Сафина
Г.Г., СОШ №4 г. Хромтау
Актюбинской области
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями»
5 класс
Цели урока:
- Образовательные: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал;
закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей; контроль и
оценка знаний, полученных в ходе изучения темы;
- Развивающие: развитие логического и пространственного мышления обучающихся,
памяти, навыков работы в паре, умение анализировать;
- Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения
работать в коллективе, самостоятельности.
Тип урока: обобщающий
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный, ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, цветные карандаши, раздаточный материал
(карточки).
Ход
урока.
1.Организационно
- психологический этап. Слайд 2
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня
мы с вами отправимся в необычное путешествие, мы посетим страну название,
которой вы, узнаете, разгадав ребус.
Итак, мы посетим страну Дроби. В этой стране
мы сделаем несколько остановок.
Слайд 3-4
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достижения людям!
Итак, В путь!
2.Остров «Определение» Слайд 5-8
3.Город «Исторический» Слайд 9-11
С самых древних времён у людей появилась потребность
в измерении длин, площадей, углов и
других величин. Для получения более точных результатов
меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.
Первыми в практике людей появились самые простые
дроби ( , , и
т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в
вычислениях и другие дроби.
Запись дробей с
помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки
знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде
дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при
этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби
стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов
«раздроблять», «разбивать», «ломать».
А в первых русских учебниках математики дроби
так и назывались – «ломаные числа».
В древности и в Средние века учение о дробях считалось
хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики.
Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал:
«Без знания дробей никто не может
признаться знающим арифметику!»
Интересное и меткое «арифметическое»
сравнение сделал Л.Н.Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель
которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель –
то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше
знаменатель, а значит , тем меньше дробь
4. Остров «Горы ума» Слайд 13
№668(1-4), четверо работают с карточками
5.Порт «Напряжение ума» Слайд 14
Инсценировка.
Учитель: Ребята, вы
знаете, что математика наука точная и она не любит невнимательности,
неаккуратности, неточности. Вот сейчас мы и проверим насколько вы внимательны.
Есть такой герой – Магистр рассеянных наук. С ним всегда происходят разные
нелепые истории. И одну из таких историй вы сейчас услышите.
Аня: Однажды с Магистром рассеянных наук произошёл такой случай. Собрался
он в путешествие, вышел на улицу и увидел двух плачущих детей.
Магистр: Что случилось? Вы наверное потеряли деньги?
Девочка: Нет. Мне мама велела купить ровно три четверти литра квасу.
Мальчик: А мне пол-литра. А бутылку я разбил. Куда мне теперь наливать квас?
Девочка: В бидон входит только один литр.
Магистр: Вам, дети, повезло, что вы встретились со мной. Нам поможет
арифметика. Тебе, девочка, нужно купить три четверти литра – это , а тебе, мальчик, пол-литра – это . Теперь сложим эти дроби:
, а в бидон входит 1
л или л, так что вы
нальёте, а бидона останется пустой.
Аня: После этих слов дети ещё громче заплакали и убежали. Почему?
Ответ: На самом деле , т. е это больше 1
л на .
Молодцы! Какая
дробь получилась у Магистра в результате сложения? А какая на самом деле?
Сравните эти дроби с 1.
5. Остров «В поисках решения» Слайд 15
№683
6. Архипелаг «Отдыха». Физкультминутка Слайд 16
Раз – поднялись, потянулись
Два –
согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши
три хлопка,
Головою три
кивка.
На четыре –
руки шире.
Пять – руками
помахать.
Шесть – за
парту тихо сесть.
7.Думай и дерзай Слайд 17-19
Дифференцированная
самостоятельная работа (5 – 7 мин):
1-й
вариант 2-й вариант
3-й вариант
1. Найдите значение
выражения:
2. Купленную муку высыпали в
два
пакета. В первый пакет
высыпали
кг, а
во второй – на кг
меньше.
Какова масса всей купленной
муки?
3. Решите
уравнение:
( )
8. Порт «Своя Игра»
Решите задачи:
100б.
От посёлка до почты 8
км, что составляет расстояния от посёлка до
станции. Чему равно расстояние от посёлка до станции? (10км)
200б.
В корзинку помещается 600
г земляники. Наташа набрала корзинки.
Сколько граммов ягод набрала Наташа? (450г.)
300б.
За 6 ч поезд прошёл всего расстояния. За
какое время он пройдёт всё расстояние, если будет двигаться с той же скоростью?
(10 ч)
400б.
В кувшин помещается 750
г воды. Его заполнили на пристани находится
10 двухместных лодок и 30 одноместных. Какую часть всех лодок составляют
двухместные лодки? Сколько воды можно ещё добавить в кувшин? (500г)
500б.
У пристани находится 10 двухместных лодок и 30
одноместных. Какую часть всех лодок составляют двухместные лодки? (1/4)
9. Остров «Тестодром». Приложение 1. Слайд 20-21
10. Бухта «Конечная». Домашнее задание. Слайд 22
№675, 679(1)
Рефлексия
Притча. Шел мудрец, а
навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями
для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого
спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день
возил камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот
ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо
засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве
храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою
работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек? (Поднимают
желтые жетоны.)
- Кто работал добросовестно? (Поднимают
зелёные жетоны.)
- Кто принимал участие в строительстве храма? (Поднимают
красные жетоны)
Слайд 23
Приложение 1.
Тесты.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.