Главная / Начальные классы / Слова - названия предметов разного рода.

Слова - названия предметов разного рода.

РУССКИЙ ЯЗЫК (2 класс)

СЛОВА - НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА

ЦЕЛИ:

1) формировать умение определять род слов – названий предметов;

2) формировать умение определять родовые окончания слов – названий предметов;

3)научить выделять окончания слов с мягким знаком на конце.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока

На доске Д Т А-Я Я-А Ж.Р. М. Р. Ср. Р. !

Какие задачи стоят перед нами? Сформулируйте тему урока.

3. Звукобуквенная зарядка

Уч. ч №1, стр. 53

- Прочитайте стихотворение Марины Дружининой

-Посмотрите, тут и там

БУЛКИ скачут по ветвям!

-Какая буква заблудилась? Какие звуки поменялись со сменой буквы?

-В каком из слов произношение и написание не совпадает?

-Для чего нужна звукобуквенная зарядка?

-Запишите предложение: Белки скачут по ветвям!

- Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?

-Выделите словосочетания. Что такое словосочетание?

-Дайте характеристику предложения: по цели высказывания, по интонации.

-Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации?

4.Словарная работа

-Бывает новое, старое, мужское, женское, теплое, зимнее… О каком предмете идет речь? (пальто)

-В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова «пальто»? ( Толковый словарь»)

Верхняя одежда, обычно ниже колен. Родственные слова: пальтецо, пальтишко, пальтовый (пальтовая ткань)

В каком словаре мы можем узнать о происхождении слова «пальто»? (Этимологический словарь)

Заимствовано из французского языка. До 19 века в русском быту не существовало слово «пальто».Вместо него употребляли слово «капот» - так называлась женская верхняя одежда. Но даже когда слово «пальто» появилось в русском языке, оно вначале употреблялось в мужском роде – «мой пальто» и называли этим словом вовсе не верхнюю, а домашнюю одежду.

-В каком словаре мы можем узнать правописание слова «пальто»? (Орфографический словарь)

-Запись слова, ударение, деление на слоги, ошибкоопасные места, составление звуковой модели слова, обозначение количества звуков, букв, слогов.

-Почему количество звуков и букв не совпадает?

–Составьте разные по цели высказывания и по интонации предложения со словом «пальто».

-Что интересного знаете о слове «пальто»? ( Слово пришло из другого языка, оно неизменяемое).

-Проверьте при помощи помощников: Нет (чего?), Рад (чему?), Горжусь (чем?)

-Выделите основу слова.

-Определите род. Как правильно определить род слов – названий предметов?

5. Физминутка

-Игра «Будь внимательным»

-Определи правильно род слов – названий предметов:

Ж.Р. – хлопают в ладоши мальчики;

М.Р. - хлопают в ладоши девочки;

Ср.Р. – все вместе приседают.

Жаворонок, щука, верблюд, сирень, карась, кино, кафе, дядя, солнце, закат, тетрадь, болезнь, перо, братишка, испуг, окно, панамка, браслет.

6.Работа по теме урока

-На доске: Кофе, кафе, пальто, сердце.

-Какое слово лишнее и почему? (сердце, остальные заимствованы из других языков, неизменяемые).

-Анишит Йокоповна утверждает: одно из этих слов мужского рода. Вы согласны с ней?

_-Что это за слово? Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши (уч. ч. 1, стр.57)

В русский язык из голландского языка пришло слово «кофей». Оно изменялось как слово мужского рода. Позднее это слово преобразовалось в слово «кофе». Оно стало неизменяемым, но мужской род сохранило. Мы сейчас говорим «вкусный кофе», а не «вкусное кофе».

-Какое же слово мужского рода? Какого рода остальные слова? Запиши их в нужный столбик.

Ж.Р. М.Р. Ср.Р.

-На какие буквы в обратном словаре мы будем искать слова –названия предметов среднего рода? (е,о)

-Выпиши из обратного словаря первые четыре слова на букву о. (какао, кружево, дерево, слово)

-Какого рода эти слова? Почему ты так думаешь? У какого слова нет окончания? Определи это, изменяя слова с помощью слов : Нет (чего?), Рад (чему?), Горжусь (чем?)

-Выдели основы слов и окончания (там, где они есть).

