Этапы и цели проведения
урока
|
Деятельность ученика
|
Деятельность учителя
|
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
|
Диагностирующие задания каждого этапа, планируемый
результат
|
6. Разработка структуры урока. Расчет времени для
каждого этапа.
|
К р и те р и и
|
- Конструирование методологического
образа обучающегося как целевого фактора построения образовательного
процесса.
|
1мин
|
1
этап. Организационный момент.
Цель
– активизация учащихся. Формирование познавательных, регулятивных и
коммуникативных УУД.
|
Формулировать правила поведения на уроке,
аргументировать их.
|
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
|
- Прозвенел звонок, начинается урок, наши ушки на
макушке, глазки широко открыты, слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
|
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из нас?
Метапредметные результаты (Познавательные, коммуникативные,
УУД)
Личностные результаты
|
2. Выбор фундаментального образовательного объекта
урока
|
4 мин
|
2
этап Актуализация знаний. Мотивировать учащихся на изучение темы.
Расширять опыт творческой деятельности учащихся.
|
Просмотр фрагмента мультфильма «38 попугаев»
(измерение удава и разное количество мерок)
|
Заинтересовать учащихся, чтобы они захотели и смогли
проявить себя.
|
- Хотите посмотреть отрывок из мультфильма?
- Кто скажет, что случилось? Почему получились
разные показатели, что удав изменился? (разные мерки и разный результат; чем
больше мерка, тем меньше результат и наоборот чем меньше мерка, тем больше
результат);
- Мы вчера на уроке измеряли с Катей длину класса
шагами? Какие у нас поручились измерения и почему? (8
шагов учителя и 11 шагов у Кати, потому что длина шага разная)
|
Метапредметные результаты (Познавательные,
коммуникативные, регулятивные УУД)
Личностные
результаты
|
3.
Формулировка цели.
|
3 мин
|
3
этап. Постановка цели.
Блиц
– опрос.
Цель
– закрепить знание изученных величин.
Формирование
у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания.
|
Работать с информацией,
представленной в форме устного вопроса учителя, участвовать в
обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать
его.
|
Организовать блиц – опрос по изученным величинам.
Показать отличия величин от других предметов
(величины можно измерить).
|
- Какие величины ВЫ знаете? (длина, масса, объем)
- Почему длина является величиной? (Длину предмета
можно измерить, результат выразить числом, длины можно сравнить между собой)
- Что значит измерить длину предмета? (Выбрать
единичный отрезок и узнать сколько раз он содержится в данном предмете).
Является ли величиной сантиметр? Почему? ( Нет,
сантиметр – это мерка, отрезок, которым измеряют другие отрезки, а величина –
это свойство предметов) слайд 1
- Какие единицы измерения массы вы знаете?(кг)
- Какие еще единицы измерения длины вы знаете? (шаг,
локоть, сажень,… - старинные)
- Являются ли величинами такие свойства предметов,
как цвет, запах, назначение? Почему? (Нет, их нельзя измерить)
- Что больше 6кг. или 5л.? (сравнить нельзя)
- Какую цель мы сегодня ставим перед собой на уроке?
(закрепить знание изученных величин).
|
Предметные результаты Метапредметные результаты (Познавательные,
коммуникативные УУД)
Личностные результаты
|
- Разработка образовательной ситуации
урока
|
4 мин
|
4.1.
Инициирование процесса познания.
|
4
этап. Изучение нового материала.
Цель
– Мотивировать учащихся на изучение темы, умение отличать величины по их
свойствам от других понятий.
|
Участвовать
в обсуждении проблемы в парах, в классе. Осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
Оценивать
правильность выполнения заданий (коллективно)
|
Организовать проблемную ситуацию в парах
по заданию 1, на стр.16,ч.3 (слайд 1)
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и
определение темы и цели урока. Учить отстаивать свою точку зрения.
|
Постановка проблемы. Открытие нового.
Рисунок 1:
слайд 2 (2) (стрелки появляются при проверке, анимация)
- Расставить стрелки на схеме?
- Как расставили стрелки?
- Как вы думаете, кто прав?
- Почему время, масса, длина, объем, температура,
время - это величины? (Их можно измерить)
- Какие величины встретились впервые нам на уроке?
(температура, время)
- Как их можно измерить? (температуру тела измеряют
термометром, когда болеют, она повышенная; температуру
воздуха измеряем или смотрим по телевизору, когда холодно мы не
приходим в школу; время – смотрим определяем по часам)
- Что о величинах хотели бы узнать на уроке?
(уточнить, что такое величины и что их объединяет, как их отличить от других
понятий) «понятие величины и общие свойства величин».
- Зачем изучать нам такую тему?
( связь с жизнью).
Проверка по слайду 2
|
- Почему допущена ошибка, почему некоторые не
справились с заданием?
Предметные результаты Метапредметные результаты
(Познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
Личностные результаты
|
4.2.
Проблематизация
|
2
мин
|
5
этап. Систематизация новых знаний.
