвески? (Не)сомне(н,нн)о. Ну а самое главное без чего его нельзя представить - это без колес. Раньше даже понятия не имели что такое колесо. Его открытие дало большой толч…к в развитии механики и техники.

По находкам  датирующ…мся последней четвертью 5-го тысячелетия до нашей эры можно судить что первое колесо изобрели на те(р,рр)итории совреме(н,нн)ой Румынии. Чуть позднее они появились на те(р,рр)иториях южнорусских степей, Германии и Польши. В других источниках находим информацию о том что  именно на Северном Кавказе и Кубани нашли экземпляры которые старше колес из Месопотамии. Таким образом можно утверждать что самое первое колесо появилось именно на Западе.

Колесо изобреталось постепенно поэтому  его предшественником можно считать деревя(н,нн)ый каток найденный в Месопотамии. Он подкладывался под груз для того что(бы) его проще было переместить. Первые колеса представляли из себя диск из дерева который насаживали  на ось и фиксировали клином. Это  подтверждают изображения повозок датированные 2700 годом до н.э. и найденные в Междуречье и городе Урук. Уже во 2 тысячелетии конструкция колеса сильно меняе(тся, ться). В Малой Азии появляе(тся,ться) колесо с гнутым ободом, спицами и ступицей. Кельты для укрепления колес  используемых на колесницах  стали задействовать металлический обод  который уже в совреме(н,нн)ых автомобилях заменен резиновыми шинами.

5.  Рефлексивно – оценочный этап.

Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

Сложноподчиненным предложением называется такое _________ предложение, части которого соединены с помощью _____________ союзов или ___________. Сложноподчиненные предложения имеют две части, одна из которых является _________, а другая - ___________. Придаточная часть может стоять  _____ главной, ______или ________. В сложноподчиненных предложениях придаточная часть выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главной:_____________, если находится после или перед главной частью; __________, если находится внутри главной. По значению и строению придаточные части сложноподчиненных предложений делятся на три основные группы: _________, __________, __________.

Проверка

Оцените свою работу:

1.                Без ошибок – «5»

2.                1,2 ошибки – «4»

3.                3,4 ошибки – «3».

Домашнее задание: повторить теоретический материал, используя параграф 81 учебника (В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»), выполнить упражнение 403.

 

Автор Ратникова Александра Анатольевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1153
Номер материала 5039
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