Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСловесно-логические упражнения на уроках русского языка.

Словесно-логические упражнения на уроках русского языка.

Скачать материал

 

 

 

 

Словесно-логические упражнения на уроках русского языка.

 

 

На основе упражнений словесно – логического характера развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Упражнения этой группы используются сразу после периода обучения грамоте. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала.

            Учащиеся воспринимают текст на слух. Учитель читает его один раз, делая установку на его запоминание. Дети повторяют текст упражнения и делают умозаключение, обосновывая и доказывая правильность своих суждений.

            Первоначально используются тексты, в которых задействованы оба объекта. Эти тексты небольшие по объему. В них обычно три коротких предложения. Они легко запоминаются, без особого труда воспроизводятся и выполняются учащимися.

            Трудность состоит в том, что ученик должен держать этот текст в памяти довольно долгое время и по требованию учителя находить в нем нужные языковые единицы.

            Например, во втором классе по теме «Согласные звуки и буквы» детям предлагается следующее логическое упражнение:

«Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью. Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище».

            Отвечая, учащиеся повторяют текст упражнения и делают по нему вывод. (Волк и заяц сделали норки под корнями ели и сосны. Заячья нора не под елью. Значит она под сосной, а волчья - под елью).

            Далее следует задание, помогающее ученикам определить тему урока и поставить перед собой цель, над которой они будут работать в течение урока.

            Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов. Из чего состоят слова? На какие две группы делятся все звуки русского языка? Каких звуков в русском языке больше? Как обозначаются звуки на письме?

            Опираясь на два последних ответа, сформулируйте тему урока. Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке? Для формулирования целей используйте опорные слова:

            - повторить…

            - развивать умение отличать…

            На минутке чистописания ученики самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма в процессе поисковой деятельности.

 Букву, с которой мы будем работать, вы найдете в одном из слов нашего логического упражнения. Это слово называет животного. В нем один слог. Буква обозначает глухой парный твердый согласный звук. (К - волк).

            Во время словарно – орфографической работы дети вновь возвращаются к тексту.

            В новом слове первый и последний звуки согласные. В слове два слога. Ударение падает на первый слог. (Заяц).

            Во время закрепления изученного предлагаются следующие задания нетрадиционного характера, которые составляются на основе того же текста.

Найдите в тексте слова в порядке увеличения в них количества согласных звуков. (Ель, заяц, нора, волк, сосна, волчья, заячья…)

            Такого рода задания выполняются устно, по памяти, оказывая большое влияние на умственное развитие ребенка и обеспечивая глубину и прочности усвоения изучаемого материала.

            К более сложной группе логических упражнений нужно переходить тогда, когда слабые ученики класса свободно будут воспроизводить тексты логических упражнений и выполнять к ним задания.

            Во второй группе упражнений 3 – 4 предложения, действуют три объекта.

Например, тема «Однокоренные слова»:

            «Комбайнеры Караваев, Степанов, Иванов убирали хлеб комбайнами на разных полях: овсяном, ржаном, пшеничном. Караваев не работал на уборке пшеницы, Степанов собирал рожь.

Какое зерно убирал каждый из комбайнеров?»

Назовите из текста упражнения пары слов, в которых есть одинаковое языковое явление. (Пшеница – пшеничное, рожь – ржаное, овес – овсяное, комбайн - комбайнеры).

            Вспомнив, как называются эти слова, вы сможете сформулировать тему урока.

            Назовите из текста слова с орфограммой, которая встречается в тексте чаще, чем другие. (Непроверяемая безударная гласная).

Составьте две цепочки из слов текста. В первую включите имена существительные, состоящие из одного корня. Во вторую – имена прилагательные с более сложным составом. Обоснуйте свой ответ. (Хлеб, рожь, овес. Ржаном, овсяном, пшеничном).

            Когда упражнения с тремя объектами свободно выполняются всеми детьми класса, можно перейти к более сложной группе текстов. В них действуют четыре объекта.

Например, тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»:

            «Заяц, лиса, медведь, еж строили теремок. Они работали молотком, пилой, топором, лопатой. Заяц пилил доски пилой, еж работал не топором. Медведь – не молотком, а лиса копала клумбу для цветов лопатой.

Определите, кто из животных каким орудием труда выполнял работу».

Методика работы с логическими упражнениями этой группы такая же, как с предыдущими. Но следует отметить, что нужно усложнять не только сам текст, но и предлагаемые к нему задания. Например, на этапе закрепления можно предложить такое задание. Выпишите из текста слова с непроверяемой безударной гласной в корне, распределив их предварительно на группы в соответствии с темой урока. (Медведь, заяц. Молоток, топор, лопата).

Среди написанных слов найдите те, в которых имеется звукобуквенное несоответствие. Укажите в чем оно проявляется.

Например, тема «Большая буква в словах».

«Девочки Катя, Света, Марина отдыхали в деревнях Березовка, Дубки, Сосновка. Катя отдыхала не в Дубках, Света отдыхала в Березовке.

Определите, в какой деревне отдыхала каждая девочка».

            Постепенно учащиеся привлекаются к составлению подобных логических упражнений. Они выполняют эту работу на изученную тему самостоятельно. Обычно это задание является домашней работой. Самые удачные тексты используются для проведения мобилизующего этапа на последующих уроках.

            Этот новый этап урока (мобилизующий) и новый вид практикуемых на нем упражнений способствует тому, что урок русского языка становится для учащихся более интересным и развивающим, а для учителя более творческим. На уроках русского языка развивается не только ученик, но и учитель совершенствует свое мастерство.

           

 

 

           

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Словесно-логические упражнения на уроках русского языка."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Словесно-логические упражнения являются инструментом для активизации мыслительных процессов: логики, памяти, внимания. Их применение на уроке позволяет сделать учебный процесс интереснее, формирует мощный стимул к овладению знаний по русскому языку. Данные задания могут применяться на различных этапах урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Применение словесно-логических упражнений на уроках помогают учителю творчески подходить к составлению заданий для урока, совершенствовать профессиональное мастерство.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.08.2020 895
    • DOCX 48 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тогмитова Роза Цыренжаповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тогмитова Роза Цыренжаповна
    Тогмитова Роза Цыренжаповна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84905
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1116 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 270 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 569 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 472 человека

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 366 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 72 человека