Цель:
Формировать умения отличать величину как свойство предмета, значение величины
- от других понятий. Учить обобщать, и доказывать свою точку зрения.
|
Участвовать
в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать
его.
Формулировать
своими словами, выводить алгоритм.
|
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Включить учащихся в деятельность по обсуждению
последовательности действий при измерении величин.
Организовать работу по составлению алгоритма
|
-Конфета – это величина или нет? (нет, не существует
единицы измерения именно для конфеты). Хотя у конфеты можно измерить ее длину
- это будет длина, вес – это будет масса.
- Тогда, что такое величина?
(Величина – свойство предметов, которое можно
измерить и результат измерения выразить числом).
- Какое у величины может быть значение?
(Значение величины – это результат измерения
величины выбранной меркой.
Значение величины – это именованное число).
- Можно ли сравнить длину удава в мультфильме при
помощи попугаев и мартышек, ведь мартышек 5, а попугаев 38? (нельзя, можно
сравнивать только величины в одинаковых единицах).
Вывод: Значения одной величины, выраженные в
одинаковых единицах измерения, можно сравнивать с помощью знаков <,
>,=.
Чтобы измерить величину, можно выбрать одну
мерку (единицу измерения) и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой
величине.
Слайд3
Составим алгоритм
измерения величин. Что попугай сказал удаву, когда тот отказался глотать
«столько попугаев»? (хватит одного – он выбрал мерку, решил измерять одним
попугаем)
Значит 1 – выбрать
мерку.
- Что дальше нужно?
2- посчитать, сколько
содержится в измеряемой величине (в удаве) мерок (попугаев)
Чем больше мерка, тем меньше значение измеряемой
величины, (как шаги взрослого и шаги ребенка) и наоборот.
Сравнивать, складывать и вычитать значения величин
можно только тогда, когда они выражены в одинаковых единицах измерения (кг +
кг), (но не кг + л) .
|
- Назовите величины
- Какие величины мы встречаем на уроке впервые?
От чего зависит значение величины? (например: 5шагов
и 9 шагов; 5 мартышек и 38 попугаев)
Когда можно сравнивать, складывать и вычитать
значения величин?
Предметные результаты Метапредметные результаты
Личностные результаты
|
4.3.Поиск
методов разрешения проблемы.
|
2 мин
|
6 этап. Учить систематизировать и применять
полученные знания, действовать продуктивно в изучаемой области. Расширение
опыта творческой деятельности учащихся.
|
Участвовать в обсуждении соответствия величины и
мерки, соответствующего принятого сокращения
|
Организовать работу по систематизации мерок –
эталонов.
|
Для измерения величин выбирают общие мерки –
эталоны:
- В каких единицах измеряют длину?
- Как обозначают их сокращенно?
- В каких единицах измеряют массу (вес покупки в
магазине)?
- Как обозначают сокращенно?
- В каких единицах измеряют объем? (сока, молока…)
- Как обозначают сокращенно?
- Кто знает, а как обозначают температуру? 25 , 36
чего?
- Сокращенно обозначают кружочком справа возле цифры
вверху, вот так 36⁰
- В каких единицах измеряют время?
- Как обозначают?
Слайд 4
Вывод: Длина, масса, объем, температура, время –
это величины (их можно измерить и выразить числом, сравнить).
Цвет, запах, конфета, аппетит, форма – нет (на
сегодняшний день не существует измерителей – эталонов, которые позволяют их
выразить числом и сравнить).
Конфета – не является величиной, это предмет, а не
свойство (тогда, как величиной будет являться масса конфеты, ее длина,
ширина).
Новые величины - время, температура.
|
Какая величина не встречалась нам на уроках?
(Температура, время)
Кто знает, какая мерка – эталон существует для
измерения температуры?
Времени?
Предметные результаты Метапредметные результаты
(Познавательные,
коммуникативные УУД)
- Назовите величины.
- Почему это величины?
- Цвет, запах, конфета, аппетит, форма - это тоже
величины? Почему?
- Конфета – это величина?
- Какие встретились новые величины, с которыми до
сегодняшнего урока мы не встречались?
|
4.4. Трансформация незнания в метазнание.
|
6 мин
|
7
этап. Применение полученных знаний.
Цель
– научиться находить нужную величину и сравнивать величины между собой,
применять новые знания в иной ситуации. Учиться навыкам переработки
информации.
|
Работать с информацией,
представленной в форме рисунка, участвовать в работе по вычислению
веса, оценивать правильность выполнения заданий, формулировать собственное
мнение и аргументировать его.
|
Организовать работу, обеспечить контроль за
правильностью обсуждения.
Организовать фронтальную работу по учебнику в
тетради.
|
Задачи 3 -4 на стр. 16
Задание 3(устно) - Сколько весит пакет а? (2+1=3кг)
- Сколько весит пакет б? (5-1 =4кг)
- Какой из них тяжелее и на сколько?(4-3=1кг)
- Как уравновесить пакеты а и б? (3+1=4)
Задание 4 (письменно) – Прочтите задачу.
В один чайник входит 2 литра воды, а в другой 3
литра. Сколько литров воды входит в оба чайника? На сколько второй чайник
вместительнее?
