Главная / Русский язык и литература / Словосочетание. Конспект урока по на тему "Способы подчинительной связи в словосочетании" 7 класс

Словосочетание. Конспект урока по на тему "Способы подчинительной связи в словосочетании" 7 класс

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m6a4a1cbd.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_908ebb9.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m6185dd05.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_245b4a6c.gifhello_html_3d19ac1b.gifhello_html_m685dddb2.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_5c2ded77.gifhello_html_6d9b67d7.gifhello_html_66180f3e.gifhello_html_m29930b50.gifhello_html_3e31991b.gifhello_html_m29930b50.gifТема урока: Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании.

Цель урока: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении слов в словосочетании; умение находить главное и зависимое слово

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3)обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

1) развитие мышления, навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

  • Воспитательные:1)Воспитание любви к русскому языку

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

  1. Организационный момент.

  1. Психологический настрой.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Я рада приветствовать Вас ,

                      Возможно, есть классы лучше и краше,

                      Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                      Пусть будет уютно и очень легко.

Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

-Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня тоже радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

2.Проверка Д/З «Мозговой штурм»

Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение )

Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)

Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)

Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

Что не является словосочетанием? 

  • Основа предложения (мальчик уехал),

  • Однородные члены (быстрый и внимательный),

  • Предлоги со словами (в течение часа),

  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)

  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

Д/З Упражнение 6. Спишите словосочетания, в которых главным словом является имя существительное, имя прилагательное, глагол.



Имя существительное

имя прилагательное

глагол

Арктические земли, полярная ночь, полярный день, признак севера, двигаться верхом, полярной пустыней, полярные маки, карликовая ива, вечной мерзлоты, интересно смотреть, животный мир, белый медведь, полярный волк, птичьи базары, сильные ветры, закончить путешествие, свободные ото льда.

Имя существительное

имя прилагательное

Глагол

Арктические земли

свободные ото льда

двигаться верхом

полярная ночь


интересно смотреть

полярный день


закончить путешествие

признак севера



полярной пустыней



полярные маки



карликовая ива



вечной мерзлоты



животный мир



белый медведь



полярный волк






  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

-Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Подберите синоним к слову «соединение»

-- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим вести разговор о словосочетаниях. Давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»

4.Актуализация знаний. На протяжении всего урока будем работать по таблице ЗХУ

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал». Заполним первый столбик «Знаю»

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал

Словосочетание– это ________________ слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ______________ слова к ______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________

Какие существуют способы связи в СС?

Уметь определять способы связи..  

 


Обратите внимание на тему нашего урока.

- Как вы думаете, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться? Заполнение 2 столбца «Хочу узнать»

5.Итак, обобщим имеющиеся знания.

Схема-кластер по теме »СС».


главное слово зависимое слово

синтаксис


СТРОЕНИЕ

предложени



ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД


именное глагольное наречное согласов управле примык




Что такое согласование? Управление? Примыкание? 

(Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

6.Закрепление . Слайд «Арктика»

Мы вновь отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда.

А) Упр1 Работа по тексту «Хозяин Арктики»

Вопросы по тексту: - Почему белого медведя называют «хозяином» Арктики? (Он лазает по льдам, легко ходит по снегу, прекрасно плавает)

-Почему белого медведя называют «морским»? (Жизнь его связана с морем)

-Что позволяет медведю не замерзнуть? (Подкожный жир)

-Где самка белого медведя устраивает берлогу? (Там, где во время сильных буранов снег не будет сдуваться ветром)почему белый медведь во время охоты прикрывает морду лапой? (Черный нос и черные глаза. Чтобы быть незаметным во время охоты.)

-Что делает медведь в случае бескормицы? (погружается в спячку)

- Как вы понимаете выражение «погружаться в спячку»?(Засыпать)

Б)Кроссворд «Это все об Арктике»

В) Творческая работа. Игра «Пробы пера». Упражнение 7. Составьте словосочетания на тему «Арктика» Работа группами.

Подберите к данным рисункам все возможные словосочетания.

Г) Работа с учебником. Упр2 стр 125 Выпишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово. Определите способ связи.

Д) Работа по перфокарте. Буквенный диктант. Упр4

 Определите способ подчинительной связи одной буквой:
Медведь морской, связана с морем, теплая шуба, переносить бескормицу, прикрывает лапой, пойдет дальше, греет медведя, хорошо видит, резко поднимается, глубоко ныряет, называют медведя, хозяин Арктики.

Индивидуальная работа . Карточка.

Белый медведь очень быстро передвигается по льду.

 Задание:

- Вычлените грамматическую основу (медведь передвигается)



- Найдите словосочетания по грамматическому значению:

А) предмет и его признак (белый медведь)

Б) действие и его признак (быстро передвигается)

      • В) признак признака (очень быстро)

Разминка «Верно-Неверно»

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

1 Верно ли, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.( Да.)

2.Верно ли , что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование).

3. Верно ли , что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?( Да.)

4. Верно ли , что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.(Да.)