-Прочитай все слова на букву о, кроме слов с голубой меткой и слов со звездочкой. Какого рода все прочитанные тобой слова?

-Найди среди них и выпиши еще два слова, у которых нет окончаний (эскимо, кино)

-Со словами какого рода мы работали? Какие окончания могут быть у слов – названий предметов среднего рода?

А теперь посмотри на плакат Летучей Мыши (стр.59). Твой ответ оказался верным?

-Под третьим столбиком запиши окончания слов – названий предметов среднего рода. (-о-, -е-, или нет окончаний)

-А что такое нулевое окончание?

-Миша задумался: на какую букву в обратном словаре искать слова – названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Откройте Обратный словарь: 1ряд – на букву Б., 2 ряд – на букву В., 3 ряд – на букву Г., 4 ряд – на букву Д., 5 ряд – на букву Ж., 6 ряд – на букву З.

-Определите род первого слова в каждом столбике. Запишите. Докажите, что у любого из этих слов есть нулевое окончание. Нет (чего?), Рад (чему?), Горжусь (чем?) (окончания у этих слов появляются, когда мы начинаем их изменять)

-Что вы можете сказать об основах этих слов? На какую букву они заканчиваются?

-Посмотрите на плакат Летучей Мыши. Прочитайте об окончаниях слов мужского рода. (на плакате у слов мужского рода кроме нулевого окончания указаны окончания – а-, - я-)http://luntiki.ru/uploads/images/6/a/9/d/5/df59c5f8dc.jpghttp://allforchildren.ru/rebus/rebus17/17-010.gif



Ребусы в картинках



-Разгадайте ребусы.

-Какого рода зашифрованные слова?

-Добавьте их в нужный столбик. Выделите окончания и основы. Укажите, какие бывают окончания у слов – названий предметов мужского рода.





-На доске: Ребусы в картинках

Ребусы в картинках

Ребусы в картинках



-Разгадай ребусы. (доброта, семья, радость)

-Что общего у всех разгаданных слов?

-В пословице « Москва – всем городам мать» найди слова женского рода. Запиши все слова в нужный столбик. Какое слово всегда пишется с большой буквы? Почему?

Выдели окончания и основы. Сделай вывод о том, какие окончания бывают у слов – названий предметов женского рода. Сверься с тем, что написано на плакате у Летучей Мыши. Запиши окончания в конце столбика.

-Хитрый вопрос: в какой из трех столбиков вы запишите слова ТИХОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ?

-В каком словаре узнаем значения этих слов? (Толковый словарь)

ТИХОНЯ – тихий, смирный человек.

ГРЯЗНУЛЯ – грязный, выпачкавшийся в грязи человек (обычно ребенок)

-Выделите окончания этих слов. Обратитесь к плакату Летучей Мыши. Слова – названия предметов какого рода могут иметь такие окончания? (Ж.Р., М.Р.)

_-Вывод: эти слова могут быть и женского, и мужского рода!

-7. Дифференцированная работа

Карточка 1

-Запиши слова – названия предметов в три столбика. Определи род, выдели окончание и основу.

Юла, вершина, запах, море, осень, поле, радость, ущелье, дядюшка, смех.

Карточка 2

-Выпиши слова – названия предметов в три столбика. Определи род, выдели окончание и основу.

Зима, море, радио, поет, мороз, братишка, вьюга, морозный, снежинка, метель, скользкий, мерцают, чародейка, мелькают, метро, снегирь, гладкий.

8. Подведение итогов урока

-Какие задачи мы решали на уроке?

-Какие трудности возникли?

-Задачи урока выполнены?

-Так какие окончания бывают у слов – названий предметов женского, мужского и среднего рода?

-Кто доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание №34 (ч.1, стр.59)



















Слова - названия предметов разного рода.
  • Начальные классы
Описание:

Русский язык 2 класс. Тема урока «Слова – названия предметов разного рода» по учебнику М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А. Байковой «Русский язык» 2 класс. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. Данная методическая разработка способствует развитию умения свободно ориентироваться в различных источниках информации, обогащению словарного запаса, формированию познавательного интереса к изучаемому предмету, расширению кругозора, активности, развитию мышления, речи, а также навыков грамотного безошибочного письма, решению практических задач.

Автор Булатова Елена Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3325
Номер материала 49945
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