- Расскажите своими словами задачу.
- Какое действие поможет ответить на первый вопрос?
- Какое действие поможет ответить на второй вопрос?
- Составляем схему и записываем решение и ответ
задачи в тетрадь самостоятельно.
Физминутка (слайд 5-9)
|
Какая мерка – эталон использована в задаче?
- Как сравнили величины?
- Какое действие помогло сравнить чайники и найти
тот, который вместительнее?
Предметные результаты Метапредметные результаты
(Познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
Личностные результаты
|
4.4.
Трансформация незнания в метазнание.
|
5 мин
|
8
этап. Самоконтроль. Цель – учиться мыслить творчески (комбинировать новые
способы деятельности с новыми).
|
Формулировать собственное
мнение и аргументировать его
|
Организовать обсуждение.
|
Задача: У Димы длина большого пальца 5
см, а среднего 7 см. На сколько его средний палец длиннее большого?
- Расскажите задачу своими словами?
- Как узнать, на сколько одно число больше или
меньше другого? (надо из большего вычесть меньшее)
- Запишите выражение в тетрадь, которое поможет
ответить на поставленный вопрос.
(7 - 5=2 см)
Задание7 на стр.17, подумайте, найдите
закономерность и запишите выражения. (состав чисел8 и 9)
|
- Какое действие помогло ответить на вопрос?
Предметные результаты Метапредметные результаты
(Познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
Личностные результаты
|
4.4. Трансформация
незнания в метазнание.
|
1
мин инструкция
4
мин работа в группе
4
мин выступление групп
3
мин взаимооценивание
|
9
этап. Повторение. Цель – учиться работать в группах. Формировать качества
мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу)
|
Участвовать
в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать
его.
|
Организовать работу в группах, включить учащихся в
обсуждение выбора способа решения задач на нахождение целого и части.
|
- Поработайте в группах над задачей. (Каждая группа
получает карточку с задачей.)
Задача для 1 группы:
Из коробки взяли сначала 4 кг. яблок, а потом еще 2
кг. яблок. Сколько всего яблок взяли из коробки?
Задача для 2 группы:
Мама купила 6 литров сока. Из них 1
литр яблочного, 3 литра вишневого, а остальной – виноградный. Сколько литров
виноградного сока купила мама?
Задача для 3 группы: Для
праздника купили 3 кг. мандаринов, 2
кг. бананов, 1 кг. винограда и 2 кг. сахара. Сколько всего фруктов купили
для праздника?
Встаньте и подойдите к совещательным столикам своей
группы.
На каждую группу – листочек с задачей, нарисуйте
схемы к задачам, подумайте как, и запишите решение, а далее ответ. Будьте
внимательны.
- Оцените свою деятельность на уроке
|
- Посмотрите 1 группа на задачу. Нарисуйте рядом
схему. Что нужно найти в задаче целое или часть?
- 2 группа внимательно прочтите задачу, постройте
свою схему. Что нужно найти в задаче целое или часть?
- 3 группа внимательно читает и задачу и составляет
свою схему. Что нужно найти в задаче целое или часть?
- Какое действие помогло найти целое?
- Какое действие помогло найти часть?
Предметные результаты Метапредметные результаты
(регулятивные,
коммуникативные УУД)
Личностные результаты
|
7.
Разработка домашнего задания
|
|
1 мин
|
10
этап. Рекомендации для дополнительных занятий дома с родителями.
|
|
|
- Представьте, что вы стали добрыми феями и готовите
сладкие подарки для людей. Придумайте и нарисуйте дома задачки о сладостях,
которые вы будете закупать в магазине. Какая величина вам понадобится? (КГ)
- Задачи, которые решали на уроке, будут подсказкой.
На уроке вы свои задачки зададите друг другу.
|
Предметные результаты Метапредметные результаты
(Познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
Личностные результаты
|
- Определение способов
оценки результатов урока, рефлексии учащимися хода урока и результатов
собственной деятельности.
|
4 мин
|
11
этап. Рефлексия деятельности.
|
Определяют результаты урока, проводят рефлексию хода
урока и результатов собственной деятельности
|
Организовать рефлексию деятельности учащихся на
уроке.
Организовать составление слайда 10 рефлексии (он мог
на уроке получиться и любого вида, но у нас поучилось вот что, я планировала
иначе…)
|
Понял и могу научить другого
|
Понял, но есть вопросы
|
Понял, но не смогу объяснить
|
|
|
|
У каждого из вас на столе табличка. Подумайте, и
нарисуйте смайлик в одном из столбиков, оцените себя.
- Поднимите руку, у кого смайлик получился в
первом столбике? Во втором? В третьем?
- Какие возникли вопросы после урока?
- Какую тему мы изучали?
- Величины предметов могут быть какими?
- Что мы с предметами делаем?
- Что вы на уроке не поняли?
- Вы МОЛОДЦЫ! Создание последнего слайда совместно
с детьми)
|
|
Метапредметные результаты (регулятивные,
коммуникативные УУД)
Личностные результаты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.