5.Верно ли , что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да).

6.Верно ли , что сочетание «Вода журчит» - управление. (Нет, грамматическая основа предложения).

7.Верно ли , что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да).

Наш урок подходит к концу. Прежде чем вы заполните 3 столбик таблицы проведем игру «Узнай незнакомца»

Игра «Узнай незнакомца». Расскажите о нем, дайте ему характеристику.

Своих незнакомцев мы условно назовём цифрами 1, 2, 3. Все они руководители известных фирм.

Незнакомец 1 (с) – очень ответственный и целеустремлённый. Он общительный и доброжелательный, уважает своих сотрудников. Умеет всегда настроить их на совместную продуктивную деятельность. В результате, у него всегда всё получается. Его коллектив очень дружный и сплочённый. Один без другого никуда. Все радости и печали пополам. Совместная творческая работа ведёт к процветанию фирмы.

Незнакомец 2(п) , в отличие от первого руководителя, уделяет больше внимания себе, чем другим, он вообще никого вокруг не замечает. Его не интересуют люди, с которыми он работает. О совместной деятельности не может быть и речи. От такого руководителя страдают интересы фирмы, сотрудники тоже живут обособленно. Каждый сам по себе. Один день как две капли воды похож на другой. Жизнь в этом коллективе скучна и неинтересна.

Незнакомец 3(У) - более деятельный руководитель. Он вникает в работу своих сотрудников, но предпочитает авторитарные методы. Любит, чтоб его слушались и беспрекословно выполняли только его поручения. Совместная деятельность в этом коллективе не получается, потому что не учитываются интересы сотрудников. Когда один человек решает за весь коллектив, он лишает других людей творчества и вдохновения.

Заполнение таблицы.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Словосочетание– это ________________ слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ______________ слова к ______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________


Какие существуют способы связи в СС? 

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)



Рефлексия.

Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Дифференцированное домашнее задание :

Для слабых учащихся –Упр№3 Выписать СС, описывающие белого медведя

Для остальных учащихся – задание: Упр5 стр 12 тесты.





















Приложение.

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал

Словосочетание– это ________________ слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ______________ слова к ______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и ________________________




 

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

 



Карточка Дополнительное задание: допишите предложения.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Индивидуальная работа . Карточка.

Белый медведь очень быстро передвигается по льду.

 Задание:

- Вычлените грамматическую основу (медведь передвигается)

- Найдите словосочетания по грамматическому значению:

А) предмет и его признак (белый медведь)

Б) действие и его признак (быстро передвигается)

В) признак признака (очень быстро)

 Тест

  1. Определите словосочетание со способом связи согласование.

А) хозяин Арктики С) подкожный жир

В) связано с морем Д) переносить бескормицу

 

  1. Определите словосочетание со способом связи управление.

А) полярное лето С) хорошо видит

В) греет медведя Д) короткая пробежка

 

  1. Определите словосочетание со способом связи примыкание.

А) подрасти хорошо С) залегает в берлогу

В) суровая жизнь Д) с удивительным терпением

 

  1. Найдите грамматическую основу предложения.

А) не сдувается ветром С) поднимается температура

В) жизнь медведя Д) основная задача

 

  1. Назовите словосочетание, в котором зависимое слово выражено наречием.

А) подросшие медвежата С) пойдет дальше

В) шестьдесят килограммов Д) прикрывает морду

 

  1. Выберите и подставьте нужное слово (по содержанию текста).

Погружается в …

А) в сон С) в берлогу

В) в спячку  Д) в воду

 

  1. Назовите «лишнее» словосочетание (по содержанию текста).

А) лазает по льдам С) прекрасно плавает

В) глубоко ныряет Д) лазает по деревьям

 

  1. Найдите словосочетание с грамматическим значением действие и предмет, на которое переходит.

А) хозяин Арктики С) полярное лето

В) полярное лето Д) называют медведя

 

  1. Найдите словосочетание с грамматическим значением предмет и его признак.

А) прикрывает лапой С) черные глаза

В) устраивает берлогу Д) хорошо видит

 

  1. Что изучает синтаксис?

А) части речи С) словосочетание и предложение

В) лексическое значение слова Д) строение слова



Словосочетание. Конспект урока по на тему "Способы подчинительной связи в словосочетании" 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании.

Цель урока:   систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

·         Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении слов                                                            в словосочетании; умение находить главное и зависимое слово

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;      

3)обучение умению связно излагать свои мысли.

·         Развивающие:

1) развитие мышления,  навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

·         Воспитательные:1)Воспитание любви к  русскому языку

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

I.        Организационный момент.

1.       Психологический настрой.

                           Здравствуйте, уважаемые гости!

                  Я рада приветствовать Вас ,

                         Возможно, есть классы лучше и краше,

                         Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                         Пусть будет уютно и очень легко.

          Ребята, добрый день!

          Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

     Не мешай трудиться!

          Громко прозвенел звонок –

 

Начинается урок!

Автор Назымбек Карим Касымбекулы
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1469
Номер материала 58855
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