Словесно-логические
упражнения на уроках русского языка.
На основе упражнений словесно – логического характера
развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь,
сосредоточенность внимания. Упражнения этой группы используются сразу после
периода обучения грамоте. Они представляют собой специально составленный текст,
соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока.
С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы
урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление
изученного материала.
Учащиеся воспринимают текст на слух. Учитель читает его
один раз, делая установку на его запоминание. Дети повторяют текст упражнения и
делают умозаключение, обосновывая и доказывая правильность своих суждений.
Первоначально используются тексты, в которых задействованы
оба объекта. Эти тексты небольшие по объему. В них обычно три коротких
предложения. Они легко запоминаются, без особого труда воспроизводятся и
выполняются учащимися.
Трудность состоит в том, что ученик должен держать этот
текст в памяти довольно долгое время и по требованию учителя находить в нем
нужные языковые единицы.
Например, во втором классе по теме «Согласные звуки и
буквы» детям предлагается следующее логическое упражнение:
«Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под
елью. Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище».
Отвечая, учащиеся повторяют текст упражнения и делают по
нему вывод. (Волк и заяц сделали норки под корнями ели и сосны. Заячья нора не
под елью. Значит она под сосной, а волчья - под елью).
Далее следует задание, помогающее ученикам определить тему
урока и поставить перед собой цель, над которой они будут работать в течение
урока.
Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов.
Из чего состоят слова? На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Каких звуков в русском языке больше? Как обозначаются звуки на письме?
Опираясь на два последних ответа, сформулируйте тему урока.
Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на
уроке? Для формулирования целей используйте опорные слова:
- повторить…
- развивать умение отличать…
На минутке чистописания ученики самостоятельно определяют
букву, предназначенную для письма в процессе поисковой деятельности.
Букву, с которой мы будем работать, вы найдете в одном из слов нашего
логического упражнения. Это слово называет животного. В нем один слог. Буква
обозначает глухой парный твердый согласный звук. (К - волк).
Во время словарно – орфографической работы дети вновь
возвращаются к тексту.
В новом слове первый и последний звуки согласные. В слове
два слога. Ударение падает на первый слог. (Заяц).
Во время закрепления изученного предлагаются следующие задания
нетрадиционного характера, которые составляются на основе того же текста.
Найдите в тексте слова в порядке увеличения в них количества согласных
звуков. (Ель, заяц, нора, волк, сосна, волчья, заячья…)
Такого рода задания выполняются устно, по памяти, оказывая
большое влияние на умственное развитие ребенка и обеспечивая глубину и
прочности усвоения изучаемого материала.
К более сложной группе логических упражнений нужно
переходить тогда, когда слабые ученики класса свободно будут воспроизводить
тексты логических упражнений и выполнять к ним задания.
Во второй группе упражнений 3 – 4 предложения, действуют
три объекта.
Например, тема «Однокоренные слова»:
«Комбайнеры Караваев, Степанов, Иванов убирали хлеб
комбайнами на разных полях: овсяном, ржаном, пшеничном. Караваев не работал на
уборке пшеницы, Степанов собирал рожь.
Какое зерно убирал каждый из комбайнеров?»
Назовите из текста упражнения пары слов, в которых есть одинаковое
языковое явление. (Пшеница – пшеничное, рожь – ржаное, овес – овсяное, комбайн
- комбайнеры).
Вспомнив, как называются эти слова, вы сможете
сформулировать тему урока.
Назовите из текста слова с орфограммой, которая встречается
в тексте чаще, чем другие. (Непроверяемая безударная гласная).
Составьте две цепочки из слов текста. В первую включите
имена существительные, состоящие из одного корня. Во вторую – имена
прилагательные с более сложным составом. Обоснуйте свой ответ. (Хлеб, рожь,
овес. Ржаном, овсяном, пшеничном).
Когда упражнения с тремя объектами свободно
выполняются всеми детьми класса, можно перейти к более сложной группе текстов.
В них действуют четыре объекта.
Например, тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»:
«Заяц, лиса, медведь, еж строили теремок. Они работали
молотком, пилой, топором, лопатой. Заяц пилил доски пилой, еж работал не
топором. Медведь – не молотком, а лиса копала клумбу для цветов лопатой.
Определите, кто из животных каким орудием труда выполнял работу».
Методика работы с логическими упражнениями этой группы такая же, как с
предыдущими. Но следует отметить, что нужно усложнять не только сам текст, но и
предлагаемые к нему задания. Например, на этапе закрепления можно предложить
такое задание. Выпишите из текста слова с непроверяемой безударной гласной в
корне, распределив их предварительно на группы в соответствии с темой урока.
(Медведь, заяц. Молоток, топор, лопата).
Среди написанных слов найдите те, в которых имеется звукобуквенное
несоответствие. Укажите в чем оно проявляется.
Например, тема «Большая буква в словах».
«Девочки Катя, Света, Марина отдыхали в деревнях Березовка, Дубки,
Сосновка. Катя отдыхала не в Дубках, Света отдыхала в Березовке.
Определите, в какой деревне отдыхала каждая девочка».
Постепенно учащиеся привлекаются к составлению подобных
логических упражнений. Они выполняют эту работу на изученную тему
самостоятельно. Обычно это задание является домашней работой. Самые удачные тексты
используются для проведения мобилизующего этапа на последующих уроках.
Этот новый этап урока (мобилизующий) и новый вид
практикуемых на нем упражнений способствует тому, что урок русского языка
становится для учащихся более интересным и развивающим, а для учителя более
творческим. На уроках русского языка развивается не только ученик, но и учитель
совершенствует свое мастерство.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.